от «____» __________2013г.
«___»_________2013г.
под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2011г.
2013 г.
г. Свирск
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие задачи обучения:
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии.
2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
1. Приложение 3 к приказу департамента образования Иркутской области от «07» мая 2007 г. № 619-дпр «РБУП общеобразовательных учреждений Иркутской области. Начальное образовании».
2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. УМК «Перспектива», 2011г.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
п/п
№ урока
Тема урока
Содержание работы
Характеристика деятельности учащихся
Коррекция программы
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 11 ч
1
1
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет,
форма.
Знакомство с учебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников, писавших натюрморты. Цветы как объект, изображаемый в натюрморте. Цветовой нюанс и контраст (работа с цветовым кругом). Принципы построения композиции натюрморта. Этапы и приемы выполнения творческой работы.
Наблюдать осенние цветы в природе, рассказывать о своих наблюдениях осенних цветов в родных местах. Рассматривать живописные и графические натюрморты, видеть красоту и разнообразие их форм. Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников. Высказывать своё суждение о них. Подбирать цветовую палитру соответственно замыслу и использовать свои наблюдения натуры. Рисовать композицию натюрморта. Выражать в творческой работе свое отношение к природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
2
2
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства
История жостовского художественного промысла. Декоративная роспись по металлу. Русские лаки: традиции мастерства. Народные мастера Жостова. Волшебство цветочного узора: особенности жостовского письма. Колорит жостовской росписи. Секреты послойного жостовского письма. Термины: замалёвка, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка. Приемы работы кистью при выполнении жостовских узоров.
Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров – расписные лаковые подносы. Сравнивать изображения цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чем сходство и различия. Намечать силуэт цветка розы, выполнять приёмы послойного жостовского письма. Выражать в творческой работе свое отношение к к миру цветов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
3
3
О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.
О чем может рассказать русский расписной поднос. Формы подносов. Связь формы подноса, его лакового покрытия и цветочного узора. Общность художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества. Роль пятна и цветной линии как выразительных средств. Приемы выполнения композиции цветочной росписи на подносе.
Рисовать поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью. Намечать белилами тонкой кистью силуэты цветов на цветном фоне. Смешивать на палитре каждую яркую краску с белилами. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
4
4
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма
и объем.
Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, форма, объём. Особенности создания художественного образа плодов земли в натюрморте.
Рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай», выявлять цветом красоту спелых плодов. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
5
5
Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
История одного из видов декоративно-прикладного искусства – конструирования и художественного оформления воздушных змеев. Вымысел и реальность в художественном произведении: о чем рассказали воздушные змеи. Знакомство
с творчеством японских и китайских мастеров. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Традиционные формы воздушных змеев. Орнамент и форма. Зеркально-симметричная основа многоярусного орнамента. Особенность орнаментальных мотивов, образующих узор в разных ярусах. Термины и понятия: зеркальная симметрия.
Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китая и Японии). Рассказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздушных змеев в России и странах Востока. Придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея.
6
6
Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Эскиз лоскутного коврика.
Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Изделия, выполненные в лоскутной технике. Цвет и ритм. Цветовые и композиционные схемы в решении ковровых тканых и лоскутных изделий. Приемы ступенчатого «растяжения» цвета, нахождения контрастных и нюансных цветовых отношений на примерах тка ных, ковровых, лоскутных изделий. Самостоятельное построение орнаментальных композиций (последовательность работы)
Работать по художественно-дидактической таблице. Читать схемы, на основе которых складывается орнаментальный лоскутный модуль, различать разнообразные приемы сочетания геометрических фигур в модуле. Придумывать и рисовать коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
7
7
Живописные просторы Родины.
Пейзаж: пространство и цвет. Композиция «Родные просторы».
Живописные просторы Родины. Наблюдения за природой. Пейзаж. Пейзаж в картинах известных отечественных художников. Творчество И. И. Шишкина. Пространство и цвет. Способы передачи пространства в пейзажных композициях. Термины: линия горизонта, воздушная перспектива, теплые
и холодные тона. Графические композиции пейзажа. Последовательность работы над рисунком – пейзажем.
Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приемов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать теплые тона для первого плана, а холодные - для дальнего. Выражать в творческой работе своё отношение к осенней природе, к широкому пространству Родины, с использованием известных приемов работы красками и кистью.
8
8
Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. Украшение тарелочки.
Из истории керамики Гжели: рождение искусства майолики. Русская майолика: традиции мастерства. Формы сосудов. Взаимосвязь оригинальной формы с декоративной росписью в изделиях народных мастеров. Родные края в росписи гжельской майолики. Особенности изображения гжельского пейзажа. Природные мотивы гжельской майолики. Приемы работы кистью по «растяжению» цвета от темного к светлому и в обратном порядке. Термины: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. Последовательность работы над декоративной композицией.
Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за мастером кистью изображения различных растений. Выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики. Получать плавное растяжение цвета, как на гжельской майолике.
9
9
«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.
Деревянное зодчество России. Музеи-заповедники под открытым небом (например, Кижи; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.). Связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома. Термины и понятия: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень.
Рассказывать о деревянных избах своего родного края, об особенностях украшения фасада русской избы. Объяснять смысл понятий фасад, фронтон, причелина, полотенце, наличник, горница, подклеть, сени, подпол. Работать по художественно-дидактической таблице. Рисовать фасад избы. Повторять увиденный узор в декоре или рисовать по-своему. Изображать крестьянскую рубленую избупо представлению, по наблюдению, украшать резным декором элементы избы.
10
10
«То ли терем, то ли царё дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Творческая работа: Нарисуй по-своему сказочный терем.
Деревянное зодчество России. Разновидности теремных построек. Произведения живописи, в которых изображены терема. Описание домов-теремов в литературных произведениях. Особенности конструкций домов-теремов. Элементы теремной постройки: крыши, башенки, галереи. Знакомство с контрастами архитектурных объемов и форм. Дикoвинныe росписи теремов
(особенности декора).
Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять изображения на ней с собственными представлениями о конструкции деревянной избы. Рисовать по-своему сказочный терем и включить его в коллективную композицию «Русская старинная улица». Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
11
11
Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции. Рисование по памяти птиц в разных поворотах.
Народные традиции заботы о пернатых, о красоте мира живой природы. «Синичкин праздник». Изображения птиц в произведениях отечественных художников. Форма, пропорции, цветовая окраска различных птиц. Форма и фактура в графике. Техника акварельной живописи «по-сырому».
Наблюдать птиц в зимней природе. Сравнивать образы птиц, созданные художником и поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении к ним. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять собственный рисунок с изображениями птиц на таблице. Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю, в технике акварели «по-сырому» (по памяти или наблюдению). Выражать в творческой работе свое отношение к зимующим птицам.
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 10 ч
12
1
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет
и тень, объем и пропорции. Натюрморт из предметов крестьянского быта.
«Каждая изба удивительных вещей полна». Предметный мир крестьянской избы. Обаяние и красота старинных вещей: поэзия и гармония жизни в предметах крестьянского быта. Знакомство с художественными произведениями в жанре натюрморта. Форма предметов крестьянского быта. Композиционные схемы натюрмортов. Последовательность работы над натюрмортом со светом.
Рассказывать о своих наблюдениях семейного чаепития и впечатлениях от восприятия произведений искусства, хранящих память об этом обычае. Участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за самоваром, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюрмортах разных художников. Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять творческое задание согласно условиям. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта.
13
2
Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета
«Как красивы русские зимы…». Образ природы на зимних пейзажах отечественных художников
и в поэтических произведениях. Графика как один из видов изобразительного творчества. Пейзаж в графике. Возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Разнообразные штрихи и линии. Графические композиции А. Кравченко «Зима», Д. Шмаринова «Зимой», В. Прибыткова «Окраина в снегу».
Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях (солнечная или пасмурная погода). Выполнять тонкой лёгкой линией набросок контуры деревьев и кустов. Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж «Заснеженные деревья» в графике. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
14
3
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
Знакомство с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера. Орнамент народов мира. Природа как источник вдохновения народного мастера при создании традиционной одежды и орнамента. Творческое задание с использованием традиционных мотивов русского народного орнамента применяемой в бисерных узорах.
Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства – одежду коренных народов Севера. Высказывать свое мнение о традиционной народной одежде северных народов, любоваться её орнаментальным декором. Называть элементы геометрического орнамента из меха. Создавать эскиз сувенира из бисера с включением в его орнамент знаков-символов русского народного орнамента.
15
4
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.
Новогодние праздники: история, традиции. Атрибуты новогоднего праздника. Изображение новогодних праздников в произведениях живописи отечественных художников. Сюжетно-тематическая композиция. Карнавальные костюмы.
Рассказать о праздновании Нового года в своей семье и об участии в праздниках новогодней елки, о персонажах этого праздника, о совместном со взрослыми радостном и творческом труде по подготовке к празднику. Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Подбирать на палитре яркие, праздничные цвета. Выражать в творческой работе свое отношение к предстоящему празднику, к участию в карнавале.
16
5
Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Творческое задание: Эскиз карнавальной маски-очков или маски ряженого
Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и игровых обрядов традиционной культуры на Руси. Создание образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков и атрибутов и образа маски ряженого. Выполнение детьми эскиза-образа матушки-зимы и маски ряженого.
Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Высказывать свое мнение о художественных образах зимних месяцев, созданных народным мастером, соотносить их с поэтическими образами в пословицах. Объяснять смысл понятия ряженье. Сравнивать карнавальные маски. Участвовать в обсуждении особенностей традиционного для праздника встречи Нового года или Рождества. Рисовать эскиз маски. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
17
6
В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.
Знакомство с ансамблями северорусского и южнорусского костюма. Названия главных частей костюма (работа со словарём). Значение знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма.
Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства - народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных). Работать по художественно-дидактической таблице. Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нем места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом.
18
7
Жизнь костюма в театре. Сцени ческий костюм героя: традиции народного костюма.
Знакомство с театральными костюмами. Выявление роли художника в создании сценического образа (декорации и костюм). Разъяснение понятий: костюм сценический, костюмер. Прослушивание суждений учащихся о том, какой эскиз сценического костюма выбран для творческой работы, в какой технике будет выполнен эскиз. Напоминание о том, какое значение имеет прием рисования от общего (целого) к деталям и снова к общему в данной работе. Самостоятельная работа над эскизом сценического костюма. Обсуждение выполненных работ с целью выбора наиболее удачных эскизов костюмов.
Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национального костюма. Высказывать свое мнение о них. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения. Выражать в творческой работе свое отношение к задуманному образу, в соответствующем ему костюме.
19
8
Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.
Краткий исторический экскурс в прошлое нашей Родины, связанное с героической обороной ее рубежей. Работа с текстом учебника и иллюстрациями исторических памятников архитектуры. Знакомство с основными архитектурными элементами крепостного ансамбля. Проведение изовикторины. Выполнение творческого задания: нарисуй по представлению старинный город-крепость.
Участвовать в обсуждении облика старинных русских городов-крепостей, находить общие черты в характере оборонительных сооружений наиболее выдающихся памятников крепостной архитектуры – кремлей в Москве, Великом Новгороде, Смоленске, родного края. Работать по художественно-дидактической таблице. Работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению. Выражать в творческой работе свое отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.
20
9
«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.
Беседа о красоте града Китежа. Работа с произведениями искусства, знакомящими с памятниками архитектуры; подготовка ответов на вопросы и нахождение разнообразных композиционных схем в изображении старинных крепостей. Чтение композиционных схем крепостных построек и определение соответствия между ними и репродукциями в учебнике. Создание творческой композиции «Старинный русский город-крепость».
Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарного города Китежа. Высказывать свое мнение о нем. Завершать работу над композицией рисунка старинного города-крепости. Выражать в творческой работе свое отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
21
10
Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.
Беседа по тексту и репродукциям с исторических произведений искусства. Работа по вопросам к представленным в учебнике художественным произведениям. Выполнение учащимися в творческой тетради набросков человека в движении по представлению. Выбор сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции и выполнение ее в тетради. Обсуждение выполненных рисунков: выявление наиболее удачных, интересных.
Высказывать свое мнение о произведениях, посвященных великим историческим событиям в жизни страны, о чувстве гордости за свой народ, за героев-защитников земли Русской. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим». Выражать в творческой работе свое отношение к воинской доблести, героизму русских солдат художественными приемами и средствами выразительности живописи.
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 5 ч
22
1
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.
Беседа о весеннем празднике, о празднике всех женщин. Работа по репродукциям женских портретов, ответы на вопросы. Чтение схем изображения головы человека. Создание портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры). Выслушивание рассказов авторов рисунков о тех, кого они запечатлели в своих работах.
Рассматривать женские портреты в живописи. Высказывать мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике. Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины. Рисовать женский портрет самого дорогого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т.д.), передавать его красоту, неповторимость. Выражать в творческой работе свое отношение к портретируемому.
23
2
Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Образ праздника проводов зимы.
Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений народа. Работа по репродукциям картин, представленным в учебнике. Подготовка ответов на вопросы.
Анализ композиции, цветового решения творческой работы учащихся детской художественной школы. Создание собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации. Заслушивание авторов интересных композиций, оценка общего эмоционального состояния работ.
Рассказывать, как отмечается праздник Масленицы в родных местах. Создавать образ Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа. Выражать в творческой работе свое отношение к празднику проводов русской зимы, выделяя композиционный центр цветом, размерами изображения. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
24
3
Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.
Знакомство с народной русской деревянной игрушкой из разных центров художественных традиционных промыслов: Сергиев Посад, Богородское, Семенов, Полховский Майдан, Федосеево. Беседа, раскрывающая определение: игрушка – «зеркало жизни», данное известным художником и исследователем игрушки Н. Д. Бартрамом. Участие в изовикторине. Выполнение зарисовок понравившихся народных деревянных игрушек. Выставка «Русская деревянная игрушка».
Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Высказывать мнение и отношение к деревянным игрушкам, называть, какие из них нравятся больше всего, и объяснять почему. Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять зарисовку понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью. Выражать в творческой работе свое отношение к народной деревянной игрушке. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
25
4
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр
и цвет. Иллюстрация к любимой сказке.
Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества. Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. Выполнение схематичного построения эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации. Рисование по представлению иллюстрации к любимой сказке.
Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром, цветом, проявлять основные части, а потом детали. Выражать в творческой работе свое отношение к героям сказочной композиции известными художественными приемами и средствами выразительности.
26
5
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр
и цвет. Продолжение работы над иллюстрацией к любимой сказке.
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 8 ч
27
1
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.
Беседа об одном из главных признаков весны – таянии снегов, оживлении рек, озер, морей. Рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы. Чтение композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений. Экспериментирование с цветом и выполнение творческого задания в тетради.
Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Высказывать свое мнение о произведениях мариниста, называть наиболее понравившиеся пейзажи и объяснять почему. Работать по художественно-дидактической таблице. Создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению на одну из тем (по выбору). Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
28
2
Цветы России на павловопосадских платках и шалях. русская набойка: традиции мастерства. Повтор узоров павловских шалей.
Беседа «Цветы России на павловопосадских платках и шалях». Любовь русского человека к родной земле и ее многоцветию. Красота родной природы в росписи жостовских подносов и в декоре павловопосадских платков. Платок узорный в ансамбле русского костюма. Женские образы в живописи. Повторение за мастером элементов растительного узора.
Участвовать в обсуждении разнообразия русских платков и шалей, цветочных узоров на шалях, цветовых приемов и оттенков в передаче объема и формы цветов в их узорах. Рисовать цветок розы по мотивам узора павлово-посадских шалей. Выражать в творческой работе свое отношение к искусству русской набойки, к изображению самого распространенного мотива павловопосадской росписи – розе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
29
3
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. Сочини свой узор для шали.
Из истории возникновения и развития искусства павловопосадских платков. Искусство ручной набойки. Создание композиции цветочного узора. Композиционные схемы узоров для платков и шалей. Значение диагоналей, концентрических окружностей для ритмичного расположения главных мотивов узора. Последовательность работы над рисунком.
Рассматривать произведения художников, рисунки для набойки. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений народных мастеров из Павловского Посада. Сравнивать цветочный узор на павловопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия. Работать по художественно-дидактической таблице. Сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали. Передавать в творческо-художественной деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к искусству расписных шалей Павловского Посада. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
30
4
В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.
Беседа о всенародном празднике Победы с использованием учебника. Рассматривание репродукций и подготовка ответов на вопросы. Экспериментирование с красками, поиск цветовых оттенков для передачи красоты фейерверка. Сочинение собственной композиции «Салют Победы».
Рассматривать произведения художников-живописцев, которые передают настроение тревоги и торжества, связанные с событиями Великой Отечественной войны. Рисовать композицию «Салют Победы». Решать, какой прием использовать для передачи салюта. Подбирать на палитре оттенки так, чтобы гамма салюта создавала ощущения радости и торжества. Выражать в работе свое отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
31
5
Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.
Знакомство с искусством создания герба на примерах гербов городов Золотого кольца России. Рассказы учащихся о значении изображения на гербе родного города. Ответы на вопросы изовикторины. Творческая работа в тетради. Заслушивание сообщений о том, какие законы науки геральдики учащиеся использовали при реализации своего замысла.
Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать, что изображено на гербах городов Золотого кольца и гербе своего города. Высказывать свое отношение к ним. Участвовать в обсуждении значения гербов российских городов сохранении связей народа с его историческим прошлым. Составить эскиз герба своего города, герба своей семьи или собственный герб. Защищать проект (эскиз) герба. Выражать в творческой работе свое отношение к родным местам.
32
6
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.
Беседа с учащимися по их предварительным наблюдениям цветущей природы. Рассматривание произведений известных художников и ответы на вопросы. Экспериментирование с красками: поиск разнообразных оттенков цвета для теневой
и освещенной поверхности сиреневых соцветий. Выполнение творческого задания: сочинение собственной композиции или рисование натюрморта с сиренью с натуры.
Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки и формы мелких цветов, образующих кисти сирени. Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия. Участвовать в обсуждении красоты цветущей весенней природы. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению. Выражать в творческой работе свое отношение к цветущей весенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
33
7
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
Беседа об образах животных в произведениях народных мастеров России и мира. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве. Творческая работа в тетради. Определение «экспертами-искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи».
Воспринимать произведения традиционного искусства народов разных стран. Сравнивать декоративные образы-символы с реальными, называть, в чем их сходство и различия. Рисовать по памяти один из запомнившихся иполюбившихся образов-символов, составить орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной технике - вырезная аппликация, вышивка, роспись. Выражать в творческой работе свое отношение к орнаменту народов России и мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.
34
8
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.
Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились в течение года: виды искусства (живопись, композиция), жанры (натюрморт), приемы работы (кистевое письмо, раздельный мазок. Творческое задание – проект (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).
Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им оценку. Участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы». Выполнять творческое задание по группам: составить панно из творческих работ на темы «Осенние цветы», «Весенние цветы», составить экспозицию из эскизов росписи подносов по мотивам жостовских подносов. Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой. Участвовать в подведении итогов работы за год.