Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшкульская многопрофильная гимназия
имени Хаглышевой Елизаветы Кюкеновны»
Конкурс исследовательских и
проектных работ«Ювента»
Номинация «Исследовательская работа»
«По следам героев Джангара»
Выполнили: Бурлов Араш
ученик 4 «б» класса
Руководитель: Горяева О.Б.
учитель начальных классов
Яшкуль, 2015 г.
Клятва богатырей из эпоса «Джангар»
«Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца».
Содержание
Введение …………………………………………………………………..
Богатыри-герои - защитники страны Бумбы …………………………..
Калмыки- бесстрашные герои войны
4. Мой прадедушка – воин Великой отечественной войны
5.Заключение…………………………………………………………………
6. Список использованной литературы………………………………………..
7. Приложение ………………………………………………………………….
Цель исследования:
- изучение истории калмыков в годы Великой Отечественной войны на примере судьбы моего прадедушки. Задачи работы:–
- углубление знаний об эпосе «Джангар»;
- изучить историческое военное прошлое калмыков;
-патриотическое воспитание на материале эпоса и исследовательской работы;
- формировать умение собирать необходимую информацию, используя различные источники, обмениваться информацией; пользоваться исторической литературой по теме;
- уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее, анализировать и оценивать свое понимание исследуемого предмета;
-Сравнить основные черты характеров героев и создать собирательный образ национального богатыря – защитника Отечества.
Методы работы:
а) работа с домашним архивом: документами и фотографиями;
б) анализ рассказов моих родителей о моем прадедушке Альчинове А.И. и анализ рассказов моей бабушки о ее дяде Багдыкове С.В.;
в) изучение произведения Убушаева В.Б. «Калмыки. Выселение и возвращение (1945 – 1957 гг.)»;
г) изучение Всероссийской Книги памяти «Солдаты победы. Поименный список участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., уроженцев Ростовской области». Том 1;
д) изучение книги М.Б. Нармаева «Фронтовая тетрадь»;
е) изучение книги М.Б. Нармаева., Н.Н. Полякова «Герои войны – герои литературы: Писатели – фронтовики Калмыкии о Великой Отечественной войне»;
ж) изучение книги Б.О. Джимбинова «У Тихого Дона и под Сталинградом. Путешествие в страну Бумба»;
з) работа с интернет – ресурсами.
1.Введение
Мне нравится читать литературу о военном прошлом моей страны. Я прочитал героический эпос «Джангар». Это было самое настоящее путешествие в страну Бумбу, где жили хан богдо Джангар и его шесть тысяч двенадцать богатырей. Мне было интересно читать об их бесстрашных подвигах. Родители часто рассказывают мне о моих предках, которые так же, как и герои эпоса, воевали за свою Родину, за счастье своего народа. И из этих рассказов я узнал многое о непростой судьбе моих предков и моего народа в целом.
Узнав о конкурсе «Ювента» я решил рассказать о героической жизни моего прадедушки. Мне предстояло изучить документы семейного архива, Национального архива РК, опросить старейших рода
2. Богатыри-герои - защитники страны Бумбы
Страна Бумба – это богатая страна, где нет смерти и увядания,где неизвестна старость, где молоды все. На эту страну нападают бесчисленные вражеские полчища: многоголовые чудовища – мангасы и «жители седьмой преисподней» - шулмусы, но они всегда терпят поражение от шести тысяч двенадцати богатырей легендарного хана Джангара.
Богатыри в «Джангаре», не жалея себя, защищают свой народ от врагов .
Самое главное для богатырей Джангара- это защищать свою Родину, служить своему народу.
Читая о подвигах богатырей, я думаю о многих десятках и сотнях тысяч калмыков – воинов, которые 400 лет тому назад обрели здесь свою новую Родину и не жалевших жизней, защищая ее.
О всех тех, что твердой рукой отбивали набеги ногайцев и татар, враждебных горцев Кавказа. О тех 4 000 тысячах калмыцких воинов, что с русским фельдмаршалом Долгоруким – Крымским покоряли Крымское ханство, или о тех калмыцких богатырях, что вместе с русской армией остановили шведов, развенчали миф о непобедимом Фридрихе Великом, внушали ужас великой армии Наполеона, прошли маршем по Берлину и Парижу.
3.Калмыки- бесстрашные герои войны
Не была исключением и Великая война. И вновь калмыки поднялись на защиту своей Родины от фашистских захватчиков. И каждая калмыцкая семья бережно хранит память о тех, кто в то страшное время встал на защиту родной земли.
О бесстрашии и мужестве воинов национальных частей писали газеты в разных странах мира. В годы войны американская журналистка Анна-Луиза Стронг писала о первых днях войны: «Первые комментарии берлинской прессы были посвящены «безумному героизму» русских. Эти «сумасшедшие» вели борьбу не по правилам.… По странной иронии судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за «сумасшедший героизм», были калмыки, представители народности из дельты Волги... Нацистская «высшая раса» должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей расы» вышли герои войны». Анна-Луиза Стронг (из кн. «Народы Советского Союза»,
Нью-Йорк, 1945).
4. Мой прадедушка – воин Великой отечественной войны
Мой прапрадедушка, Альчинов Андрей Иванович, был воином Великой Отечественной войны, которую он прошел от самого начала и дошел до Австрии. В нашей семье о нем всегда говорят с большой гордостью. Андрей Иванович был человеком с очень сложной и удивительно интересной судьбой.
Родился он в 1897 году, в станице Кутейниковская Ростовской области, оттуда же в 1941 году был призван Зимовниковским районным военным комиссариатом в отдельный мостостроительный паромный батальон. Часто он рассказывал, как получил свою первую награду. Это было под Москвой, когда фашистские танки рвались к столице нашей Родины. Прапрадедушка был шофером. Однажды он вез снаряды. Навстречу ему ехала легковая машина. В это время из облаков появился немецкий самолет и начал пикировать на эту машину, а ее водитель продолжал ехать, не зная об опасности. Мой прапрадедушка погнал свою машину вперед, сигналя и показывая на самолет. Водитель легковой машины понял его, развернулся, увидел немецкий самолет и успел свернуть с дороги. Пули попали как раз в то место, где он только что ехал. Андрей Иванович тоже свернул с дороги, чтобы не попасть под выстрелы. Когда самолет улетел, к нему подъехала эта легковая машина, из которой вылез какой – то офицер. В благодарность за то, что Андрей Иванович спас ему жизнь, он дал ему мешок сухарей. Для голодных солдат это была лучшая награда.
Победу под Москвой ковала вся многонациональная страна. В войсках, сражавшихся против фашистских войск, были русские, украинцы, грузины, армяне, казахи и воины других национальностей. В героической обороне столицы участвовало немало представителей Калмыкии. Многие из них погибли в боях, защищая ее. На сегодня установлено пока только 20 ныне живущих в республике участников Московской битвы. Это И. Матишевский, Ф. Савченко, С. Васькин, В. Юрченко, У. Убушаев, П. Бутенко, проживающие в Элисте; П. Паршин, В. Дубихина — в г. Лагани; С. Наушаев, Н. Оджаев — в п. Цаган-Аман; В. Рыжий, А. Гаврилов, Г. Минка, Н. Ищенко, А. Кособрюхов, В. Хлюпин, Н. Высоцкий, А. Бруславцев — в п. Яшалта, И. Яковлев — в с. Садовое. Все они проявили настоящий героизм и отвагу в битве за Москву.
Мой дедушке, Альчинову Андрею Ивановичу, также довелось принять участие в Сталинградской битве. В самом начале сражения он был легко ранен и после недели в госпитале его направили водителем в батарею легендарных «Катюш», которые были одним из самых секретных видов вооружений Советской Армии. Фашисты очень боялись этого оружия. Однажды батарея «Катюш» обстреляла наступающие немецкие танки, но, не успела поменять позицию, как попала под бомбежку. Одна из бомб разорвалась рядом с машиной моего прадедушки. Солдата, который сидел рядом с ним, убило осколком, а его взрывом ранило и выбросило из машины. В это время рядом пробегали солдаты, подобрали его и потащили в тыл. Но «Катюша» была секретным оружием и, чтобы она не попала к немцам, на ней стоял механизм самоликвидации. Прапрадедушка стал просить солдат, чтобы они отнесли его к «Катюше», так как необходимо было запустить этот механизм самоликвидации. Солдаты отказались и, бросив его, побежали дальше. Мой прапрадедушка пополз к машине, прося пробегавших мимо солдат помочь ему, но никто не останавливался. Тогда от боли и от отчаяния он накал кричать и ругаться на калмыцком языке. Один из бежавших солдат остановился и спросил на калмыцком: «Ты калмык?». Получив утвердительный ответ. он схватил прапрадедушку, позвал еще кого – то на помощь и потащил его в тыл. Прапрадедушка начал объяснять, что ему необходимо взорвать «Катюшу». Тогда этот солдат – калмык помог ему дойти до «Катюши» и запустить механизм самоликвидации. После госпиталя он попал в артиллерию и провоевал в Сталинграде до самого конца битвы.
Я горжусь тем, что мой прапрадедушка принимал участие в одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны, в Сталинградской битве.
В освобождении Дона и Волги, непосредственно в бою и на строительстве оборонительных сооружений, участвовали тысячи жителей Калмыкии. Ныне здравствуют, к сожалению, лишь десять из них — Дмитрий Дубовой, Вера Иванова, Федор Комаров, Тимофей Кутыгин, Георгий Кузьмин, Петр Лузанов, Николай Меркитанов, Дорджи Сангаджи-Горяев, Павел Уманцев, Проскофья Шапошникова.
Немало калмыков, принимавших участие в этих сражениях, проявило чудеса героизма. Так, вечернее сообщение Совинформбюро 30 июля 1942 года разнесло на всю страну весть о героическом подвиге сержанта Эрдни Деликова. Умирая, он крикнул своим товарищам: «Возьмите мое оружие. Бейте фашистских гадов. Пусть знают, что наши не отступают!». В те дни газета «Правда» писала: «Как живая легенда передается из уст в уста молва о подвиге бронебойщика, калмыка, сержанта Эрдни Деликова, который уничтожил из противотанкового ружья три броневика и грузовик с пехотой и геройски погиб под бомбами. Героизм рядового воина вдохновляет бойцов и командиров, поднимает их на новые подвиги».
Известный калмыцкий писатель Морхаджи Нармаев посвятил свой очерк, включенный в книгу «Склоняя голову», командиру роты Очир-Гаря Дорджинову. Учитель из прикаспийского рыболовецкого поселка Лагань Дорджинов пал смертью храбрых под стенами одного из домов города-героя.
Да и сам писатель Нармаев — тогда молодой офицер в огненной битве под Сталинградом проявил себя мужественным, бесстрашным воином. Вынес с поля боя раненого командира роты и, став командиром вместо него, продолжал отражать яростные атаки вражеских сил. За героизм, проявленный в этих сражениях, Нармаев был награжден орденом боевого Красного Знамени.
Среди защитников знаменитого Дома Павлова был уроженец Лаганского района, боец 13-й Гвардейской стрелковой дивизии Гаря Бадмаевич Хохолов. Долгое время считалось, что дом обороняли 24 солдата девяти национальностей, которым уже после войны присвоили звание Героев Советского Союза. На самом деле было 26 бойцов 11 национальностей. Как оказалось, из списков военная цензура вычеркнула калмыка Гаря Хохолова, представителя депортированного народа. Лишь в 21-м веке на мемориальной доске, установленной на Доме Павлова, появилась его фамилия. Но справедливость так и не восстановлена полностью. Гаря Бадмаевич умер на 90-м году жизни, не дождавшись указа о присвоении заслуженной награды.
Помощник начальника штаба 3-го армейского корпуса майор О. Вейхс позже вспоминал: «Для защиты фронта, продвигавшихся на Кавказ сил мы должны были в излучине Дона продвинуться, как можно дальше, на восток. Так как русское командование не принимало решающего боя, а планомерно отступало, 6-я армия и другие крупные формирования немецких воинских частей были повернуты в направлении большой излучины Дона, левым флангом вдоль реки, и должны были обеспечить дальнейшее продвижение этих частей по нижнему течению Дона на юг и юго-восток. По данным армейской разведки, мы располагали сведениями, что перед нами, на рубеже «станица Богаевская», обороняет донские высоты 311-й полк 110-й ОККД. Ожидания взять станицу Богаевскую внезапным ударом потерпели крах. Самоотверженное сопротивление калмыков в боях за высоты западного Дона настолько задержало продвижение наших частей, что за это время оказалось возможным планомерно организовать оборону на пути в Сталинград».
Однажды его сын спросил у прапрадедушки какой бой запомнился ему особенно сильно? Прапрадедушка подумал и сказал, что тот кто принимал участие в битве у Курской Дуги, ничего в этой жизни больше не испугается. К началу Курской Дуги мой прапрадедушка служил в ИПТАБе – истребительно – противотанковой артиллерийской батарее. Их называли «охотники за танками». Прапрадедушка говорил, что ему очень сильно повезло, что его батарея находилась во второй линии обороны, потому что в первой линии уцелели только единицы. Да и их батарея, уничтожив немало немецких танков, почти полностью погибла. Мой прапрадедушка говорил, что из-за дыма горящей техники днем было темно как в сумерках. Немцы рвались вперед, не думая о смерти. Прапрадедушка говорил, что видел как горящие немецкие танки таранили советские Т-34 и пушки, как немецкие летчики бросали свои подбитые самолеты на советские танки, как фашисты шли в атаку не смотря на потери. Но и мужество советских солдат было не меньше. Советские солдаты бились до последнего, умирая, но не сдаваясь. И советские танкисты шли на таран немецких «Тигров» не думая о своем спасении, летчики на объятых пламенем самолетах пикировали на атакующих фашистов. Простые солдаты – пехотинцы уничтожали немецкие танки, порою ценой своей жизни. И он говорил, что эта победа ценна тем, что мы победили не смотря на то, что враг был так силен.
Курская битва была переломным моментом в войне. Фашистская Германия потерпела сокрушительное поражение в этой битве и навсегда потеряла шансы на победу в войне. В честь победы в Курской битве столица нашей Родины Москва салютовала нашим героическим войскам двадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий. Это был первый победоносный исторический салют с начала Великой Отечественной войны.
Затем была депортация калмыцкого народа и мой прапрадедушка был снят с фронта и направлен в Широклаг, куда он прибыл 7 апреля 1944 года и откуда он бежал 15.06.1944 г. В книге Убушаева Владимира Бадахаевича «Калмыки. Выселение и возвращение (1945 – 1957 гг.)» есть упоминание о моем прапрадедушке: «Остается только удивляться тому, как несмотря на огромную моральную травму, калмыки-воины, находясь на фронтах войны, храбро сражались с фашистами и участвовали в освобождении народов Европы от гитлеровского ига. Эта часть истории калмыцкого народа полна героических, порой и драматических страниц, которая нуждается до сих пор в подробном освещении. Чего стоит, например, подвиг танкиста Бембя Михайлова, бежавшего вместе со своими товарищами на фронт со станции Половинка на Урале, где они, снятые с фронтов по национальному признаку, в тяжелейших условиях строили тогда Широковскую ГЭС. Закончил этот «дезертир» войну в Праге в мае 1945 г. награжденным правительством многими орденами и медалями.
Бежавший на фронт Т.М. Лиджи-Гаряев (работавший впоследствии директором школы в Каспийском) вспоминает об этом: «Пробыв в Широклаге некоторое время, начали искать выход из создавшегося положения. Но каким образом уйти? Лагерь ведь хорошо охранялся. А одному уйти трудно. Но чтобы уйти не каждому скажешь. И вот во время работы я разговорился с пожилым человеком – Альчиновым Андреем. Он говорит, что есть один еще парень, с ним он разговаривал. Вскоре я познакомился с ним. Им оказался Бембя Михайлов. Мы втроем договорились и стали готовиться. Договорились не ехать по железной дороге. Только по лесу, по Котьве, которая впадает в Каму. Идти вдоль Камы. И опять в Молотов, а оттуда на главную магистраль. Любым путем попасть на фронт. Оправдать, что ты ни в чем не виновен, вот эта была наша главная мысль.
Идя вдоль железной дороги, часто по лесу, мы попали в Ярославль. Решили пойти в военную комендатуру, на железнодорожной станции. Потому что голодные. Пришли и говорим: «Часть наша ехала из Сибири на фронт. Мы слезли на остановке и отстали. Догоняем и не можем догнать. За это время продали шинель». Они поверили – не поверили. В первую очередь дали сухой паек. Ну и теперь куда? Военный комендант говорит: «Отправляем Вас на пересылочный пункт г.Ярославля». Дали нам одного сержанта и привезли нас в Ярославль. А там пересылочный пункт полон. Дошла наша очередь разбираться. Мы говорим: «Красноармейскую книжку потеряли». Ведь в ней было, что мы калмыки. Я назвался казахом, Альчинов тоже казахом, а Михайлов, не помню, кем назвался. Михайлов и Альчинов были шоферами. Михайлов был даже танкистом. В конце концов каждого из нас отправили по специальности в разные части, посадили на проходящие эшелоны и направили на фронт. То, что нам и надо было».
Попав на фронт мой прапрадедушка продолжил воевать, освобождал Украину, Румынию, Югославию, был ранен в сражении на оз. Балатон и закончил войну в мае 1945 года в Австрии. Довелось ему также принять участие в памятной встрече с американцами на р. Эльба. Побывал он и в г. Берлин, куда так стремился все эти четыре страшных года. За годы войны он был награжден двенадцатью боевыми орденами и медалями.
В книге «Наказанные народы», вышедшей в Нью-Йорке в 1978 году, А.Некрич отмечает, что калмыки считались в Красной Армии хорошими солдатами и когда в начале 1944 года последовал приказ о снятии с фронтов военнослужащих калмыцкой национальности, то находились командиры, которые быстро меняли национальность своим солдатам и офицерам и таким образом оставляли их в своей части. Объяснение здесь, конечно, очень простое – нежелание расстаться с хорошими солдатами их командиров, в иных случаях личная дружба людей. Историк М.Л.Кичиков называет цифру около 15 тысяч калмыцких воинов, находящихся к концу войны в Красной Армии. На завершающем этапе войны значительная часть воинов Калмыкии удостоилась правительственных наград. Из них Героями Советского Союза стали 5 представителей калмыцкого народа. Свыше 70 воинов Калмыкии за мужество, героизм и военное мастерство, кроме других правительственных наград, удостоились ордена Боевого Красного Знамени (6 из них были награждены этим орденом дважды). 20 человек получили орден Александра Невского, 280 человек стали полными кавалерами ордена Отечественной войны.
После войны он не вернулся домой, так как Калмыцкая АССР была упразднена, калмыки были сосланы. К тому же ему сказали, что его семья погибла от голода и холода в далекой Сибири. Во время службы у него был друг, казах из Алматы. Они договорились, что если кого-нибудь из них убьют, другой должен будет поехать к родным погибшего и рассказать как он умер. Друга убили при освобождении г. Вены, за несколько дней до Победы и мой прапрадедушка поехал в г. Алмату где и остался. О том, что его сын выжил в Сибири он узнал только в 70 –х годах. Умер же он и похоронен в г. Алмата Казахской ССР в 1980 г.
Я никогда не видел своего прапрадедушку, но я очень им горжусь, потому что он и все солдаты той Великой войны воевали и погибали, чтобы жили мы.
Моя бабушка рассказала мне про своего дядю, который ушел на фронт в 16 лет. Его звали Савелий Васильевич Багдыков. Он так же, как и прапрадедушка, был защитником Сталинграда. Но только ему не удалось выжить в той страшной войне. Поэтому моя бабушка всегда рассказывает о нем со слезами. Он был совсем мальчишкой, всего лишь на 6 лет старше меня. Военкомат не брал его на фронт, потому что был еще юным. Но когда фашисты дошли до Сталинграда, Савелию удалось каким-то образом добавить себе 2 года и его взяли на войну. Он участвовал в Сталинградской битве, а дальше его судьбу никто не знает. В 1944 году его мама получила похоронку, в которой было написано, что ее сын пропал без вести. Мама солдата до самой своей смерти ждала, что ее сын вернется домой.
Я думаю и верю, что когда-нибудь появится новый эпос у нашего народа. Это будет эпос, посвященный калмыкам- героям войны. И в нем будет не 12 песен, как в эпосе «Джангар», а очень много песен. Потому что каждая песня будет посвящена отдельно участникам войны, героям, богатырям калмыцкого народа таким, как Альчинов Андрей Иванович и Багдыков Савелий Васильевич.
Во время своей исследовательской работы мне порекомендовали книгу Лари Илишкина «Знаменитые калмыки прошлого». В этой книге также говорится о славном прошлом моего народа и показан ряд выдающихся представителей народа, чьи имена вписаны в летопись истории государства Российского, что еще раз свидетельствует о немалом вкладе калмыков в дело защиты нашей страны. Но этой теме я бы хотел посвятить свою следующую работу. Эта же работа посвящена памяти моих предков – Альчинова А.И., Багдыкова С.В. так как я считаю, что каждый солдат той Великой войны достоин того, чтобы память о нем жила.
Свою исследовательскую работу я хотел бы закончить словами турецкого путешественника, географа и писателя Эвлия Челеби (1611-1682) «Все они, калмыки, отважный народ богатырей. Никогда не бегут от смерти, так как верят в перевоплощение: «Если я умру, дух мой перейдет в какое-нибудь другое существо, пребывающее в чреве некой женщины, и я снова приду в мир» - так рассуждают они, а потому, не страшась смерти, один за другим бросаются в битву, погибают в битве и схватке храбрецами…».
Список использованной литературы:
Убушаев В.Б. «Калмыки. Выселение и возвращение (1945 – 1957 гг.)».
Всероссийская Книга памяти «Солдаты победы. Поименный список участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., уроженцев Ростовской области». Том 1.
М.Б. Нармаев «Фронтовая тетрадь».
М.Б. Нармаев., Н.Н. Поляков «Герои войны – герои литературы: Писатели – фронтовики Калмыкии о Великой Отечественной войне».
Б.О. Джимбинов «У Тихого Дона и под Сталинградом. Путешествие в страну Бумба».
«Семь звезд. Калмыцкие легенды и предания.
Л.Н. Илишкин «Знаменитые калмыки прошлого».
Этномир Калмыкии.
«Санл. Память».
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
!