Исследовательский проект
Тема: Как создавалась книга
Автор работы: ученик 3«Г» класса
МБОУ «Гимназия №18»
Костарнов Даниил
Руководитель проекта: Усова Е.В.
Содержание
Введение……………………………………………….3
Цели и задачи…………………………………….……4
История создания книги………………………………5
Процесс и этапы создания книг………………………7
Подготовленный материал…………………………..11
Презентация.
Введение
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь.
Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка). Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА!
Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок» и т.д.
Книга занимает важное место и в моей жизни. Меня заинтересовало, а как же создают книги? Я решил провести исследование создания книги от самой первой и до наших времен и по окончанию попробовать создать собственную книгу.
Цели и задачи
Моей целью стало создание собственной книги.
Для достижения моей цели остается решить следующие задачи:
- найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книги;
- изучить процесс и этапы изготовления книги;
- собрать и подготовить весь необходимый материал для собственной книги;
- создать свою книгу.
История создания книги
Откуда книга к нам пришла? В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы.
Самые первые книги представляли собой глиняные таблички, на которых «писали» специальными палочками – стилусами. Таблички сшивались в единый блок, называемый «кодекс». Первым этапом создания книги в Древнем Египте было изобретение свитка из папирусных листов, которые подклеивались один к другому.
Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с III века до н.э. использовали пергамент – бумага из шкур крупного рогатого скота, материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.
Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.
Следующим толчком для массового распространения книг стало появление в Европе дешёвого писчего материала – бумаги, что привело к увеличению количества производимых рукописей. Но копирование книг вручную как бы искусно и красиво оно не выполнялось, имело свои ограничения по производительности. Начиная с XIV столетия доступ к чтению был получен новыми слоями общества: буржуа и дворянами, чиновниками и торговцами, которыми были востребованы не только книги с техническим содержанием, но и книги, предназначенные для отдыха, содержащие увлекательный вымысел. Подобные запросы явились причиной появления нового и решительного сдвига в развитии книг – книгопечатания.
И хотя впервые тексты печатать начали в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг, создавший в пятнадцатом столетии отработанную технологию. Гутенберг впервые в Европе применил набор строк текста из отдельных букв и печатание при помощи пресса оттисков на бумаге, что позволило достичь невиданной ранее производительности. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом, была, конечно же, библия.
1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов")- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.
Процесс и этапы создания книги
Итак, создание книги включает в себя следующие этапы:
1.Прием рукописи в издательство
Этот простой, на первый взгляд, процесс содержит ряд важных процедурных моментов. Ознакомившись с Вашей рукописью, менеджеры исходя из жанра, наличия схем, рисунков, таблиц, иллюстраций оценят сложность верстки, проконсультируют по оптимальному объему и исполнению издания, помогут подобрать наиболее подходящие материалы для оформления книги и её полиграфического исполнения, сделают предварительную калькуляцию затрат на издание.
2. Предварительное изучение и оценка рукописи
Принятую в издательство рукопись рассматривает ответственный секретарь и передает в редакцию, занимающуюся данной тематикой. Специалисты издательства при первом просмотре или выборочном чтении рукописи приходят к общему мнению относительно того, готова ли данная рукопись к приёму в производство или необходима доработка автором текста, иллюстративных материалов, приглашения ответственного редактора, передача рукописи на внешнее рецензирование и т.п.
3. Рецензирование рукописей (по желанию автора)
Рецензия - это текст, содержащий критическую оценку произведения. Внешняя рецензия - производится силами авторитетного специалиста (или нескольких специалистов), известных в данной узкой области знания.
4. Редактирование литературное (по желанию автора)
Редактирование (от французского redaction, латинского redaktus — приведенный в порядок) — работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях. Виды редактирования, используемые в издательском процессе, литературное, научное или специальное, художественное, техническое. Однако основным из них является литературное. Редактор работает в непосредственной связи с автором, согласовывая все виды правок на всех этапах и контролирует все изменения в тексте, предпринимаемые автором и работниками издательства и типографии и естественно, с техническим редактором, согласуя с ним наиболее удобные и эффективные для восприятия способы подачи элементов структуры в тексте (выбор расположения, шрифтов,
выделений каждого фрагмента).
5. Научное или специальное редактирование (по желанию автора)
Этот этап не обязателен, в ряде случаев он может и не возникнуть, но часто, когда требуется более тщательное редактирование с точки зрения профессиональных или научных тонкостей, специфики текста, оно проводится силами специалистов, работающих в издательстве или приглашенных для выполнения этой работы. Особое значение в этом процессе имеет использование в тексте научной документации, информационных изданий, государственных стандартов и других нормативных документов. Важными элементами научного редактирования является редактирование таблиц, формул, технических иллюстраций, диаграмм, графиков, правильное, в соответствии с международными и отечественными стандартами обозначение физических величин, символов и т.п.
6. Корректорская работа
Корректура (от латинского сorrektura — исправление, улучшение) — стадия производственного процесса издания книг, газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. Корректура — весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки. Работа по корректуре одного и того же произведения производится в несколько этапов: вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, перед печатью — с целью выявить и по возможности устранить ошибки перед выпуском книги в свет. Корректорскую работу ведет не только корректор, но и автор, и другие работники издательства.
7. Дизайн издания
После корректуры рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением произведения. Это важнейший элемент подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге.
Дизайнер создает проект оформления и организует его согласование с другими специалистами издательства и типографии. Он руководит работой художников, фотографов, графиков, ретушеров, выполняющих в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления, контролирует каждый вид этих работ, также полиграфические процессы, связанные с печатью. Производит редактирование иллюстраций и выполняет некоторые виды оформительских работ самостоятельно.
8. Техническое редактирование
Одновременно или параллельно с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор формата издания, размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других элементов выделения текста, структура и размещение текста и иллюстраций на каждой полосе. Выбор формата зависит от вида издания, функционального назначения книги. Сборник стихов, учебник, научная монография, сувенирное издание, географический атлас или альбом репродукций из художественной галереи, безусловно, должны иметь разный формат.
Технический редактор занимается созданием и размещением текстов, располагаемых на обложке, форзаце, суперобложке, титульном листе, подрисуночных подписей, колонтитулов, оглавления. Одна из главных задач технического редактирования — подготовка комплекта проекта оформления, а при необходимости — макета издания. Технический редактор готовит для полиграфического предприятия технологическую спецификацию, которая вместе с комплектом других документов и материалов передается в типографию в качестве задания издательства на
выполнение полиграфических работ.
9. Набор и верстка
Работа над рукописью в издательстве — редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию.
Сверстанный в издательстве профессиональными верстальщиками оригинал-макет передается в типографию как в печатном виде, так и в электронном — на дискетах или лазерных дисках.
Подготовленный материал
Изучив весь процесс создания книг, я начал работу над собственной. Первое, что надо было сделать – это написать рукопись. И тут я задумался: а что за книга у меня получится? Будет ли это рассказ, или повесть, а может быть сказка или стихи? Что сможет заинтересовать тех, кто будет читать мою книгу? После долгих размышлений я решил – это будет сказка. Ведь я сам очень люблю сказки.
Начался творческий процесс. Я решил, что события в моей сказке будут происходить в деревне, город, на мой взгляд, не очень подходит для сказочных историй. Так как я очень люблю животных, то они и станут персонажами сказки. И конечно же в ней будет бабушка, как наверное и все дети, я очень люблю своих бабушек. Ну кто еще может нас так баловать, как не наши добрые и ласковые бабушки? Осталось придумать поучительную историю, которая произойдет с моими героями.
Когда рукопись была готова, я отдал её маме - она выступила в роле издательства и провела предварительное изучение и оценку. Рецензию писать не стали, я выслушал её устно. На редактирование рукопись отдали папе. Корректорскую работу мама с папой провели вместе. Над дизайном будущей книги я решил работать сам, и приступил к подготовке иллюстраций. А мама в это время занималась техническим редактированием.
В итоге у нас получился оригинал-макет, который мы записали на лазерный диск и отдали в печать.
МОЯ КНИГА ГОТОВА!