Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» 1 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования (приказ Минобрнауки России от22.09.2011 года №2557 «О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009 года № 373 «зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 12. 12.2011 года, регистрационный №22540»).
2. Федерального перечня учебников на 2014 - 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
3. Основной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом директора школы от 03.09.2013 г. № 73/1.
4. Учебного плана МБОУ КСОШ № 5 на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 22.05.2014 № 43/1.
5. Годового календарного графика МБОУ КСОШ № 5 на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 03.09.2014 № 67.
6. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 30.05.13 г. № 49/1;
7. Авторской программы В.Н. Рудницкой ( Математика: программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая.-2-е изд., испр.- М. : Вентана-Граф, 2012.- 128 с. : ил.)
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ КСОШ № 5 на 2014 – 2015 учебный год количество учебных недель для учащихся 1 классов составляет 33 недели, соответственно, количество часов по предмету составляет - 33 часа.
Программа создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает планируемые результаты обучения, представленные в федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
2. Общая характеристика предмета
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного искусства являются следующие:
Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.
1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт.
Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения — умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа.
Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.).
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
3. Направления художественного развития
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения — освоение учащимися формата листа.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.
Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование Средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).
В основе учебников и рабочих тетрадей лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
• развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
• совершенствование индивидуальных способностей;
• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
4. Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час еженедельно.
По годовому календарному учебному плану МБОУ КСОШ № 5 на 2014-2015 учебный год в 1 классе количество учебных недель 33, соответственно количество часов в году на изучение изобразительного искусства составляет 33 часа.
УМК Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л. Г. Савенкова,
Е. А. Ермолинская, Н.Н. Богданова.— М.: Вентана - Граф, 2014.
5. Содержание программы
1 класс (33 ч)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов, из них форма -9 часов, цвет-7часов)
Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы па листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения (11 часов, из них композиция-7 часов, фантазия - 4 часа).
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов, из них фантазия-6 часов).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значения музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству, выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
6. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представления об освоении человеком пространства Земли;
освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
7. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы
Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»: «В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике. Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика. Применяются следующие формы контроля:
- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания.
8. Тематическое планирование курса
«Изобразительное искусство»
(1 ч в неделю, всего 33 ч)
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащегося
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)
1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)
Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. Примерные темы: «Шум ветра», «Ночью была гроза», «Дождевые тучи», «Грибной дождь: кто под листиком спрятался»,
«Закатилось красно солнышко», «За лесами, за горами», «Вот они какие — сосульки», «Капелька стучит в окно», «Осенние листочки», «Летнее солнышко»
Работа на плоскости
Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками
и кистью
2. Формирование представлений о происхождении искусства.
Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.
Инструменты и художественные материалы современного художника
Наскальная живопись древних людей. Примерные темы: «Кто рисует на скалах», «Кто нарисовал узоры на окне», «Кто художнику помогает», «Мёд и пчёлы», «Почему камни такие красивые»
Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).
Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.
Выбирать материал и инструменты для изображения
3. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе
и окружающей действительности
Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. Примерные темы: «Звуки мира и тишина», «Сумерки», «Листопад», «Моя осень», «Яркий снег, хрустящий лёд», «Весна, снеговик загрустил», «Радуга», «День птиц», «Весна»
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе.
Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Изображать по памяти и представлению
4. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции
Изобразительная плоскость. Примерные темы: «На дороге», «Детская площадка», «Мы гуляем в лесу», «Осенний лес», «Птицы улетают на юг»
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе
5. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений
Художник-график. Знакомство
с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом). Примерные темы композиций: «Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «Куда бежит дорога», «Строится новый дом», «Дождь»
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами)
6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности.
Изображение предметов в открытом пространстве
Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами: лист сирени и лист дуба; морковь и свёкла; узор ветвей, ритм стволов («Деревья зимой»). Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц)
7. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции
Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Примерная тема композиции: «Заколдованный зимний сад Снежной королевы»
Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.
Работать разными мягкими материалами
8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве
Освоение жизненного пространства человека и животного. Примерные темы композиций: «Мышка в норке», «Бабочки радуются солнцу». Динамика в изображении
Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
Иметь представление о набросках и зарисовках
9. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски
Примерные темы композиций: «Причудливые облака в небе», «Фламинго на прогулке», «Разноцветное мороженое», «Жёлтый кот в жёлтой траве», «Зимние (весенние) каникулы»
Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ
10. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб
Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными
Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).
Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек
11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под
Представление о рельефе. Примерные темы композиций: «Собака и кошка», «Цапля», «Птицы», «Рыбы», «Корабли в море». Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции
Работа в объёме и пространстве
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)
12. Развитие индивидуального чувства формы
Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений
Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме
13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов
Примерные темы композиций: «Мальчик играет с собакой», «Играющие животные», «На водопой». Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас) — композиция «Ярмарка игрушек»
Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.
Создавать коллективные композиции
14. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
Великий художник — природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева
Декоративно-прикладная деятельность Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы
15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве
Примерные темы композиций: «Подводное царство», «Подснежник», «Ветер по морю гуляет», «Утро золотых одуванчиков», «Баю-бай — колыбельная». Перевод реального изображения в декоративное
Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.
Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.
16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение
Выполнение декоративного фриза. Примерные темы композиций: «Бабочки», «Как муравьишка домой спешил». Коллективное творчество. Примерные темы композиций: «Аквариум», «Прилёт птиц» — передача силуэта птиц и ритма летящей стаи
Освоение навыков работы гуашевыми красками. Создание фантастических композиций по представлению: «Пение стрекоз», «Лунные цветы», «Морские звуки».
Освоение работы с бумагой. Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
1. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»
Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке
Работа на плоскости
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения
2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет
Создание картин-фантазий. Работа с литературными текстами. Примерные темы композиций: «Муравьи и бабочки», «Как цыплёнок дом искал», «Дворец царя Нептуна», «Оле Лукойе»
Отображать контраст и нюанс в рисунке.
Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом)
3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях
Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги)
Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изо-
гнутые.
Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.
Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы.
Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы
4. Изображение движения
Передача движения. Примерные темы композиций: «Бегущее животное, летящая птица», «Животное с детёнышем», «Песня слона», «Вороны на снегу», «Кот и мышка». Фотографирование человека или животного в движении
Передавать движение и настроение в рисунке.
Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.
Уметь работать в группе.
Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.
Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям
5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном
Примерные темы композиций: «Дворец Снежной королевы», «Хрустальный звук», «Капель», «Журчание ручья», «Колокольный звон», «Пение синицы», «Крик вороны»
Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).
Сравнивать контраст и нюанс в музыке
и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).
Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук»
6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку
Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. Примерные темы: «Как звучит мой дом, улица, город», «Кто живёт за той горой», «Шорох осенних листьев». Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах
Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых
и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме,
в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель, пастель
7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме
Художник-скульптор. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий, объектов фото- и видеосъёмок на природе
Работа в объёме и пространстве
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.
Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм
8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства
Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений
Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3–4 человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки.
Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3–5 человек
Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.
Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать интерьер аппликацией или росписью
9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)
Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Работа по мотивам литературных произведений (сказок): В царстве Снежной королевы», «Сказочный город», «Волшебный город Радуги»
Декоративно-прикладная деятельность
Создавать образ интерьера по описанию.
Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.
10. Форма и украшение в народном искусстве
Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке
Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные композиции
11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении
Контраст и нюанс в разных видах искусства. Темы творческих работ: «Первый день весны», «Новый год», «На ярмарке», «День и ночь», «Солнечно и пасмурно», «Зима — лето», «Весна — осень»
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)
1. Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью
Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, бесед о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотра видеоматериалов)
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;
высказывать свои представления и объяснять их
2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)
Наблюдение за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор»
3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М. Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих
Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события
4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.
Экскурсия в парк или в лес
Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора.
Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов
Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии
5. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре
Художник-скульптор. Материалы и инструменты художника-скульптора. Портрет в скульптуре. Микеланджело, В.И. Мухина, Ф.Ф. Каменский, А.М. Матвеев
Проводить коллективные исследования о творчестве художников.
Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.
Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.
Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности
6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом
Понятие музея. Экспозиция
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки
по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного
9. Формы и методы учебной деятельности
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт.
• Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
• Машинные: тест.
10. Поурочно – тематическое планирование (1ч в неделю – всего 33 ч)
п\п
Наименова-ние раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовленности учащихся
Вид контроля
Дата проведения
план
факт
1
1
Форма
Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.
1
Комбинирован-ный
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.
Правилам работы с акварельными красками.
Работать кистью и акварельными красками.
Текущий
2
2
Форма
Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.
1
Комбинирован-ный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов.
Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.
Текущий
3
3
Форма
Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить вазы, подчёркивая форму.
1
Комбинирован-ный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.
Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.
Текущий
4
4
Форма
Рисование осенних листьев различной формы.
1
Комбинирован-ный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:
И. Левитан «Золотая осень».
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.
Текущий
5
5
Форма
Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её.
1
Комбинирован-ный
Освоение основ декоративно – прикладного искусства.
Приёмам выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.
Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Текущий
6
6
Форма
Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя.
1
Комбинирован-ный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор.
Элементам узора Хохломы.
Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов.
Текущий
7
7
Форма
Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи (клоун, принцесса, богатырь).
1
Комбинирован-ный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Текущий
8
8
Форма
Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела.
1
Комбинирован-ный
Виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
Правилам работы с пластилином.
Лепить животных по памяти и по представлению.
Текущий
9
9
Форма
Придумать и нарисовать форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет. Дать сосуду название.
1
Комбинирован-ный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Рисовать с натуры овощи и фрукты.
Текущий
10
10
Цвет
Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.
1
Комбинирован-ный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Рисовать с натуры овощи и фрукты.
Текущий
11
11
Цвет
Создание зимнего пейзажа.
1
Комбинирован-ный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.
Правилам работы с акварелью.
Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Текущий
12
12
Цвет
Изображение Весны - Красны на цветущем лугу. Украсить её платье, используя главные цвета этого времени года.
1
Комбинирован-ный
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Правилам и технике выполнения орнамента.
Выделять элементы узора в народной вышивке.
Текущий
13
13
Цвет
Рисование картины «Моё лето».
1
Комбинирован-ный
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.
Технике безопасности при работе с ножницами.
Технике выполнения аппликации.
Последовательно наклеивать элементы композиции.
Текущий
14
14
Цвет
Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.
1
Комбинирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Текущий
15
15
Цвет
Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко.
1
Комбинирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Элементарным правилам работы с гуашью.
Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Текущий
16
16
Цвет
Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме.
1
Комбинирован-ный
Виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
Правилам работы с пластилином.
Лепить ёлочные игрушки по памяти и по представлению.
Текущий
17
17
Композиция
Вступительная беседа о том, как располагать изображение на листе бумаги.
Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане….».
1
Комбинирован-ный
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.
Текущий
18
18
Композиция
Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы.
1
Комбинирован-ный
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.
Текущий
19
19
Композиция
Рисование одного из эпизодов русской народной сказки
« Теремок».
1
Комбинирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
Текущий
20
20
Композиция
Помоги Деду Морозу украсить окно снежинками.
1
Комбинирован-ный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.
Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Текущий
21
21
Композиция
Придумать разный узор по кругу для 3-х тарелок.
1
Комбинирован-ный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.
Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Текущий
22
22
Композиция
Аппликация. Собрать из геометрических фигур «Сказочный дворец».
1
Комбинирован-ный
Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.
Пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи.
Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.
Текущий
23
23
Композиция
Рисование волшебной паутины, которую сплёл паук.
1
Комбинирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов.
Текущий
24
24
Фантазия
Придумать свою сказку и изобразить её в нескольких картинах (групповая работа).
1
Комбинирован-ный
Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России.
Элементам цветочного узора в хохломской росписи.
Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи.
Текущий
25
25
Фантазия
Придумать необычную шляпу для сказочного героя.
1
Комбинирован-ный
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.
Текущий
26
26
Фантазия
Придумать узор для калейдоскопа.
1
Комбинирован-ный
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.
Текущий
27
27
Фантазия
Рисование волшебного листа, который остался на дереве зимой и украшение его.
1
Комбинирован-ный
Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами.
Текущий
28
28
Фантазия
Придумать и нарисовать сказочную рыбу. Форма, цвет, оперение должны быть необычными.
1
Комбинирован-ный
Знакомство с произведениями выдающихся художников:
А. Саврасов,
К. Юон.
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами.
Текущий
29
29
Фантазия
Нарисовать цветы, в которые превратились песенки разных птиц: соловья, кукушки, воробья, иволги, журавля, стрижа.
1
Комбинирован-ный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Использование различных материалов: пластилин.
Особенностям работы с пластилином, правилам лепки.
Лепить птиц по памяти и представлению.
Текущий
30
30
Фантазия
Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя.
1
Комбинирован-ный
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.
Текущий
31
31
Фантазия
Придумать и нарисовать планету-яблоко и фантастический мир на ней (групповая работа).
1
Комбинирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
Текущий
32
32
Фантазия
Нарисовать волшебную музыку ветра.
1
Комбинирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
Текущий
33
33
Фантазия
Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы.
1
Комбинирован-ный
Использование различных художественных техник и материалов.
Аппликация.
Технике безопасности при работе с ножницами.
Технике выполнения аппликации.
Составлять композицию, последовательно её выполнять.
Текущий
11. Информационные ресурсы
[link] Социальная сеть работников образования