Антропология безопасности:
культура безопасности и общество риска.
Исследованию опасности, угроз, запретов и табу посвящена работа британского антрополога Мери Дуглас «Чистота и опасность». Это исследование представляет для нас ценность с точки зрения анализа и теоретического осмысления культуры первобытного общества в обеспечении безопасности человека и общества. Автор на основе многочисленных примеров реабилитирует рациональное поведение первобытного человека: табу оказывается не чем-то непостижимым, но вполне разумным желанием защитить общество от опасного поведения, которое может его и разрушить.
Интересен подход М.Дуглас к проблеме опасности и безопасности первобытного и современного общества и индивидуума. Она подчеркивает ошибочность категорических противопоставлений первобытных систем верований современным. Первобытная культура предрасположена к идее осквернения и табу. Для нас нечистота относится к области эстетики, гигиены или этикета, и опасной она становится только в той степени, в какой она способна повлечь за собой неприятности социального характера. Возможные социальные санкции это презрение, остракизм, осуждение, сплетни и даже вмешательство правоохранительных органов. В человеческих обществах первобытной культуры осквернения имеют более опасные последствия для человека. Например, людям племени вальбири в Центральной Австралии роли и поведение в обществе навязываются непосредственно. В данном случае любой, кто посмел отклониться от нормы, будет немедленно наказан с применением физической силы. Трудности выживания сообщества вальбири сформировали принципы их культуры, все члены племени должны работать согласно со своими способностями, и обо всех должны заботиться в соответствии с их потребностями. Безопасность племени гарантируется и достигается безопасным поведением каждого члена сообщества. Люди удерживаются в рамках своих конкретных ролей угрозой физической расправы.
М. Дуглас определяет опасность и безопасность человека как осквернение и чистоту. Безопасность человека достигается обрядом очищения. Осквернение, напротив представляет опасность существованию индивида и общества в целом: « Смерти, крови и холоду противостоят их противоположности - жизнь, секс и огонь. Все шесть сил опасны. Три позитивные силы опасны, если не отделены друг от друга, и подвергаются опасности, соприкасаясь со смертью, кровью или холодом. Сексуальные отношения должны отделяться от всей остальной жизни обрядом очищения, который могут совершить друг для друга только муж и жена». [link] Там же. С. 60.