Культура и духовная жизнь.
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
технологический подход: совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества;
деятельностный подход: осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность;
ценностный подход: практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Культура в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями.
Основные функции культуры
Содержание функции
познавательная
Формирование целостного представления о народе , стране, эпохе
оценочная
Осуществление дифференциации ценностей и обогащение традиций
регулятивная
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности.
информационная
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценнос-тями и опытом предшествующих поколений.
коммуникативная
Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
социализации
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведе-нию, стремление к самосовершенствованию.
Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства ,переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
духовная жизнь охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
структура духовной жизни общества
Духовная деятельность (духовное производство)
Духовные блага
(ценности)
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профес- сионально занятыми квалифицированным умственным трудом
Идеи, теории, образы и духовные ценности, духовные обществен-ные связи индивидов, сам человек как существо духовное.
социализация личности цель особенности
виды воспроизводство его продуктами являются
общественного созна- идеальные образования,
наука ния в его целостности. которые не могут быть от-
искусство чуждены , от их непосред-
религия венного производителя.
всеобщий характер его потребления,
так как духовные блага доступны всем
индивидам без исключения, являясь
достоянием всего человечества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура.
основные формы
разновидности
Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи, панки, левые радикалы, андеграунд и др.)
влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.
Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориенти-роваться в современном, быстро меняющемся мире. ее произведения не выступают средством авторского самовыра-жения, а непосредственно обраще-ны к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы.
отличается демократичностью (ее продуктами пользуются предста-вители разных социальных групп), что соответствует нашему време-ни.
отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и пот-ребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
иеет свои вершины – литератур-ные. музыкальные, кинематогра-фические произведения, которые уже почти по сути могут быть отне-сены к «высокому» искусству.
Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека».
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей.
рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере.
насаждает мифы в сознании людей.
формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности.
используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая опреде-ленные представления и предпочтения.
Массовая и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокампаниям, издательствам, домам модели оказывать поддержку творцам элитарного искусства.