Учебно-методическое пособие для изучения раздла «Формирование самобытной народной культуры Дона»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






МБОУ СОШ №2 г.Донецка









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

для изучения раздела

«Формирование

самобытной народной культуры Дона»

дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»





Разработал учитель истории и обществознания

Помазков Андрей Геннадиевич









Донецк

2012 год

Пояснительная записка


Учебно-методическое пособие для изучения раздела «Формирование самобытной народной культуры Дона» по дисциплине «Обществознание» предназначено для углубленного изучения и самостоятельной подготовки школьников в качестве регионального компонента.

В данном учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы, связанные с изучением субкультуры Дона как неотъемлемой частью русской культуры.

Материал пособия изложен в сжатом конспективном виде в нем излагаются основные темы регионального компонента, приводятся базовые регионоведческие, излагаются историко-этнографические сюжеты о культуре казачьей общины, определен терминологический минимум.

Пособие предназначено развитие личности молодого человека через: освоение студентами основных знаний о социальном духовном опыте донского казачества о взаимосвязи прошлого и настоящего в жизни отдельных жителей Дона;

формированию ценностных ориентации на основе личного осмысления опыта истории донского казачества, восприятий идей гуманизма, уважение прав человека и ценностей патриотизма; развитие интереса к истории и субкультуре казачества;

через стремление сохранять и преумножать культурное наследие малой исторической Родины.

Для привития повышенного интереса к истории донского края в учебно-методическом пособии используется иллюстративный материал в виде фотографий из краеведческого музея города Новочеркасска.






















Введение


Согласно историческим источникам побережье Северского Донца издревле было заселено. Одни племена сменяли другие, формировались народы, которые мало изучены. Но к 17 веку на территории ныне современного города Донецка появляются первые казачьи поселения, которые определили быт, традиции и нравы коренного населения региона. Для того чтобы сохранить культурное наследие, необходимо глубоко изучить образ жизни и культуру казачьей общности.


Раздел 1. Формирование самобытной народной культуры


Основные понятия : субкультура; самобытность; казачьи традиции; станица; курень; казачий круг; самоидентификация; славянский период; период русификации; период урбанизации; период современного возрождения.

Тема 1.1. Донская субкультура как историческое явление

Культурная сторона жизни донского казачества. Донская самобытность. Самоорганизации казачьей общности. Уклад донского казачества (казачьи традиции, соблюдение традиций наказание и поощрение в станицах и куренях).

Казачий круг - как форма самоорганизации казачьей общины. Периодизация развития донской субкультуры (период становления период самоидентификации, славянский период, период русификации, период урбанизации и угасание донской субкультуры, период современного возрождения).


Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Столетиями гранили, шлифовали жизненный уклад, и все, что было лишним или громоздким, не подходящим здравому смыслу, национальному характеру или климатическим условиям – все это отсеивалось неумолимым временем.

Сегодня мы поговорим о формировании культуры казачества. И прежде чем раскрыть этот вопрос, давайте вспомним что, означает понятие культура?

(посмотрите в опорном конспекте).

А как вы думаете, что может означать понятие субкультура?

(посмотрите в опорном конспекте).

Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрение преодолели возникновение оригинальной культуры донских казаков.

(Главные особенности материальной и духовной культуры казачества возникли и развивались вследствие специфических условий жизни и деятельности донцов.)


§ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ ВОЙСКА ДОНСКОГО

По вопросу происхождения донского казачества среди исследователей не было и нет единой точки зрения.

В середине XII столетия в Центральной и Восточной Азии проживали племена, носившие наименование «казачьих орд». Наиболее значительная из них занимала земли от Байкала до Ангары.

До XVI века, считающегося официальной датой возникнове­ния донского казачества, на Дону, на Диком Поле, проживало население, именуемое в документах то «бродниками», то «ка­заками». В XVI веке, когда на Руси резко усилился процесс закабаления крестьян, на Дон хлынула масса вольнолюбивого люда. Соединившись здесь с немногочисленным коренным на­селением, эти свободолюбивые беглецы и образовали то слав­ное население, которое в дальнейшем получило название донс­кие казаки.

Поэтическим оком увидел и отобразил в своем стихотворе­нии «Дикое Поле» процесс образования казачества поэт Мак­симилиан Волошин:

... От Кремлевских былых благолепий

Стало трудно в Москве дышать.

Голытьбу с тесноты да с неволи

Потянуло на Дикое Поле

Под высокий степной небосклон:

С топором, да с косой, да с оралом

Уходили на север — к Уралом,

Убегали на Волгу, за Доп.

«Когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось казачество — широкая, разгульная замашка русской природы... Это было точно необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вме­сто прежних уделов, мелких городов, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против христианских хищни­ков», — писал Н. В. Гоголь.

Формирование разрозненных казачьих групп в военно-политическую организацию, позже названную Войском Донским, происходило во второй половине XVI столетия. Образование Донского Войска, независимой казачьей республики, происхо­дило в промежутке между 1520 и 1546 гг. В это время возникли в степной полосе поселения донских казаков — «зимови­ща» и «юрты», но не существовало еще городков, т. е. укрепленных крепостей».

«Зимовищами» у казаков назывались временные поселения. «Последние, — уточняет историк В. Сухоруков, — составляли только временный приют для казаков, по большей части зимний, состоящий из шалашей или землянок». Несколько зимо­вищ, объединенных общей территорией, назывались юртом. В более поздние времена этот термин обозначал земельные владе­ния казачьих станиц.

Чуть позже у казаков появились станицы. Так называлось всякое общество казаков в деревянных избах или землянках, имевшее своего атамана.

С конца XVII — начала XVIII веков все казачьи поселения, кроме Черкасского городка (ныне станица Старочеркасская) стали называться станицами. Такое название сохранилось на Дону и ныне. В дальнейшем развитие казачьего хозяйства по­родило такое явление, как хутора, основывавшиеся вдали от станиц в степи или в местах охоты и разведения скота.

Казачьи городки появились на донской земле в середине XVI века.

В 1570—1572 годах на Дону возникло несколько новых городков, которые основали запорожские казаки, пришедшие сюда и осевшие между Раздорами Донецкими (Верхними) в устье Донца и Раздорами Нижними, близ впадения Аксая в Дон. Среди этих городков был и Черкасский, ставший впоследствии на долгие годы столицей донского казачества.

Другая группа казачьих городков возникла на Донецком острове, образуемом рекой Доном и двумя устьями Донца: здесь стояли 'Раздоры Верхние, Семикарокор, Кочеты, Бабий. Чуть выше острова располагался Ведерниковский городок.

Устройство новых городков в ту пору было делом свободным. Какой-либо наиболее удалой и энергичный казак или то­варищество таких казаков во время своей молодежной «гульбы» встречали место, на котором с удобством можно было «всякий промысел чинить». Это обстоятельство давало им мысль собрать вокруг себя несколько храбрых товарищей, а устроить на этом месте свой стан. Таким образом, в случае удачи, орга­низовывалась «станица» и устраивался городок.

Как же выглядели первые казачьи городки? Они представляли собой небольшие укрепления, обнесенные двойными плетнями или бревенчатыми стенами — внутренней

и внешней — пространство между которыми плотно забивалось землей. Наружную стену обвешивали острыми колючками сухой акации. Небольшие пушки на стенах городков всегда готовы были дать отпор неприятелю. Внутри городка распола­гались землянки и бревенчатые избы, называвшиеся у казаков куренями, в которых жили донцы.

Казаки не особенно боялись, что враги разорят их городки: они быстро восстанавливали разрушенное, благо под рукой всегда были лес, дерн, земля. Вот почему в ответе крымскому хану, который грозил разорить на Дону все городки, казаки писали: «Зачем тебе так забиватца далеко? Мы люди небогатые, городки наши некорыстны, оплетены плетнями, а обве­шаны тернами...»

Численность донских казаков в XVI веке была невелика и составляла несколько тысяч человек. В XVII веке в связи с войнами и бунтами большого роста числа казаков не было. Впрочем, точного их количества никто не ведал, ибо сами они с недоверием и подозрительностью относились к любой попытке государевых чиновников пересчитать их в их собственной «отчине», почитая это прямым покушением самодержавной вла­сти на исконные казачьи права и свободы.

Что касается числа казачьих городков на Дону, то до середины XVII века их можно было пересчитать на пальцах рук... Большой приток на Дон великороссов и украинцев в 80-е годы XVII века резко увеличил число городков, которые кроме Дона, появились на Донце, Хопре, Медведице, Бузулуке, Северском Донце, Иловле.

Вопросы и задания

1. Назовите примерную дату образования военно-политической организации «Войско Донское».

2. Когда и где на Дону появились первые казачьи городки? Как

они выглядели?

3. Что такое «станица», «зимовище», «юрт»?

Источники образования и существования казачьей общности.

Воинская служба, землевладения, самоуправление.



Справочный материал



Изначальным элементом в данной триаде было самоуправление, представленное казачьим кругом. Какое определение дается казачьему кругу (посмотрите опорный конспект).

Воинские понятия верности и чести, гордость своим казачьим званием, дисциплина в быту являлись неотъемлемыми частями самосознания каждого казака.

Как формировался уклад донского казачества? Посмотрите опорный конспект.

Какие периоды развития донской субкультуры выделяют современные историки?


Периоды развития донской субкультуры:

  1. Период становления. Временные рамки ограничиваются XV веком. Духовная общность «степное рыцарство».

  2. Период самоидентификации. Охватывает XVI-XVII века. В это время зафиксировалась самодостаточность донской культуры, отчетливо оформились основные традиции, обряды и обычаи донских казаков. Личная свобода «воля», социальное равенство, поголовное вооружение, связанное с необходимостью защиты собственной жизни и территории походы за «зипунами». Войсковой круг. Единая атаманская власть.

  3. Славянский период. XVII век и начало XVIII века. За столетие славянский элемент окончательно занял почти монопольное положение в донских станицах, в традициях и обычаях казаков. Но оказывается и влияние других культур. Казаки начинают заниматься земледелием и скотоводством.

  4. Период русификации. XVIII век и завершился в начале XIX века. В эти годы постепенно, а порой и насильственно, вытеснялись из культуры казачества самобытные черты. Это не всегда было болезненно, так как частично был утрачен потенциал самобытности.

Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и «батюшка Тихий Дон». Православие определяло весь земной уклад казаков, их мировоззрение. Церковь для казака – самое главное достояние станицы, строили ее обычно всем обществом.

  1. Период урбанизации. С начала XIX века и до1917 г. Он начался с переноса донской столицы. Усиливался рост городского населения на Дону. Крупные промышленные и торговые центры оказывают сильное влияние на развитие донской культуры. Преображается жизнь и уклад в донских станицах.

  2. Период политизации и угасания донской субкультуры. Гражданская война, расказачивание и годы Советской власти пагубно сказались на развитии культуры.

  3. Период современного возрождения.


Домашнее задание: 1. Выучить законспектированный материал.

2. Ответить на вопрос (письменно). Как вы считаете, какие исторические процессы в России повлияли на возрождение казачества?,

Тема 1.2. Образ жизни и основные занятия донских казаков

Основные понятия : военный промысел «поход за зипунами»; государево жалование; коллективная форма хозяйствования; «гульба»; ближняя охота «камышник»; каюк; скотоводство; торговля; соленые промыслы

Древнейшие занятия казаков - переправы через Дон, рыбалка, охота, военный промысел «поход за зипунами», торговля, скотоводство, коневодство, соленые промыслы. Казаки на море. Занятие земледелием с конца ХУ11 в. Юридическое закрепление земли за казаками. Получение земли за обязательство нести службу. Казачий земельный пай. Земельные фонды. Разделение земли на войсковой запас и станичные и юртовые земли. Станичные ремесла.


Основные вопросы:

  • Чем занимались казаки на заре своей истории?

  • Что способствовало быстрому заселению Донского края?

  • Источники существования донской общины?

  • За что казаки получали «государево жалование»?

  • С кем и чем торговали казаки?


«отрывок из рукописи голландского монаха Вильгельма до Рубрука (Рубруквиса), который в 1253 г. пересек донские степи по пути в Золотую Орду. Вот что он писал о переправе через Дон: «… не за много дней до праздника Марии Магдалины достигли большой реки Танаида. Которая отделяет Азию от Европы, как река Египет Азию от Африки. В том месте где мы пристали Батый приказал строить на восточном берегу поселок славян, которые перевозят на лодках послов и купцов. Они сперва перевезли нас, а потом повозки, помещая одно колесо на одной барке, а другое на другой, они переезжали, привязывая барки друг другу и так гребя… когда мы потребовали животных у жителей поселка, те ответили, что имеют льготу от Батыя, а именно: они обязаны ни к чему, как только перевозить едущих туда и обратно. Даже и от купцов они получают большую дань. И так там, на берегу реки, мы стояли три дня. В первый день они дали нам большую рыбу – чебак, на второй день хлеб и немного мяса, который управитель (атаман) собрал, на подобие жертвы, в различных домах, на третий день – сушеной рыбы, имеющиеся у них в большом количестве. Эта река была там такой ширины, какой Сена в Париже….»»


«Промышляли в задонских степях, даже по реке Куме, продвигаясь к Каспию. В осеннее-зимний период уходили надолго. Порой лишь к весне возвращались на Дон. Пропадали в степях по два и более месяцев, добывая дичь. На Верины промыслы выезжали на реку Медведицу. Туда отправлялись по десять и более кошей (стан, ватага) гулебщиков. Были и любители ближней охоты, называвшейся камышником. С капканами и тенетами они промышляли по камышникам близ своих городков. Зверья хватало на всех.» Татищев История Войска Донского


«В Дону ее хватало, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. Обилие рыбы в период Азовского осадного сидения 1637-1641 гг. дало казакам возможность не ощущать особого недостатка в продуктах питания. Когда в 1642 году турки заняв г. Азов, перегородили устье огромными сетями, условия для рыбной ловли ухудшились «случилась хлебная скудность», ибо не было рыбы, чтобы обменять ее на хлеб.» Татищев История Войска Донского.


Стадам своим и табунам донцы готовили на зиму сено, которое всегда оставалось в лугах, ибо в городке было тесно и существовала опасность пожара. Чтобы оно уцелело при неприятельских набегах, казаки со всеми своими соседями установили правило – сено ни в коем случае не жечь. Они условились: «Разоряй и сжигай городки, бей людей, делай все варварства, но сена не трогай». Татищев История Войска Донского.

Одним из продуктов первой необходимости для донцов была соль, которую они привозили первоначально из татарских земель. С середины 17 века казаки стали самостоятельно добывать ее на Манычских озерах, где возник Бахмутский городок. Татищев История Войска Донского.


«кормит нас, молодцов на поли господь бог своей милостью во дни и в нощи зверьми дивиими, да морскою рыбою. Питаемся мы, аки птици небесные: ни сеем, ни орем (не пашем), ни в житницы збираем, так питаемся подле моря Черного да Дона». Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении» Лунин Б.


Задание: Опираясь на источники и полученную информацию, ответьте на вышеуказанные вопросы.


Самостоятельная работа студентов: 1. Подготовить опорный конспект тема: «Казаки на море». 2. Подготовить опорный конспект тема:«Станичные ремесла».


Тема 1.3. Бытовая культура и нравы донских казаков


Основные понятия : рундуки; станичные избы; масленица; охота; праздничные столы; заключение браков; одежда донских казаков

Войсковой круг высший орган казачьего самоуправления.

Казачий круг - кодекс нравственности донских казаков. Типичные черты характера казака.

Судебные инстанции: станичный сбор и войсковой круг. Подписные старики «судьи» при атамане.

Семья и брак. Обряд бракосочетания и развода с середины ХУ11 в. до 1745 г., грамота Елизаветы Петровны «о запрете женится казакам при живой жене и больше четырех раз». Роль женщины в казачьей общине. Воспитание детей. Краткое описание жилища казаков «курень». Донская усадьба с ХУ11 по XIX вв.

Быт. Культура питания « меню в праздники и посты». Народные гулянья. Костюм и одежда. Женский, костюм. Мужской костюм. Различие в одежде Верхних и Нижних казаков. Имущественное различие в одежде. Прически. Головные уборы. Украшения. Православная церковь - ее влияние на обычаи и обряды казаков. Православные праздники. История православной церкви на Дону. Народная медицина. Язык донских казаков.

ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ДОНУ XVIII в.


До середины восемнадцатого века на донской земле не было постоянных учебных заведений.

Первое учебное заведение появилось на Земле донских каза­ков в 40-х годах XVIII столетия в Черкасске. Это была «войсковая латинская семинария», открытая по указу императрицы Елизаветы Петровны от 14 августа 1746 года. В семинарии преподавались грамматика, арифметика, латинский язык и даже поэзия. Здесь учились дети казаков и священников. Латинская семинария, постоянно испытывавшая финансовые затруднения, закрылась в 1758 году, поскольку сгорел дом, в котором она размещалась, а на строительство нового здания у войсковой канцелярии не было средств.

Но жизнь требовала грамотных людей, без них не могли обходиться ни Россия, ни Дон. Поэтому в 1786 году в России был утвержден устав государственных народных училищ, со­гласно которому вся территория Российской империи охваты­валась сетью училищ, разделенных на два разряда: Малые и Главные.

Первое государственное учебное заведение на земле донских казаков — Малое народное училище. Оно было открыто в 1790 году в столице донских казаков Черкасске. Под училище отвели здание, в котором раньше находилось донское гражданское правительство, за год до этого перешедшее в новый дом.

Вскоре Малое народное училище было преобразовано в Глав­ное. Его торжественно открыли 2 октября 1793 года. Специально приглашенный войсковым атаманом для этой церемонии епископ Воронежский Иннокентий совершил литургию и освя­тил открытие Главного народного училища.

Атаман Иловайский на ответственный пост первого директора Главного народного училища назначил полковника Петра Иловайского, по воспоминаниям современников человека чест­ного и достойного. Сотрудниками училища были четыре пре­подавателя, присланные из Петербурга.

Главное народное училище состояло из четырех обязательныx классов и пятого — рисовального, для особо одаренных в живописи детей. Обучение было бесплатным. Каждый из кабинетов имел нужные для учебы пособия и машины, многие из которых считались диковинными не только для детей, но и для взрослых. В училище имелась довольно основательная по тем временам библиотека, составленная из редких книг. Преподавание в народном училище велось по специально разработанным учебникам. Здесь были «Российский букварь», «Руководство к физике», «Русская география», «Арифметика», «Русская история» (с древнейших времен до 1599 года) Стриттера, «Рисовальная книга» Ле-Клерка, учебники по геометрии, механике, гражданской архитектуре и другое. Кроме учебников в библиотеке в достаточном количестве имелись атласы России и Западной Европы.

С 1790 по 1795 гг. курс обучения в Черкасском народном училище прошло 289 учеников. Конечно, этого числа грамотныx людей было явно мало для столь обширного края, какой являлась Земля Войска Донского. Необходима была реформа народного образования, которая и последовала в начале ХIХ века.


Культура, медицина


Восемнадцатый век был тем периодом, когда на Земле донских казаков появилась первая картинная галерея. Ее издание связано с именем войскового атамана Данилы Ефремовича Ефремова. Богатейший человек земли донской, он имел в Черкасске каменный дворец, собственную церковь, золотую и серебряную казну и несколько дач в окрестностях казачьей столицы. Одной из них являлась дача на хуторе Красном, на­званном так за красоту местной природы. Здесь по приказу Данилы Ефремова был выстроен двухэтажный каменный дом с железной крышей. Внутри его украшали барочные люстры, камины, роскошная мебель, изготовленная заморскими мастерами. А в главном зале дома размещалась первая донская картинная галерея. Здесь атаман принимал послов соседних с Доном народов и других почетных гостей.

В галерее имелся небольшой набор портретов, среди которых почетное место занимало изображение отца Данилы Ефремова Ефрема Петровича Петрова, казненного булавинцами. Здесь же размещались парсуны самих владельцев галереи: атамана Данилы Ефремова и его сына Степана, также ставшего войсковым атаманом.

Современники отмечали великолепный портрет легендарного героя Дона, друга и соратника Данилы Ефремова Ивана Краснощекова, погибшего в войне со шведами в 1742 году.

Имена художников, писавших эти картины, неизвестны. Ясно одно, что большинство портретов первой донской картинной галереи писано не на Дону. Например, парсуна атамана Данилы Ефремова выполнена в Киеве в 1752 году. Ху­дожник работал масляными красками, а золотые цвета парчи на кафтане и медали покрыты червоным золотом, что является редкостью в живописи переходного к портретному письма времени.

Ефремовская картинная галерея в целостности просуществовала до последней четверти девятнадцатого века, когда была разделена надвое: часть портретов попала в приемный зал войскового наказного атамана в Новочеркасске, а часть осталась в Новочеркасском Ефремовском женском монастыре. Сейчас портреты первой на Дону картинной галереи находятся в Новочеркасском музее донского казачества и Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Восемнадцатое столетие подняло медицину на новый уровень развития. В Черкасске были приглашены и работали немецкие лекари.

В дальнейшем за решение проблемы медицинского обслуживания населения Дона брался войсковой атаман Матвей Платов. По его инициативе в Войске Донском была сделана попытка создать штат медицинского персонала из «природных» казаков. Для этой цели от каждой донской станицы было отобрано по одному мальчику, которых обучал азам медицины войсковой доктор. Из 114 человек, с которыми проводились занятия по основам медицины, 73 казака в дальнейшем участвовали в практическом лечении своих земляков.


Вопросы и задания


1. Когда и где было открыто первое на Дону учебное заведение?

2. Как оно называлось, какие предметы в нем преподавались?

3. Когда было основано Черкасское Главное народное училище? Где и когда появилась первая донская картинная галерея? Какие произведения живописи имелись в ней?



Самостоятельная работа студентов: 1. Подготовить план конспект «Городок станица, хутор». 2. Подготовить план конспект «Казачий фольклор и театр».

Тема 1.4. Становление развития системы образования на Дону

Основные понятия : образование на Дону; Уставы учебных заведений; роль церкви в системе образования


Традиции народного просвещения. Влияние русской культуры на просвещение Дона. Создание первых народных училищ, гимназий, школ. Открытие женских учебных заведений. Новочеркасский кадетский корпус. Коммерческие училища. Уровень системы образования к 1913 г. Открытие культурно-просветительских центров, библиотек, театров, музеев, издания газет и журналов на Дону.




БЫТ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ XVIII в.


Интересной и своеобразной являлась бытовая жизнь донских казаков в восемнадцатом столетии. Особенно наглядно обычаи и обряды донцов можно было наблюдать в праздники. Итак, глянем в восемнадцатый век...

.Нигде так выпукло и ярко не проявляются обычаи любого народа, как в праздники. Так было и на Дону. Лишь наступал праздничный день, уже с утра на узких и тесных улицах донской столицы толпился празднично разодетый люд. Молодые казаки развлекались борьбой, игрой в мяч, чехарду, бабки, айданчики (игра в бараньи кости). Взрослые казаки, собравшись в кружки, распевали былинные песни.

Около рундуков — лестничных площадок, выходящих на улицу — чинно сидели пожилые казаки, заслуженные воины. Перед ними обычно стояла ендова переваренного меда, который за крепость и отменный вкус весьма ценился у казаков (особенно так называемый тройной касильчатый мед).

Подле другого рундука на богатом персидском ковре располагались для душевной беседы жены донских старшин. Пленные татарки и турчанки (ясырки), жившие в казачьих семьях на правах младших членов, родственников, прислуживали стар­шинским женам, разливая в серебряные чары сладкий мед и с поклоном подавая его. Казачки степенно вкушали мед, хвали­ли дедовскую старину и пели душевные песни о подвигах своих дедов, отцов и мужей.

Старшинские жены любили изъясняться в разговорах между собой по-татарски, переняв знание этого языка у ясырок. Разговор на татарском языке был тогда в большой моде у черкассках казачек.

Молодые казачки в праздничных одеждах гуляли отдельно. Щелкая жареные арбузные и тыквенные семечки, они собирались своими компаниями себя показать и других посмотреть. Подражая старшим, девушки душевно пели псалмы и веселые песни.

Если мимо молодежи проходил казак в летах, то за несколько метров до него малолетки почтительно вскакивали и кланялись ему. Сесть они могли только тогда, когда казак удалялся от них на почтительное расстояние. Это непритворное уважение к старшим воспитывалось в казачьих семьях с раннего детства.

Женщины-казачки должны были с почтением относиться к мужчинам, уступать им во многих бытовых ситуациях. Компании мальчишек и юношей выходили на игрища за город, к палисаду и крепостным стенам. Здесь ставилась самодельная цель, и казачата, одни с луками, другие с ружьями, соревновались в меткости стрельбы.

Свободное время казаки любили проводить в так называемых станичных избах, которых в Черкасске в это время насчитывалось девять и стояли они на берегу Дона недалеко друг от друга. Казаки из двух-трех станичных изб на одинаковом расстоянии от каждого ставили на воде деревянный поплавок с мишенью. По условному знаку распорядителя-судьи начиналась стрельба по цели. Победу одерживали казаки того станичного куреня, которым удавалось потопить цель. Проигравшие угощали победителей тройным касильчатым медом и пили за здоровье победителей.

С особым весельем праздновали донцы масленицу. Целую неделю от мала до велика, веселился Черкасск и донские станицы. Кроме шумных застолий, по всему Дону устраивались грандиозные состязания.

Лишь только наступал первый день масленицы, вооруженные наездники собирались в заранее назначенном месте. Всякий старался блеснуть своим скакуном, сбруей и оружием, Полюбоваться захватывающим зрелищем приходило много желающих. На открытом месте, в поле, уже стояла заранее приготовленная мишень из камыша. На расстоянии в триста-четыреста метров суетливо кучковались казаки, желавшие вступить в состязание. Первым открывал игрища опытный в боевом ремесле казак. На полном скаку, бросив поводья у самой мишени, он выстрелом из ружья ловко поджигал камыш. Следом стремглав летел молодой казак. На всем скаку, умело соскочив с лошади, держась одной рукой за гриву скакуна, другой он выхватывал из-за пояса пистолет и метким выстрелом поражал цель. Еще мгновение — и изумленные зрители уже видели казака на лошади целым невредимым. А следом уже скакали другие казаки, перемахивая на конях через огонь.

Гвоздем состязаний были скачки, победители которых полу­чали весомые награды, становясь героями дня.

Непременным элементом масленичных торжеств являлась охота на дичь, которой изобиловал в ту пору Дон. Сотни каза­ков собирались на охоту, которую открывал троекратный ружейный выстрел есаула.

После охоты и скачек, состязаний в стрельбе донцы садились за праздничные столы. Ели в ту пору вкусно и обильно. Сначала подавали круглики — пироги с рубленым мясом и перепелками. Затем поочередно следовали восемь-десять блюд: студень, сек — разварная филейная говядина, лизни (языки), приправленные солеными огурцами; блюда из поросенка, гуся, индейки, подаваемые на красочных подносах. Затем подава­лась внушительная часть дикой свиньи в разваре, следом шел лебедь, соленый журавль и другие закуски.

После холодных блюд подавали горячие щи, похлебку из курицы, сваренной с «сарацинским пшеном» и изюмом, суп из баранины, приправленный морковью, «шурубарки» (ушки), борщ со свининой, суп из дикой утки и другие не менее аппетитные блюда.

Затем следовало жаркое: гусь, индейка, поросенок с начинкой, целый ягненок с чесноком, часть дикой козы, дрофа, ди­кие утки, кулики и другая дичь. Далее подавали блинцы, лапшевник, кашвик, молочную кашу и, наконец, уре-кашу: кашу из простого пшена, приправленную сюзьмой (кислым молоком).

Первый тост провозглашал хозяин: «Здравствуй, государы­ня-императрица (или император) в кременной Москве, а мы, донские казаки, на тихом Дону!» Затем следовал тост за Войско Донское: «Здравствуй, Войско Донское, с верху до низу с низу до верху!» Потом пили за здоровье атамана, всех гостей и родственников,

Свадьбу праздновали в воскресенье. Невесту обряжали в богатый парчовый кубелек и парчовую рубашку. На голову наде­валась высокая шапка из черных смушек с красным бархатным верхом, украшенная цветами и перьями. Самые лучшие украшения из золота, серебра блистали на ней. Жених, также одетый в лучшее, получив родительское благословение, вместе с дружками и свахами направлялся в курень невесты, которая уже скромно сидела под образами, ожидая, суженого. Отсюда молодые отправлялись в храм.

После венчания молодых на крыльце женихова дома встречали родители новобрачных. Над их головами они держали хле6 и соль, под которыми молодожены проходили, осыпаемые пшеницей, перемешанной с хмелем, орехами и мелкими деньгами.

Одежда донских казаков и казачек отличалась своеобразием. Что касается мужской одежды, то, как отмечал в своих показаниям в Москве станичный атаман Савва Кочет в 1706 году, «мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русском платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем: немецкого же платья никто из нас не носит и охоты к нему вовсе не имеет». Если уточнить эти слова атамана, то на казаках первой половины семнадцатого века можно было видеть лазоревые атласные кафтаны с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем. Другие одевались в бархатные полукафтаны без рукавов; темно-гвоздичные зипуны из сукна, опушенные голубой камкой с шелковой нашивкой. Третьи надевали парчовые кафтаны с золотыми турецкими пуговицами, с серебряными с позолотой застежками. У всех казаков имелись шелковые турецкие кушаки. На ногах носили сапоги, обычно, желтого цвета, на голове — кунью шапку с бархатным верхом. К началу XIX столетия одежда казаков унифицировалась. По описанию француза де Романо, побывавшего и некоторое время жившего на Дону, «все донцы носили синий мундир одинакового покроя, так что на улице не сразу отличишь отставгого генерала от казака, если оба в национальных казачьих шапках». Главной частью женской одежды был кубилек, сшитый из парчи и имевший форму татарского кафтана. Он спускался ниже колен, но высоко от пят. Кубилеки застегивались на груди рядом серебряных с позолотой пуговиц. Имелся еще один ряд пуговиц, гораздо больших по величине, золотых или низанных из жемчуга. Под кубилеком были рубаха и шаровары, доходившие до самых туфель, сшитых из сафьяна. Казачки подпоясывались поясами, украшенными камнями и драгоценными металлами. На голову одевалась парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.


Вопросы и задания

1. Как изменились обычаи и обряды донских казаков в XVIII веке по сравнению с XVI-м?

2. Как праздновалась в то время Масленица?

3. Расскажите об одежде казаков и казачек в XVIII столетии









[pic] [pic]









[pic]

[pic] [pic] [pic]

[pic] [pic]








[pic] [pic]

[pic] [pic]





[pic] [pic] [pic] [pic]

[pic] [pic]




[pic] [pic] [pic] [pic]

[pic]

[pic]





[pic] [pic]








[pic]

[pic]

[pic] [pic]
















[pic] [pic] [pic] [pic]

[pic]

[pic]





[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]

[pic]




[pic] [pic]








[pic] [pic]

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. А.П. Скорик, Казачий Дон очерки истории, 2 тома, Ростов-на-Дону, 2006 г.

  2. Г.Д. Астапенко, Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 вв. Ростов-на-Дону, 2006 г.

Дополнительная


  1. Н. А. Мининков, Донское казачество на заре своей истории, Ростов-на-Дону, 1992 г.

  2. Е.И. Дулимов. История власти и казачьей государственности на Дону.. Ростов-на-Дону, 1999 г.

  3. М.П. Астапенко Донские казаки 1550-1920г.г. Ростов-на-Дону, 2007 г. Б.А. Алмазов, Казаки, Санкт-Петербург, 1999 г.

  4. М.П. Астапенко, История Донского края 1920-2006 г. Учебное пособие, г. Ростов-на-Дону, 2007 г.

  5. М.П. Астапенко, Астапенко Е. История Донского края г. Ростов-на-Дону, 2005 г.

  6. А.В. Венков, Казаки, г. Ростов-на-Дону, 2005г.


РЕЗЕНЗИЯ

на учебно-методическое пособие для изучения

раздела «Формирование самобытной народной культуры Дона»

по дисциплине «Обществознание»


Рецензируемая работа представляет собой учебно-методическое пособие автора - преподавателя социально-гуманитарного цикла ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно гуманитарный техникум» Помазкова А.Г. Пособие предназначено для углубленного изучения и самостоятельной подготовки студентов 1 курса в качестве регионального компонента.

Структура пособия включает пояснительную записку, введение, содержание тем, опорные понятия, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы.

В пояснительной записке автор раскрывает образовательно-воспитательные задачи изучения раздела, определяет аудиторию для его изучения и расставляет приоритеты к формированию ценностных ориентаций на основе личного осмысления опыта восприятий идей гуманизма, уважение прав человека и ценностей патриотизма, а также, развитие интереса к истории и субкультуре казачества через стремление сохранять и преумножать культурное наследие малой исторической Родины.

Изучение курса способствует овладению студентами знаний о социальном, духовном опыте Донского казачества, о взаимосвязи прошлого и настоящего в жизни отдельных жителей Дона и Донского общества, развитию у студентов способностей анализировать полученную информацию.

Учебно-методическое пособие для изучения раздела «Формирование самобытной народной культуры Дона» по дисциплине «Обществознание» вызывает интерес у студентов и может быть рекомендовано для участия в конкурсе методических пособий.



Рецензент:


Преподаватель Донецкого филиала

Института Управления, Бизнеса и Права

К.с.н. Д.А.Николаевский