МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
«Философская концепция человека – основа наук о человеке»
по дисциплине ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для студентов ІІІ курса
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)
2016г.
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии
Подготовила Плисенко Е.А. – преподаватель общественных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий транспортно-экономический колледж», специалист І категории.-2016.
В разработке представлена методика проведения занятия по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии для студентов ІІІ курса специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» по теме «Философская концепция человека – основа наук о человеке».
Вид занятия – лекция, тип занятия – комбинированное. Для реализации основных задач автор предлагает приемы использования метода обзорной лекции с элементами технологий сотрудничества, побуждающего диалога, проблемного обучения, личностно-ориентированного, развивающего обучения и мультимедийных технологий обучения.
Для преподавателей общественных дисциплин средних профессиональных образовательных учреждений.
Рецензенты:
1.Кушнир Л.В. – преподаватель общественных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий финансово-экономический техникум» ГО ВПО «ДонНУЭТ им. Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории, кандидат исторических наук.
2.Смойленко Е.В. – преподаватель - методист Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий транспортно-экономический колледж», специалист высшей категории.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общественных дисциплин ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж»
Протокол №_____ от___________2016г.
Председатель цикловой комиссии_________________О.А. Морозова
Введение
Методическая разработка занятия «Философская концепция человека – основа наук о человеке» подготовлена в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии, составленной на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 535 от 29.09.2015г.
Данная тема является структурным элементом раздела «Социальная философия». Данный раздел рассматривает место человека и общества в системе философского знания. Его основная задача состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека, чтобы выдвинуть перед человечеством и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить человеческие усилия на их реализацию. Данный раздел основывается на принципах связи эмпирики и науки, историзма, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления.
[link] 1) исходит из удвоения мира на земной и небесный;
2) является теоретическим способом освоения мира;
3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер;
4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем;
5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование Абсолюта.
Ответ: А – 1, 4, 5; Б – 2, 3.
(Оценивание: каждый правильный ответ за тесты 1-8 и 10, 11 – 0,25б.; за тест 9 – 0,5б., по 0,25б.; за тесты 12 и 13 при всех верных соответствиях – 1б., каждое верное – 0,25б.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Терминологическая разминка.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе.
Религия - мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога.
Наука - деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний о действительности.
Вера – принятие чего–либо за истину без подтверждения, не могущее претендовать на объективную реальность.
Конфе́ссия – это особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Философия - это система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание) человека, а так же процесс познания.
(Оценивание: каждый правильный ответ– 1б.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Обобщающая таблица «Проблема человека в историко-философском контексте»
Историческая эпоха
эпоха эпоха
Ведущий принцип
Основное положение
Древний мир:
- философские учения Востока и Запада
- классическая философии античности
Антропоморфизм
Космоцентризм
Человек не противопоставлялся природе, а растворялся в природе, составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий его мир.
Возникают идеи об особом положении человека в мире.Вывод Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», или определение человека как «общественного животного» у Аристотеля. Переломным пунктом стала философия Сократа, призывавшего обратиться от изучения природы к познанию разума человека.
Средневековье
Теоцентризм
Человек — творение бога и полностью зависит от него.
Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми существами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к вечности.
Возрождение
Антропоцентризм
Переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя.
Новое время
Рационализм
Сущность человека определена его разумом. У истоков этого понимания лежит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».
XIX-ХХ вв.
Рационализм.
Иррационализм,
экзистенциализм
Сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Высказывания о человеке.
Платон
Блез Паскаль
Апулей
Уильям Шекспир
Иммануил Кант
Блез Паскаль
Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.
Карл Маркс
Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
Фридрих Энгельс
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Работа в группах.
Задание. По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1 группа
Задание: По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.
2. Человек - отдельная особь среди других людей, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств.
3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Ответ: Индивид.
2 группа
Задание: По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека.
Ответ: Индивидуальность
3 группа
Задание: По предложенным характеристикам определить, о каком понятии человека идет речь. Назвать ключевые слова, которые помогли вам сделать выбор.
1. Человек с социально значимыми качествами.
2. Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
3. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Человек со сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).
4. Социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.
Ответ: Личность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Объяснение преподавателя
Изложение первого вопроса: Философская антропология.
«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой»,- так сказал великий русский поэт В.А.Жуковский. «Человек есть принципиальная новизна в природе»,- настаивал Н.А.Бердяев. "Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история",- отмечал немецкий поэт Генрих Гейне. «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена»,- таков вывод русский философ А.Ф. Лосев.
Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».
Философская антропология (antropos - человек, logos - учение)– философское учение о природе и сущности человека. Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Каково предназначение человека?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.
В XX в. проявился кризис понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в., возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:
о Макс Шелер — «надмирность» и самосознание;
о Гельмут Плеснер — эксцентричность и неопределенность;
о Арнольд Гелен — недостаточность и деятельность.
Макс Шелер (1874—1928), оформил проблемное поле философской антропологии как самостоятельной области знания: «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». В человеческой природе Шелер выделил два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Однако животные, согласно Шелеру, замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек же — вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его. Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность. Важное отличие человека от животного - его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.
Гельмут Плеснер (1892—1985) отталкивался от той же идеи самосознания: человек в отличие от животных неопределен, но способен взглянуть на себя со стороны. Для того чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний. Эксцентричность – то свойство, которое дает человеку способность испытывать свое тело. Человек живет в постоянном разрыве с самим собой, он то слит с телом, то переживает и осознает его как предмет. Место человека — не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя — в неопределенном месте за их пределами, в ничто. Сущностью человека является «безродность», «искусственность»: он лишен укорененности в бытии, а потому должен творить себя самого, «делать себя тем, кем он уже является». Именно поэтому сущность человека ускользает от науки, только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» — вечно ускользающее месторасположение человека.
Арнольд Гелен (1904— 1976) считал человека «недостаточным существом». Человек обделен мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Поэтому он вынужден компенсировать свою природную слабость «второй природой» - обществом и культурой. «Мир культуры и есть человеческий мир». Без нее у человека нет ни малейших шансов выжить, а потому не существует «естественного человека» – он изначально является социальным существом, и всякое общество предполагает язык, свою технику, формы общения, кооперации и т.д. Удел человека — вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества.
Потому и нет смысла говорить о «среде» применительно к человеку, ибо он живет в мире культуры, которая опосредует его приспособление к практически любой земной среде, независимо от климата или биогеоценоза.
"Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХVIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Объяснение преподавателя
Изложение второго вопроса: Концепции человека о его сущности и природе.
Природа и сущность человека, родственные понятия. Природу можно понимать в двух смыслах: как происхождение человека; и как совокупность сущностных черт, которыми человек наделен при рождении, т.е., своеобразие, специфика людей как живых существ. Первое понимание природы связано с различными концепциями антропогенеза (происхождения человека). Философия выступает арбитром в этом вопросе. Научная версия происхождения человека — наиболее приемлемая с точки зрения здравого смысла и наиболее обоснованная.
По мнению историка А.А.Зубова, наукой доказано вполне, что человек произошел от животных, точнее, от предка, общего с современными человекообразными обезьянами. Об этом свидетельствует хотя бы генетическое сходство человека и шимпанзе. По разным оценкам оно составляет 95-99 процентов, т. е. человек генетически отличается от шимпанзе всего лишь на 1-5 процентов. И группы крови у человекообразных обезьян и человека практически совпадают. Имеется также много свидетельств животного происхождения человека, полученных археологами. Благодаря своим открытиям и находкам они выстроили цепь промежуточных, переходных звеньев от древних обезъян к современному человеку.
Более подробно этот вопрос мы рассмотрим на семинарском занятии.
Второй смысл понятия «природа человека» делает его тождественным понятию врожденной сущности. Сущность человека – философское понятие, обозначающее главные, ведущие, определяющие характеристики человека, отличающие его от других форм бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям (т.е. врожденная сущность). По Аристотелю, сущность человека – это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Итак, вопрос о природе человека - также один из центральных в философской антропологии. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он захвачен влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Являясь как бы "вещью среди вещей", человек детерминирован своим прошлым (биологией).
С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому, не похож на "вещь". Сознание, разум и свобода свойственны природе человека. Человек над биологией надстраивает биографию.
Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Один из вариантов такой систематизации усматривает три подхода к человеку:
1. Сущность человека теологическая - духовная. Этот подход характерен для всех религиозных и эзотерических (тайных) учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное "Я" человека - духовная монада (единица) - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.
2. Сущность человека - разум. Этот подход сформировался в Новое время (рационализм). Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.
3.Сущность человека – деятельно-социокулътурная. Решающую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает "вторую, очеловеченную природу" - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит "по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты". Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп. Поэтому сущность человека - это "совокупность всех общественных отношений". Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально - групповая принадлежность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Объяснение преподавателя
Изложение третьего вопроса: Биологическое, социальное и духовное в человеке.
В истории философии и науки сложились 3 подхода к определению соотношения природного и социального в человеке:
1.Биологизаторский подход (Зигмунд Фрейд, Френсис Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными.
Сторонники этого подхода считают:
—человек — сугубо природное существо;
—духовные свойства личности имеют биологическую основу;
—развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
—воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.
Ф. Гальтон является основателем евгеники – учения о том, что селекция применима к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.
Биологизаторский подход абсолютизирует естественные свойства человека. К таким концепциям относится теоретический расизм, согласно которому природа человека является биологической, раса представляет собой вид, отличающийся от других рас рядом биологических особенностей. С теоретическим расизмом связано утверждение о неравноценности человеческих рас, о природном их неравенстве. В середине XIX в. появились обобщающие труды по расизму. Некоторые так и назывались — “Опыт о неравенстве человеческих рас”. В XX в. в Германии родился известный “нордический миф”, широко использовавшийся в фашистской пропаганде.
2. Социологизаторский подход. Данный подход основан на идее превалирования социальной сущности человека. Социум определяет и корректирует поведение, волю и мировоззрение человека. К данному подходу относятся социальные утопии (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.), марксизм.
Утверждается, что:
— человек рождается как существо биологическое, однако в процессе
жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды,
прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;
—среда является определяющим фактором формирования личности;
—воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
—чем ниже по. уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.
Преувеличение роли социальных факторов, убеждение в том, что мощное воздействие воспитательных процессов может существенно изменить органическую природу человека — теоретически и практически несостоятельны и даже опасны. Сконструировать человека согласно заданным общественным идеалам, игнорируя его биологические параметры, вырвав из естественной среды, невозможно. Опасность такого конструирования проявляется, например, в массовых психозах, вызываемых агрессивной пропагандой, превращающей людей в стихийно действующую толпу. Под давлением социальных сил изменяется общественное сознание и содержание духовной жизни, быстрыми темпами возвышаясь и не менее быстро деградируя.
3. Биосоциальный подход. Он основан на идее диалектического единства биологического и социального начал в человеке.
Представители этого подхода считают:
—человек — существо и биологическое и социальное;
—психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
—направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.
В рамках данного подхода развиваются большинство современных философских, социологических и психологических концепций личности. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Объяснение преподавателя
Изложение червертого вопроса: Человек: индивид, индивидуальность, личность.
Различное сочетание природного и социального уровней человека можно проследить в понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность»
Как же связаны эти понятия?
Человек появляется на свет как биологическое существо. Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие человек - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей.
В целом индивид есть отдельный атом общества. Индивид экземплярен. Это не просто "один", а всегда "один из". Конечно, каждый отдельно взятый человек отличается от другого, однако в понятии «индивид» это отличие не принимается во внимание.
С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.).
Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность».
Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.
Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уровне. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым сочетанием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психического склада. В психическом плане людей друг от друга отличает прежде всего темперамент.
Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности - все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особенности, формируя в итоге самобытную и неповторимую индивидуальность каждого человека.
Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам.
Личность обычно понимается как индивид в аспекте его социальных качеств. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В процессе социализации - воспитания, обучения, в общении с другими людьми он воспринимает стратегии правильного социального поведения в различных ситуациях. Постепенно он усваивает (т.е. делает содержанием своего сознания) основные роли, модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «ансамбль всех общественных отношений» или даже «общество в миниатюре».
В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, самостоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это — настоящая личность», имеют в виду внутреннее богатство его духовного мира.
Становление личности происходит только в обществе. Социальные факторы ученые называют агентами социализации, каковыми являются семья, родственники, школа, армия, церковь, производство. Человека со сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Поэтому, не смотря на то, что личность есть продукт общественного развития, она уникальна. Уникальность личности заключается не только в сохранении и развитии индивидуальных черт, но так же в памяти и опыте. Память и опыт человека лежат в основе его уникального духовного мира.
Становление личности продолжается в течение всей жизни человека и включает три основные фазы:
- адаптация (усвоение опыта, образцов жизнедеятельности);
-индивидуализация (человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности);
- интеграция (лучшее применение своим индивидуальным свойствам).
Факторы, влияющие на развитие личности:
-биологические (черты лица, цвет глаз, физиологические особенности, особенности нервной системы);
- социальная среда;
- воспитание и обучение;
- способность к самосовершенствованию.