Технологическая карта урока
Предмет: обществознание
Класс: 10
Тема урока: «История воззрений на общество»
Количество часов на изучение темы: 1
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Получение систематических знаний об изменении воззрений на общество;
Понимание значения развития представлений об обществе;
Расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Метапредметные:
Способствовать дальнейшему развитию УУД:
Уметь соотносить результаты урока с его целями;
Определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Развивать навыки контроля и критики в отношении полученного материала;
Овладеть приемами анализа исторического события;
Выводить следствия из определения понятий;
Уметь сравнивать различные объекты и ситуации;
Уметь организовывать общение;
Развивать умение слушать собеседника;
Инициативно сотрудничать в поиске и сборке информации с другими обучающимися.
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Развивать уважение к другим культурам;
Учиться объективно оценивать достижения разных народов.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: право, история, философия.
Основные понятия, используемые (изучаемые) на занятии: общественные науки, экономика, политология, культурология, психология.
Условия реализации урока и оборудование урока:
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
Оборудование
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Кравченко, А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч. I. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 192 с.
Садкина, В. И. 101 педагогическая идея как создать урок. Москва : Феникс, 2015. – 87 с.
Видеопроектор;
Персональный компьютер;
Экран;
Карточки синего и жёлтого цвета (Приложение 1);
Бейджик с подписью: «Специалист по истории Древнего мира / XVII – XVIII столетий / XIX – XX векам» (Приложение 2);
Раздаточный материал (Приложение 3);
Правила составления синквейна (Приложение 4);
Метод незаконченного предложения (Приложение 5);
Презентация (Приложение 6).
Ход урока:
Этап урока (название, время, цель)
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Предметные
УУД (универсальные учебные действия)
1. Организационный момент (1 мин.). Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Проверяет готовность к уроку.
Проверить свою готовность к уроку (тетрадь, ручку, учебник, дневник).
Сообщают о готовности к уроку.
-
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества;
Познавательные УУД: целеполагание.
2. Проверка выполнения домашнего задания
Цель: проверить имеющиеся знания
Учитель раздаёт карточки синего и жёлтого цвета (Приложение 1). Слово учителя: «На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Познание окружающего мира». Сейчас мы с вами проверим как вы её усвоили, для этого каждый из вас получил две карточки синего и жёлтого цвета. Вы проверяете знание понятий по предыдущей теме. Синяя карточка обозначает, что ответ полностью правильный. Жёлтая, что ответ неправильный или неполный».
По очереди дайте определение понятию, остальные оценивают ваш ответ.
Понятия:
1) познание,
2) сенсуализм,
3) рационализм,
4) исследование,
5) истина,
6) ложь,
7) дедукция,
8) индукция.
По очереди отвечают на вопросы учителя, остальные оценивают ответ.
Предполагаемые ответы учеников:
1) Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание, как правило, только процесс поиска истины, а его результат — знание.
2) Сенсуализм (от лат. Sensus — восприятие, чувство) — направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
3) Рационализм (от лат. Rationalis — разумный, ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой и главной формой познания, противостоит сенсуализму. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности.
4) Исследование — процесс научного изучения какого-либо
объекта (предмета, явления — материального или идеального)
с целью выявления его закономерностей.
5) Истина — отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.
6) Ложь — это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение.
7) Дедукция (от лат. Deductio — выведение) — цепь умозаключений (рассуждение), в результате которых из общих знаний
человек получает знание конкретное.
8) Индукция (от лат. Inductio — наведение) — умозаключение от фактов к общему утверждению.
Закрепление ранее полученных знаний
Коммуникативные УУД: способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации знаний.
Регулятивные УУД:
умение определять результат познавательной деятельности.
Познавательные УУД: охарактеризовать определенное явление жизни общества в совокупности с анализом его особенных черт.
3. Этап мотивации (целеполагания)
(4 мин).
Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
Ответьте на вопрос: «Что такое общество?»
На слайде (слайд 2) вы видите изображение людей, как вы думаете, какова их роль в обществознании?
Предположите, что мы сегодня будем изучать?
Предполагаемый ответ учеников: Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Предполагаемый ответ учеников: мировые философы, заложившие основы общественных наук, философских течений.
Предполагаемый ответ: тема урока «История воззрений на общество».
Понимание значения развития представлений об обществе
Регулятивные УУД: развивать навыки контроля и критики в отношении полученного материала.
Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.
Личностные УУД:
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Изучение нового материала (мин). Цель: создать условия для изучения темы «История воззрений на общество».
Учитель делит обучающихся на 6 группы по три человека. Каждый человек в группе получает задание (текст у каждого ученика свой) (Приложение 3) и бейджик с подписью: «Специалист по истории Древнего мира / XVII – XVIII столетиям / XIX – XX векам» (Приложение 2).
Через некоторое время учащиеся снова делятся на группы, но уже по своим специальностям.
Обучающиеся возвращаются в свои изначальные группы по три человека.
Далее снова собираются специалисты.
Приём «Зигзаг».
Задания для учеников:
1. История воззрений на общество в Древнем мире.
2. История воззрений на общество в XVII – XVIII столетиях.
3. История воззрений на общество в XIX – XX веках.
Специалисты должны составить опорный конспект по своей теме.
По конспекту рассказать свой материал.
Выбрать человека, который затем представит материал группы специалистов.
Учащиеся прикрепляют бейджики и работают с раздаточным материалом, выделяют главное.
Специалисты составляют опорный конспект по своей теме.
Обучающиеся рассказывают своей группе весь скопленный материал.
Обучающиеся-специалисты по очереди представляют свой материал.
Получение систематических знаний об изменении воззрений на общество; расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний; самостоятельное создание ал-горитмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, овладевание приемами анализа исторического события;
Вывод следствия из определения понятий. КоммуникативныеУУД: уметь организовывать общение; развивать умение слушать собеседника, планировать учебное сотрудничество.
Личностные УУД: развивать уважение к другим культурам;
учиться объективно оценивать достижения разных народов.
5. Осознание и осмысление нового материала (Итоговое закрепление). (5 мин.) Цель: систематизация полученных знаний.
Учитель дает задание детям.
Составить в группах-специалистах синквейн (Приложение 4) по одной из тем:
1. История воззрений на общество в Древнем мире.
2. История воззрений на общество в XVII – XVIII столетиях.
3. История воззрений на общество в XIX – XX веках.
И представить его классу.
Составляют синквейн и представляют его классу.
Обобщение и систематизация знаний по теме «История воззрений на общество».
Регулятивные УУД:
уметь соотносить результаты урока с его целями;
определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные УУД: охарактеризовать внутреннее устройство Древней Спарты с привлечением анализа различных сторон ее жизни.
Коммуникативные УУД: способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации знаний.
6. Рефлексия (5 мин.)
Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.
Учитель раздает обучающимся листочки, где написаны незаконченные предложения (Приложение 5).
Продолжите предложения.
Обучающиеся знакомятся с содержанием листочков и заканчивают предложения.
-
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения, аргументация учебного сотрудничества
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий.
7. Домашнее задание (3 мин.).
Цель: обсудить и записать домашнее задание.
Поясняет домашнее задание.
Обязательное:
Прочитать параграф 2, с. 16 – 23, выполнить задания 1 – 3 на с. 22.
Необязательное:
Учитель дает задание написать эссе по вопросу 4 на с. 22.
Выбирает уровень задания и записывает в дневник.
Систематизация и контроль знаний об изменениях воззрений на общество.
Личностные УУД: смыслообразования.
Регулятивные УУД: самооценка и прогнозирование результатов.
Приложения
Приложение 1
Карточки синего и жёлтого цвета
[pic] [pic]
Приложение 2
Бейджик с подписью: «Специалист по истории Древнего мира / XVII – XVIII столетиям / XIX – XX веков»
[pic] [pic] [pic]
Приложение 3
Раздаточный материал
История Древнего мира
1. Мифы древности и их значение для объяснения окружающей действительности
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.
2. Конфуцианство
Возрождение философии началось с книги перемен.
Вселенная троична: небо + человек + земля.
Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.
Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян.
Конфуций прокомментировал книгу перемен, его трактат «десять крыльев». Основная направленность – в прошлое, внимание уделяется практическим проблемам – управление государством. Характеристика благородного мужчины, который должен обладать человеколюбием, соблюдать этикет (нормы поведения). Знание сопоставляется с знанием древних текстов. Ценится верность, каждый должен знать свое место.
Конфуций уделял большое внимание проблемам этики и политики.
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем – «сыном неба». Благородный муж – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.
Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу.
Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно».
В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).
Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
3. Конфуцианство (часть 2)
Главную роль в истории политической и этической мысли, несомненно, сыграло учение Конфуция, его основные мировоззренческие взгляды описаны его учениками в книге «Лунь юй». Много веков эта книга являлась самым влиятельным инструментом, воздействующим на менталитет китайского народа.
Конфуций проповедовал патриархальную концепцию государственной власти, государство представлено в нём как большая семья, император – отец, а все отношения основаны на зависимости младших от старших. Проще говоря, Конфуций ратовал за аристократическую концепцию правления, в то время как простой народ к управлению государством не допускался.
Надо отдать должное великому мыслителю, Конфуций не призывал к насилию, а убеждал правящий класс упражняться в добродетели и смирении.
По его мнению, основная добродетель подданных состоит в смирении и подчинении правительству.
Конфуций отрицательно относился к внешним завоеваниям страны, междоусобным войнам и подчинению своей власти других народностей. Вместе с тем, философия Древнего Китая не отвергает значение законодательства, однако, по всей видимости, уделяет ей лишь вспомогательную роль.
Таким образом, Конфуцианство, сразу же после своего возникновения, занимает влиятельные позиции в политическом и этическом учении Древнего Китая, провозглашается официальной идеологией и остаётся на правах государственной религии. Философия Древнего Китая не представляет Конфуцианство как цельное учение, некоторые его элементы являются продуктами деспотичного централизованного Китайского государства.
4. Даосизм
Философия Древнего Китая не ограничивалась одним лишь конфуцианским взглядами, отличной альтернативой ему стал Даосизм.
В центре внимания этого учения находятся космос, природа и сам человек, однако постижение этих понятий происходит не по типу обыкновенного логического мышления, а с помощью понятийного внедрения в истинную природу существования. Его основатель – Лао Дань, был современником Конфуция, и Древнекитайская философия с её взглядами на жизнь были ему отнюдь не чужды.
Даосизм – трактат «Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего.
Философский принцип увой (недеяния).
Принцип Дао Де – метод философствования. Учение о бессмертии – культ бессмертия.
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.
Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
5. Платон
Первым трудом по обществознанию можно считать знаменитое произведение «Государство» великого античного философа Платона (427-347 до н.э.). Он разделил общество на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка, низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишать частной собственности, которая согласно Платону, развращает нравы людей, достигших 50-ти лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аскетический образ жизни и не предаваться земным утехам.
6. Аристотель
Аристотель (384—322 до н.э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Он, как и современные ученые, изучал традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщал факты, строил концепции, которые завершались практическими рекомендациями, как усовершенствовать общество. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. Кроме него было еще два класса — богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.
После Аристотеля и Платона наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, когда господствовали религиозные воззрения на происхождение человека и мира.
XVII – XVIII столетия
1. Томас Гоббс и его теория общественного договора.
Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т. е. основывающейся на аргументах разума) форме.
По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека – стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.
В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором.
Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство,
власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или
внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть
абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
2. Джон Локк об общественном договоре.
Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704).
В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.
Основная цель государства – защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы – люди вправе бороться против такого государства.
Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал – английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.
Взгляды Локка нашли яркое выражение в «Декларации независимости США» и в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.
3. Теория общественного договора в системе взглядов Ж. –Ж. Руссо.
Ж. –Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.
Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем – могущество и беззащитность, наконец – господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире – заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые.
Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции – якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.
4. Джон Локк
В XVII веке, прежде всего, в Англии стали распространять республиканские взгляды. В привычных для тех времен монархиях верховная власть практически всегда принадлежала одному лицу, а разделялась только по вертикали, т.е. образую некую строгую пирамиду. Такие порядки долгое время казались незыблемыми, но события английской революции, хотя одним из основных мотивов её и был религиозный, сильно подтолкнули вперед политологическую мысль. Эти обстоятельства и привели к появлению доктрины разделения властей. «Отцом-основателем» этой научной теории, был уроженец Бристоля, сын судейского чиновника Джон Локк (1632 – 1704).
Объединив в себе новые идеи, новый опыт теория разделения властей впервые со времени появления государства предоставила способ сколько-нибудь эффективного ограничения насилия и произвола со стороны власти.
Самым эффективным из множества способов виделся принцип распределения государственной власти между различными частями государственного аппарата.
Джон Локк решительно выступал против традиционного отношения к монархии, прямо отвергая ее: «…абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».
Всего Дж. Локк выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Стоит отметить, что Локк не выделял отдельно судебную власть, а считал её составным элементом исполнительной власти. Также Локк подчеркивал, что федеративная и исполнительная власть могут находиться в одних и тех же руках, тогда как законодательную власть совершенно необходимо отделять от исполнительной и федеративной, и, более того, она должна олицетворять верховную власть в стране. В целом Дж. Локк отдавал в соотношении властей первенство по важности законодательной власти, признавая ее «не только верховной властью в государстве, но и священной, неизмененной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило».
5. Шарля Луи де Монтескье
Наиболее подробную разработку теория разделения властей получила в работах Шарля Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.). Его концепция разделения властей была описана в книге «О духе законов» (1748). Основная её мысль – это, утверждение, что злоупотребление властью можно не допустить, если различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Это было первое в европейской политической теории заявление о необходимости создания того, что сегодня называют система сдержек и противовесов. Он предложил не только концепцию, но и конкретную реализацию такой системы.
Монтескье считал, что устройство государства должно обеспечивать политическую свободу граждан, а также справедливость и устойчивость политической системы.
Способ разделения властей ему представлялся как одновременное существование трех частей государственного аппарата. Каждая из этих частей должна иметь свою определенную область компетенции.
Монтескье писал, что существует три типа власти:
законодательная власть, существующая для принятия, отмены или исправления законов
власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, т.е. объявление войны, заключение мира, дипломатия, обеспечение безопасности государства
и власть исполнительная, ведающая вопросами права. Занимается разрешением споров граждан и наказанием преступников
Вторую власть, таким образом, он называет просто исполнительной, а третью законодательной.
Монтескье отмечал, что крайне важно не допустить концентрации власти в одних руках. Ведь если одна и та же группа людей сможет создавать законы, исполнять их и наказывать тех, кто им не следует, то их произволу не будет никакого ограничения.
6. Учение Адама Смита
«Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура
«Адам Смит – отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение.
Большинство исследователей экономической мысли связывают формирование экономики как науки с творчеством этого английского мыслителя. По словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый… полноценный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные системы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообразовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Третья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В четвертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиократов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспекты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», которое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий.
XIX – XX века
1. Фридрих Ратцель
Монтескьё явился одним из основателей современной географической школы, к которой также принадлежит немецкий географ и этнограф, зачинатель политической географии Фридрих Ратцель (1844—1904). Изучая влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах, он разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. В своих трудах ученый дал общую картину расселения народов и распространения культур. По земной поверхности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления. Его заслугой считается установление тесной связи между политикой и географией. Сила государства, считал он, во многом зависит от его территории и географического положения, поэтому, наращивая свою мощь, государство должно стремиться к расширению жизненного пространства.
2. Проблемы, о которых писали в XX столетии
На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, произошедшие в XVIII столетии: революция в Америке, Великая французская революция и индустриальная революция в Англии определили ведущую роль западной цивилизации в последующем развитии человечества. Начали рушиться старые монархии в Европе, в Северной Америке появились демократические правительства. В новых индустриальных столицах мира быстро увеличивался рабочий класс. Население планеты выросло в несколько раз. Рост городов изменил облик Европы. Индустриальная революция вызвала технологический скачок и развитие машинной индустрии. Разрушались социальные связи, в течение веков покоившиеся на неподвижном фундаменте сельской жизни. В новых городах появилось то, чего никогда не было в деревнях: массы бедных и нищих людей, неполные семьи, изнурительный детский труд, одиночество пожилых людей. Об этих проблемах как о характерных чертах современного образа жизни писали даже в XX столетии.
3. Огюст Конт
Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук от философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798—1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830—1842) он провозгласил появление «науки об обществе», назвав ее социологией.
4. Иеремия Бентам
По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748— 1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818—1883), основоположник теории классов и социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806—1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука.
5. Культурная антропология
Культурная антропология, из которой позже появилась более общая наука культурология, ставящая целью философское осмысление сущности человеческой культуры, была следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «науку о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.
6. Этнографы XIX века
Среди выдающихся этнографов XIX века — исследователь первобытной культуры англичанин Эдуард Бернетт Тайлор (1832—1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии; американский историк Льюис Генри Морган (1818—1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества; английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854—1941), автор всемирно известной книги «Золотая ветвь» (1907—1915). На базе их исследований, а также учений философов, искусствоведов и социологов постепенно сформировалась культурология.
Приложение 4
Правила составления синквейна
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Приложение 5
Метод незаконченного предложения
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Приложение 6
Презентация