Раздаточный материал к уроку обществознания на тему Образование и самообразование (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Раздаточный материал у уроку обществознания на тему "Образование и самообразование" по учебнику Кравченко. Школы Древнего Египта, Древней Греции и Спарты. Данный материал позволяет ученикам самостоятельно изучить и проанализировать систему образования в древних госуда�...


Школы Древнего Египта.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приёмы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм» Послушание – это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь такого поминовения считалось физическое наказание. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественным и необходимым. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своём сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль». Заучивание подобных фраз в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далёком от живой речи языке.

Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии независимо от видов деятельности, которой занималась семья. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Особняком стояло военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость. Уже в III тысячелетии до н.э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности.
























Школы Древней Греции.

Слово «школа» произошло от греческого «схоле» - досуг, отдых. В школе закладывалось всё великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно получали такое воспитание до 7 лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал раб – педагог (дословно –поводырь). После семи лет мальчики – дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7-16 лет-него возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12-16 –летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы «не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах». Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Всё это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые пробежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была необходима такому воину.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было прослушать популярного политика или философа.

Школы были небольшими – 20-50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было – выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного – примерно столько же, сколько зарабатывал средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: «Он умер и стал учителем».

На начальное образование тратилось 6-8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили азам чтения, письма и пения.

Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова – имена богов и героев. Потом первые фразы, обычно поучительные строчки: «Прекрасен тот, кто вправду человек во всём», «Приятно, если умный сын в доме растёт» и т.д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощёных дощечках величиной с ладонь. Дощечки скреплялись шнурками. Писали палочкой, которая называлась стило. Она была заострённой с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счёте служила доска – абака, разделённая на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали камешки – от 1 до 9. С помощью абаки обучались четырём арифметическим действиям.

Песню учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождалось игрой на семиструнной кифаре.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии – общественном учреждении, где находящиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды – широкополая шляпа и чёрный плащ.

Идеал афинского воспитания сводился к понятию – совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования. Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь в оттачивании свои лучшие качества.

Менее скромным были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой совокупностью добродетелей. Её уделом было домашнее хозяйство.


























Школы Древней Спарты.

Воспитание спартиатов преследовало преимущественно цель подготовить члена военной общины. Новорожденных спартиатов осматривали старейшины. Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания.

До 7 лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на 3 этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя – пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте условия воспитания еще более ужесточались. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил лёгкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намёк на красноречие презирался. В ходу были наказания, но они носили скорее символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины, получавшие определённые гражданские права. В время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слёз. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением. Приёмы воспитания становились ещё более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а за то, что потерпел неудачу.

К 20 года эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение 10 лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Всё это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. Резко осуждалось и пресекалось пьянство. Устраивали «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьём, дротиком, мечом. В столь же малом объёме давалась общеобразовательная подготовка.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким был результат одного из первых в истории опытом государственного воспитания. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.