Урок «По ту сторону картины или поиск смысла жизни»
Автор: Слепушова Виктория Владимировна,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,
ГБОУ школы № 530 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Цель урока: формирование у обучающихся смысло-жизненных ориентиров как основополагающей ценности гуманизма через нравственный аспект.
Форма урока: творческая мастерская.
Задачи урока основаны на реализации системно-деятельностного подхода:
1) в предметном направлении:
- закрепить представление об основных этических концепциях смысла жизни;
- формировать умение анализировать и систематизировать наглядный материал в соответствии с заданным алгоритмом и с использованием понятийного аппарата;
- формировать умение строить логические связи между объектами и их символами;
- развитие умений эмоционально-образного видения и изображения объекта;
2) в метапредметном направлении:
- творческое решение учебных и практических задач;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- умение работать в группе;
- умение устно выступать, вести диалог;
- осознанное выстраивание выступлений;
- аргументированная критика альтернативных позиций;
- целеполагание, прогнозирование, коррекция;
- осуществление контроля своей деятельности;
- осознание качества и уровня усвоения, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
в направлении личностного развития:
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественно-исторической практики;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Индукция обсуждения.
В роли индуктора - фреска Микеланджело «Сотворение Адама», картина С. Дали «Искушение Святого Антония», картина Ф. Гойи «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1801 года»
[pic] [pic] [pic]
Называет картины, их авторов. Объясняет их содержание.
Задает вопрос: что может объединять эти произведения искусства?
Подводит обучающихся к формулированию учебной задачи:
Формулирует тему урока.
Слушают учителя.
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения.
Принимают учебную задачу и тему урока.
Деконструкция
Актуализация внимания на цвете.
Вопросы 1 группе (фреска Микеланджело):
Почему фон фрески серый?
Почему плащ Бога ярко-красный?
Почему нет насыщенных, спектрально чистых цветов?
Вопросы 2 групп картина С. Дали):
Почему земля коричневая, без зелени растений?
Почему за последней фигурой - яркий свет7
Для чего художник изобразил в правом углу темные тучи?
Не слишком ли белый конь на переднем плане?
Вопросы 3 группе (картина Ф. Гойя):
Откуда такой неестественный свет и почему он освещает группу расстреливаемых, а не всех равномерно?
Почему человек в центре сияет? Достоверно ли нарисована амуниция? Они все такие серые!
Почему нет ярко выраженной формы французской армии? (Имеются в виду легко читаемые знаки с триколором парадной формы.)
Не слишком ли сильное для ночи освещение?
Почему так много черного неба? Почему нет луны или звезд?
Почему у приговоренного такая чистая белая рубашка?
Учитель подводит к обнаружению невозможности ответить на все поставленные вопросы.
Делятся на 3 группы. Работают с цветовым решением картин путем изучения символики цвета. Аргументируют свою точку зрения.
Пытаются определить проблему урока.
Фиксируют проблему
Реконструкция
Организует работу по определению проблемы урока:
Несет ли цвет на картинах смысловую нагрузку?
Что, по-вашему мнению, символизирует солнечный свет?
Белое небо?
Черные тучи?
Помогает определить проблему урока: поиск смысла жизни человека.
Организует работу по группам с образами на картине.
1 группа:
Почему одни помощники Бога наблюдают за происходящим с восторгом, другие – с тревогой?
Для чего Адам изображен идеальным человеком?
Почему Адам и Бог выглядят почти равноправными партнерами?
Что символизирует протянутая рука Бога?
группа:
Что обозначает голая земля?
Почему у животных такие длинные ноги?
Что символизирую животные?
Почему в руках у человека крест? Кто этот человек?
группа:
Зачем тот, кого расстреливают, поднял руки, он же не сдается?
Почему солдаты смотрят вниз, на землю, а не в глаза тех, в кого стреляют? Может, им стыдно?
Почему они такие сгорбленные?
Зачем эта картина вообще, зачем рисовать расстрел?
Почему только один гордый повстанец? Почему все остальные безропотные или плачут?
Почему поза главного героя не соответствует выражению его лица? Почему он (главный герой) больше и выше, чем французы?
Определяют проблему урока.
Работают с художественными образами на картинах.
Социализация
Организует внутригрупповое обсуждение.
В случае затруднения предоставляет дополнительный материал для изучения.
Отвечает на вопросы учащихся
Обобщают, выделяют закономерности и связи.
Афиширование
Предоставляет слово каждой группе.
Организует сопоставление полученных внутригрупповых выводов с результатами работы других групп.
Выступают со своими мини-проектами.
Обсуждают, аргументируют свою позицию.
Разрыв- инсайт
Создание
внутреннего эмоционального конфликта, подвигающего к углублению в проблему
Организует в группах обсуждение высказываний художников о смысле жизни:
Микеланджело: «Врагу желаю не смерти, но вынужденного безделья»
Дали: «В одиночку постичь и выразить смысл жизни - значит сравниться с великими титанами Возрождения»
Гойя: «Фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес»
Подводит обучающихся к определению этических концепций художников путем установления соответствия их высказываний и этической концепции смысла жизни.
Жить – значит из всего извлекать пользу
Эвдемонизм
Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека
Этика долга
Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.
Констатирует возникшие затруднения:
Сколько бы наблюдателей ни было – каждый видит свою реальность…
У каждого есть свои аргументы, контраргументы…
Реальность без наблюдателей не может быть, так смысл жизни без мотивов, верований и представлений.
Обобщает мнения обучающихся словами Ф. М. Достоевского: «Нужно любить жизнь, больше чем ее смысл…»
Работают с высказываниями художниками. Определяют этические концепции смысла жизни художников по таблице «Этические концепции смысла жизни».
Обсуждают, аргументируют собственную позицию. Обнаруживают проблему в определении смысла жизни художников.
Рефлексия
Выявляет затруднения, возникшие у обучающихся.
Объясняет сложность изучения художественных образов, их неоднозначность трактовки словами З. Фрейда: «В классических картинах я ищу подсознание, в сюрреалистических ищу то, что сознательно!»
Обобщает материал и подводит обучающихся к выводу о том, что, проведя исследование картин, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом, они яснее могут осознать отношение художника к смыслу жизни и к самим себе.
Анализ своей деятельности на уроке.
Сочинение – эссе на тему: «Жить- значит творить»