Реферат-обзор Профессионализм как нравственная черта личности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


КГКОУ Школа 2


















реферат-обзор

"Профессионализм

как нравственная черта личности"











Выполнила:

учитель начальных классов

Солошина Нина Дмитриевна,









Комсомольск-на-Амуре, 2016

Содержание


Введение

Профессионализм в целостной структуре личности

Профессионализм как нравственная черта личности

Профессионализм как нравственная ценность

Психология профессионализма

Заключение

Библиографический список

3

5

10

12

16

18

19





































Введение


Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II в. до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы».

В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики.

В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий менее, чем каких-либо других, поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми – объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии, Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.























Профессионализм в целостной структуре личности

Сущность человека бесконечна и неисчерпаема. Человек представляет собой конкретное единство всеобщего, особенного и индивидуального. В отличие от животного он не приспосабливается слепо к среде, а преобразует ее и тем самым противостоит миру. Поэтому творческая деятельность является основным способом проявления сущности человека. Этим самым определяется и место профессионализма в жизни индивида как способности к эффективному осуществлению общественно-полезной деятельности. Человек может в полной мере реализовать себя как субъект труда, общения, сознания лишь при наличии необходимых профессиональных навыков.

Профессионализм как способность человека к выполнению целесообразной деятельности, преобразующей предметный мир, нельзя понимать узко — только с точки зрения обладания определенным мастерством. Нужен более широкий подход, который включал бы духовно-нравственные характеристики человека, без которых невозможно наиболее эффективное выполнение профессиональной деятельности. Недаром в общественном сознании возникли такие понятия, как профессиональная честь и достоинство. Нравственная суть человека овеществляется в производимых вещах через мастерство. Последнее тесно сопряжено с достоинством. И чем выше профессиональное мастерство человека, тем более сильно развито у него чувство достоинства. Подлинный профессионализм также предполагает ответственность работника. Это чувство помогает избавиться от неряшливости, мобилизует человека на максимальное проявление профессионального мастерства: плохое качество вещи в конечном счете выражает неуважение к другим людям.

Профессионализм включает в себя также отношение работника к эффективности собственной деятельности. Ориентация на эффективность означает, что работник видит смысл деятельности в повышении результативности своего профессионального труда. Отсутствие такой ориентации ведет к консервированию уровня мастерства, что сдерживает развитие техники и технологии производства, темпов всего общественного прогресса.

Профессионализм - необходимое условие самореализации человека в обществе, но одного его не достаточно. Без наличия других сущностных черт он превратился бы в одностороннее существо, способное лишь к выполнению определенной профессиональной функции. И в жизни, в той или иной мере, мы находим примеры, подтверждающие такой вывод. В обществе встречается еще много людей, внепрофессиональвая жизнь которых обеднена и выхолощена. Происходит это прежде всего тогда, когда односторонне развит сам человек. Общественная практика показывает, что в таком случае и проявление уровня профессиональности существенно снижается. Профессионализм человека опирается на другие сущностные черты личности. В то же время он, в свою очередь, воздействует на формирование и развитие этих черт, влияет на степень их проявления в жизни и деятельности человека.

Говоря о взаимосвязи профессионализма с различными сторонами человеческой личности, назовем, прежде всего, ее мировоззренческий облик. Мировоззрение в совокупности с идейно-нравственной, философской и социально-психологической сторонами выступает ядром личности профессионала. Наличие мировоззренческой культуры предполагает знание человеком самого себя, своей сущности, места и роли в обществе.

Но значение мировоззренческой культуры личности нельзя сводить только к сумме накопленных знаний. Она представляет собой и творческий процесс деятельности во всех сферах бытия человека, способности профессионально использовать знания. Поэтому мировоззренческая культура предполагает не только усвоение теоретического наследия человечества, но и культуры мышления, методологии познания и практической деятельности. В формировании мировоззренческой и гносеологической функции профессионала огромную роль играет философия. Она вооружает пониманием сущности и возможностей познавательной деятельности человека, навыками получения истинного, достоверного знания.

Мировоззренческая зрелость - обязательное условие высокого уровня профессиональности человека. Философия, составляющая основу мировоззрения, ориентирует человека в его профессиональной деятельности на исследование процессов изменения и развития, взаимосвязи и взаимопревращения, изучение противоречивой природы материальных объектов и т.д. При этом специалист избавляется от блужданий, узкого, одностороннего подхода к объекту. Диалектика является одновременно и теорией познания, и логикой мышления. Поэтому формирование философской культуры является обязательным условием профессионализма.

Философская культура специалиста может быть определена, во-первых, как освоение личностью философских знаний в сочетании с естественно-научными, социально-политическими и другими знаниями; во-вторых, как способность личности к постоянному использованию в практической деятельности философских знаний. Философская культура профессионала находит свое специфическое проявление в его практической деятельности.

В современных условиях значение мировоззренческой подготовки специалиста возрастает. Обусловлено это динамизмом и масштабностью задач, с которыми человечество встречается по мере своего продвижения вперед. Связано это и с динамическим обновлением мира, особенно с возрастанием его целостности, с повышением взаимозависимости различных сторон жизни.

Современный профессионал должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме этого, ему необходимо в соответствии с изменением производства совершенствовать свою квалификацию, адаптироваться к новым знаниям, технике и технологии. Систематическое повышение квалификации становится обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью. Знание лежит в основе профессиональности. В знании человек не только овладевает объектом творчески, но и преобразует его идеально. А суть бытия, как известно, и заключается в свободной творческой деятельности, в практическом переустройстве мира, чему и подчинена профессионализация.

Все более возрастающую роль здесь играет самообразование. Связано это с быстрым развитием общественной жизни, моральным износом и заменой устаревшего оборудования в сфере материального производства, изменением часто самого характера профессиональной деятельности. Такие процессы требуют от профессионала постоянного пополнения знаний как в сфере материального производства, так и в духовной области, что невозможно осуществлять без постоянного самообразования. Все это предполагает не только соответствующую корректировку и совершенствование традиционных форм общего и профессионального образования, но и создание в обществе системы непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Профессионализм предполагает формирование интеллекта, под которым в данном случае мы понимаем способность к решению новых задач, способность к получению нового знания. Интеллектуальная культура включает при таком подходе два момента. Первый момент состоит в том, что для интеллектуальной деятельности необходим определенный запас знаний. Особую роль в необходимом, обязательном слое знаний играют профессиональные знания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что интеллектуальная развитость включает в себя и профессиональную компетентность. Причем грань здесь довольно условная. Ибо творчесгво9 умение находить принципиально новые решения требуют широкой эрудиции, обладания знаниями из разных областей. Здесь встает уже проблема отбора информации. Второй момент предполагает наличие культуры мышления, без которой не может состояться сегодня профессионал в любой сфере деятельности.

Одним словом, как уже отмечалось, профессионализм неразрывно связан с образованием. Способность человека к труду зависит от уровня и качества общих и профессиональных знаний. Именно эти показатели определяют интеллектуальный потенциал рабочих и специалистов. Знание законов развития природы и общества, широкий кругозор в единстве с профессиональной подготовкой являются основой для формирования профессионального потенциала индивида. Интеллектуальный кругозор, который формируется в человеке с первых шагов его жизни, но особенно в процессе образования, создает основу творчества на производстве, во всей общественно-полезной деятельности. Однако прямая механическая зависимость между уровнем общеобразовательной подготовки и профессионализмом не всегда имеет место. Образование создает основу профессионализма, но последний не сводится только лишь к первому. Профессионализм формируется, в конечном счете, всем образом жизни человека, он серьезно зависит от личностных качеств самой личности.

Особенно тесно профессионализм взаимосвязан с моральной стороной жизни человека, прежде всего, трудовой моралью. Последняя, будучи системой норм и оценок, регулирующих поведение человека в сфере труда, является одной из составных частей трудовой мотивации. Она имеет очень важное значение в профессиональной деятельности человека. Личность, подготовленная в моральном отношении к реальной профессиональной деятельности, легче адаптируется к ее новым условиям. Конкретные проявления трудовой морали различны: степень распространения нарушений трудовой дисциплины; отношение к качеству продукции; структура потребностей, удовлетворяемых в труде; соотношение исполнительности и инициативности в структуре основных характеристик личности работника; отношения "руководство - подчинение" в процессе трудовой деятельности и др. На основании этих индикаторов можно сделать вывод о моральном эталоне работника-профессионала, который соответствует каждому конкретному периоду развития общества.

Скажем, реформирование экономики нашей страны в условиях рыночных отношений сопряжено с существенной корректировкой трудовой морали. Налицо, например, отсутствие в ряде случаев очевидной связи между заработком, с одной стороны, и качеством и количеством приложенного труда, с другой. Ведь в условиях рыночной экономики большой заработок может быть следствием непривычной для массового сознания предприимчивости, в том числе варьирования ценами в конкретных условиях дефицита. Культура традиций, связывающая величину заработка только с трудом, может стать существенным барьером на пути экономически необходимого стимулирования рыночных отношений.

В современных условиях утверждается ряд новых моральных ценностей, отражение которых в профессионализме человека становится обязательным условием его разумной эффективной деятельности. Современному, а тем более будущему работнику-профессионалу, предстоит научиться осознавать себя частицей природы, не отказывающегося от разумного воздействия на нее, которое должно вылиться в их гармоническое взаимодействие, в котором человек как существо разумное, реализует задачу облагораживания, одухотворения природы в соответствии с законами совместного бытия как целостной органической системы. Речь идет в конечном счете о воспитании экологически грамотного профессионала, который только и может обеспечить истинно нравственную организацию взаимоотношений человека и природы.

Что касается непосредственно человеческого труда, то в настоящее время требуется утвердить новую его оценку, воспитать новое моральное отношение к трудовой деятельности. Необходимо сформировать прочное осознание морального равенства не только разных направлений профессиональной специализации, но и различных форм общественно полезной трудовой деятельности. Если она общественно полезна, экологически безвредна, служит средством самоутверждения личности, то она морально оправдана. Здесь предстоит устранить комплекс предубежденности против частного предпринимательства и индивидуального труда, других, новых для нашего общества, его форм. Вместе с тем должно воспитываться чувство морального осуждения по отношению к труду нечестному, криминальному, грабительскому, который, разумеется не представляет никакого нравственно положительной ценности.

Моральное отношение личности должно быть различным к качественно неравноценной профессиональной деятельности. Труд, позволяющий в наибольшей мере самоутвердиться человеку, реализовать себя, заслуживает более высокой моральной оценки. И поскольку трудовая деятельность, как сфера приложения профессионализма, представляет собой не только экономический феномен, но и нравственный, то это все требует сосредоточения усилий общества на подготовке целостной личности, всестороннем развитии всех ее способностей и склонностей, что, с одной стороны, наилучшим образом подготовит ее к профессиональной деятельности, а с другой - и это главное, позволит каждому человеку реализовать себя в жизни.

Взаимосвязь профессионального и этического многоаспектна и имеет глубокие исторические корни. Анализ этой взаимосвязи позволяет сделать вывод о том» что она свойственна различным сферам жизни народа. Особенно прочные истоки единства профессионального и этического наблюдаются в жизни простого народа, в его повседневной деятельности, творчестве.

Наиболее ярко взаимосвязь профессионального и этического проявляется в уникальных профессиональных достижениях людей. Возьмем широко распространенные традиции народного творчества, народных ремесел. Даже в условиях повсеместной индустриализации, а затем научно-технической революции они сохранились в раз¬личных регионах страны. Народное творчество, по нашему мнению, воплощает органическое единство профессионального и нравственного аспектов. Этим обусловлена в значительной мере и его жизненность.

С точки зрения рассматриваемой проблемы важно отметить, что народные ремесла, творчество являются неисчерпаемым кладезем развития профессионализма. И проявляется это, прежде всего, в таких аспектах. Во-первых, становление новых профессий проходит зачастую через период первоначального их зарождения и формирования в народном творчестве. Во-вторых, в народном творчестве выработано огромное количество технологических процессов, трудовых навыков, которые "питают" развитие технологических и трудовых процессов профессионального производства. В-третьих, участие человека, особенно молодежи, в традиционных народных ремеслах способствует выявлению его индивидуальных способностей, их развитию и выбору профессии в соответствии с ними. Правильный выбор профессии, в свою очередь, укрепляет нравственные черты индивида, позволяет гармонизировать различные стороны жизнедеятельности личности, способствует укреплению ее целостности. Можно говорить как о воздействии народного творчества на развитие профессионализма на уровне всего общества, причем на протяжении его многовековой истории, так и на личностном уровне, которое может быть особенно существенным в начальный период профессионального становления человека.

Таким образом, развитие профессионализма осуществляется не только под воздействием прогресса науки, углубления и расширения знаний, но и в результате благотворного воздействия традиционных форм народного творчества. При этом формируются не только профессиональные навыки, но и такие черты, как чувство профессиональной гордости, а также другие стороны нравственного облика профессионального работника. Жизнь народа - неиссякаемый источник неограниченного прогресса личности.


Профессионализм как нравственная черта личности

Становление информационной цивилизации в настоящее время определяет необходимость выработки нового типа профессиональной морали, отражающей идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда.

Развитие общества сопровождается постоянным усложнением и углублением специализации производства, дифференциацией условий труда и профессиональной деятельностью. Это влечет за собой соответственную конкретизацию профессиональных обязанностей и порождает систему моральных требований. Профессиональные отношения и обязанности становятся одновременно и профессионально-этическими отношениями.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Соотношения морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии.

Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Мораль и право – составные части духовной культуры человечества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов норм, правого и нравственного сознания.

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной). Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей и от того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.

Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом. Профессиональная этика является «во-первых, кодексом поведения, предписывающим определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии".

Таким образом, профессиональная этика – это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д.П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.

Нравственная жизнь человека и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии.

Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, тех ситуаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то последние оказывают сильное воздействие на ее формирование. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом, распоряжаются жизнью людей, значительными материальными ценностями.

Определяя меру доверия к работнику, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков. Относительное противопоставление действия и поступка, которое выражает операционалистскую и моральную сторону трудовой деятельности, для данных профессий сглаживается. Профессиональное одновременно выступает и как моральное. Таким образом, профессиональная мораль должна всегда рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали.


Профессионализм как нравственная ценность

Качественные изменения в развитии человечества в начале XXI в., нарастание целостности человеческой деятельности приводят к многократному усилению воздействия человека на окружающий мир. Последствия этого воздействия проявляются в природе, в социуме, отражаются на жизнедеятельности самого человека – т. е. приобретают глобальный характер.

В новых условиях содержательный смысл профессионализма как социального явления выходит за рамки совокупности чисто технических умений и навыков работника. В содержание понятия «профессионализм» привносятся гуманистические и нравственные начала.

Современный профессионал должен не только обладать некоторой суммой профессиональных знаний и умений, не только соответствовать требованиям сферы своей профессиональной деятельности, но и предвидеть её последствия, нести за них личную ответственность. Это свидетельствует о том, что профессионализм сегодня обретает статус нравственного императива, становится нравственной ценностью.

Требования высокого профессионализма личности, профессионального мастерства, ответственности становятся реалиями сегодняшнего дня. Понятия «профессионализм» и «профессионал» встречаются нам повсюду: в журнальных и газетных статьях, в рекламных объявлениях, в телевизионных передачах. Широкая популярность и общеупотребительность данных понятий свидетельствуют о повышении роли профессиональных явлений в жизни современного общества. Этимологически понятие «профессионализм» свободно от нравственных характеристик. Профессионализм (англ. professionalism; нем. Professionalismus; фр. professionalisme) чаще всего понимается как совокупность достигнутых индивидом теоретических знаний, практического опыта и профессиональных навыков в определяемой разделением труда и профессиональной специализацией сфере человеческой деятельности. При этом профессионализм – не только источник существования человека и проявления его личностного потенциала, но и решающий фактор развития цивилизации, формирования гуманных и справедливых человеческих отношений, утверждения в обществе принципов трудолюбия, нравственной ценности труда и созидательной творческой деятельности. Поэтому профессионализм, несмотря на кажущуюся «моральную нейтральность», тесно связан с моральной жизнью человека. Нравственное содержание личности, способность человека осуществлять правильный моральный выбор, развитость его представлений о чести, о долге и ответственности во многом определяют успешность его профессиональной деятельности. Лишь гармонически развитый человек, неуклонно совершенствующий не только собственные профессиональные навыки, но и нравственное сознание, руководствующийся в профессиональной деятельности гуманистическими моральными принципами, способен стать истинным профессионалом.

Надо отметить, что, в отличие от западных авторов, толкующих профессионализм, главным образом, как четко фиксированную квалификацию высокого уровня, современные отечественные исследователи склонны усматривать в данном понятии четко выраженный аксиологический аспект.

Профессионализм в современной отечественной литературе трактуется именно как ценностно-значимое качество личности, или реже – как качество самой профессиональной деятельности.

В современном экономическом словаре отмечается, что «Профессионализм – высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное профессиональное исполнение».

Довольно часто в исследовательской литературе профессионализм отождествляется с деятельностью, понимается как ее вид, требующий определенных навыков, знаний, умений. Деятельностный подход к понятию профессионализма обозначен также в книге Г. В. Лазутиной, которая справедливо отмечает, что развитое общество знает две формы организации деятельности: любительство и профессионализм.

Всякая деятельность рождается как любительская, любительство есть первая фаза развития деятельности и первая, исходная форма ее организации. Специфика любительской деятельности заключается в том, что она осуществляется человеком по личной склонности, вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и без жесткой ответственности за результат. Профессиональная деятельность формируется в процессе общественного разделения труда на базе любительской, однако не поглощает ее, обе формы деятельности продолжают существовать параллельно. Став для человека новым родом занятий, профессиональная деятельность приобретает новые черты: она протекает в виде исполнения соответствующих должностных обязанностей, связана с ответственностью за результат, требует специальной подготовки, т. е. превращается в профессию. Дополним к этому, что важнейшим моментом превращения любительской деятельности в профессиональную можно считать также нравственное отношение специалиста к своей профессиональной деятельности, моральную ответственность перед потребителем за качество произведенного в ходе выполнения профессиональных обязанностей продукта – материального или духовного.

Таким образом, профессионализм приобретает статус нравственного требования, а становление профессионального сознания подразумевает включение в его структуру этических норм. Направленность на исследование аксиологического аспекта профессионализма просматривается и в отечественных психологических науках. В рамках психологического подхода к данной проблеме профессионализм рассматривается прежде всего сквозь призму психофизиологических и функционально-психологических качеств личности. Так, для Е. А. Климова профессионализм - это особое психологическое состояние личности: «профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека. Несмотря на психологический, индивидуально-личностный характер приведенного выше определения профессионализма, оно демонстрирует отход от узкооперационального понимания профессионализма лишь как набора определенных качеств. Аналогично, но в более широком, социально-психологическом контексте понимает профессионализм А. К. Маркова. «Профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и непременное наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств... При рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, из каких ценностных ориентаций он исходит... какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему убеждению вкладывает в свой труд».

В своем анализе профессионализма А. К. Маркова выделяет две стороны этого явления: мотивационно-целеполагающую (какие мотивы побуждают человека, какой смысл он видит в профессиональной деятельности, каких целей лично он стремится достичь) и операциональную (профессиональные средства, умения, навыки). Однако социально-психологический компонент профессионализма автор практически не рассматривает, ограничиваясь подробным исследованием индивидуально-личностной диспозиции данной проблемы.

Ценностное содержание категории «профессионализм» наиболее отчетливо отмечено в рамках активно развивающейся в нашей стране в последние годы акмеологии как науки об условиях и факторах, обеспечивающих высший уровень достижений в какой-либо деятельности. Очевидно, что применительно к профессиональной деятельности таким высшим уровнем является профессионализм. В данном контексте многие авторы рассматривают профессионализм как качество профессиональной деятельности, определяемое личностными возможностями: «Профессионализм – высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности. В работах А. В. Кириченко профессионализм определяется как высшая ступень в развитии человека в качестве субъекта познания, труда и общения. Основным критерием уровня профессионализма объявляется степень соответствующих знаний, умений, навыков и психических свойств специалиста современным достижениям науки и практики в данной области. В рамках этого подхода, который, по нашему мнению, можно характеризовать как оценочный, или акмеологический, профессионализм подчеркивает качество индивида, субъекта в определенной области общественно полезной деятельности. Профессионализм отражает изменения навыков, способностей, квалификационных возможностей в направлении требований, предъявляемых к человеку профессией, в соответствии с научно-техническим и интеллектуальным развитием общества.

Сущностью профессионализма является профессиональное продвижение от выбора профессии к овладению ей, достижение профессионального мастерства, творческих успехов. Как качество личности он определяется через индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей жизни человека, актуализирующиеся в различной степени способности специалиста и, наконец, получающие общественное признание и определенную оценку, выражающуюся в социальном положении. К числу основных критериев профессионализма в данном понимании можно отнести: компетентность работников, т. е. знание ими дела; наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации; регулярное, систематическое и творческое выполнение функций и операций; стабильность служебных отношений; а также, в качестве обязательного требования – следование нормам профессиональной этики.

В современной исследовательской литературе также предпринимается попытка выделить в качестве субъекта профессионализма не личность как носителя профессии, а «персонал» – коллективный субъект профессиональной деятельности. Соответственно профессионализм в рамках данного подхода трактуется как интегральная характеристика целеполагающей, мотивированной и эффективной трудовой деятельности, требующей для своего осуществления специальной подготовки, соответствующих организационно-управленческих условий и, кроме этого, развитого коллективного профессионально-нравственного сознания. «Структура смысложизненного целеполагания и связанная с нею мотивация труда обусловливают социально-типологическую структуру профессионализма персонала как коллективного субъекта профессиональной деятельности. Следовательно, профессионализм как качественная характеристика деятельности, в свою очередь, характеризуется не континуальной, а, прежде всего, социально-типологической направленностью субъекта профессиональной деятельности».

На основе анализа приведенных выше различных трактовок профессионализма в современной отечественной литературе можно сделать вывод, что комплексное научное изучение профессионализма не может сводиться ни к оценке профессиональных качеств личности как индивидуального субъекта профессиональной деятельности, ни к оценке качества самой профессиональной деятельности и ее коллективного субъекта.

Объективный научный анализ данного явления возможен только при условии использования в качестве главной методологической установки мировоззренческого подхода, основывающегося на выделении и исследовании разнообразных аспектов профессионализма, а главное – включении в предметную область данного понятия смысложизненных и духовно-нравственных характеристик. При этом в целях дополнения и расширения общеизвестной характеристики профессионализма как качества личности отметим, что профессионализм необходимо предполагает наличие гармонии между психологической и мировоззренческой готовностью личности к успешной профессиональной реализации и уровнем общественных (в том числе нравственных) требований к данной профессии.

Профессионализм есть соответствие знаний, умений, навыков, а также всей ценностной системы человека тому, что происходит в конкретной области профессиональной практики и специализации. Иными словами, профессионализм есть соответствие широкого спектра личных профессиональных качеств специалиста (навыков, умений, знаний, ценностей, идеалов) уровню общественных ожиданий от данной профессии.

Поскольку общественные ожидания и требования, предъявляемые обществом к профессии, подвержены изменению в соответствии с научно-техническим, интеллектуальным и социальным развитием самого общества, явление профессионализма исторически подвижно: предметное поле этого понятия расширяется в соответствии с общественным развитием, усложнением социальной структуры, созданием новых условий для самореализации человека обществе.


Психология профессионализма

Психология профессионализма – это один из разделов психологии труда.
Психология труда – это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте. Психология труда изучает проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие процесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии. Кроме того психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д, (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.).

Новая психологическая наука акмеология (А.Н. Рыбников, Б,Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.) имеет своим предметом наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период его расцвета (акме-); многовершинность процесса восхождения к профессионализму.
Психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма в нашем понимании обсуждает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы, вызывающие снижение профессионализма (профессиональное старение, профессиональные деформации и т.д.), пути их преодоления.

Психология профессионализма находится на стыке психологии труда и акмеологии, ряда других наук, изучающих те или иные аспекты труда. Так, профессиоведение, профессиография занимаются описанием профессий, их классификацией, профессиология выявляет закономерности изменений в мире профессий, в строении трудового процесса.

Социология труда рассматривает общественный труд, функционирование социальных общностей, объединенных профессиональными признаками; социально-профессиональный контекст и фон труда; социология профессий изучает социальную престижность профессий и т.д.

Эргономика (эргология) изучает оптимизацию содержания условий и средств труда, выявляет факторы повышения эффективности труда при одновременном облегчении труда, уменьшении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, включает вопросы проектирования техники с учетом психофизиологических возможностей человека.

Статистика труда охватывает массовые явления и процессы в области труда с помощью системы различных количественных показателей (состав и численность трудовых ресурсов, состав и численность занятых в народном хозяйстве по отраслям, показатели рабочего времени, уровня и динамики производительности труда, качества труда и его эффективности).

Профессиональная экология приступает к изучению влияния профессиональной среды на человека, возможностей создания комфортной профессиональной среды.

Физиология труда исследует функциональные сдвиги в организме в процессе труда, разрабатывает рекомендации по организации труда в оптимальном режиме труда. Психогигиена труда осуществляет изучение и предупреждение психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.

Гигиена труда рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса, рабочего места.

Профессиональная патология как отрасль медицины изучает профессиональные заболевания, а также условия труда, которые могут стать причиной профессиональных болезней.

Трудовое право имеет своим предметом юридическое оформление трудовых отношений, формы оплаты, меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, трудовые конфликты.

Со всеми науками о труде психология профессионализма безусловно должна контактировать, уделяя, вместе с тем, главное внимание качественным (позитивным и негативным) изменениям психики человека при тех или иных его профессиональных переходах и превращениях.






Заключение


В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики.

Понятие «профессионализм» является более широким, чем может показаться изначально. Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает, как плавать», но не умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности.

Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Без высокой образованности, морали, культуры «специалист» скорее всего окажется бесполезным в трудовом коллективе, проявит себя как формалист, равнодушный к людям, нуждающимся в помощи, безразличный к результатам своего труда работник, не заинтересованный в использовании новых форм и методов.
























Библиографический список


1. В. А. Цвык. Профессионализм как нравственная ценность // Вестник НГУ. Серия: Философия, 2012. Том 10, выпуск 4

2. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.52. – СПб.: Изд-во БПА, 2003(а)

3. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993

4. Капто А.С. Профессиональная этика. – М.-Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2006

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 2008

6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996

7. Мальцева Л. В. Профессионализм как нравственная черта личности // Общество: политика, экономика, право. - 2010 г., № 2

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996

9. Основы этических знаний / Под ред. профессора М.Н. Росенко: Изд. "Лань", 1998г.

10. Современный экономический словарь (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.). - 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007

11. Солоницына А. А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Слоницына. - Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005