Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1 Общая характеристика толерантности……………………………… 4-7
1.2.Право на отличие – основа толерантности………………………… .8-9
ГЛАВА 2. ЭМРПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования……………………………… .. 9
2.2 Обработка и анализ результатов эмпирического исследования…… 9-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………14.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………… ..15
Введение
Проблема толерантности стала особенно актуальной в конце XX столетия, что было обусловлено значительными социальными трансформациями в стране и в мире. Войны, национальные конфликты, ксенофобия, экстремизм, различные формы дискриминации – все это и сегодня продолжает дискредитировать совокупный итог социального развития современного мира, подрывать демократические принципы его существования, приводит к нарушению прав человека, покушается на многообразие, являющееся важнейшим фактором общественного развития. В России в последние десятилетия происходят изменения во всех сферах жизни – духовной, политической, экономической, что нередко порождает разногласия и социальную напряженность. В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества. Так как в нашем обществе распространены проявления агрессивности граждан, безнравственность (кризис морали), безответственность и безразличие к судьбам своих сограждан, то конфликтность, нетерпимость людей друг к другу, равнодушие проникают и в школьную среду. Хотя школа - тот социальный институт, где в соответствии с ее задачами должны царить доброжелательность, внимание и забота, понимание и любовь. Отсюда вытекает актуальность данного исследования. Я учусь в 9 классе в обычной средней школе. Мне все нравится в моей родной школе: учителя, одноклассники, перемены, каникулы, уроки, классные собрания, где мы общаемся, решаем совместно вопросы по организации школьной жизни. Нам интересно вместе, хотя иногда мы и не понимаем друг друга. Спорим и даже ссоримся, если не согласны с чем-либо. Даже доходим иногда до оскорблений. Да, конечно мы все разные. Есть маленькие, большие, худые, полные, девочки, мальчики. Почему мы так настороженно относимся к тем, кто не похож на нас? Отвергаем, подсмеиваемся над ними? Конечно, мы не обязаны всех любить! Но я уверена в том, что люди, даже если они бедны, старые или больные, хорошо учатся в школе или не очень, другой национальности, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Так я подошла, оказывается к очень серьезной проблеме, которую можно выразить словом «толерантность». Мне захотелось поподробнее изучить эту проблему. На сколько толерантны люди, которые меня окружают? А толерантна ли я сама?
Цель работы: изучить представления о толерантности и уровень толерантности обучающихся 9 «А» класса МБОУ СОШ № 40.
Цель определила задачи исследования:
1.Изучить необходимую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть сущность понятия «толерантность», как искусства жить в
мире непохожих людей.
3. Выявить ее особенности в 9 «А» классе.
4.Разработать и оформить памятки толерантности.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы, теоретическое обобщение.
2.Методики исследования:
2.1. Анкета «Изучение представлений о толерантности»,
2.2. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
3. Математические - обработка информации, определение количественных и качественных показателей.
Объект исследования: учащиеся 8 «А» класса как носители толерантности
Предмет исследования: уровень толерантности (интолерантности) учащихся 8 «А» класса.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для:
-установления доброжелательной атмосферы в классном коллективе;
-оказания помощи учащимся в осознании ими значимости проблемы воспитания толерантной личности;
-сформировать установку на воспитание в себе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, терпимость, чуткость.
Исследование проходило с сентября 2015 года по январь 2016 года.
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1.Общая характеристика толерантности
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.
В «Современном словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia (лат.) – терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». [13]. В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность – иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». В обиходе слово толерантность часто заменяют словом терпимость.
Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению» [15].
Таким образом, понимание толерантности и терпимость неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов.
Рассмотрим проблему определения терпимости и толерантности в различных научных дисциплинах.
Под толерантностью в социально-философском смысле этого понятия следует понимать «определенное социальное качество межчеловеческих отношений, а также отдельных индивидов и групп, характеризующееся установкой на благожелательное восприятие «другого», желанием не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности и так далее этого «другого». Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления.
Известно, что философские категории выступают как предельно широкие понятия. Так, Ю.А. Ищенко толерантность определяет как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге). Иными словами, оно представляется как ответственный поступок, который может быть воплощен в участном действии, мысли, слове. [5].
Понятие «терпимость», рассматриваемое В.М. Золотухиным как отношение, характеризуется посредством соотнесенности совершаемых поступков с их моральной значимостью, оказывающей положительное или отрицательное воздействие на «общечеловеческое» [4].
В.А. Петрицкий выделяет следующую иерархию определений толерантности:
толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку вкусов, поступков, стиля поведения, образа жизни, иной культуры;
толерантность есть признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и шире, иной культуры;
при вычленении социально-нравственно-позитивных элементов типичных ситуаций толерантного поведения как процесса, толерантность есть внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании [9].
Терпимость как предмет этического осмысления, согласно представлениям А.В. Зимбули [3], – это проявление нравственным субъектом сдержанности в ситуации, когда он негативно реагирует на нравственно значимые для него события.
Словарь по этике дает следующее определение терпимости: «Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» [11].
С.Ю. Головин в «Словаре практического психолога» дает следующее объяснение толерантности. «Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей» [12].
Определения толерантности А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой [14] совпадают и видятся учеными как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
По мнению Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, толерантная личность –это «человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека». [16].
Таким образом, в понятиях «толерантность» и «терпимость», представленных в философских, этических, психологических и других науках, нет достаточно четкого разделения границ между ними, более того, в определениях А.В. Петрицкого, А.В. Зимбули, Ю.А. Ищенко, В.М. Золотухина, С.Ю. Головина, А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой терпимость рассматривается как составная часть толерантности, последняя, в свою очередь, считается более «широким» понятием.
Итак, толерантность можно рассматривать как минимум в шести аспектах:
Первое значение толерантности связано с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.
Второе значение включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо.
Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.
Четвертое включает понятие допущения, позволения. Быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас по многим факторам, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, что другие способны на иные эмоциональные способы реагирования, т.е. признание самого факта многообразия.
Пятое значение – толерантность как принятие. В отличие от допущения принятие характеризуется направленностью на другого. Принятие является условием продолжения взаимодействия.
Шестое представляет толерантность как стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это своего рода принятие многообразия, результатом которого становится взаимопонимание, включая помощь, содействие, сотрудничество, разъяснение и диалог. [2].
Если рассматривать понятие с позиции культуры, общества, то толерантность – это качество культуры (нравственное, правовое, политическое) общества, любого социального слоя, каждого гражданина, не взирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность.Толерантность имеет различные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных, нравственных, социально-политических мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Заинтересованное отношение к другим людям, желание понять их и прочувствовать, побуждает к работе разум, способствует расширению собственного толерантного опыта уже потому, что мироощущение других отлично от нашего. [6].
В быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условий существования, нейтрализация агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное поведение – показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствие боязни и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия.
Гражданская концепция толерантности включает поиск компромиссных решений для самосохранения самого человека и общества в целом. Толерантность рассматривается как действие или общественная норма, которая осуществляется через закон и традицию, предлагает защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.
Конкретное воплощение толерантные отношения находят в международном праве, правосудии, культуре, искусстве, коммуникациях, социальных институтах, педагогике. Признавая разнообразие людей, культур, народов как ценность, толерантность представляет собой норму цивилизованного общества.
В «Декларации принципов толерантности» представлены следующие трактовки данного понятия: толерантность означает уважение, принятие и понимание. Уважительный компонент толерантной культуры – личной, общественной или межгосударственной обусловлен принятием и правильным пониманием, как сказано в Декларации принципов толерантности утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году; «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». А этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений, позволяющие видеть не только различия в плюралистическом мире, но и единство в многообразии. Очевидно, что лишь при следовании подобным ориентирам есть шанс достичь согласия и мира между различными индивидуумами, общественными стратами, государствами, цивилизациями. [1].
Можно сказать, что толерантность представляет собой гармонию многообразия.Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей (А.Г.Асмалов).
1.2.Право на отличие – основа толерантности.
Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие толерантности (эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других), которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.
Эмпатия аккумулирует в себе способность человека переживать те же
чувства, которые испытывает другой человек, и является выражением
психологического принятия. Иными словами, эмпатия – это эмоциональная
отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам.
Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое
отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей, без
которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности. Эмпатия отражает уровень эмоциональной зрелости, профессионализма представителей профессий типа «человек – человек», к которым относятся и учителя и воспитатели. [7].
Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или приемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Коммуникативная толерантность как черта человека собирательная: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешенны и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является значимым для педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.
Коммуникативная толерантность включает в себя:
понимание и принятие различия интересов, потребностей и ценностей других людей. Принятие достоинства разнообразия признаков, отличающих людей друг от друга;
отказ от монополии на знания истины;
развитие человека посредствам продуктивного преодоления, разрешения и выхода из внутреннего или внешнего конфликта;
ситуативное реагирование: проявлять толерантные качества в ситуации незапланированного непосредственного общения;
ответственность личности за процесс и результат собственного жизненного выбора, и проявление себя в общении с другими;
активность в процессе взаимодействия. Умение услышать и понять не только себя, свое мнение, а желания, взгляды и позиции другого человека. [2].
Развитие толерантности начинается с общения, в нем она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами.
Итак, толерантность – это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды, выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом разъяснения и убеждения. Поэтому воспитание толерантных отношений является необходимым и обязательным условием для полноценного развития и формирования, существования индивида в обществе, служит мерой гармонии человека.
ГЛАВА2. ЭМРПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Организация и методы исследования
В ходе исследования были использованы : анкета «Изучение представлений о толерантности»,экспресс-опросник "Индекс толерантности"(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова). Материалы анкеты и экспресс - опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
В исследовании приняли участие 23человека. Из них-12 мальчиков и 11- девочек 9 «А» класса. Анализируя полученные результаты ответов опрошенных по анкете «Изучение представлений о толерантности», можно выделить следующее:
В большинстве своем учащиеся 9 класса воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему» (54,2%).
На 2-е место по значимости большинство поставили «умение вести равноправный диалог» (30,0 %).
На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «готовность пойти на компромисс» (10,5 %). (Таблица 1)
Таблица 1
Варианты ответов на вопрос «Что означает для тебя понятие «толерантность»
Количество выборов (в %)
всего
девочки
мальчики
«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»
54.2%
56,2%
52,3%
«умение вести равноправный диалог»
30,0%
30,3%
29.8.%
«готовность пойти на компромисс»
10,5%
11,2%
9,7%
«признание за тем, кто мне нравится права быть таким, какой он есть»
5,3%
2.3%
8.2%
Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению участников опроса, следующие качества: уважение к другим (79,8%); терпеливость (49,1%); уважение к себе (38,8%) (Таблица 2)
Таблица 2
Варианты ответов на вопрос «Какие черты свойственны толерантному человеку?»
Количество выборов (в %)
Всего
девочки
мальчики
терпеливость
49,1%
27,7%
21,4%
уважение к другим
79,8%
40, 3%
39,5%
уважение к себе
38,8%
18,7%
20,1,:%
взаимопонимание
32,3%
13,3%
19,0%
Таблица 3
Варианты ответов на вопрос «Какие черты свойственны толерантному человеку?»
Количество выборов (в %)
всего
девочки
мальчики
раздражительность
58,1%
15,1%
43,0%
хамство
81,9%
49,6%
32,3%
агрессивность
60,0%
35,3%
24,7%
По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются: хамство (81,9%); агрессивность (60,0%); раздражительность (58,1%). (Таблица 3)
Таблица 4
Варианты ответов на вопрос «В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»
Количество выборов (в %)
всего
девочки
мальчики
когда тебя предали
60,4%
29.2%
31,2%
если сталкиваешься с несправедливостью
78,4%
41,8%
36,6%
когда задевают твои интересы
29,6
10,4%
19,2%
когда при тебе обижают слабого
31,6%
18,6%
13,0%
Как видно из таблицы 4, труднее всего быть толерантными для учащихся, принявших участие в анкетировании в следующих ситуациях: если сталкиваешься с несправедливостью (78,4%); когда тебя предали (60,4%); когда при тебе обижают слабого (31,6%).Из представленных результатов видно, что для нашего класса характерно обостренное чувство справедливости, особенно у девочек.
Таблица 5
Варианты ответов на вопрос «Где тебе легче всего быть толерантным?»
Количество выборов (в %)
всего
девочки
мальчики
в группе друзей
77,8%
38,3%
39,5%
в общении с учителем
27,1%
14,1%
13,0%
среди людей старшего возраста
24,4%
12,5%
11,9%
в семье
41,6%
21,3%
20,3%
в своем классе
29,1%
13,8%
15,3%
Легче всего учащимся проявлять толерантность: в группе друзей (77,8%); в семье (41,6%); среди людей старшего возраста (24,4%); в общении с учителем (27,1%); в своем классе (29,1%).(Таблица 5)
Проведено исследование уровня толерантности учащихся 9 «А» класса с помощью экспресс-опросника "Индекс толерантности"(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова. Приняли участие в экспресс- опросе 23 человека. Из них-11 девочек и 12- мальчиков.
Низкий индекс толерантности имеет 8,6 % испытуемых (1 человек), средний – 78,2 % (18 человек) и высокий – 13 % - три испытуемых.
Индекс толерантности. Мальчики
Девочки
22-60 – низкий уровень
1
1
61-99 – средний уровень
9
9
100-132 – высокий уровень
2
1
Количество мальчиков с высоким уровнем толерантности немного превышает количество девочек в 9 «А» классе. А вот средний уровень толерантности абсолютно одинаков и у мальчиков и у девочек.
С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины учащихся (78,2%). У мальчиков этот показатель оказался ниже, чем у девочек (75,0%), а у девочек (90,9%). Мне этот факт показался очень интересным. Обычно мальчики ставят перед собой цель наказать предателя, восстановить справедливость, считая это долгом чести.
Таблица 6
Утверждение Количество выборов (в %)
всего
мальчики
девочки
согласен
не согласен
согласен
не согласен
согласен
не согласен
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.
60,8
39,1
66,6
41,6
54,5
45,4
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.
91,3
8,6
91,6
8,3
90,9
9,0
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.
60,8
39,1
66,6
33,3
72,7
27,2
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом.
82,6
17,4
83,3
16,6
90,9
9,0
В таблице 6. дается сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением учащихся к людям разных национальностей .
Большинство моих одноклассников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики, чтобы среди их друзей были люди разных национальностей. А мальчики больше готовы принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности. 86,9 % - считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 78,3% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в меньшей степени (63,6%), чем у мальчиков (83,3%).
Толерантность должна начинаться не с кого-то другого, а прежде всего с себя. Если требуешь толерантности от других, прояви толерантность и сам. Не могу не согласиться с высказыванием Льва Николаевича Толстого: «Если бы люди понимали, что они живут не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что делая добро другим, они делают его себе». И в этих словах суть идеологии толерантности как школы жизни с непохожими людьми, школы человечности и великодушия.
Заключение
Теоретический анализ общего понятия толерантности позволяет сделать вывод, что толерантность - это искусство жить с непохожими людьми.
Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Совместно с одноклассниками были выработаны памятки толерантного поведения. Кроме этого мы решили начать оформлять «Дневник толерантности». В нем каждый учащийся нашего класса может делать записи, где сам дает оценку своим поступкам. Это своего рода исповедь, на которую, конечно же согласится не каждый. Возможно, это и совместные коллективные дела помогут сделать так, чтобы наш класс стал самым толерантным. А это значит, что нормой жизни для нас должны стать:умение слушать и слышать, согласие, благожелательность, уважение, эмпатия,
Работа над проблемой толерантности заставила меня другими глазами посмотреть на себя, своих друзей и мне захотелось продолжить исследование в этой области.
Список литературы
Авакьян, С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция [Текст]/С.А. Авакьян.– СПб.: Юринформцентр, 2003.
Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст]/ Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003.
Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? [Текст] // Вестник СПбГУ. – 1996.– №3. – С. 23–27.
Золотухин, В.М. Две концепции толерантности [Текст]. – Кемерово: Кузбасс.гос. техн. ун-т, 1999.
Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема [Текст] // Философская и социологическая мысль. – 1990. – №4. – С. 48–60.
Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст]/Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2004.
Лекторский, В.А. О толерантности [Текст] // Философские науки. – 1997. – №3–4.
Педагогика межнационального общения: учеб.пособие [Текст]/ под ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004.
Петрицкий, В.А. Толерантность – универсальный этический принцип [Текст] // Известия СП лесотехнической академии. – СПб, 1993. – С. 139–151.
Садохин, А.П. Основы этнологии: учеб.пособие для вузов [Текст]/А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Словарь по этике [Текст]/ под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989.
Словарь практического психолога [Текст]. – Минск: Харвест, 1997.
Современный словарь иностранных слов. – М.: Русс.яз., 1993.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности [Текст]/Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998.
Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст]/ Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000.
Солдатова, Г.У. Тренинг «Учимся толерантности» [Текст]/ Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000.
Интернет-ресурсы
[link]
Варианты ответов на вопрос «Где тебе легче всего быть толерантным?»
раздражительность
хамство
Агрессивность
Варианты ответов на вопрос «В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»
когда тебя предали
если сталкиваешься с несправедливостью
когда задевают твои интересы
когда при тебе обижают слабого
Благодарим за сотрудничество!
29