68
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Учебное заведение среднего профессионального образования
Донецкий транспортно-экономический колледж
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
по учебной дисциплине
ОГСЭ.01 «Основы философии»
для студентов всех специальностей
2016
Разработчик: Плисенко Е.А. преподаватель 1 квалификационной категории цикловой комиссии общественных дисциплин
В учебно-методическом пособии представлены рекомендации для студентов всех специальностей по учебной дисциплине «Основы философии». Методические рекомендации включают в себя задания к семинарским занятиям по философии, методические рекомендации по их подготовке, темы сообщений, вопросы для самостоятельной работы, списки общей и специальной литературы, хрестоматийный материал. Настоящее учебно-методическое пособие может быть использовано преподавателями данного направления подготовки, методистами.
Предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения.
Данная методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой комиссии общественных дисциплин и рекомендована к применению
Протокол № от «___» _______________2016 года
Председатель______________ / О.А.Морозова /
Содержание
1.Введение. Цели, задачи, функции семинарских занятий…………4
2.Перечень и содержание семинарских занятий…………………….5-33
3.Критерии оценивания……………………………………………….34
4.Приложения………………………………………………………….35-73
1.Введение. Цели, задачи, функции семинарских занятий
Семинарские занятия – форма активного изучения студентом учебного материала, выполняющая функцию как закрепления и углубления знаний, так и построения личностной картины мира. Знакомство с наиболее выдающимися философскими концепциями, оригинальными подходами к решению мировоззренческих проблем поможет студентам лучше разобраться в себе, в окружающем мире, определить свое место в нем. Семинарское занятие предоставляет студенту возможность овладеть умением метко и доказательно демонстрировать свои суждения на языке конкретной науки, вести дискуссию, диалоги, оппонировать.
На семинарских занятиях у студентов вырабатываются предусмотренные курсом умения и навыки. Преподаватель, проводящий такое занятие, выбирает формы его проведения, выносит на обсуждение актуальные проблемы, организовывает дискуссии по отдельным вопросам темы, проводит фронтальные, индивидуальные и выборочные опросы и т. д.
Количество и перечень тем семинарских занятий определяется рабочей учебной программой с дисциплины.
Каждое семинарское занятие включает вопросы для самостоятельного изучения, ключевые философские понятия и категории, проблемные вопросы, тематику рефератов, рекомендованную литературу. Оценивание работы студентов на семинарских занятиях проводится по пятибалльной системе (оценки "2", "3", "4", "5") на основании следующих параметров: самостоятельность поиска материала, активность, точность суждений, объем, уровень понимания темы, умение излагать, анализировать, доказывать, разрешать проблемные ситуации, умение формулировать и аргументированно отстаивать свою позицию, делать обобщение, вывод. На семинарском занятии оцениваются как подробные выступления студентов, так и дополнения, участие в дискуссии, обсуждении проблемного вопроса, защита рефератов и сообщений, активность. Полученные на семинарах оценки учитываются при итоговой аттестации, а также во время дифференцированного зачета.
Студенты, которые по любым причинам пропустили семинарское занятие или получили на нем неудовлетворительную оценку, обязаны выполнить задания для самостоятельной работы и самостоятельно овладеть теоретическими вопросами и практическими умениями по теме, которая была предметом этого занятия. Результаты докладываются преподавателю в часы консультации или в другое определено им время.
2. Перечень и содержание семинарских занятий
Раздел дисциплины
Тема семинара
Кол-во
часов
Раздел 1. Гуманистическое содержание истории возникновения и развития философии
«Золотой век» античности
2
Немецкая классическая философия
2
Раздел 2. Структура и основные разделы философии
Религия как форма мировоззрения
2
Раздел 3. Социальная философия
Круг основных проблем философской антропологии»
2
Семинар 1.
Тема: «Золотой век» античности».
Цель: углубить знания студентов по античной классической философии; вникнуть в сущность оригинальных идей выдающихся античных философов; очертить идеи античной философии, которые оказались наиболее производительными для развития европейской науки и общественной мысли.
Основная учебная проблема: античная философия строила свои теории и идеи от «начала» - от попытки понять природу, космос, но в их целостности, то есть через некоторое первое существование ( "архе ").
План:
1. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
2. Философия Платона:
а) учение об идеях;
б) теория познания;
в) социальная философия.
3.Философия Аристотеля:
а) учение о бытии: дуализм формы и материи;
б) теория познания;
в) социально-политические взгляды.
Методические рекомендации:
1. Сократ (V век до нашей эры). Период, характеризующийся «антропологическим поворотом» в античной философии. При подготовке к семинару следует иметь в виду, что феномен Сократа неотделим от софистического движения. Так же, как и софисты, он отказывается от изучения природы ввиду отсутствия соответствующего метода. Сократ стал первым в истории моралистом-просветителем, который выбрал предметом своей философии само моральное существование человека. Следует обратить внимание на суть полемики Сократа с софистами, видеть специфику сократовского метода (майевтика). Имеет смысл обратить внимание и на этический рационализм Сократа, полагавшего, что если человек знает нечто, то он и поступает соответственно. Добродетель есть знание, а знание есть добродетель.
2. Древнегреческая классическая философия (IV век до нашей эры). Этот период связан с именами Платона и Аристотеля. Происходит становление метафизической традиции в философии, формируется понимание вечности человеческой души, античная философия получает своё классическое завершение.
Платон последовательно и целеустремленно развивает идеалистичную философию (см. Приложения). Для объяснения существования он создал учение о существовании бесплотных форм вещей, называя их видами или идеями, которые, отождествляются с существованием. По Платону, основу сущего составляют идеи (бытие как идея). Чувственно воспринимаемый мир – лишь отражение идеального мира. Человек в акте мышления (умозрение) совершает восхождение к миру идей, центральной из которых является идея блага. Именно идея блага задаёт возможность познания. Идеи изначально присутствуют в человеческой душе и представлены в телесном мире как эйдосы (внешнее явление того или иного сущего). Эйдос – это внешнее проявление идеи, то, что нас наделяет зрением, а душу – способностью к воспоминанию.
3.Третий вопрос следует начать с анализа аристотелевского понимания философии. Философия, по Аристотелю (см. Приложения), делится на теоретическую, цель которой – знание ради знания; практическую, цель которой – знание ради деятельности; и пойетическую (творческую), цель которой – знание ради творчества. Теоретическая философия разделяется на физику, математику и метафизику (первая философия, греч. πρώτη φιλοσοφία (prōtē philosophia)). К практической философии относятся этика и политика; к пойетической – риторика и поэтика. Логика не является самостоятельной областью знания, а представляет собой пропедевтику ко всему комплексу наук (неслучайно корпус логических сочинений Аристотеля в дальнейшем получил название «Органон», т. е. орудие, инструмент). Надо отметить, что Аристотель затронул все эти сферы, создав нечто вроде первой философской системы. Вершиной философии является первая философия – метафизика, которая подразделяется на общую метафизику и частную метафизику. Общая метафизика изучает сущее, а также высшие принципы и (или) причины бытия. Частная метафизика изучает особый вид бытия – неподвижную субстанцию, или неподвижный вечный Перводвигатель. Вся природа воспринималась Аристотелем в виде последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Однако в материи он видел лишь пассивное начало, а всю активность приписывал форме, к которой возводил начало движения и цель. Конечным источником любого движения у Аристотеля является Бог - недвижимый перводвигатель.
Следует подчеркнуть, что Аристотель завершает процесс формирования философии как метафизики.
Традиционно Аристотеля противопоставляют Платону, отмечая, что идеи Платона Аристотель поместил в самих вещах, снял двойственность мира (бытия). Однако, как представляется, такое противопоставление вряд ли уместно. Аристотель, скорее, доводит платоновскую мысль до «метафизического» завершения, совершая переход от понимания бытия как идеи к пониманию бытия как энергии (более корректно – энергейя, с тем, чтобы не путать с современным пониманием энергии).
4.Обращают на себя внимание вопросы связанные с постановкой проблемы государства в классической античной философии. Следует иметь в виду, что идея политики, политической предопределённости человеческой судьбы органично вытекает из полисного характера античной культуры. В связи с этим вопрос о государстве, типах государств, связи человека и государства не мог не вызывать интереса у античных мыслителей. Необходимо обратить внимание на трактовку государства у Платона и Аристотеля, на отличие современного и античного представлений о государстве и типах государств. Кроме того, и Платон, и Аристотель жили в эпоху кризиса полиса, что не могло не отразиться на их понимании государства.
Проблеме государства в той или иной форме посвящены несколько диалогов Платона: «Апология Сократа», «Критон», «Политик», «Государство», «Законы» и др. Однако наиболее полно данный вопрос рассматривается в диалоге «Государство» (или «О справедливости»).
Аристотель во многом продолжает развёртывать проблематику, очерченную Платоном. Следует иметь в виду, что политика совместно с этикой образуют единый комплекс «практической философии», занимающейся сферой практической деятельности и поведения. Аристотель – сторонник «естественного» происхождения государства («очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям и что человек от природы есть политическое животное»). Основная работа, в которой рассматривается проблема государства – «Политика» («То, что относится к государству»).
Следует заметить, что последующая философская мысль будет во многом опираться на концепции государства Платона и Аристотеля.
Вопрос предполагает анализ государственных моделей, созданных Платоном и Аристотелем. Безусловно, их сравнение между собой и сделанные на этой основе выводы должны стать центром ответа.
Задания:
1.Проработайте термины: Логос, объективный идеализм, "майевтика", Космос, космоцентризм, диалектика, логика, «эйдос», метафизика, «архе».
2.Работа с текстом.
2.1. «Мне ли не уметь рассказать о делах справедливости? сказал Евфидем. Клянусь Зевсом, также и о делах несправедливости: немало таких дел каждый день можно видеть и слышать.
Не хочешь ли, предложил Сократ, мы напишем здесь дельту, а здесь альфу? Потом, что покажется нам делом справедливости, то будем ставить в графу с дельтой, а что – делом несправедливости, то в графу с альфой?3 [link] С соответствующих букв греческого алфавита начинались слова “справедливость” и “несправедливость”. – Авт.