Понятие о культуре её сущности.
В течении многих столетий культура соотносилась с отдельными людьми, и им выражались; образованность, воспитанность, высокая нравственность индивида. В словаре Даля «культура» - это обработка и уход, возделывания. В переводе с латинского Культура означало «воспитание, образование, почитание, развитие, возделывание». В этом первоначальном значении, связанном с воспитанием и образованием человека, данный термин употреблялся и в наши дни. Так в философском словаре Жюлиа «Культура» - это социальное и интеллектуальное формирование индивида. Начиная с эпохи Возрождения, культура становится всё больше наряду со своими исконным значением т.е. формированием индивида и словом, охватывающим разные области человеческой духовной деятельности: науку, искусство, философию, религию.
С 18- века слово культура вошло в обиход социальной мысли для анализа широкой сферы социальной реальности.
В марксизме 19- века под культурой понимали совокупность духовных и предметных образований т.е. духовная и материальная культура общества.
В философском словаре Т.Х. Керимова «культура – это форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также связываемые этой формой продукты и результаты деятельности.
Также проблему определения можно разделить на 3 блока:
Социологический т.е. «культура» - это совокупность норм и ценностей (которые человек должен усвоить в процессе социализации).
Культурологический т.е. «культура» - это продукт самореализации человека (то новое, что создаёт человек).
Психологический т.е. «культура» - это способность человека к взаимопониманию.
Так к сущности культуры можно отнести высказывание А.Г. Спиркина «культура» - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавая от поколения к поколению.
Сущность культуры – это процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм – это процесс само созидания человека в его общественной жизни.
Одним из самых спорных моментов в понимании культуры является её определение. Сейчас существуют сотни определений, и среди них легко заметить те которые противоречат друг другу.
С точки зрения философии культура выявляется не сточки зрения логике определений, а в эволюции форм, которыми человек пользуется для сохранения и обновления социального бытия.
Культура выполняет ряд важнейших функций:
Ценностно – гуманистическую (направляющую на производство духовных ценностей, на формирование гуманных качеств человека и общественной системы).
Информативную (она выступает средством постижения объектов действительности, средством освоения культуры других народов).
Нормативную (культура создаёт собственные культурные нормы и распространяет их влияние на все стороны жизни и деятельности человека).
Аккумулятивную (сохранение и накопление социального опыта, укрепление и развитие традиций –это своего рода память общества).
Герменевтико–коммуникативную (культура как средство взаимопонимания и средство осуществления коммуникации).
Суть проблемы не в нахождении гармоничного или лучшего определения культуры, а в характеристики тенденций развития феномена, именуемого «культурой», в уяснении смысла его для бытия современного человека, в иных интервалах социального процесса. Если на ранних этапах человеческого общества главной формой была традиция, обеспечивающая сохранение социальной организации, то затем всё более значимой становится инновация, а в последние десятилетия – взаимодействие различных традиций, инноваций и других форм социального воспроизводства.