Можно провести 2-3 тура, в ходе которых объявляются победители и обобщается опыт их успеха:
- активная реклама (реклама – двигатель торговли)
- большое количество сделок (лучше больше сделок с меньшей прибылью)
- психологическая устойчивость (лучше не совершать сделку, чем совершить глупую сделку).
После награждения отдельных победителей и команды победительницы необходимо провести теоретический анализ ситуации равновесия.
Понятие равновесия.
Р [pic]
Спрос Предложение
5 [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] 0
4 [pic] 0
3 [pic] 0
2 [pic] 0
1 [pic] 0
[pic] 0 2 4 6 8 10 Q
Графический анализ игры показывает:
- пересечение графиков спроса и предложения определяет точку равновесия с координатами (30 , 6), т.е. с равновесной ценой 30 рублей и равновесным количеством сделок 6 сделок.
Итоги подтверждаются табло сделок (наибольшее количество сделок по цене в 30)
- равновесие – это совпадение интересов продавца и покупателя
- равновесная цена – цена, по которой продавец еще готов продать, а покупатель уже готов купить товар
- равновесное количество- количество сделок по равновесной цене.
Крест Маршалла (ножницы Маршалла) – так называют графики спроса и предложения, отражают математическую зависимость. Математический анализ позволяет найти величину равновесия через уравнения.
Например, уравнение спроса в игре имеет вид: Q спроса = +12 – 0,2 Р
а уравнение предложения имеет вид: Q предложения = -0 + 0,2 Р
В условиях равновесия уравнение имеет вид: Q спроса = Q предложения
А это значит: +12 – 0,2 Р = - 0 + 0,2 Р
12 = 0,4 Р
Р = 30
Q = 6
Таким образом, математический анализ подтвердил графический.
Однако в реальности равновесную цену приходится искать методом подбора, так как никто не может заранее точно определить уравнение спроса и предложения.
Поиск наиболее выгодной цены – проблема для продавца.
Игра «Ресторан»
Игра моделирует ситуацию поиска равновесной цены и максимизацию прибыли при равновесных количествах.
Класс делится на команды по 4-6 человек.
Каждая команда ведет ресторанный бизнес, регулируя цены на ужины.
Условия таковы:
- себестоимость ужина – условно 50 рублей
- затраты на зарплату 1 работника – условно 50 рублей
- цены на ужин могут меняться от 60 рублей до 300 рублей
В этом случае динамика спроса будет такова:
При этом ученики не знают значений Q. Они вынуждены подыскивать цену.
После выбора цен каждой командой учитель объявляет каждой команде Q – количество проданных ужиной, и команда ведет подсчет своей прибыли в таблице.
(50 х Q)
100 х 50 = 500
80 х 50 = 400
Прибыль = выручка – затраты
(Р х Q) – ((50 х Q) + (50 х Х)
10 000 – 700 = 9300 рублей
8800 – 600 = 8200 рублей
9300 + 8200 = 17500 рублей
Например, тур 1 дал прибыль в 9300 рублей, команда объявляет другую цену в туре №2 и получает иную прибыль.
После нескольких туров выигрывает команда, набравшая общую суммарную прибыль.
По ходу игры учитель ведет общее табло на доске.
Например:
Название
команды
№1
№2
№3
Итог
Команда Х
9300
8200
12000
29500
Команда Y
Команда Z
В заключении можно подвести итог, определив самую выгодную цену. В качестве заключительного задания можно попросить учеников написать уравнение спроса на ужины на основе полученных данных и начертить график.
Уравнение спроса легко найти по двум любым координатам.
Например:
- возьмем точки А( 220 , 40) и В (100 , 100)
- подставим в уравнение спроса общего вида Q спроса = b – kP и составим систему:
[ 40 = b – 220k
[ 100 = b – 100k
- в ходе решения находим значения b и k;
- искомое уравнение Q = 150 – 0,5 P