Денежное обращение. Для всесторонней характеристики денежного об^ ращения 6—8 вв, на терр. Казахстана пока мало материала. Монеты в б— 8 вв. выпускались представителями владетельных родов, ставивших на них свои знаки—тамги, своеобразные идеограммы родового имени. По ним можно было судить о принадлежности владетеля к той или иной династии, а также определить древность различных родов.
Одним из крупнейших полптпко-экономич. центров Юж. Казахстан* 6—8 вв. был Отрар. Жизнь этого города и его оазиса оказывала серьезное влияние на жизнь периферии. Продукция отрарских ремесленников поступала на рынки мн. городов сев. и юж. склонов Каратау, ср. течении Сырдарьи и долины Арысп. О наличии в Отрарском оазисе денежной торговли говорят анэпиграфные монеты, найденные в самом Отрар-тобе и на городищах его округи (Мардан-куюк, Куйрюк-тобе). Собранные мон&. ты можно разделить на два типа.
К первому типу относятся медные монеты, к-рые на лицевой стороне имеют родовую тамгу тюрков в виде лука и квадрата. Такой тамговый знак ставился и на монетах тюрге-шей, содержавших титул самого гл. верх, правителя — кагана. Идентичность тамговых знаков, вероятно, указывает на династийные связи тюрк, правителей на Сырдарье с тюрками Семиречья. На оборотной стороне этой монеты изображен идущий лев.
Ко второму типу относятся бронз, монеты, имеющие на лицевой стороне другой тамговый знак. Он напоминает знак на бухарских монетах, найденных в Педжикенте, и следы надписи, выполн. согдийским письмом. На оборотной стороне — тот же лев, только более высокого художеств, оформления. По-видимому, эти монеты, также как и деньги первого типа, были изготовлены к.-л. др. представителем владетельного рода в пределах Отрар-ского оазиса, либо их выпускал один и тот же род, но в неск. позднее время.
Кроме описанных выше монет на городище Отрар-тобе найдены монеты ихшидов Согда 7 в.; монеты Шаша кон. 7—нач. 8 вв. с титулом «дудун»; древнетюрк. с тамгообразным знаком и согдийской надписью, отнесенные к выпуску тюрк, правителей Ферганы; кит.— династии Тан (618—907); бухарские типа «гитрифи», имевшие хождение по терр. Ср. Азии с 8 в. по 12 в. включительно. С нач. 8 в. известна монетная эмиссия тюргешских каганов.
Первый тип этих монет отнесен к выпуску самих тюргешских правителей, господство к-рых продолжалось с 711 по 766. Они имеют тамгу в виде лука, а на лицевой и на оборотной сторонах надпись: «тюргеш-кагана-деньга».
Надписи на втором и третьем типах монет содержат титул правителей Бухары и титул правителей, вассальных по отношению к согдийскому их- пгаду. Следовательно, эти монеты» вы-нускалпсь не от имени тюргешских каганов, а мелкими правителями. Видимо, тюргешские монеты выпускались в Акбешиме, к-рый отождествляется с др. столицей Зап.-Тюрк. ка-гаяата •— Суябом.
В 748 Суяб был разрушен и зап. часть Семиречья попала в зависимость от Тараза. По всей вероятности, ж Таразе был продолжен выпуск монет тюргешских правителей. На лицевой стороне они имели ту же самую тамгу в виде лука, на оборотной — легенду согдийским письмом: «тюр-геш-кагана-деньга» или же «небесного хакана деньга». В Карлукский период 8—9 вв. на терр. Казахстана была в обращении тюргешская монета, бытовавшая до конца 10 в.
В гос-ве Саманидов наряду с золотыми динарами и медными фельсами постоянно чеканились высокопробные серебр. дирхемы, наз. «исмаили». Но в осн. своей массе они уходили как товар за пределы Ср. Азии. На внутреннем рынке в 9—11 вв. имели хождение разного рода знаки стоимости, а более всего так наз. «черные дирхемы», чеканенные по образу бухар-хузатских монет (мусейяби, Мухаммеда, гитрифи). Эти монеты различалась не надписями и мелкими деталями изображений, а составом металла к курсом. Дирхемы мусейяби были самыми высокопробными, дирхемы мухаммеди чеканились из низкопробного серебра, дирхемы гитрифи — из сплава неценных металлов.
В ппсьм. источн. есть сведения о том. что нек-рые тюрк, города на Сыр-эир-ье платили харадж дирхемами двух видов: мусейяби и хорезми. Денежное х-во Караханидов впитало в себя наследие саманидского времени. По-прежнему в обращении были все тжпы «черных дирхемов», из к-рых кааболее длит, время обращались €жедноподобные», типа гитрифи. Кроме того, рынок пополнялся выпусками нзкнх видов дирхемов с принудит. курсом. Если в нач. 11 в. в обращении бнлж высокопробные серебр. дирхемы, то уже с нач. второго десятилетня 11 в. известны монеты, в к-рых содержание меди доходит до 35%. Чеканка серебр. монет продолжалась jr> последней четв. 11 в. Примерно с сер. 11 в. часть монетных дворов Ка-раханндского гос-ва в течение нек-ро-го времени выпускала даже дирхемы кз сплава меди и свинца. В 12—13 вв. «км стали чеканиться из меди, лишь сверху покрывались слоем серебра, х. ж. посеребр. дирхемы. Причина это-iv явления, наз. «серебряным кризисов», заключается прежде всего в сокращении запасов серебра в Ср. Азии.
11 — нач. 13 вв.— период расцвета город, жизни, роста товарного произ-ва и, следовательно, торговли. Бурный рост произ-ва требовал обеспечения рынка большим количеством товаров . Запасы серебра не позволяли обеспечить рынок полновесными серебряными монетами. Золотые динары, выполнявшие функции товара при Саманидах, при Караханидах стали средствами обращения. В основе золотого обращения были не только целые монеты, но и гл. обр. их фрагменты разной величины и веса. Выпускались золотые динары на многих дворах, проба и вес их резко отличались друг от друга, но все же они имели одноврем. хождение, о чем свидетельствуют клады, найденные на терр. Ср. Азии.
Медные деньги, обслуживавшие сферу мелкой рознич. торговли, эпи-зодич. чеканились на различ. монетных дворах. В основном, видимо, сферу медного обращения обслуживали те же самые посеребр. дирхемы, к-рые со временем потеряли свой «серебряный облик» и превратились в обычные медные монеты.