Урок по обществознанию на тему: Глобализация и антиглобализм в современном мире

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по обществознанию 17 «Глобализация и антиглобализм в современном мире»


 Глобализация - это качественно новая ступень развития давно идущего процесса интернационализации (транснационализации) экономических, политических, культурных, правовых и других аспектов общественной жизни, когда взаимозависимость национальных социумов достигла такого уровня, что начались кардинальные перемены в жизни всего мирового сообщества, превращающегося постепенно в целостный общественный организм.

Степень экономической, научно-технической, правовой и информационной взаимозависимости национальных хозяйств достигла такого уровня, когда стали неизбежны, по меньшей мере, три принципиально новых явления.

Во-первых, мировое экономическое сообщество из рыхлой совокупности более или менее взаимосвязанных стран превращается в целостную экономическую систему, где национальные (страновые) социумы оказываются составными элементами единого всемирного экономического организма.

Во-вторых, в условиях глобализации национальные и всемирные экономические отношения начинают меняться ролями. По мере формирования наднациональных финансовых и прочих рынков и производственно-сбытовых структур всемирные экономические отношения все более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые отношения даже очень крупных и весьма могущественных стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики.

В-третьих, глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций национального государства, которое уже не может так же эффективно как прежде, защищать национальные интересы от нежелательных внешних воздействий. Государства тем более не в состоянии регулировать те экономические, социальные и культурные процессы, которые выплеснулись за пределы национальных границ, в значительной мере обрели самостоятельность и становятся неуправляемыми.

Во второй половине XX в. перед человечеством встала беспрецедентная задача - найти новые механизмы регулирования глобальной экономики, экологии и других сфер жизни человечества. Начался болезненный процесс трансформации существовавшей тысячелетия национально-государственной формы организации мирового социума в некую новую ее форму.

Неопределенность будущего и страх перед неизвестностью, бездумное взваливание на глобализацию ответственности за все невзгоды человечества породили в конце 1990-х годов волну антиглобалистских настроений и массовых выступлений. Начиная с декабря 1999 г., когда толпы разъяренных противников либерализации международной торговли едва не сорвали проводившийся в Сиэтле (США) форум государств-участников Всемирной торговой организации (ВТО), почти все последующие международные встречи политиков, так или иначе связанные с глобализацией, сопровождаются многотысячными демонстрациями антиглобалистов и погромами.

Существуют, по меньшей мере, три основных варианта неприятия глобализации. Наиболее радикальный и самый вульгарный сводится к тому, что все это дело рук США, которые непосредственно или через подконтрольные Вашингтону организации - Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирную торговую организацию и т. п. - последовательно и бесцеремонно превращают развивающиеся регионы мира в свою неоколониальную вотчину, чтобы эксплуатировать их природные и людские ресурсы. Другая разновидность идеологии антиглобализма исходит из того, что глобализация - процесс, в основе своей, объективный, обусловленный техническим прогрессом, информационной революцией, развитием международных производственных, торговых и финансовых связей. Но выгодами этого процесса могут воспользоваться лишь высокоразвитые страны Запада, тогда как остальной мир обречен на дальнейшее отставание от него.

Третья идеологическая парадигма антиглобалистов состоит в том, что процесс глобализации не только объективен, но и может быть полезен всем странам, хотя и в различной степени. Если развитые страны Запада имеют возможность воспользоваться его плодами в полной мере, то остальным перепадают лишь крохи с барского стола. Поэтому нужно заставить Запад делиться благами глобализации с другими регионами мира. А так как на официальных форумах вынудить его к этому вряд ли возможно, то нужно давить на него посредством массовых выступлений.

Одной из острейших проблем, используемых антиглобалистами всех оттенков в качестве главного жупела, является громадный разрыв в доходах богатых стран "Севера" и бедных стран "Юга". Разрыв в доходах между пятой частью мирового населения, проживающего в богатых странах, и пятой его частью в бедных странах возрос с 30 раз в 1960 г. до 74 раз в 1997 г.

Однажды начавшись, технико-экономический прогресс быстро обрёл характер цепной реакции. Отрыв стран-пионеров от остального человечества начал стремительно нарастать. Однако, в условиях глобализации менее развитые страны имеют возможность не повторять путь технической и технологической эволюции мирового авангарда, а использовать созданные там уже готовые технологиии производства, управления и сбыта. Это позволяет экономить и время, и капитал, перепрыгивая через несколько ступенек научно-технической эволюции. Такое "перепрыгивание" происходит не только, а нередко не столько по инициативе самих отставших стран, сколько в силу объективных закономерностей современной мировой экономики и активной роли "Севера". Дело в том, что страны мирового авангарда не могут ни экономически, ни политически замкнуться в себе, отмахнувшись от остального человечества. При желании такое вовлечение можно представить как эксплуатацию горсткой индустриальных стран всего остального человечества, как неоколониализм и т. п. Но по большому счету такой процесс позитивен для стран, отставших в своем технико-экономическом, социальном и культурном развитии.

Исторически сложившаяся структура международного разделения труда постоянно модернизируется путем переноса из высокоразвитых стран в менее развитые трудоемких, материало- и энергоемких, а также экологически обременительных этажей реального сектора экономики. Кроме того, туда периодически "сбрасываются" технологии или виды изделий, прожившие первые стадии своего жизненного цикла. Такой перенос возможен лишь на достаточно подготовленную почву в смысле квалификации рабочей силы принимающей страны, уровня развития ее финансовой, транспортной и иной инфраструктуры, а также правовой и политической стабильности. Этот процесс носит более или менее каскадный характер: с самого верхнего уровня мировой технико-экономической пирамиды производственные мощности попадают, как правило, на ближайший к нему по уровню развития "ярус", ускоряя темпы его развития. По мере возрастания собственного технологического и кадрового потенциала, а также повышения уровня оплаты рабочей силы здесь тоже возникает потребность перенести некоторые производственные мощности в страны, которые по уровню технико-экономического развития следуют за ними. Оттуда со временем переносятся нижние "этажи" местного производства на следующий зарубежный "ярус" и т.д. Так благодаря глобализации экономики складывается многоступенчатая лестница, по которой развивающиеся страны одна за другой взбираются к вершинам мировой технологической пирамиды, повышая свой экономический и социокультурный уровень и сокращая отрыв от "Севера".

Правда, различные страны пользуются такой "лестницей" с разным успехом. Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай, Вьетнам сумели удачно вписаться в современную мировую систему и еще в 1980-х годах по темпам роста ВВП на душу населения стали более чем вдвое опережать страны "Севера". В 1990-х годах эта группа государств пополнилась Индией, Мьянмой, Чили, Шри-Ланкой, Доминиканской Республикой, Ямайкой, и некоторыми другими странами. За этим эшелоном следует группа стран, которые по темпам роста подушевых доходов опережают мировой авангард от 1,5 до 2 раз. Они достаточно быстро сокращают свой отрыв от головы "колоны". Затем идет эшелон, где подушевые доходы растут в диапазоне от 1 до 1,5 раз быстрее, чем у мирового авангарда. Им удается сокращать отрыв медленнее, либо лишь сохранять дистанцию.

Четвертый эшелон образуют развивающиеся страны, где такие доходы растут медленнее, чем у развитого авангарда и, следовательно, продолжают отставать от него. Наконец, у наиболее отсталых стран доходы на душу населения не растут, а снижаются. Их удельный вес в общей массе населения "Юга" резко возрос в условиях энергетического и долгового кризисов 1980-х годов. В 1990-х годах он уменьшился в 2,7 раза, но все же остается неприемлемо большим. Часть стран "Юга" находится в таком плачевном состоянии, что при всем желании не может воспользоваться этой лестницей. Здесь нет ни благоприятных политических и правовых условий для привлечения иностранных инвесторов, ни достаточно квалифицированных кадров, способных осваивать новые технологии. В настоящее время насчитывается 49 таких стран, где проживает 10,4% всего населения планеты. Они нуждаются в особой поддержке со стороны мирового сообщества. Глобализация - процесс объективный, подготовленный всем предшествующим развитием мирового социума. Его нельзя остановить, как невозможно остановить ход истории. Как и всякий исторический процесс, глобализация несет человечеству и блага и новые испытания. К её позитивным и негативным аспектам приходится приспосабливаться всем - и большим и малым странам, и бедным и богатым. Для того, чтобы такое приспособление происходило быстрее и с наименьшими издержками, нужны согласованные решения и совместные усилия всего мирового сообщества.