Департамент культуры г. Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К УРОКУ ПО ФИЛОСОФИИ
ТЕМА:
От оптимизма к пессимизму в философии. Иррационализм А. Шопенгауэра
Преподаватель философии: Авдеева Т.В.
Москва
2016
От оптимизма к пессимизму в философии. Иррационализм А. Шопенгауэра
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Дать представление о понятиях «оптимизм» и «пессимизм.
Изучить основные идеи философа А. Шопенгауэра о мире и о человеке в этом мире.
Обеспечить усвоение философии А. Шопенгауэра, с точки зрения морали и нравственности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Привить студентам интерес к философии как к предмету, в процессе изучения которого формируется их мировоззрение.
Научить студентов делать собственные выводы, как следствие находить наиболее выгодные для себя пути решения в трудных ситуациях.
Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие мыслительной деятельности студентов и их способностей к анализу на понятийном уровне.
Развитие интереса студентов к углубленному изучению различных областей философии.
Формирование у студентов творческого мышления, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА: Комбинированный урок.
ХОД УРОКА:
Организационный момент: 5 минут. Приветствие. Проверка присутствия студентов.
Опрос: 10 минут.
Вопросы: 1. О каком периоде философии мы говорили на прошлом занятии? 2. Перечислите имена философов, которые жили и работали в это время? 3. Каковы основные положения философии Канта. 4. В чём отличие философии Канта от философии Гегеля? 5. Что такое «абсолютная идея» Гегеля?
Изучение нового материала: 45 мин.
Разберемся в понятиях «пессимизм» и «оптимизм».
Оптимизм – (от лат. optimus — «наилучший») — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, все люди, в общем, хорошие.
Пессимизм (нем. pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.
Классическая немецкая философия – это философия оптимизма. И по Канту, и по Гегелю человек может не только познать мир, но и найти свое место в этом мире.
Неклассическая немецкая философия – это философия пессимизма. Главными представителями этой философии являются Шопенгауэр и Ницше. Сегодня мы поговорим о философии Ницше. Посмотрим, как отразилось определение пессимизма в философии Шопенгауэра.
Кто же такой Шопенгауэр (1788-1860)? Вводный рассказ о жизни и взглядах на действительность философа, наглядно представленный на презентации.
III. А теперь поговорим о философии Шопенгауэра. Книгами Шопенгауэра зачитывались и до сих пор зачитываются люди, которые ценят в авторе собеседника, передающего им, как эстафету, вековую мудрость человечества, ее жизненные правила — простые и одновременно бесконечно ценные, как сама жизнь. «Житейская мудрость» оказывается знакомой, близкой и дорогой мыслящему и страдающему человеку.
Труд Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости».
Мыслитель так начинает свои «Афоризмы житейской мудрости»: Аристотель (Eth. Nicom., I, 8) разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные.
Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям. Запишем эти категории:
1. Что такое человек; т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития.
2. Что человек имеет; т.е. имущество, находящееся в его собственности или владении.
3. Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они его себе представляют, словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе.
Самым ценным для счастья, рассуждает Шопенгауэр, является наша личность. В отличие от других благ она не может быть отнята у нас, и в этом смысле ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ только относительна. Рассуждая о таких ценностях, как здоровье, обеспеченность и т.д., Шопенгауэр далек от моралистичности и назидательности. Он признает, что от здоровья зависит девять десятых всех благ и возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, естественна, целесообразна, если это не перерастает в маниакальную заботу о самосохранении.
Философ отстаивает идею о жесткой предопределенности, всего, что имеется в являющемся нам ("феноменальном") мире.
Труд А. Шопенгауэра «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ».
Свое учение сам А. Шопенгауэр назвал пессимизмом (от лат. pessimus "наихудший"), т. е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Он считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением. Афоризм: То, что людьми называют судьба, в сущности, есть лишь совокупность учиненных ими глупостей. Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы.
Основная работа Шопенгауэра «Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.
Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах:
как представление
и как волю.
Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, «покрывало Майи». Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления. Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле.
IV. Вывод: Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом.
Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе.
Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона.
Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире.
Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.
Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение.
Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой.
Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен.
Вывод: Почему философия Шопенгауэра – этика пессимизма? Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.
Закрепление темы: 15 мин. По основным рассмотренным моментам философии Шопенгауэра с рассказом и презентацией выступает студент, подготовивший тему как домашнее задание. – 10 мин.
Вопросы по пройденной теме: 5 мин. 1. Какие факты биографии Шопенгауэра запомнились Вам более всего? 2. Назовите два главных произведения в философском наследии Шопенгауэра. 3. Как соотносятся в философии Шопенгауэра определения «мир», «воля», «представление».
Выставление оценок: 5 мин. Работа студентов оценивается с точки зрения их участия в дискуссии по пройденному и новому материалу.
Подведение итогов: 5 мин.
Воздействие Шопенгауэра на последующую мысль является значительным. Влияние Шопенгауэра опосредовалось восприятием его философии такими мыслителями, как Ф. Ницше. Философ оказал глубокое воздействие на культуру и философию в России. Через увлечение философией Шопенгауэра прошли, в частности, Л. Толстой и Вл. Соловьев. Правда, оба они были критиками шопенгауэровского пессимизма. Философия А. Шопенгауэра актуальна в наши дни: о ней пишут книги, ей посвящают конференции и симпозиумы; существует Международное Шопенгауэровское общество, которое издает свой Ежегодник.
Домашнее задание: 5 мин.
Учебник: Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. Глава 10: с. 112-116.
Учебное пособие: Ерина Е.Б. Основы философии: учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: РИОР: Инфра-М, 2012. Тема 4: с. 22-23.
Самостоятельная работа №4: Напишите эссе на тему «Бесчеловечное в человеке. Мысли вслух», где отразите собственное мнение по этому вопросу. Ответьте на вопрос: «Почему сейчас столь популярны разговоры о дегуманизации человека, о потере человечности?».
Оснащение занятия:
Презентация на тему «Биография и смысл жизни философа Артура Шопенгауэра».
Учебник: Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2012.
Межпредметные связи: обществознание, история, литература.