МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 2» [pic]
РАССМОТРЕНО Согласовано
уТВЕРЖДено
на заседании кафедры учителей
зам.директора по __________
Приказом №_______
___________________________
__________________________
от «____»_____________201_ г.
МБОУ «Гимназия №2» г.Курчатова
«___»______________201_г
Директор МБОУ «Гимназия№2»
_________________________
г. Курчатова
Протокол №__ от «____» ____201_ г
____________Л.Н.Никитина
Рабочая программа
по ____________философии_________________
__10-11__класс __ов_
на 2016-2017 учебный год
( ___1___ час__ в неделю)
( __34__ час _а__ в год)
Уровень образования _____________СОО_________________
НОО, ООО, СОО
Уровень программы ______________профильный______________
базовый, профильный
Учитель
_______Ляшенко______________
__________Наталья___________
____________Михайловна______
г.Курчатов
2016 г
Пояснительная записка
Курс «Философия» предназначен для изучения на третьей ступени образования в общеобразовательных учреждениях в классах социально-гуманитарного профиля. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по обществознанию на профильном уровне и учебно-методического комплекса Д.А. Гусева, «Введение в философию».
Программа конкретизирует и расширяет содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических заданий, выполняемых учащимися.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Гусев Д.А. Ведение в философию. 10-11 класс. – М.: Просвещение: 2001.
Гуревич П.С., Введение в философию. 10-11 класс. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997 и последующие годы издания.
Философский словарь.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс представляет расширенный и углубленный обществоведческий модуль по философии. Предмет «Философия» изучается на ступени среднего (полного) общего образования в качестве обязательного предмета в классах социально-гуманитарного профиля в 10-11 классах в общем объеме 68 часов, 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе из расчета 1 час в неделю.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цель курса - расширить кругозор учащихся, стимулировать их внимание и интерес к различным сферам науки, общественной жизни, дать относительно целостное представление об основных спорных «вечных» вопросах и о сложившихся сферах философского знания: натурфилософии, гносеологии, философской антропологии, философии религии, этики, социальной философии, философии истории, а также о конкретных мыслителях и процессах в истории философии.
Курс решает следующие задачи:
дать учащимся представление о специфике философского знания в системе гуманитарных дисциплин, рассказать о философии как любви к мудрости;
раскрыть основные вехи в мировом историко-философском процессе, сравнить европейскую и восточную философию, показать общее и специфическое в становлении мировой философии;
показать роль различных мировоззренческих позиций, в русле которых отдается приоритет различным понятиям – Богу, человеку, природе, обществу, культуре, знанию;
охарактеризовать всевозможные аспекты сознания, включая и проблему бессознательного;
выявить нерасторжимую связь социальной философии с общими проблемами философии истории, уделив особое внимание русской историософии;
познакомить учащихся с основными законами бытия и развития;
проанализировать нравственный опыт человечества, ориентируясь на этику, философию религии, современные и исторические мировоззренческие концепции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ИСТОРИИ
В результате изучения курса «Философия» ученик должен:
Знать/понимать:
• место и роль человека в системе общественных отношений на различных этапах развития историко-философского процесса;
специфику философского знания, этапы развития философской мысли, ценностные основания основных исторических эпох;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарных знаний в различные исторические эпохи.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализироватьактуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и философскими терминами и понятиями;
объяснять:причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерахизученные теоретические положения и понятия;
осуществлять поисксоциальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точкизрения мировоззренческой концепции;
• формулироватьна основе приобретенных философских знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовитьустное выступление, творческую работу по философской проблематике;
• применятьполученные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
понимания и мировоззренческого осмысления общественных процессов и ситуаций с точки зрения гуманистических ценностей,
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшимимировоззренческими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,конфессионального сообщества;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
ориентации учащихся на продолжение обучения в высшей школе и сознательного определения выпускниками своего будущего участия в жизни общества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс.
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?(2 часа)
Философия – любовь к мудрости. Формы духовной культуры. Различные типы философствования. Специфика философского знания: философия и наука, философия и религия, философия и искусство. Место философии среди других наук. Философское мировоззрение. Смысл философских проблем. Фундаментальные вопросы философии. Основные функции философии.
Азбука философии. Система философских понятий. Метафизика, метафизический метод. Объект, субъект, объективное, субъективное. Познание. Чувственное и рациональное познание: рационализм и сенсуализм. Разделы философии: онтология, гносеология, антропология.
ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ?..
(ЧЕТЫРЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ОБЪЯСНЕНИЯ МИРА). (2 часа)
Материализм. Идеализм. Материальное в философии. Понятие материи. Происхождение материального мира. Материалистическое представление о мироздании, материалисты. Атеизм. Представители материализма: Ж. Ламетри, К.Гельвеций, П. Гольбах, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. Идеализм, идеальное в философии. Сознание как совокупность идеального. Мир с точки зрения идеалистов. Представители идеализма: Платон, Г. Гегель.
Дуализм. Философия тождества. Дуализм как взаимодействие материального и идеального. Учение Аристотеля о материи и форме. Дуализм Р. Декарта. Соотношение материи и сознания в философии тождества. Учение Б. Спинозы, Ф. Шеллинга о мировом начале.
НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ (ДРЕВНИЙ ВОСТОК). (6 часов)
Мифология – колыбель философии.История философии как способ изучения философии. Периодизация истории. Мифология – философия первобытности. Особенности мифологического миропознания. Антропоморфизм. Отличие мифа от сказки и от религии.
Умереть насовсем – значит родиться навсегда (индийская философия).Особенности индийской философии: сплав религии и философии. Ведическая предфилософия. Пантеизм, политеизм и монотеизм как формы религиозных представлений. Основные понятия индийской философии: брахман, атман, сансара, реинкарнация, нирвана, карма.
Преодоление желаний – избавление от зла (буддизм).Легенда о Будде. Четыре благородных канона. Восьмеричный путь избавления от страданий. Аскетизм.
Хаос или порядок (конфуцианство).Кун Фу-цзы. «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Особенности древнекитайской философии. Гармония общественной жизни по Конфуцию. Причины общественных несчастий. Добро и зло в учении Конфуция. Принципы небесного порядка. Культ прошлого. Понятие «благородного мужа». Понятие взаимности («золотое правило»).
Философия естественной фатальности (даосизм).Лао-цзы. «Книга о пути и добродетели» («Дао дэ цзин»). Проблема свободы человеческой воли: волюнтаризм и фатализм. Даосизм как учение естественного фатализма. Принцип недеяния или бездействия. Счастье в философии даосизма.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Начало философии».
РАСЦВЕТ ФИЛОСОФИИ (АНТИЧНОСТЬ). (8 часов)
«Золотой век» человечества.Классическая, античная философия Древней Греции. Античность. Периодизация греческой философии. От мифа к Логосу. Особенности философии Древней Греции.
Поиск первоначала (милетцы и Пифагор).Космоцентризм древнегреческой философии. Милетская философская школа. Фалес. Анаксимандр, Анаксимен. Учение о первооснове мира. Единство и многообразие мира в объяснении милетских философов. Пифагор Самосский. Пифагорейское понимание первоначала мира. Различия философских доктрин милетцев и Пифагора.
Спор о природе (элеаты и Гераклит).«Только атомы и пустота…» (Демокрит).Элейская философская школа. КсенофанКолофонский. Критика Ксенофаном олимпийской религии и мифологии. Трактовка божества в учении Ксенофана. Парменид Элейский и его учение о бытии. Апории Зенона Элейского. Гераклит Эфесский. Учение о вечном движении и изменении как единственном способе существования. Логос. Тезис о единстве и борьбе противоположностей. Различия элейского и гераклитовского учений. ДемокритАбдерский. Учение об атомарном (неделимом) строении мира. Преемственность учения Демокрита.
Сколько существует истин? (Софисты и Сократ).Исторические предпосылки появления школы софистов. Софизмы. Субъективизм Протагора Абдерского. Основные идеи софистов: релятивизм, агностицизм, скептицизм. ГоргийЛеонтийский. Сократ Афинский. Основные идеи Сократа: истина, эвристический метод Сократа, майевтика. Противостояние Сократа софистике. Общее в учениях Сократа и софистов.
Вещество без идеи – ничто (Платон и Аристотель).Платон Афинский. Учение Платона о бытии: мир идей и мир вещей. Идеализм. Душа и познание в учении Платона. Идеальное государство и общество по Платону. Аристотель Стагирский. Сходство и различие платоновского и аристотелевского учений. Взгляды Аристотеля на бытие, государство и общество. Этика Аристотеля.
Как быть счастливым? (Эпикурейцы, стоики, скептики, киники).Особенности эллинистической философии. Эвдемонистичность философии эллинизма. Основные идеи учения Эпикура, специфика эпикуровского учения об удовольствиях. Философское учение стоиков, Зенон. Фаталистичность учения стоиков. Скептицизм, Пиррон. Особенности скептического счастья. Киники и кинизм, АнтисфенАфинский. Основные положения кинической философии. Общее и различное между античными киниками и современными циниками.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Античность»
ФИЛОСОФИЯ – СЛУЖАНКА РЕЛИГИИ (СРЕДНИЕ ВЕКА). (6 часов)
Восход теизма (патристика).Общая характеристика средневековой философии. Вражда язычников и христиан. Патристика: основные вопросы и проблемы. Различия между знанием и верой. Основные идеи главных представителей патристики: Климента, Тертуллиана, Оригена и Августина. Учение о добре и зле.
Можно ли осмыслить догматы вероучения? (Схоластика и мистика).Спор об универсалиях. Религиозные догматы и проблемы, возникающие при попытке их осмысления. Теодицея. Мистицизм: противоречия между знанием и верой, соотношение религии и философии. Основные представители: Бернар Клервосский, Джованни Бонавентура, Иоганн Экхарт, Иоганн Таулер. Схоластика и ее основные идеи. Представители схоластики: Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам, Роджер Бэкон. Универсалии и средневековая полемика вокруг них. Реализм и номинализм в контексте средневековой философии. Концептуализм.
Ангельский доктор (Фома Аквинский). Доказательства существования Бога.Томизм Фомы Аквинского. Соотношение между разумом и верой в учении Фомы Аквинского. Доказательства существования Бога: психологический, онтологический, космологический, телеологический и волюнтаристический аргументы.
Освобождение философии (Дунс Скот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон).Противоречия схоластики и попытки их преодоления. Теория двойственной истины Ибн Рошда. Последователи теории в западной философии: Дунс Скот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон. «Бритва Оккама». Естественно-научные гипотезы Роджера Бэкона.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Философия – служанка религии».
НЕ БОГ, НО ЧЕЛОВЕК (ВОЗРОЖДЕНИЕ). (4 часа)
«Сумерки» Средневековья.Исторические и идейные предпосылки радикальных мировоззренческих изменений эпохи Возрождения. Особенности философии Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм нового мировоззрения. Секуляризация и основные способы идейной секуляризации: пантеизм, деизм, атеизм. Изменения в представлении о статусе человека в мироздании при переходе от теизма к пантеизму.
Совпадение противоположностей (Николай Кузанский).Бог в учении Николая Кузанского, соотношение божественного и природного. Тезис о совпадении противоположностей. Задача философского познания в учении Н. Кузанского.
Прорыв в современность (Джордано Бруно).Научные открытия эпохи Возрождения и их значение. Сущность коперниковского переворота в естествознании. Недостатки гелиоцентрической системы Н. Коперника. Философские идеи Дж. Бруно. Сходство и различие гилозоизма и пантеизма.
Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла).Идеальное общество Т. Кампанеллы. Сходство утопических моделей Платона и Т. Кампанеллы. Достоинства и недостатки принципов города Солнца. Возможные последствия воплощения на практике социальных теорий.
ПАФОС РАЗУМА И НАУКИ (НОВОЕ ВРЕМЯ). (4 часа)
«Чистая доска», или Опыт превыше всего (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).Основные социально-экономические и политические черты эпохи Нового времени. Принципы и идеи философии Нового времени. Ф. Бэкон: критика старой философии и основные задачи новой. Силлогизм, дедукция, ее достоинства и недостатки. Метод индукции: достоинства и недостатки. Процесс познания по Ф. Бэкону. Идолы Ф. Бэкона. Эмпиризм. Материализм и натурализм Т. Гоббса и Дж. Локка. Теория общественного договора
Познание в Новое время (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм). Рене Декарт как родоначальник новой философии.Универсальное декартовское сомнение, его цели и отличия от сомнений античных скептиков. Мышление как несомненная и достоверная реальность. Теория врожденных идей. Процесс познания по Р. Декарту. Рационализм. Теория врожденного знания Г. Лейбница. Сходство философских идей Ф. Бэкона и Р. Декарта. Проблема несовпадения видимого и реально существующего. Философские идеи Дж. Беркли и Д. Юма. Субъективизм и солипсицизм. «Естественная религия» Д. Юма. Утилитаризм и прагматизм.
Век Просвещения.Основные черты философии эпохи Просвещения. Специфика понимания просветителями движущих сил исторического процесса. Достоинства и недостатки идеалистического понимания истории. Роль идей просвещения в истории. Взгляды Ж.-Ж. Руссо и его критика культурных достижений человечества.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Возрождение и Новое время».
Итоговое обобщение знаний.
11 класс
ПАФОС РАЗУМА И НАУКИ (НОВОЕ ВРЕМЯ). (5 часов)
Немецкая классическая философия. Критическая философия И. Канта. Феномен и ноумен в учении И. Канта и их соотношение. Априорные формы сознания и процесс познания. Этическое учение И. Канта. Классический идеализм Г. Гегеля, гегелевский пантеизм. Мироздание по Г. Гегелю, стадии саморазвития абсолютной идеи. Диалектика, основные законы диалектики Г. Гегеля. Философские идеи Л. Фейербаха. Причины возникновения религии по Л. Фейербаху. Человеческая природа и ее основные признаки с точки зрения Л. Фейербаха. Основные точки зрения социальной философии на исправление общественных несовершенств. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм, его источники и составные части. Диалектический материализм.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Возрождение и Новое время».
ФИЛОСОФИЯ НА РАСПУТЬЕ
(ИСТОКИ И КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОСТИ). (10 часов)
Нужна ли философия? (позитивизм). Кризис философии в середине XIX века. Позитивизм и его основные идеи. Философия с точки зрения позитивизма. О. Конт. «Теория трех стадий». Неопозитивизм. Л. Витгенштейн и Б. Рассел. Язык как основной объект изучения философии. Верификация. Социотерапия. Сходство и различие позитивизма и неопозитивизма.
Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни). Основные идеи философии жизни. Единство и целостность жизни. Иррациональность познания мира. Интуиция как основной способ познания действительности. Сходство и различие позитивизма и философии жизни.
Не разум, а воля (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Критика гегелевской философии А. Шопенгауэра. Идея воли, противостоящая идее мирового разума. Фаталистичность учения А. Шопенгауэра. Жизненные принципы человека по учению А. Шопенгауэра, сходство его воззрений с религиозно-философскими учениями Древней Индии и Древнего Китая. Ф. Ницше, сходство и различие шопенгауэровского и ницшеанского представлений о воле. Добро и зло в учении Ф. Ницше. Идея сверхчеловека. Оценка Ф. Ницше христианства и христианской морали. Историческое воплощение ницшеанских идей.
Я, Оно и Сверх-Я (З.Фрейд). З. Фрейд и его представление о человеке. Сознательное и бессознательное в учении З. Фрейда. Структура личности по З. Фрейду. Взаимодействие пластов психики по З. Фрейду. Основные понятия учения З. Фрейда: либидо, эго, сверх-Я, сублимация. Двойственность человеческой природы. Психоанализ и его основные принципы.
Экзистенциализм. Экзистенция как философское понятие. Исторические предпосылки появления экзистенциализма. Представители экзистенциализма: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев. Возможности постижения экзистенции. Сущность индивидуального существования. Экзистенциальная парадоксальность человеческой жизни. Понятие свободы в экзистенциализме и ее соотношение с ответственностью. Экзистенциальные проблемы человечества.
Экзистенциальные проблемы человека. Страх. Страх как философское понятие. Видя страхов: страх смерти, страх ответственности и т.д. Влияние страхов на жизнь человека. Культивация страхов в современных средствах массовой информации. Польза и вред страхов.
Лень. Понятие лени. Причины лени. Виды лени. Польза и вред лени. Влияние лени на жизнь человека.
Экзистенциальные проблемы человека. Влюбленность. Влюбленность и любовь как экзистенциальные понятия философии. Необходимость состояния влюбленности для человека. Предпосылки влюбленности. Отличия влюбленности и любви.
Свобода и необходимость. Свобода как философская категория. Внутренняя определенность свободы. Понятие «свободы воли». Волевые качества человека. Свобода и ответственность. Необходимость как философская категория. Сознательный выбор человека.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Истоки и контуры современности».
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. (8 часов)
Философ в России – не только философ (особенности русской философии). Философские идеи Древней Руси. Возникновение философии в России. Основные особенности русской философии. Философствования поэтов и писателей в России.
Россия – это Запад или Восток? (П.А. Чаадаев, славянофилы и западники). П.Я. Чаадаев и его основные философские воззрения. Сходство философских позиций с западниками и славянофилами. «Истинная» любовь к родине и «казенный» патриотизм. Своеобразие и самобытность русской культуры и духа во взглядах славянофилов. Мировоззренческие позиции западников. Западное общество в оценке славянофилов и западников. Полемика вокруг фигуры Петра I. Современные продолжатели славянофилов и западников.
«Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (А.И. Герцен). А.И. Герцен и его основные идеи. Соотношение с идеями славянофилов и западников. Характеристика европейского мещанства Герцена, ее актуальность в сегодняшнее время. Тема критики мещанства в русской художественной литературе. Преимущества России перед Западом, общинные социализм А.И. Герцена. Соотношение личности и общества в философии А.И. Герцена. Русское народничество.
Возможно ли счастье без свободы? (Ф.М. Достоевский). Ф.М. Достоевский и его оценка внутреннего кризиса и разложения гуманизма в современную ему эпоху. Двойственность, несовершенство природы человека и его промежуточность. Невозможность человеческого счастья без свободы. «Если Бога нет, то все дозволено». Вопрос о признании России в мировой истории.
Может ли добро быть «с кулаками»? (Л.Н. Толстой). Л.Н. Толстой и его понимание добра и красоты. Принцип любви и ненасилия в философии Л.Н. Толстого. Противопоставление природы и цивилизации, созданной людьми. Бесчеловечность и противоестественность основных столпов существующего общества. Добро «с кулаками». Отношения к церкви, государству, частной собственности, смертной казни. Нравственная проповедь Л.Н. Толстого.
Ноосфера и «воскрешение отцов» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Философия русского космизма. Миссия человека как особой части космического целого во взглядах русских космистов. Общее и различное во взглядах Ницше и русских космистов о месте человека в эволюции. Н.Ф. Федоров и его взгляды. Задачи, объединяющие человечество. Последователи Н.Ф. Федорова: К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский. Космическая этика, космическая философия и планетарное мышление. Несовершенство человеческой природы и необходимость нравственного преображения. Идея автотрофности. Ноосфера и ее характеристики. Осуществимость идей космистов.
Всеединство и богочеловечество (В.С. Соловьев). Универсализм В.С. Соловьева. Цельное знание в понимании В.С. Соловьева. Идея всеединства. София в учении В.С. Соловьева и ее характеристики. Взгляды В.С. Соловьева на мировое развитие. «Подлинно христианское общество» в понимании В.С. Соловьева. Основы христианской общественности. Богочеловечество.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Русская философия».
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ. (4 часа)
Концепция бытия – основа философской картины мира. Понятие бытия. Основные формы бытия. Понятие материи. Изменение представления о материи. Материя как философская категория. Отличие философского и физического представления о материи. Связь философских представлений о материи с развитием естественных наук. Уровни организации материи.Структурность материи, ее сохранение, другие свойства.Движение как философская категория. Виды движения материи.Пространство и время как философские категории. Комплексность изучения пространства и времени. Объективность пространства и времени. Проблема их первичности или вторичности по отношению к материи. Проблема одновременности и ее философский и физический смысл. Статическая и динамическая концепции времени. Направленность времени. Необратимость времени и ее физические обоснования. Однонаправленность времени и причинность.Единство материи, движения, пространства и времени.Современные научные представления о свойствах материи. Представление о законах развития материального мира и основных принципах его существования (системность, самоорганизация, симметрия и др.). Основные виды взаимодействия материальных объектов.Понятие о Вселенной и гипотезы о ее возникновении и развитии.
Человек – особый род сущего. Смысл и назначение человеческого бытия. Общее понятие о человеке. Многомерность сущности человека.соотношение биологического и социального в человеке. Человек и человечество. Личность и ее уникальность. Проблема необходимости и свободы личности. Проблема жизни и смерти. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
Познание как отражение действительности. Что такое истина? Сущность и смысл познания. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм. Агностицизм. Релятивизм. Скептицизм. Многообразие видов познания. Соотношение знания и веры. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание. Мышление: его сущность и основные формы. Что есть истина. Ошибка, заблуждение, ложь. Относительность и историчность истины. Критерии истинности знания. Познание, практика, опыт. Ступени познания. Воображение, память, интуиция.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основы общей философии».
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. (10 часов)
Концепция общественного развития. Источники саморазвития общества. Принципы антропности и синергетики. Технологические детерминанты. Религиозный и светский идеал как источник развития общества. Концепция «конца истории».
Единство и многообразие истории (Лев Гумилев). Философия истории. Исторические воззрения на исторический процесс. Критика концепции линейного развития. Единство и многообразие истории. Запад и Восток. Идея общественно-исторической закономерности и ее особенности. О случайном в социально-исторических процессах. Объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории. Л. Гумилев и теория пассионарного развития.
Культура и цивилизация. Культура как форма самореализации человека.культура как философское понятие. Термин цивилизация. Отличия и сходства культуры и цивилизации. Многообразие культур и цивилизаций: типологии культурно-исторических общностей. Н.Я. Данилевский, Е.Н. Леонтьев, О. Щпенглер, П.А. Сорокин. Исторические концепции цивилизационного развития. Самобытность культур. Культурные универсалии. Роль культуры в анализе исторического процесса.
Массовая и элитарная культура (Х. Ортега-и-Гассет). Учение Х. Оргеги-и-Гассета о массовом обществе, о человеке массы и элите. Характеристика человека массы. Роль элиты в жизни общества. Массовая и элитарная культуры, признаки массовой и элитарной культур. Общечеловеческие культурные ценности.
Смысл истории и идея исторического прогресса. История и историческое воззрение. Постижение истории. Диалектика истории. Цель, время и конечность истории. Разумность бытия. Уроки истории. Будущее человечества. Футурология. Сценарии будущего. Идея прогресса. Исторические взгляды на направленность исторического развития. Критерии прогресса.
Глобальные проблемы современности. Понятие глобальных проблем. Особенности глобальных проблем, причины и предпосылки их возникновения. Угрозы наших дней: проблема войны и мира, близость экологической катастрофы, опасность, нависшая над человеческой телесностью, кризис человеческой духовности. Предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий. Информационная, биотехнологическая революция. Утверждение в качестве доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Глобальная этика и универсальные нравственные принципы как инструмент укрепления человеческой солидарности.
О роли народных масс и личности в истории. Народ как основная практически созидающая сила истории, творец и хранитель культурных ценностей. Язык как величайшее творение народа. Вопрос жизни и свободы нации. Роль народа на разных исторических этапах. Народное покаяние за «исторические просчеты». Условия активности народных масс. Толпа и ее психология. Роль личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя. Оценка личности в истории. Харизматическая историческая личность. Зависимость развития общества от личности ее лидера.
Вечные святыни. Оправдание добра. Понятиеценности. Ценностное отношение человека к самому себе, вещам и идеям. Духовные ценности. Нравственность. Право и справедливость. Добро и зло, долг, совесть и счастье. Идеал и цель. Как изменяются ценности. Этика как наука о нравственности.
Практическое занятие «Сценарий будущего».
Итоговое повторение.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во
часов
Темы раздела
Кол-во
часов
Формы контроля
Кол-во
часов (по разделу)
1.
Раздел I. Что такое философия?
2
Философия – любовь к мудрости.
1
-
-
Азбука философии.
1
2.
Раздел II. Что было раньше?.. (Четыре глобальных объяснения мира).
2
Материализм. Идеализм.
1
-
-
Дуализм. Философия тождества.
1
3.
Раздел III. Начало философии (Древний Восток).
6
Мифология – колыбель философии.
1
Проверочная работа
1
Умереть насовсем – значит родиться навсегда (индийская философия).
1
Преодоление желаний – избавление от зла (буддизм).
1
Хаос или порядок (конфуцианство).
1
Философия естественной фатальности (даосизм).
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Начало философии».
1
4.
Раздел IV. Расцвет философии (Античность).
8
«Золотой век» человечества.
1
Философская дискуссия
1
Поиск первоначала (милетцы и Пифагор).
1
Спор о природе (элеаты и Гераклит).
1
«Только атомы и пустота…» (Демокрит).
1
Сколько существует истин? (Софисты и Сократ).
1
Вещество без идеи – ничто (Платон и Аристотель).
1
Как быть счастливым? (Эпикурейцы, стоики, скептики, киники).
1
Философская дискуссия на тему «Античность».
1
5.
Раздел V. Философия – служанка религии (Средние века).
6
Восход теизма (патристика).
1
Контрольное тестирование.
1
Можно ли осмыслить догматы вероучения? (Схоластика и мистика).
1
Спор об универсалиях.
1
Ангельский доктор (Фома Аквинский). Доказательства существования Бога.
1
Освобождение философии (Дунс Скот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон).
1
Урок проверки и учета знаний по теме «Философия – служанка религии».
1
6.
Раздел VI. Не Бог, но человек (Возрождение).
4
«Сумерки» Средневековья.
1
-
-
Совпадение противоположностей (Николай Кузанский).
1
Прорыв в современность (Джордано Бруно).
1
Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла).
1
7.
Раздел VII. Пафос разума и науки (Новое время).
4
«Чистая доска», или Опыт превыше всего (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).
1
Проверочная работа
1
Познание в Новое время (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм).
1
Век Просвещения.
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Возрождение и Новое время».
1
8.
Итоговое повторение.
2
Итоговое повторение
2
Контрольное тестирование
1
Итого:
34
34
5
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во
часов
Темы раздела
Кол-во
часов
Формы контроля
Кол-во
часов (по разделу)
1.
Пафос разума и науки (Новое время).
5
Выяснить возможности разума (Иммануил Кант).
1
Контрольное тестирование
1
Мироздание – застывшая мысль (Георг Гегель).
1
«Нам здешний мир так много говорит» (Людвиг Фейербах).
1
Не объяснять мир, а изменять его (Карл Маркс и Фридрих Энгельс).
1
Повторительно - обобщающий урок по теме « Пафос разума и науки»
1
2.
Философия на распутье (Истоки и контуры современности).
10
Нужна ли философия? (позитивизм).
1
Лабораторная работа
1
Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни).
1
Не разум, а воля (Ф. Ницше).
1
Я, Оно и Сверх-Я (З.Фрейд).
1
Экзистенциализм.
1
Экзистенциальные проблемы человека. Страх.
1
Экзистенциальные проблемы человека. Лень.
1
Экзистенциальные проблемы человека. Влюбленность.
1
Свобода и необходимость.
1
Лабораторное занятие по теме «Истоки и контуры современности».
1
3.
Русская философия.
8
Философ в России – не только философ (особенности русской философии).
1
Философская дискуссия
1
Россия – это Запад или Восток? (П.А. Чаадаев, славянофилы и западники).
1
«Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (А.И. Герцен).
1
Возможно ли счастье без свободы?
(Ф.М. Достоевский).
1
Может ли добро быть «с кулаками»?
(Л.Н. Толстой).
1
Ноосфера и «воскрешение отцов» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
1
Всеединство и богочеловечество (В.С. Соловьев).
1
Философская дискуссия «О мессианской роли русского народа».
1
4.
Основы общей философии.
4
Концепция бытия – основа философской картины мира.
1
Проверочная работа
1
Человек – особый род сущего. Смысл и назначение человеческого бытия.
1
Познание как отражение действительности. Что такое истина?
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «основы общей философии».
1
5.
Основы социальной философии и философии истории.
6
Концепция общественного развития. Единство и многообразие истории (Лев Гумилев).
1
Практическая работа
1
Культура и цивилизация. Массовая и элитарная культура (Х. Ортега-и-Гассет.).
1
Смысл истории и идея исторического прогресса. Глобальные проблемы современности.
1
О роли народных масс и личности в истории.
1
Вечные святыни. Оправдание добра.
1
Практическое занятие «Сценарий будущего».
1
6.
Итоговое повторение.
1
Итоговое повторение.
1
Защита проектов
1
Итого:
34
6