ОГЭ Понятия по теме Духовная сфера

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Основные понятия по т. «Духовная сфера».

1. От лат. дословно — «возделывание», «обработка почвы». Всё, что создано человеческим трудом, руками и умом человека: жилища, орудия труда, предметы быта, одежда, научные знания, верования, литературные произведения, картины, правила поведения, технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники письменности, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусства и т. д. То есть то, что в природе до человека и без человека не существовало. В этом смысле– «вторая природа».

2.Культура, связанная с производством и освоением предметов и явлений материального мира: средств труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт; техника и предметы быта, транспорт, связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений, способы хозяйственной деятельности человека.

3.Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности: наука, искусство, религия, мораль, политика, право; относятся: произведения монументального искусства (скульптура, архитектурные сооружения); театральное искусство; произведения изобразительного искусства (живопись, графика); музыкальное искусство; различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и другие знания, научные теории и гипотезы и т. д.); общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.). Высшими ценностями являются истина, добро и красота.

4.Система взглядов человека как на мир в целом, так и на взаимосвязь его отдельных компонентов; процесс познания человеком своего места в мире; поиск смысла своей жизни и деятельности.

5. Мораль, наука, образование, искусство, религия, право-…

6.Гуманизация общества; формирование целостного представления об окружающем мире, обществе, человеке в нем; научной картине мира; формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех сферах жизни и деятельности; передача достижений и опыта предшествующих поколений; сохранение, тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности; освоение человеком системы знаний, норм, ценностей, социальных ролей, нормативного поведения; самосовершенствование человека.

7.Объективные потребности человека и общества в создании и освоении духовных ценностей.

8.Производство общественного сознания, которое осуществляется специализированными группами людей, занимающимися квалифицированным умственным трудом; результат- общественное сознание в различных формах: формируются духовные потребности человека; мировоззрение, духовный мир общества и человека, осуществляется ценностная ориентация. Общественное сознание- отражение в сознании предметов и явлений материального мира, создание ценностей, идей и норм, через которые определяются потребности, цели, мотивы поведения индивидов;

9.Идеи, теории, образы, а также общественные связи людей, которые создаются в процессе духовной деятельности людей.

10.Знания, способности, цели, потребности, переживания, вера, чувства, стремления.


11. Форма культуры, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки; в её создании участвуют все желающие, и она связана с традициями народа, живущего на определённой территории; включает в себя: изделия народных промыслов, мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы, народные гулянья, маскарады.

12. Форма культуры, которая создаётся профессиональными авторами; имеет широкий круг почитателей, понятна и доступна всем людям независимо от их возраста и уровня образования, характеризуется шаблонностью; носит коммерческий характер; удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие; поэтому образцы этой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды; примеры: популярная и эстрадная музыка, цирк; появление относится к середине XX века, когда СМИ (радио, печать, ТВ) стали доступны представителям всех социальных слоев в большинстве стран мира; сленговое название- поп-культура.

13. Форма культуры, которая создаётся профессиональными творцами; часто трудна для восприятия неподготовленным человеком, требует специальных знаний, умственных и душевных усилий; включает в себя классическую музыку и высокоинтеллектуальную литературу; , так называемое «авторское» кино; представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком; потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

14. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которые характерны для большинства членов общества.

15.Часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе; разновидности: половозрастная (например, женская, детская, молодёжная); профессиональная (например, научное сообщество, современный бизнес); досуговая: по предпочитаемым занятиям в свободное время; религиозная: связана с религиозными культами и обрядами; этническая: связана с национальной принадлежностью;

16. Разновидность субкультуры, которая не только отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей; потребители (хиппи, панки; андеграунд, сатанисты и др.) находятся в постоянном конфликте с господствующими духовными ценностями.

17. Устойчивые, исторически сложившиеся стереотипы массового поведения.

18. Привычные, широко распространённые в обществе нормы поведения.


19. Социальный институт, который является необходимым элементом открытого гражданского общества; виды- печать, радио, ТВ, кинематограф, Интернет; к функциям относятся: получение информации о событиях и условиях жизни в обществе и мире; комментирование и объяснение происходящих в мире событий и явлений; социализация; формирование общественного мнения; воздействие на мировоззрение и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения; демонстрация различных образцов культуры, новых культурных направлений; создание возможностей для отдыха и развлечения; эмоциональная разрядка; снижение социальной напряжённости; организация кампаний, направленных на достижение определённых целей в политике, экономике, социальной сфере; удовлетворение запросов, связанных с увлечениями самых разных людей (садоводство и огородничество, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д.). 20. Область человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний об окружающем мире; основными формами организации являются вузы, НИИ, лаборатории, академии; к функциям относятся: познание и объяснение устройства мира и законов его развития; помогает человеку выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение; позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений; существует две модели развития: модель постепенного развития и модель развития через революции. 21. Целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков и по их совершенствованию, с целью приобщения индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния; в процессе происходит передача индивиду накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий; от качества во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние; функции: создание условий для социальной мобильности человека или социальной группы; сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.

22. Совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

23.Гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования; общедоступность образования; адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

24.Мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной сферы.

25.1) Многобожие, иначе его называют язычеством; древние греки, римляне, славяне поклонялись многим богам. Языческие боги олицетворяют природные стихии: небо, землю, солнце, море. Позднее в языческих пантеонах (совокупности богов) появляются боги-покровители тех или иных занятий человека: земледелия, скотоводства, военного искусства, торговли, власти. 2) Единобожие; христиане поклоняются Иисусу Христу, мусульмане -Аллаху. Древнейшей из религий, в которой утвердилось единобожие, считают иудаизм – религию, возникшую у древних евреев в 11 – 9 веках до н. э.

26. Религиозные чувства, настроения, эмоции, представления, знания, которые не нуждаются в научном подтверждении;

27. Систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий;

28. Совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.;

29.Социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины; организация, которая объединяет всех верующих; играл важнейшую роль в традиционном обществе.

30.Религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.);


31. Самые древние формы религии (тотемизм, фетишизм, магия и анимизм); сохранившиеся по сей день; Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь коллектива людей, рода, с животным предком. Тотемом обычно называют объемное изображение этого животного и его самого, с ним были связаны различные обряды. Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Люди считали, что некоторые вещи имеют особую, охранительную или вредящую силу. Их использовали в качестве амулетов, оберегов. Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей. Для этого использовали слова (заговоры) или специальные действия. Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души. Можно сказать, что анимизм – основа любой религии. Душа, считают верующие, есть у человека, она может существовать и после его смерти. Душой люди наделяли и окружающие предметы: животных, растения, даже реки, камни, горы


32. Религии, которые имеют огромное число верующих во всём мире; носят межэтнический и надэтнический характер; проповедуют равенство всех людей, обращаются к представителям всех социальных групп (христианство, буддизм и ислам).

33. Форма человеческой деятельности, проявляющаяся в различных видах художественного творчества: архитектуре, скульптуре, живописи, графике, литературе, музыке, балете, кинофильмах, театральных постановках и т.; представляет собой высшую форму эстетического сознания. 34. Вид искусства, представляющий собой создание зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека. Существует общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная архитектура.

35.Вид искусства, произведения которого имеют объём, т. е. трёхмерную форму. Различают станковую, декоративную и монументальную скульптуру.

36.Вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определённой поверхности при помощи цвета.

37. Вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах. Первые произведения — легенды, былины, мифы — появились тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество называют фольклором.

38.Вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.

39.Вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах элитарной культуры.

40.Вид искусства, произведения которого создаются с помощью съёмки на кинокамеру реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

41.Вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой.

42.Вид искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей; произведения искусства создают из дерева, глины, камня, стекла и металла; особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включённость в повседневную жизнь людей.

43.Вид искусства, включающий в себя акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, клоунаду, музыкальную эксцентрику, выступления с дрессированными животными.

44.Вид искусства, который включает в себя малые формы драматургии, музыки, хореографии и основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

45.Искусство оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в деятельность по преобразованию общества; восстанавливает духовную гармонию, утраченную человеком в реальной действительности; анализирует состояние окружающего мира; способно предвосхищать будущее; формирует личность; воздействует на подсознание людей; формирует эстетические вкусы человека, пробуждать в нём стремление к творчеству; призвано доставлять людям радость и удовольствие; помогает человеку в освоении тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

46.Система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках; строгие духовные правила поведения, можно сказать, общественный идеал; регулирует поведение индивида через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутренние убеждения, через совесть. Добро – это всё то, что приближает человека к жизненному идеалу; то, что способствует его самораскрытию, самореализации; то, что приносит нам счастье, пользу, радость. Зло – это то, что противоположно добру; то, что разрушает благо; безнравственность, бесчеловечность, вообще всё то, что достойно осуждения.

47. Важность, значимость, польза, полезность чего-либо, значимость, которую предмет или явление имеет для человека; одни и те же предметы и явления для разных людей и в разные эпохи могут иметь разную значимость;

бывают практические – материальные блага, научно-технический прогресс, карьера – и духовные - вера, знание, творчество, общение; к высшим- относят те всеобъемлющие идеи, которые составляют основу «правильной жизни»: добро, счастье, свободу, смысл жизни. От их понимания зависит наша нравственность: поступки, взгляды, оценки, жизненные цели.

48. Мировоззренческая идея, которая утверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье. Идеология сформировалась в эпоху Возрождения, она утверждала свободу человеческого разума, право человека на частную инициативу и предприимчивость с опорой на человеческий разум при организации как личной, так и общественной жизни. Человек провозглашался центром и высшей силой мироздания. наивысшей ценностью считает право человека на счастье, развитие и проявление его положительных способностей.

49. В словаре Сергея Ивановича Ожегова первое значение слова – взятое взаймы; второе – тоже, что и обязанность. Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение: категория этики (науки о морали и нравственности), нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести; может пониматься, как общественные обязанности, которые есть у человека как члена общества. Эти обязанности являются внешними по отношению к нам. Они существуют объективно, то есть независимо от нашего отношения к ним. За невыполнение обязанностей общество может применить к человеку меры воздействия – санкции. Нравственная обязанность – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним.

50. Способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; необычный, в каком-то смысле – лучший контролёр поведения человека, потому что он всегда с нами, всегда начеку. Можно обмануть других людей, умолчать о чём-либо нежелательном, но обмануть себя невозможно; правда, её можно «уговорить», «усыпить» рассуждениями о том, что «ничего нельзя было поделать», «все так делают», «другие поступают ещё хуже». И тогда из строгого контролёра может превратиться в снисходительного опекуна. На первый взгляд, жизнь тогда станет легче и удобнее. Но человек перестанет быть личностью с твёрдыми нравственными убеждениями. Его поведение станет непредсказуемым. Как он поведёт себя в сложной ситуации выбора, не будет знать никто, даже он сам.

51.Это осознанная необходимость», - писал в XVII в. известный голландский философ Бенедикт Спиноза; возможность сделать реальный осознанный выбор. Мы всегда ограничены в своих действиях. Например, законами природы. Наши действия зависят также и от законов общества, в котором мы живем; без ответственности – это произвол, распущенность.

52. Образование, которое является обязательным, включает в себя: дошкольное образование (например, детские сады, правда, их посещение не является обязательным); начальное образование (первые четыре класса школы), основное образование (с 5 по 9 классы), среднее образование (10 – 11 классы). После окончания 9 и 11 классов, чтобы получить документ об образовании, необходимо пройти государственную итоговую аттестацию и сдать государственные экзамены.

53.Общие тенденции в развитии образования:1) во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование; образование стало доступным для широких слоев населения;2) современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения; 3) в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии; постоянное повышение квалификации; 4) внимание школы, педагогов обращено к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям;5) повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний; 6) создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем; 7) использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба;

54. Является древнейшей из мировых религий. Он возник еще в 6 веке до н.э. в Индии. Основателем этого религиозного учения считается принц Сиддхартха Гаутама. После того, как он стал проповедовать своё учение, его стали называть Будда – «просветлённый». Все люди, кем бы они не были в земной жизни, учил Будда, обречены на страдание: от бедности, боли, страха, предательства друзей, потери близких … После смерти душа человека может переселиться в другое тело, но от страданий не сможет избавиться и в новой жизни. Поэтому высшая цель - полное прекращение перерождений, достижение нирваны. Когда душа перестанет зависеть от земных желаний и страстей, тогда она не будет испытывать страданий, а только блаженство.

55. Самая распространенная в России мировая религия возникла в 1 веке н.э. в Палестине. Её основателем считают Иисуса Христа. В основе лежит учение об искупительной жертве Христа, который своими страданиями на кресте искупил первородный грех человечества, когда первые люди нарушили прямой запрет Бога и были изгнаны из рая. Теперь верующие несут ответственность лишь за свои собственные поступки. Если они живут в соответствии с заповедями, искренне раскаиваются в своих грехах, у них есть надежда на спасение своей души.

56. Самая молодая из мировых религий. Она возникла в 7 в. в Западной Аравии. Её основатель – пророк Мухаммед. Религия требует от своих приверженцев соблюдения пяти основных обязанностей: веры в Аллаха, 5-кратного ежедневного совершения молитвы, милостыни в пользу бедных, соблюдения поста в рамадан и совершение паломничества в Мекку, хотя бы раз в жизни. Регион преимущественного распространения в нашей стране – Татарстан, Башкортостан и республики Северного Кавказа.

57. Признание права свободного исповедания любой религии, терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований.

58. Право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом. право человека иметь любые убеждения, следовать своим убеждениям.

59. Государство, в котором нет государственной церкви, государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, если они действуют в рамках закона, школа отделена от церкви.