[pic]
Исторический процесс.
Кто творит историю? Народ? Личности?
Цели урока:
Дидактические:
Развивающие:
Развитие самостоятельности мышления, способности логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания.
Воспитательные:
Развитие мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, уверенности в себе, готовности нести ответственность за свои действия, целеустремленности и других важных качеств личности.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с понятиями: исторический процесс, народ, толпа, выдающаяся личность, историческая личность;
Рассмотреть понятие «народ» в истории;
Охарактеризовать толпу, ее поведение, особенности и отличия от понятия «народ»;
Определить роль личности в историческом процессе;
Определить значение роли личности и народных масс в современном историческом процессе.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, презентации: “Роль народных масс и личности в истории”, “Оценка исторического процесса”, портреты выдающихся и исторических личностей; высказывания, крылатые выражения о выдающихся и исторических личностях (раздаточный материал).
Основные понятия: исторический процесс, народ, толпа, выдающаяся личность, историческая личность;
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Народ – это совокупность гражданского населения, рассматриваемая под углом зрения определенного государственного устройства. (Кратский энциклопедический словарь по политологии).
Толпа – значительное число людей, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом. (Словарь-справочник «Политология»)
Личность в политике - субъект осознанной целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое. (Кратский энциклопедический словарь по политологии).
Историческая личность – личность, деятельность которой оказывает (или оказывала) существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.
Великая личность – та, которая своей деятельностью ускорила прогрессивное закономерное течение общественного процесса.
Ход урока
I. Организационный момент (тема, проблемы, регламент).
II. 1. Вводное слово учителя: Древний римлянин знаменитый оратор, член Сенвта Цицерон говорили: «История – великая учительница». Известный русский историк В. О. Ключевский несколько видоизменил это положение: «История ничему не учит. Она только наказывает за невыученные уроки истории». История – это процесс, который не останавливается ни на минуту. Мы живем в этой реальности и, хотим ли мы этого или нет, мы тоже варимся в этом котле, который называется исторический процесс.
2. Презентация об историческом процессе. Беседа:
Деятелньость учителя. Беседа: Деятельность учащихся
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Это путь человечества с древнейших времен до настоящего времени.
Что является основой исторического процесса?
Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
Исторический факт – это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Что мы относим к субъектам и объектам исторической деятельности?
Объектом исторического процесса называют всю историческую действительность, общественную жизнь и деятельность. Субъектами исторического процесса называют участников исторического процесса: индивиды, их организации, личности, социальные общности, народ.
Что является результатом исторической деятельности?
Результатом исторической деятельности является собственно ИСТОРИЯ. В узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий
3. Учитель: Мы изучаем историю. Все события, которые остаются в памяти поколений, составляют содержание истории. Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи и носят субъективный характер. Есть много спорных и проблемных вопросов истории, которые до сих пор не имеют четкого ответа. К одним из них относится вопрос о роли личности и масс в истории. Эта проблема является актуальной на протяжении многих веков. Различные философы пытались дать свой ответ на этот, казалось бы, легкий вопрос. Идеологи консерватизма Э. Бёрк, И. Тэн и др., доказывают, что народные массы в революциях способны играть только разрушительную, деструктивную роль. Например, представителей народных низов, которые штурмовали Бастилию в 1789 году, участников революций в Европе 1830 и 1848 годов они называют не иначе как "канальи", "бандиты", "воры" и "разбойники".
Зато эти историки и другие социальные мыслители преувеличивали роль личности. Прежде всего, государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается только выдающимися людьми. Короли, цари, политические вожди, полководцы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром.
Другие историки, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс приоритет отдают в вопросах творения истории народу, народным массам.
Итак, кто же творят историю: народ, «канальи», толпа, личности? Прежде чем узнать ответ на вопрос: «Кто делает историю: отдельные личности или народ?» - нужно точно определить два эти понятия.
Деятельность учителя. Беседа: Деятельность учащихся
Народ – это
– жители, население государства, страны, этническая общность;
– трудящиеся массы, принадлежащие к различным социальным группам (в противоположность правящей элите);
- в политическом аспекте народ - это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои населения, которые готовы участвовать в решении задач прогрессивного развития. (Словарь «Академик»)
Часто в обиходе многие люди не делают различий в определениях народ и массы, толпа. Кого мы называем толпой?
Толпа являет собой случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом; это простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства; это хаотическое целое, как правило, лишенное какой-либо четкой внутренней организации; иногда эта организация носит расплывчато-сумбурный характер.
Эти понятия идентичны или есть различия? Чем понятие «народ» отличается от понятия «толпа»?
С позиций психологии толпа отличается резкой ослабленностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. В обществе всегда находятся люди, которые бесстрашно смелы в толпе и ничтожно трусливы порознь.
В социально-политическом аспекте каковы отличия толпы?
Поведение толпы обычно определяется влиянием захватывающих, как сильный ветер, настроений и подвержено сильному воздействию лидера, в качестве которого выступает человек, быстрее и лучше других уловивший настроение толпы, толком не высказанные ее устремления, порывы и скрытые мотивы или способный возбудить в ней желаемый им настрой. Толпа без вожака не может ничего сделать.
Можете сослаться в качестве аргументов на мнения ученых, известных людей?
Как сказал И.В. Гете, ничто не представляет собой такой бестолочи, как большинство: ибо оно состоит из сильных заправил, которые себя приноравливают, из слабых, которые себя приуподобляют, и из толпы, которая волочится за ними, нисколько не ведая, чего она хочет. По словам Ж.Ж. Руссо, всегда будет существовать большое различие между тем, чтобы подчинить себе толпу, и тем, чтобы управлять обществом. Если отдельные люди порознь один за другим порабощаются одним человеком, то каково бы ни было их число, я вижу здесь только господина и рабов, а никак не народ и его главу. Это, если угодно, - скопище людей, а не ассоциация.
4. Дебаты: Кто творит историю? Народ или личности?
1 сторона. Утверждающая, что народ - творец истории?
Основные постулаты:
1) Скромный и порой незаметный в своих единичных проявлениях труд подавляющего большинства людей есть в совокупности самое великое дело, решающее в конечном счете судьбы Человечества. Народ - творец и хранитель культурных ценностей, созданных всей историей общества. На первый взгляд, в духовной сфере общества действуют исключительна выдающиеся личности: ученые, философы, поэты, художники и т.п. Но народ - не только сила, создающая материальные ценности, он - неиссякаемый источник духовных ценностей. Народу мы обязаны самим фактом возникновения зачатков научного знания и искусства. Он открыл огонь, многие лекарственные растения. Народ в своем коллективном творчестве изобрел: каменные, деревянные и металлические орудия, замысловатые ловушки для зверей, лук и т.п. Истоки научных знаний и' технического творчества заключены в том огромном опыте, который по крупицам накапливает народ.
2) Ни одно крупное историческое событие не осуществлялось без участия трудящихся, действовавших по собственному побуждению, выступая либо в качестве главного лица, либо в качестве хора. Глас народа своим мощно произнесенным приговором в конечном счете определяет течение исторических событий.
Вопрос о жизни и свободе нации решается народом. Именно он с оружием в руках поднимался на защиту родины. Так, героическая борьба русского народа освободила Русь от монголо-татарского ига и наполеоновского нашествия. Миллионные массы трудящихся спасли Европу от фашистского порабощения
Непрерывная борьба трудящихся за свои права и свое освобождение составляет основное содержание всей политической истории человечества. Народ всегда являлся главной движущей силой всех социальных революций.
3) Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа. Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счете из положения кучера экипажа истории неминуемо попадает под его беспощадные колеса.
Люди сами делают свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность. Необходимость, пробивающаяся здесь сквозь все случайности, – опять-таки в конечном счете экономическая. Здесь мы подходим к вопросу о так называемых великих людях. То обстоятельство, что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно, есть чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится... Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощенной войной, – это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т.д. Если материалистическое понимание истории открыл Маркс, то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому, а открытие того же самого понимания Морганом показывает, что время для этого созрело и это открытие должно было быть сделало.
Точно так же обстоит дело со всеми другими случайностями и кажущимися случайностями в истории.
Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1894 г. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175-176.
4) Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять лишь индивидуальную форму событий и некоторые частные их последствия. Они не могут изменить их общее направление и тем более повернуть историю вспять: это выше сил отдельных личностей, как бы сильны они не были.
“Война и мир” из всех произведений Л. Н. Толстого наделена наибольшей цельностью мироощущения писателя, хотя и здесь автор остается горячим полемистом. Спор с историками и наполеонизмом, со снисходительно-покровительственным отношением к народу и правилами военной стратегии, коренные для 60-х годов XIX века вопросы общественного развития занимают Толстого. (Управляема ли история? Какова роль личности в развитии общества?)
Л. Н. Толстой убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля одного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей. Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть “миллионы причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда их движения отдельных величин рождается общее движение». (Значит, историю делают не отдельные личности, а народ).
5. Вопросы к утверждающей стороне.
1. А И. Герцен пессимистично относится к роли народа: «Народ — консерватор по инстинкту. “Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы... Он даже новое понимает в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”. Вы считаете, что такой народ может творить историю, двигать прогресс?
2. Н А. Бердяев говорил: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она — порабощенная и порабощающая воля». Как вы думаете, не является ли народ инструментом в руках исторических личностей?
6. Предварительная беседа к следующему этапу.
Учитель: кого мы называем личностью?
Учащиеся: Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и т.д.) Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, которая проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
Учитель: Л. Н. Толстой выделил М.И. Кутузова и Наполеона как особые личности в истории Отечественной войны. Как характеризуют этих великих людей ученые - политологи?
Учащиеся: исторические личности.
Учитель: Учитель: Какой может быть оценка исторической личности?
Обучающиеся: Отрицательной, положительной и многозначной.
Учитель: От чего она зависит?
Учащиеся: Оценка исторической личности зависит от особенностей исторического периода, и от морального выбора личности, её нравственных поступков.
Учитель: В.О. Ключевский выделил черты выдающейся личности:
Каковы черты выдающейся личности, по В. О. Ключевскому:
Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений.
Отрешенность от национальной замкнутости и исключительности
Совестливость во всех делах
Способность убеждать в своей правоте
Беззаветное мужество
Чем выдающаяся личность отличается от исторической?
Учащиеся: Выдающаяся личность – это человек, жизнь и деятельность, которого способствуют движению вперед. Великие личности появляются не случайно, т.е. тогда, когда в этом есть историческая необходимость. Назовите имена выдающихся личностей. (Работа с классом и стендом «Портреты выдающихся личностей»)
7. Давайте послушаем другую сторону, отрицающую. На вопрос: «Кто творит историю?» они отвечают – личности.
Основные их положения:
1) Мы согласны, что сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека - это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М. Карамзин так сказал о Петре Первом: народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился! То что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время – это необходимость, так как стране нужен лидер, вождь, личность.. И если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится.
2) Надо признать, что исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять форму событий и некоторые частные их последствия. Примеры:Улукбег, Александр Македонский, Чингис-хан…
3) Чтобы что-то создать, говорил И.В. Гете, надо чем-то быть. Чтобы быть великим, нужно совершить нечто великое нужно уметь совершать великое. Никто не знает, как люди становятся великими. Величие человека определяется и прирожденными задатками, и приобретенными качествами ума и обстоятельствами.
По словам И.В. Гете, Наполеон не только гениальная историческая личность, гениальный полководец и император, но прежде всего гений «политической продуктивности», т.е. деятель, беспримерный успех и удачливость которого, «божественное просветление» вытекали из гармонии между направлением его личной деятельности и интересами миллионов людей, для которых он сумел найти дела, совпадающие с их собственными стремлениями. «Во всяком случае, его личность возвышалась над всеми прочими. Но самое главное - это то, что люди, подчиняясь ему, рассчитывали тем самым лучше достигнуть своих собственных целей. Именно поэтому они и шли за ним, как идут за всяким, кто внушает им подобного рода уверенность».
8. Вопросы стороне отрицания:
1. Что такое народные массы в понимании Льва Толстого? Это конкретные люди: А.Болконский, Н. Ростова, Н.Ростов, Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый…среди них и М.И.Кутузов. Можно ли выделить из этих людей кого-то отдельно, кто внес особый вклад в победу, взял на себя ответственность за исход сражений, за принятие важнейших решений?
2. Наполеон, Кутузов, Александр I… Это, по вашему мнению, выдающиеся исторические личности. Но разве они сами не являются представителями народа?
9. Итоговая часть.
Слово экспертам. К каким выводам по итогам нашей дискуссии мы можем прийти?
В ходе общественного развития существенным образом меняются условия, в которых проявляются силы народа и личностей. Например, при деспотических режимах активность масс резко снижается, зато возрастает роль и влияние вождя, лидера: апатия «снизу» - это реакция на гнет «сверху».
Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Это объясняется углублением социальных преобразований. Чем более сложные исторические задачи встают перед обществом, чем больше демократии, тем все более широкие массы народа включаются в общественные преобразования. Неуклонный рост влияния народа на жизнь общества в свою очередь обусловливает колоссальное ускорение темпов исторического развития.
Заключительное слово учителя: Понимание истории как процесса человеческого бытия, как социального бытия, развертывающегося во времени, предполагает рассмотрение и описание истории через деятельность людей, через связи этой деятельности с ее условиями, средствами и продуктами. В этом случае история предстает как живая, т. е. деятельная, насыщенная силами и способностями людей, связь прошлого, настоящего и будущего. История часто “читается наоборот”, в “обратной перспективе”: на первом плане — результаты, на втором — средства, на третьем — условия, на четвертом — сам процесс жизни и деятельности людей. Ход истолкования (или исследования) истории оказывается при этом противоположным ходу ее воспроизводства и обновления человеческими индивидами. Чтобы не оставаться в границах такого видения истории, необходимо выявлять ее “лицевую” сторону, обнаруживать за объективированными выражениями истории ее живое движение, ее личный состав. Тогда вопросы о том, кто и как делает историю, предшествуют истолкованиям вещей и текстов: “стрелки” исследования переводятся с эмпирического описания материала на уровень теоретических представлений о взаимосвязях людей. В этой перспективе результаты человеческой деятельности оказываются выведенными из состояния своей вещной одномерности, обнаруживают свое значение промежуточных продуктов, пересечений различных деятельных связей, кристаллизации человеческих возможностей.
В процессе исторической деятельности с особой остротой выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества. Цицерон говорил: сила народа ужаснее, когда у него нет предводителя; предводитель чувствует, что он за все будет в ответе, и озабочен этим, между тем как ослепленный страстью народ не видит опасностей, которым он себя подвергает.
Список литературы:
Трушков В. Вожди и винтики. Деловая жизнь. 1991, №24
Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство. // Социально-политический журнал.-1993.- 1/2
Трушков В. Вожди и винтики. Деловая жизнь. 1991, №24
Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство. // Социально-политический журнал.-1993.- 1/2