Урок обществознания Русская философская мысль начала ХХ века

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: Русская философская мысль начала ХХ века

Цель: Создать у учащихся представление об истории русской философской мысли в соотнесении с событиями истории России

Задачи:

- закрепить знания об основных этапах философии;

- сформировать представление об основных отечественных мыслителях ХХ века;

- Развить умение находить причинно-следственные связи в истории;

- Воспитать уважение к различным точкам зрения;

- Воспитать уважение к родной истории.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Лекция с элементами беседы

Средства обучения: компьютер, проектор

Ход урока

Деятельность учащихся:
  1. Орг.момент: проверка готовности к уроку, присутствия

Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места

Опрос домашнего задания:

Учащиеся в качестве разминки выполняют задание учителя вопросы на экране:


  1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для каждого приведенного ниже ряда.

Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Платон, Аристотель….

А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн…

2) О ком речь? Он полагал, что для пользы и в интересах государства политик должен сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно и «лисой» и «львом». Он вправе не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство, в качестве высшей ценности выступает государство, перед которым интересы отдельной личности или какие бы то ни было другие соображения должны отступить на второй план. Кого из философов можно привести в пример противопоставления данным взглядам? Как должны на Ваш взгляд соотносятся такие понятия как политика и мораль?

3) Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов.


Учащиеся выполняют задание








  1. Объяснение нового материала:

Каковы были исторические условия формирования философской мысли в России в начале ХХ века?

Какие вопросы в этих условиях волновали общественность больше всего в начале ХХ века?

- Учащимся приводится высказывание:

Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?

 В. Я. Брюсов

Проблема урока: Споры о цивилизационной принадлежности России сегодня

Точка зрения №1.

Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей.

Точка зрения №2.

Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа.

Учитель приводит исторический факт: Философия России первой половины XX века - историческая справка: 29 сентября 1922 года, из Петрограда ушел первый «философский пароход». На немецком судне «Обербургомистр Хакен» в пожизненную ссылку отправились мыслители, которых по выражению Льва Троцкого «расстрелять было не за что, а терпеть невозможно». Уход «философского парохода» был катастрофой для России? Почему?

Учитель знакомит учащихся с основными направлениями философской мысли ХХ века в России

Евразийство -доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.

Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов

Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.)

Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов»

В качестве примеров приводится несколько фраз Н.А. Бердяева. Над какими вопросами размышлял философ?

В советский период в социальной философии и исторической науке утвердился в достаточно догматическом виде марксистский формационный подход. В учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество, как и другие страны и народы, движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой — более развитой.

Дается понятие «цивилизационный подход». (комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.)

Учащиеся возвращаются к проблеме урока: Споры о цивилизационной принадлежности России сегодня

Точка зрения №1.

Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей.

Точка зрения №2.

Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Для подбора аргументов в поддержку той или иной точки зрения, учащиеся знакомятся с текстом параграфа с.44

Можно ли считать поэтов – философами?

Приводятся примеры размышлений поэтов

О Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса – иль Христа?
В. Соловьев

У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки...
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.

Н. Щербина

Ответы учащихся:

  • Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.

  • Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления…



  • Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах.

  • Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны,

т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?»





Обращается внимание учащихся на проблему урока и обращение к ней в конце урока для ответа















Размышления учащихся по данному факту:

Мы потеряли живую мысль: экономистов, социологов, представителей исторических дисциплин, философов. Это создало огромные провалы в различных сферах знания, но главное – стало причиной разрыва в воспроизводстве культуры мышления: и философского, и, чуть позже, научного.





Задача учащихся – составить в тетради план – этапы философской мысли ХХ века

  1. Евразийство

  2. Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.)

  3. Формационный подход

  4. Цивилизационный подход







(Сущность государства, судьба России, гражданство, любовь, положение женщины в обществе)











Учащиеся сравнивают два подхода – формационный и цивилизационный, указывая преимущества и недостатки

Учащиеся записывают материал в своих тетрадях









Учащиеся высказывают свою точку зрения в вопросе о цивилизационной принадлежности России сегодня.













Ответы учащихся. Аргументация.

  1. Закрепление: С помощью полученных знаний на уроках темы «Философия» подтвердите или опровергните фразы

«Философия - не школьная наука, ее изучать слишком рано...»













«Философия - это слишком сложно...»











«Философия бесполезна»





(Учиться мудрости никогда не поздно, как и не рано... Опыт подсказывает, что самые вдумчивые философы - дети. Еще Аристотель написал, что философия произошла от удив­ления... Так, Беркли сделал свое основное открытие еще студентом. Шеллинг становится магистром философии в 17 лет. Гегель читает, и не без успеха, свою философию гимназистам Нюрнберга, Ницше становится уважаемым профессором в 24 года...)



(Философия не тре­бует специальных знаний. Конечно, это не значит, что они не требуют труда. Бывают вещи, трудные именно потому, что они просты: их нельзя свести к чему-то другому, более понятному, объяснить через что-то иное. Знание делает сложное простым, но что нам делать с простым? Тут-то и начинается философия.)



(Философия дает человеку целост­ный взгляд на мир и на его собственное место в нем. Она дает нам увидеть мир, найти, где причины, где следствия, разобраться в том, что Маркс назвал обманчивой видимостью вещей. Подсмеиваться над философами было модно еще две с половиной тысячи лет назад. Фалес Милетский решил раз и навсегда доказать: если философы и не наживают богат­ства, то только потому, что не хотят этого. И доказал! Он угадал с помощью метеорологических наблюдений, что на следующий год будет большой урожай оливок. Он занял денег, скупил по дешевке все давильни для изготовления оливкового масла в своей местности, а когда урожай был собран, владельцам оливок пришлось выкупать у философа эти давильни. Так Фалес разбогател - но для него дело было не в этом, он только хотел доказать, что может разбогатеть: не просто как некий Фалес, а как один из философов.)

  1. Рефлексия:

Каждому участнику предлагается продолжить одну их фраз:

меня удивляет…

мне непонятно…

мне нравится…

я сегодня узнал…

мне не понравилось…

меня удивило…

я бы изменил…

хотелось бы узнать…

Учащиеся по очереди выполняют задание

Домашнее задание:

  1. Текст из статьи Н.А. Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре»

  2. Параграф 4, вопросы с 45

  3. «Мое философское правило жизни…» (можно разделять точку зрения с кем-либо из философов любой эпохи, либо свое правило…). Назвать и аргументировать




Приложение №1 (текст для домашнего выполнения)

Прочитайте текст. Это отрывок из статьи Н.А. Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре», в которой философ определяет свое отношение к культуре и цивилизации. Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. В чем Н.А. Бердяев видит принципиальную противоположность между культурой и цивилизацией?

  2. Какие исторические примеры приводит Н.А. Бердяев, чтобы показать отсутствие параллелизма в развитии культуры и цивилизации?

  3. Согласны ли Вы с выводами русского философа? При обосновании своей позиции приведите собственные примеры из истории человечества (в том числе XX – XXI вв.), которые либо подтверждают, либо опровергают аргументы Н.А. Бердяева.

Во всякой культуре, после расцвета, усложнения и утончения, начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практическому осуществлению могущества, к практической организации жизни в сторону все большего её расширения по поверхности земли. … И эта, слишком напряженная воля к «жизни» губит культуру, несет за собой смерть культуры. ... Когда в массах человеческих слишком распространяется жадность к «жизни», тогда цель перестает полагаться в высшей духовной культуре, которая всегда аристократична, всегда в качествах, а не в количествах. … Культура не может оставаться на высоте, она неизбежно должна спускаться вниз, должна падать. … Происходит социальная энтропия, рассеяние творческой энергии культуры. Культура срывается и падает, она не может вечно развиваться потому, что не осуществляет целей и задач, зародившихся в духе творцов её. …

Высший подъем и высшее цветение культуры мы видим в Германии конца XVIII и начала XIX века, когда Германия стала прославленной страной «поэтов и философов». Трудно встретить эпоху, в которой была бы осуществлена такая воля к гениальности. На протяжении нескольких десятилетий мир увидел Лессинга и Гердера, Гёте и Шиллера. … Существует как бы противоположность между культурой и «жизнью». Цивилизация пытается осуществлять «жизнь». Она создает могущественное германское государство, могущественный капитализм и связанный с ним социализм; она осуществляет волю к мировому могуществу и мировой организации. Но в этой могущественной Германии … не будет уже Гёте, не будет великих германских идеалистов, не будет великих романтиков, не будет великой философии и великого искусства – всё станет в ней техническим. … В этом – трагедия культуры и трагедия цивилизации.

Цивилизация, в противоположность культуре, не символична, не иерархична, не органична. Она – реалистична, демократична, механична. … В цивилизации … коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация обезличивает.

Россия была страной загадочной, непонятой еще в судьбе своей, страной, в которой таилась страстная мечта о религиозном преображении жизни. Воля к культуре всегда у нас захлестывалась волей к «жизни», и эта воля имела две направленности, которые нередко смешивались,– направленность к социальному преображению жизни в цивилизации и направленность к религиозному преображению жизни, к явлению чуда в судьбе человеческого общества, в судьбе народа. Мы начали переживать кризис культуры, не изведав до конца самой культуры. … Пушкин и александровская эпоха – вот где вершина русской культуры. Уже великая русская литература и русская мысль XIX века не были культурой; они устремлены к «жизни», к религиозному преображению. Таков Гоголь, Толстой, Достоевский, таков В. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Федоров, таковы новейшие религиозно-философские течения. Предания культуры у нас всегда были слишком слабы. Цивилизацию мы создаем безобразную. … Но русскому сознанию дано понять кризис культуры и трагедию исторической судьбы более остро и углубленно, чем более благополучным людям Запада.