Сценарий устного журнала на тему Нации и межнациональные отношения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



[pic] [pic]







[pic]






Устный журнал «Цыгане»

Сценарий


Вступление (под тихую песню цыган)


Столетия минули с тех пор, как, влекомые непонятной силой, покинули свою древнюю родину и разбились по свету черноволосые, смуглолицые люди - цыгане.

Они прошли через десятки стран, соприкоснулись с десятками народов, пересекли моря и океаны, и теперь едва ли отыщешь государство, где бы, они не проживали. Необычный внешний вид, непонятный язык и специфический образ жизни - всё это резко выделяло цыган на фоне других народов, ставило их в обособленное положение. Этот народ окружён ореолом загадочности. Кто они, цыгане, откуда пришли, где их Родина? Эти вопросы оставались без ответа.

Попробуем же приоткрыть полог цыганского шатра и окунуться в цыганскую жизнь.


«Легенда»


В фольклоре цыган имеется множество легенд. Возникли они очевидно, в относительно недавнем прошлом как отклик на попытки христианизировать цыган. В этих легендах проглядывает невольное и, конечно, достаточно наивное желание оправдать цыганское движение по миру. Их основной мотив - цыгане совершили некий грех перед христианскими народами, расплата за него - вечное скитание.

Вот одна из таких легенд, которую рассказывают цыгане: ......


«Антицыганские законы»

... цыгане не угнетали другие народы и не

вели войны.

В какую бы европейскую страну цыгане ни попадали, везде они преследовались властями. Не было ни одной страны, где бы, не издавались жестокие антицыганские законы. Раз цыган - значит, преступник, этим всё сказано.

Так теоретики фашизма оправдывали геноцид по отношению к цыганам, приписывая им врожденную склонность к преступности.


«Женщина в таборе»


Женщины их очень красивы и очень смуглы, у всех чёрные во­лосы. В таборе права женщины не равны с правами мужчин. Цыган­ские женщины, например, не всегда участвуют в пиршествах. А в обыденной жизни цыганкам вообще запрещается сидеть за одним столом с мужчинами. Как только цыганка выходит замуж и на осо­бый манер повязывает голову платком, она считается нечистой. Многочисленные запреты, касающиеся поведения женщины в таборе, вовсе не делают её жизнь невыносимой. С раннего детства, она знает все, что ее ожидает в будущем.


«Гадалки»


Гадание является одним из способов добывания денег. Отправ­ляясь на такие заработки, цыганские женщины надевают юбки с множеством потайных карманов. И пока они по ладоням читали ли­нии жизни своих клиенток, у них почему-то исчезали кошельки. Га­дание - это целое искусство, которому учатся с раннего детства.


«Религии»


Каждый народ исповедует ту религию, которая исторически сложилась на территории их Родины. Какому же Богу поклоняется народ, позабывший, где их Родина?


«Обычаи, обряды, традиции»


У цыган особый уклад жизни, на который накладывают отпеча­ток обычаи, обряды, традиции.

Кочевой образ жизни был продиктован тем ремеслом, которым занимается табор и вынужденным передвижением. Вспомним мно­говековые преследования цыган в Европе, когда их пытали, рвали им ноздри, вешали и сжигали на кострах как еретиков или слуг дья­вола.

Скрываясь от преследований, цыгане были вынуждены уби­раться подальше с глаз властей.

Кочевье цыган обычно начинается с приходом тёплых весенних дней и заканчивается первыми морозами. Особая роль в таборе при­надлежит вожаку, по традиции своих вожаков цыгане называют ба­ронами. Барон - лицо выборное. Чтобы стать им, надо обладать многими качествами. Это люди опытные, уравновешенные, красно­речивые. Он решает все важные вопросы: осуществляет контакт с властями, играет роль судьи, определяет время и направления коче­вья. В таборе существует имущественное расслоение, - есть богатые и бедные, но нет эксплуатации. Бытует обычай «общего котла». Всё, что добывается, делится между всеми.


«Сказки и песни, рождённые в дороге»


Эта сказка объясняет, почему цыгане воруют и обманывают, её придумали цыгане сами.


Заключение:


Более пяти десятков лет прошло с тех пор, как народы мира заклеймили фашизм, но кое-где появляются чёрные ростки этой античеловеческой идеологии. Ну а что же будет с цыганами, пока не воцарится гармония в человеческом обществе? В лучшем случае их ждёт то, о чём сказал некогда австро-венгерский этнолог Генрих фон Влислоцкий: «... Там, где они появляются, на встречу их прибытию спешит предупреждение: «Цыгане идут! Цыгане! - Странный народ без прошлого и будущего».










































Кочевье длиной в сотни лет


Столетия минули с тех пор, когда европейцы впервые встретились с цыганами. Они не без гордости называли себя потомками египетских фараонов.

В 1836 году во время одной из многочисленных, но неудачных попыток «посадить» цыган на землю, русские власти организовали в Одесской области 2 цыганских посёлка. Им дали звучные названия - Каир и Фараоновка. И во многих легендах говорится, что родиной цыган является Египет. Но почему они его покинули неизвестно.

По другим легендам, цыгане - выходцы из Индии. Цыганский язык соотносится с санскритом - древним языком Индии и с новоиндийским языком - хинди.

Когда же впервые была снаряжена в путь цыганская повозка, вывезшая предков современных цыган за пределы их родины? Вряд ли мы найдем точный ответ на этот вопрос. Предполагают, что исход цыган из Индии приходится на пятый век нашей эры.

Скорее всего, предки цыган занимали самое низкое положение в кастовой системе - каста неприкасаемых (грязная каста).

В индийской литературе их называли «бродячей кастой». Не желая мирится со статусом «неприкасаемых» - они покинули Индию.



























Легенда


Когда Иисус попал к римским тюремщикам и его приготовили к распятию, двум солдатам был отдан приказ достать четыре больших гвоздя. Им выдали восемьдесят крейцеров, чтобы они купили гвозди у кузнеца. Получив деньги, солдаты зашли в одну из таверн и истратили половину на выпивку. Лишь к середине дня вспомнили они о поручении. Вскочили из-за стола и, пошатываясь, вышли из таверны. Зайдя в первую попавшуюся КУЗНИЦУ, солдаты сказали "Нам нужно четыре гвоздя, чтобы распять Иисуса, который плохо отзывался о нашем императоре" Старый кузнец помнил худую фигуру и карие глаза Иисуса. Он вышел из кузницы и сказал "Я не стану ковать гвозди". Тогда солдаты повернули острия копий и приставили их к груди старика. Но и на этот раз кузнец повторил: «Я не буду делать гвозди для распятия». И солдаты проткнули старика своими копьями и выжгли ему глаза. Неподалеку они нашли другого кузнеца. Они показали ему сорок крейцеров и велели выковать четыре больших гвоздя. «За эту цену я смогу выковать только четыре маленьких гвоздя» -возразил кузнец. Но солдаты прикрикнули на него, и кузнец в страхе принялся за работу. Один солдат нагнулся и сказал: «Делай гвозди крепкими и большими, потому что ими мы распнем Иисуса». Едва кузнец услышал эти слова, его рука с занесенным молотом застыла над наковальней. В эту же минуту он услышал тихий голос убитого кузнеца: «Не делай гвозди, этот человек не виновен». И тогда кузнец бросил свой молот. Солдаты в ярости накинулись на него и проткнули своими копьями. И в третьей кузнице произошло тоже самое. Если бы солдаты не истратили сорок крейцеров на выпивку, они смогли бы вернуться в свой лагерь и поведать о том, что произошло с ними, спася тем самым жизнь Иисуса. Но этих денег у них не было. Тогда они вышли на самую окраину Иерусалима, где встретили цыгана, который, разбив шатер, начал выковывать наковальню. Солдаты выложили сорок крейцеров и приказали цыгану выковать четыре больших гвоздя. Цыган положил деньги в карман и принялся за работу. Он выковал один гвоздь, второй, третий, и солдаты положили их себе в сумку. Едва цыган принялся ковать четвертый гвоздь, как один солдат сказал: «Спасибо тебе, теперь мы сможем распять Иисуса». Только он произнес эти слова, послышались слабые голоса трех убитых кузнецов: «Не делай гвоздей, этот человек не виновен». Но цыган уже взял деньги, а потому продолжал работать. Когда был готов четвертый гвоздь, цыган стал лить воду на раскаленное железо. Но вода испарялась, а железо оставалось таким же раскаленным, кузнец лил воду, но гвоздь не охлаждался. В ужасе цыган собрал свои пожитки, погрузил их на осла и бежал прочь. В полночь он остановил свой шатер в пустыне возле колодца и снова поставил свой шатер. Но тотчас возле его ног возник светящийся раскаленный гвоздь. Всю ночь цыган черпал воду из колодца, пытаясь остудить железо. Когда колодец обмелел до дна, цыган бросил гвоздь в мокрый песок, но гвоздь не переставал светиться. Испугался цыган и побежал дальше в пустыню. С той поры не стало ему покоя. Как остановится где, преследует его раскаленный гвоздь. Вот и блуждают цыгане по свету, с места на место. Так покарал их господь.


Антицыганские законы

"Безмятежная" жизнь цыган закончилась где-то в середине XVI века. Так в Англии еще во время короля Генри VIII специальный королевский указ запрещал дальнейшее продвижение "бродячего народа называемого себя египтянами" Согласно этому указу, лиц совершивших много злодеяний, выдворяли из страны. В 1554 году дочь Генри VIII, английская королева Мария I Тюдор, по прозвищу Кровавая Мэри, объявила цыган вне закона из-за их старых привычек практиковать воровство и разные грязные дела. Цыганам предписывалось в течение 40 дней покинуть Англию, в случае непослушания их ждала смерть. Исключения делали лишь детям до 13 лет и тем, кто хорошо себя вел и мог выполнять гражданские работы.

Еще более суровым был закон 1562 года, принятый в Англии царствовавшей королевой Елизаветой. По этому закону гонениям подвергались не только цыгане, но даже те, кто в течение месяца хотя бы раз остановился у них, вел их образ жизни. Аналогичные этим законы и указы были приняты во всех европейских государствах. Так в Испании в 1633 году был издан указ, грозивший цыганам смертной казнью, если они не сменят свое платье на обычное, не забудут язык, обычаи и даже свои имена. Нет смысла цитировать другие законы. Они ничем не отличаются от аналогичных законов, издававшихся во времена средневековья во всех государствах Европы вплоть до конца XVIII века. Разнились лишь оскорбительные формулировки и эпитеты, которыми награждались цыгане - « грязные воры, чернь, грязная раса, мошенники, воровской сброд».

Антицыганские законы, словно дамоклов меч висел над целым народом, заставляя цыган метаться из страны в страну. Если Европу цыгане осваивали в известной степени добровольно, то «освоение» Америки, Африки и ряда островных государств явилось прямым следствием средневекового гнета и осуществлялось в принудительном порядке, власти загоняли цыган на суда и насильственно переселяли их в свои колонии. На смену средневековья пришла эпоха Просвещения. Добродетельная австрийская Мария Терезия и ее наследник Иосиф II издали закон, в котором указывалось: «принудить цыган прекратить бродяжничество и жить в постоянных жилищах, отобрать у цыган детей и передать их на воспитание крестьянам, запретить браки между цыганами. Мальчиков старше 16 лет забрать в солдаты, тех, кто по моложе - отдать в учение ремесленникам».

В России в указе императрицы Елизаветы Петровны от 1759 года говорится- « Цыганов в С.-Петербург и близ оного отнюдь не пускать и въезду им не дозволять". В 1836 году был издан указ, целью которого было закрепить цыган на отведенных землях. В воображении возникает идиллическая картина - жаждущие работать на земле цыгане сидят возле отданных им домиков... В жизни все было по-другому. Акция была не продумана, все государственные деньги пошли на ветер. Уже через четыре года инвентарь пришел в негодность, выделенный скот не использовался для работы, построенные жилища безнадежно испорчены, земля практически не возделывалась, а те 32 рубля серебром на каждую семью для обзаведения были проедены.

В советское время были также предприняты попытки приобщить цыган к труду и оседлости. В 1956 году был издан указ, запрещающий цыганам заниматься бродяжничеством, а злостно уклоняющихся от общественно-полезного труда наказывать по приговору народного суда ссылкой на срок до пяти лет в соединении с исправительно-трудовыми работами. Но подобные меры не приносили желаемого результата. Приведем пример. Вот движется по дороге цыганский табор. Его останавливает первый милицейский заслон. Начинают выяснять, что к чему. И тогда вожак табора достает из голенища сапога справку из сельсовета с печатью, где написано, что цыган Иванов с семьей едет в отпуск к своим родственникам на Дальний Восток. А сколько он будет ехать и на чем, это их дело. Кочевье продолжалось.

Что такое 12 лет в истории человечества пустяк, ничтожное мгновение. Ровно столько длилась черная ночь фашисткой диктатуры. Для некоторых народов слово "фашизм» стало синонимом понятия "геноцид". К числу их относились и цыгане. Суть фашистского геноцида заключалась в зловещей триаде - депортация, стерилизация и физическое уничтожение. За 12 лет в концентрационных лагерях были уничтожены десятки тысяч цыган - мужчин, женщин и детей.

























Женщина в таборе

В жизни цыганской женщины чётко выделяются четыре этапа:

Первый – детство и юность, жизнь до замужества. Цыганские дети, в том числе и девочки, живут в таборе на привилегированном положении, их ни в чём не ограничивают, нет у них особых обязанностей.

Второй – замужество и несколько лет супружеской жизни (обычно 5 – 10 лет). Как только цыганка выходит замуж, на её плечи ложится огромное бремя забот о семье. Молодуха обязана выполнять всю тяжёлую домашнюю работу: стирать, готовить пищу, убирать. Встаёт она раньше всех, а ложится последней. Идёшь ранним утром по цыганской деревне и видишь – возле домов уже висят шеренги выстиранного белья. Это – работа молодухи. Над трубой дома уже вьётся дымок. Готовится пища.

С раннего детства знакомятся цыганки и с традиционными методами добывания средств существования – гаданием и попрошайничеством. В большой цыганской семье, где работы всегда по горло, в первые годы замужней жизни молодуху не используют в качестве добытчицы. Но вот в семье, освобождая руки предыдущей, появляется новая молодуха. И та вступает в …

Третий период жизни – уходит на заработки. В это время она играет главную роль в обеспечении материального благосостояния семьи. Проблема ежедневного заработка лежит на плечах женщины. В небольших семьях второй и третий этап в жизни женщины нередко совмещается, а её нагрузка увеличивается.

И последний …

Четвёртый этап – старость. В пожилом возрасте с женщин снимаются все ритуальные ограничения. Старая женщина пользуется всеобщим почётом. Случается, что после смерти главы семейства она становится во главе рода.



















Гадалки


Существует великое множество различных форм цыганского гадания. Выделим два основных вида гадания - для заработка и для себя. Наиболее традиционной формой гадания для заработка считается обычный наговор или гадание по глазам. Отличные физиономистки, цыганки сразу выхватывают из массы людей человека, который хотел бы, чтобы ему погадали. И здесь важную роль играет богатейший жизненный опыт цыганских гадалок, Их умение «войти в образ» их великолепная актерская игра и поразительное красноречие, не менее исключающее, впрочем, и набора штампов. Вот что рассказывала одна цыганка: «Вижу, идет женщина. По лицу замечаю, что у нее не все ладно. Кричу ей: «Постой, миленькая, постой, красавица! В тебе красоты хватает, ума хватает, а счастья нету. Ты не через бога страдаешь, а через людей. Тебе нужно погадать, тебе нужно правду узнать». Барышня останавливается: «Ну сколько вам дать» - «Сколько тебе не жалко». Даёт рубль, дает два, ну погадаешь... И вдруг выпадает, Что и вправду выходит. Если тысячу слов наговоришь - всегда на правду нападешь. А человека всегда видно, если он обижен чем-то или в чем-то счастья нет. Если цыганка поумнее - она сумеет лучше погадать, а которая глупее, то не сможет ни достать, ни заработать».

Цыганки узнают, когда человек в плохом настроении и когда влюблен, по лицу видят добрый или злой, глупый или умный, волевой или слабовольный. Так и гадают. Используя карты или гадают по руке, пользуясь при этом знаниями классической литературы по хиромантии.

Цыганки в каждом отдельном случае сообразуются с ситуацией. Всматриваясь в глаза собеседника, цыганка улавливает малейшие оттенки его реакции на слово, скрытые движения человеческой души. Держа руку чувствуют изменения пульса, когда попадают на волнующую тему.

Происходит как бы разговор гадалки с собой на темы, волнующие клиента. При этом человек не подозревает, что сам подбрасывает эти темы.















Религия цыган


В своем движении по миру цыгане принимали религию того народа, на территории которого проживали. К сожалению, это мало что дает для понимания верований цыган. Эти религии они принимали интуитивно, понимая, что без этого им не удастся войти в контакт с местным населе­нием. Это было жизненно необходимо. Цыгане принимали различные мировые религии, поначалу это позволяло им чувствовать себя хоть в какой-то мере защищенными. Поэтому, живя среди мусульман, они испо­ведовали ислам, в Европе они стали католиками, лютеранами и протес­тантами, а в России приняли православие.

Если зайти в дом российского цыгана, проживающего в селе, там, как правило, можно увидеть «крас­ный угол»: висят иконы в дорогих окладах, горит лампада. И во время кочевья цыгане возили иконы с собой. Может возникнуть впечатление, что они - истинные христиане. Но так ли это? Вот что рассказывает один цыган:

« Бывало, не было у нас икон. Тогда брали таз, становились на ко­лени перед солнцем. Оно у нас - первый бог, это еще по старинушке счи­тается. Молились, молились и говорили: «Развей ты, солнце, счастье мое, если я в чем-то виноват. Накажи мои руки и ноги. Чтобы не было счастья моим детям, что бы они сгорели в твоем огне. Били по тазу палкой, тра­ву рвали горстями и подбрасывали вверх». Конечно, дело здесь не в от­сутствии икон, а в изначальном языческом мироощущении цыган, их тесной связи с природой, обожествлении ее сил.

Своеобразно преломля­ются в сознании цыган даже образы православных святых. Николай Чу­дотворец для них - покровитель лошадей. Не случайно конные ярмарки в Николин день, на взгляд цыган, самые удачные. Даже отправляясь воро­вать коней, цыгане берут порой икону Николая Угодника и просят его покровительства: «Николай Угодник, я тебя озолочу, я свечку куплю и для тебя зажгу, я для тебя что угодно сделаю. Скажи своему богу, чтоб он помог...» Но если дело кончается неудачей, не скупятся и на бранные слова в его адрес.

Очень стойка вера во всякого рода «фéтиши», а это атрибутика язы­чества. Фетишем может быть змеиная шкурка, зашитая в бумажник, ля­гушачьи косточки и т.д. Не редко у крещеных детей на шее одновременно висят православный крест и ладанка с кореньями. Сквозь все века цыгане пронесли языческое видение мира, его не смогла затмить ни одна из религий, воспринятых этим народом.













Обычаи, обряды, традиции


Своеобразен обряд встречи Нового года, этот праздник считается семейным. Но по традиции принято ждать гостей. Однако из дома отлучаться никто не может. Естественно поскольку все находятся с семьями, в гости ходить некому. Тем не менее, все сидят и ждут. Если наутро встречаются два цыгана, они обязаны бороться друг с другом. Побежденный идет в гости к победителю.

На старый Новый год около полуночи греют воду и бросают в нее монеты. A потом вся семья умывается этой водой. Если этот обряд соблюден, то, как гласит поверье, Новый год будет чистым как вода и, принесёт много денег.

Вечером на Рождество девушки гадают на суженного ряженного. Если наутро после Рождества мужчине встретится на улице женщина, это плохая примета. Во избежание всего дурного мужчина обязан обругать ее или даже побить.

На старый Новый год можно проверить будет ли год счастливым, для этого надо у кого-нибудь что-нибудь украсть. Если всё сойдет с рук значит, и весь год будет удачливым, а если нет: неприятности начнутся с первого же дня.

Верят цыгане и в вещие сны. Увидеть во сне мед, орехи, целоваться с красавицей - это все к деньгам. Черви - к пополнению в семье. Горох - к слезам, лук – к горю. Пчела или медведь - быть обыску, кровь - к приезду родни. Верёвку вить - в тюрьму попасть, перерезать веревку - от тюрьмы избавиться. На каждый случай жизни - свой сон.






















« Сказки и песни, рождённые в дороге»


Почему цыгане воруют и обманывают? Вот какую сказку они рассказывают по этому поводу: «Примерно две тысячи лет назад это было. Народ тогда на земле в несогласии жил. Никак люди не могли землю по­делить. И вот созвал Господь Бог святых, и решили они устроить собра­ние, чтобы решить - кому что делать. Послал Бог святого Георгия, чтобы тот собрал всех людей, что живут на земле. Объехал святой Георгий все страны: у американцев был, у англичан, у французов... Созвал все нации на собрание. Едет св. Георгий обратно. Вдруг видит, у кузницы цыган стоит: « Ты чего дома сидишь?» - спрашивает св. Георгий. «А в чем де­ло?» - « Да вот в таком-то месте собрал Бог всех людей. Будет решать, что кому делать, как кому жить, как на всех землю разделить и что каждому народу от земли достанется». - «Нет, - говорит цыган, - я идти не могу. Мне тут два колеса из деревни принесли, просили к завтрашнему дню сделать. Раз ты едешь туда - узнай, что будет с нами, цыганами». «Хоро­шо, узнаю», - говорит св. Георгий, «Нет, ты, наверное, забудешь. Оставь мне свое седло. Когда будешь у Бога и увидишь, что нет у тебя седла, да вспомнишь, кому его отдал, и спросишь про нас, про цыган» - «Ну, ладно, бери седло». И он оставил. А седло у св. Георгия красивое, все золотом ук­рашено.

Вот приехал св. Георгий на собрание, а там народу види­мо-невидимо. Долго решал Бог, как какому народу жить. Разделил Бог моря и сушу, все земные богатства: одним поля оставил, другим сады, од­ним пшеницу, другим яблоки, третьим - виноград. Поделил Бог реки, ле­са, озера - все. На том собрание и закончилось, и все люди пошли на свои земли. Собрался и св. Георгий в дорогу. Вдруг смотрит - седла-то нет! Ки­нулся он к Богу. « Совсем забыл! - кричит. - А как же цыганам быть? Что им делать, где жить?» «Цыганам? - нахмурился Бог - их у меня в списках не было. Что же с ними делать? Ведь всю землю я поделил, ниче­го не осталось. Ладно, скажи им, что остались для них только тернии да бесплодные поля: Пускай там и живут. Не оставил я им никаких даров, зато разрешаю брать все, что другим нациям досталось. А как возьмут, по спросу или без спроса, - это их дело. Если обманут кого, разрешаю моим именем божиться. Не буду я цыган за это карать, потому что у меня ошибка вышла. Украдут - прощу, обманут - прощу». Поехал св. Георгий обратно. Приезжает к цыганам. «Ну, как узнал у Бога, как нам жить?» ­«Узнал - говорит св. Георгий. - Вы в список не попали. Вот разве что ко­гда-нибудь другое собрание соберется. «А что же нам делать?» - «А вам остались только тернии да бесплодные поля. А чтобы с голоду не умереть, разрешил вам Бог, и украсть и обмануть. А если что, то можете его име­нем прикрываться. Не покарает он за это». «Вот спасибо св. Георгий!» ­обрадовался цыган. « Пожалуйста! А теперь отдавай мое седло!» - «Какое седло? Разве я его брал? Ей-богу, я его и в глаза не видел. Богом кля­нусь!» Понял св. Георгий, что нет ему смысла теперь с цыганом спорить, и пошел своей дорогой: Так и осталось седло св. Георгия у цыгана.