Конспект урока в 9 классе по теме Анализ рассказа Л. Толстого После бала (1-ый урок)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


После бала





Урок 1 Страницы биографии

Оборудование Презентация

  1. Какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите имя этого человека?

  2. Как вы представляете себе внешность этого человека?

  3. Творчество Толстого – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чём же заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами М. Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же. КАК И ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.

  4. Свыше 200 произведений написано Толстым. Каждое из них – отражение эпохи русской действительности.

  5. Кто же этот удивительный человек. Какую жизнь он прожил?

Толстой на Кавказе



  • Два с половиной года провел Л. Н. Толстой на Кавказе. В возрасте 23 лет, в мае 1851 года с братом Николаем Николаевичем, командиром двадцатой артиллерийской бригады прибыли они в станицу Старогладковcкую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск. В первый же день он записывает в дневник: «В Пятигорске музыка, гуляющие, и все эти бывало бесмысленно-привлекательные предметы не произвели никакого впечатления».



  • Прибыв к коменданту города, он сразу почувствовал своё унизительное положение самого низкого чина в артиллерии. Наверное, поэтому он остановился жить не в самом городе, а в маленькой слободке, которая тогда уже называлась Кабардинкой.

 

  • Но он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством, много размышляет в себе. Во время своего пребывания в Железноводске он записывает: «Мне кажется, что все время моего пребывания здесь в голове моей перерабатывается и приготовляется много хорошего (дельного и полезного), не знаю, что выйдет из этого».

  • В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, вышедшего к тому времени в отставку, снова приехать на Кавказские Воды.



  • Он посещает Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, много читает, плодотворно трудится, философствует. Лев Николаевич Толстой не только лечился, он много работал. Именно в Пятигорске он закончил свой самое первое литературное произведение – повесть «Детство». Он переписывал её 4 раза. А потом записал, что она ему не нравится и что вряд ли понравится кому. Преувеличенная строгость к самому себе отличала Толстого уже в юности так же, как и неукротимое желание к духовному совершенствованию, философскому переосмыслению действительности. Именно во время второго приезда в Пятигорск он принял решение уйти в отставку и полностью посвятить себя литературе. Отсюда, из Пятигорска, он отправил в самый лучший журнал того времени «Современник» свою повесть «Детство», где она и была опубликована. Так Пятигорск стал колыбелью литературного творчества Толстого. Работая над повестью, он задумал ещё одно произведение. Сначала у него было такое название «Письма с Кавказа». Позже оно оформилось в первый его кавказский рассказ «Набег».



  • В это время Лев Николаевич начал работать и над повестью «Отрочество». Здесь же, на Кавказских Минеральных Водах, он задумал написать произведение, в котором бы отразились его впечатления от Кавказской войны. В будущем эта повесть получит название «Казаки». Считается, что он писал его в прекрасном зелёном уголке Триер – это парк Кирова. А в середине прошлого века он находился за чертой города. Пятигорчане гордятся тем, что их м 

  • Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. На Кавказе он больше никогда не будет, но через полтора года запишет в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью».



  • Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провёл на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своём месте в этом мире.

Чтение рассказа.

Цели урока 2: Обличительная сила рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Формирование умения воссоздавать картины жизни, нарисованные писателем.

«После бала»

  1. Что такое рассказ? (Жанр эпоса. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объёмные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.

  2. Из истории создания рассказа. В «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Слайд 4 Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чём-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

Бравый полковник накануне вечером весело танцевал на балу с красавицей-дочерью мазурку, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата… Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

  1. В рассказе слышна перекличка 2-х эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е гг. ΧІΧ в., время Николая І), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку вопросов (это 90-е гг.) Поэтому писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Изучая этот рассказ, мы должны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным великим писателем.

  2. Н. Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого Слайд 5

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, в доме установилась глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

  1. Текстуальный анализ рассказа

  1. Следуя за повествователем рассказчика, назвать места действия, где разворачиваются события. Запишем их: Слайд 8

  • Дом губернского предводителя

  • Дом Ивана Васильевича

  • Улицы города

  • Поле на окраине города

  1. Органическая связь взаимосвязь всех частей. Упражнение «исключение».

  • «Снимем» описание бала в доме губернского предводителя. Убеждаемся, что вместе с этой частью «уходит» характеристика образа жизни дворянского сословия, к которому по рождению и воспитанию принадлежал рассказчик.

  • При «исключении» такого композиционного элемента, как описние улиц города, нарушается художественное единство рассказа: в нарисованной картине автор показывает, что рядом с беззаботным, праздным существованием проходит другая жизнь – жизнь трудовой России

  1. Роль вступления. Настраивает на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, как бы говорит писатель.

  2. Сколько рассказчиков? (2: молодой человек и Иван Васильевич, «рассказ в рассказе»)

  3. Своеобразие стиля Толстого:

  • Описание Вареньки – строго отбирает лексику, избегает фразеологизмов, ярких метафор.

  • Небольшой набор повторяющихся прилагательных

  • Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

  • «Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна…» - с. 30, вверху; «Прелестные блестящие глаза» - с. 30, вверху.

  • Стройная: с. 30: «высокая, стройная, грациозная…»; с. 31: «…а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье»

  • Улыбка: с. 30: «всегда весёлая улыбка..»;

с. 31, внизу: «…и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость»,

с. 32, вверху: «и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне».

Это характерный толстовский приём. Толстой часто использует повторное называние предметов, явлений. Повторное употребление одних и тех же конструкций:

  • 2 раза феноньерка,

  • елизаветинский бюст хозяйки бала;

  • несколько раз опойковые сапоги полковника:

  • особенно умиляли меня его сапоги;

  • Четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня;

  • Не я один, все смотрели на неё и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины.

  • Чтобы передать приподнятость настроения влюблённого юноши, неоднократно повторяется конструкция «Я = глагол»:

  • «Я взял пёрышко…»

  • «Я был не только весел и доволен, я был счастлив… я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо».

  • «Я спрятал пёрышко»

  • Л. Толстой редко употребляет поэтические фигуры. Он строго относится к использованию сравнений. «Сравнение, писал он, - одно из естественных и действеннейших средств для описания, но необходимо, чтобы оно было очень верно и уместно, иначе оно действует совершенно противуположно». В тексте рассказа сравнений мало, причём некоторые можно считать таковыми лишь по форме:

  • о хозяйке бала: «такая же добродушная, как он» - стр. 30, внизу

  • улыбка у отца, как удочери – с. 33

  • более выразительно сравнение с. 31 «пухлыми белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны».

  • С. 35: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви».

  • Анафорические построения. Есть анафора в рассказе (единоначатие – фигура, состоящая в повторении начальных частей 2-х и более слов, полустиший, строф, фраз) («Шествие стало удаляться, всё так же падали с 2-х сторон удары на на спотыкающегося, корчившегося человека. И всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом…» (бездушие и длительность , и ужас свершающегося передаёт повтором одних и тех же слов)

  • Весь рассказ построен на контрастах, которые выражены в композиции и в лексике.