Урок внеклассного чтения в 8 классе По страницам произведений Александра Костюнина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Урок внеклассного чтения в 8 классе

Тема: « По страницам произведений Александра Костюнина»

(Рассказы « Рукавичка», « Орфей и Прима»,

« Совенок»)

( Сдвоенный урок)

Цель урока: « открыть» для учащихся творчество современного писателя Александра Костюнина.

Задачи:

1)познакомиться поближе с духовными исканиями писателя;

2) стремиться проникнуть в мир его героев;

3) понять глубинный смысл произведений А. Костюнина;

4) развивать аналитическое чтение, строить логические высказывания;

5) формировать навык исследовательской работы с текстами;

6) воспитывать чувства милосердия и сострадания.

Вид урока: устный журнал

Метод проведения: круглый стол

Оборудование: книга А. Костюнина «Иноходь», портрет А. Костюнина, тексты рассказов писателя, детские иллюстрации к произведениям, фото к произведениям А. Костюнина, классная литературная газета.


Эпиграф к уроку: « Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть…» (В. Шукшин)


Первая страница журнала

Рассказы нравственности

Эпиграф: Нравственность есть Правда (В. М. Шукшин)


1. Вступительное слово учителя. Ребята, сейчас я прочитаю вам древнегреческий миф, а вы подумайте, о чем он:

- Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? – спрашивали его афиняне.

- Я ищу человека, - отвечал он.

- Кого именно? Меня? Его?

- Ищу человека,- повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади…

О чем этот миф?

- Миф о Диогене, который с фонарем ищет днем человека, - это философская мысль о человеке, его предназначении на земле, смысле жизни.

Учитель: Литературу на протяжении многих веков волновала нравственная личность. Как Диоген, писатели и поэты искали настоящих героев и на страницах своих произведений старались донести до читателей самое сокровенное, злободневное, актуальное, что волновало людей. Каково значение литературы в наше время? Какие традиции прошлого продолжаются в произведениях наших современников? Какие проблемы волнуют сегодня писателей и поэтов? Долг современных писателей и поэтов – выразить в своих произведениях состояние общества, обсудить его. И честные люди это делают. Деревня, память, нравственность, экология природы и жизни, жизнь и смерть – вот основные вопросы современной литературы. Вечные вопросы вечной жизни, продолжение лучших традиций своих предшественников.

Сегодня мы будем говорить о творчестве современного писателя, с именем и творчеством которого вы еще не знакомы. Александр Костюнин – наш современник, который в своем творчестве продолжает традиции писателей 19 и 20 веков. Кто же он такой, что мы о нем знаем?

2. Рассказ подготовленного ученика. ( Александр Костюнин – писатель, родина которого Карелия. Родился 25 августа 1964 года. Детство и юность прошли в городе Медвежьегорске. Там он закончил художественную школу. Затем учеба в Петрозаводском государственном университете. Работает на стратегическом предприятии « Авангард» в Петрозаводске, член Союза писателей России. Александр Костюнин увлекается живописью, фотографией, литературным творчеством.

3. Слово учителя. Карельский прозаик Александр Костюнин – писатель сравнительно молодой, но его произведения привлекли внимание читателей и критики. В литературу пришел интересный и самобытный писатель, живо и ярко повествующий о людях, животных, злободневных событиях.

Наделенный незаурядным изобразительным даром, А. Костюнин пишет о том, что его волнует и томит: о незабываемых впечатлениях детства, о тревожном положении природы, мучительно размышляет над причинами проявления душевной черствости, потребительского отношения к жизни, свято веря при этом в неизбежное торжество добра, честности, бескорыстия.

Его произведения привлекают психологической точностью, ярким характерным языком – образным, сочным, передающим живую разговорную речь. Наиболее значительные произведения Александра Костюнина: рассказы « Рукавичка», « Орфей и Прима», « Вальс на гитаре», « Совенок»,

« Поводырь», « Ивановны»

Проблемы, которые волнуют писателя – в основном проблемы нравственные. Не случайно эпиграфом служат слова известного прозаика 20 века В. М. Шукшина: « Нравственность есть Правда».

Приглашаю всех к сотрудничеству, к размышлению.


Вторая страница журнала

«Не плоть, а дух растлился в наши дни» (Ф. Тютчев).

( По рассказу А. Костюнина « Рукавичка»)

Эпиграфы к рассказу: Откуда я? Я из моего детства

Антуан де Сент -Экзюпери

« Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень»

Из Библии. Евангелие от Иоанна. (Гл. 8., ст.7)

Учитель. Ребята, назовите писателей, которые в своем творчестве обращались к теме детства?

- Л. Н. Толстой, М. Горький, А. Н. Толстой, И. А. Бунин, И. С. Шмелев, В.П. Астафьев, В. Г. Распутин.

Учитель. Вообще обращение к теме детства присуще многим писателям. Вот и современный писатель Александр Костюнин не обходит стороной эту тему. Так Костюнин поддерживает устоявшуюся традицию в русской литературе, когда многие писатели одухотворенно рассказывали о своих детских впечатлениях, полагая, что именно они оставляют отпечаток на всю оставшуюся жизнь, становятся основой их духовного и творческого роста. Не только писателям, но и всем людям свойственно оглядываться назад, в свое детство. Как вы думаете, почему так происходит?

Саша С. Детство – очень важная пора в жизни человека. От того, каким было это время, зависит вся последующая жизнь человека.

Учитель. Да, ребята. Детство - это настоящая жизнь. Очень часто люди вспоминают о нем, как о самом ярком, беззаботном, добром периоде жизни. Но бывает и по-другому. Человек в детстве может действовать, совершать вполне сознательные поступки, ошибки, как и взрослые люди. Иногда эти поступки и ошибки накладывают отпечатки на всю последующую жизнь. И часто не только на твою собственную. Особенно горько бывает, когда от того или иного поступка или проступка зависит судьба человека, страшнее – вся жизнь. Об этом рассказ Александра Костюнина « Рукавичка».

Дома вы прочитали этот рассказ. Какие чувства остались у вас после его прочтения?

Лена С. Рассказ произвел на меня огромное впечатление. Ничего подобного я еще не читала.

Учитель. Что вас особенно потрясло?

Валя Б. Меня поразили отношения в школе. До этого мы читали рассказы Валентина Распутина « Уроки французского», Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Огромная роль в воспитании и становлении личности героев в них отводится Учителю. Да, Учителю с большой буквы. Как повезло ребятам в этих рассказах, что в их жизни были такие люди! В рассказе В. Распутина « Уроки французского» тоже есть директор, не видящий в ученике человека и лишающий его доверия. Но учительница французского языка Лидия Михайловна преподала своему ученику урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой он сохранил на всю жизнь. А в рассказе « Рукавичка» у первоклассников « аллавановна», которая не имеет морального права быть учителем. Поэтому не удивительно, что спустя 30 лет у рассказчика «мысли о ней (школе), как далекое, отстраненное событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом».

Илья К. В рассказе В. Астафьева « Фотография, на которой меня нет» учитель был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи. Учитель и его жена смогли жить жизнью народа, потому и рассказчик « не забыл» ни лица, ни человека до сих пор. Между тем как в рассказе « Рукавичка» у двух учителей не хватило опыта и мудрости сделать так, чтобы не унизить маленьких детей.

Учитель. Какой эпизод рассказчику стыдно вспоминать?

Ася К. Дети откровенно мучили мальчика Юру, сделали из него изгоя, а он не только не вступился за него, но и, что страшнее всего, « не отставал от других». Тот, семья которого так часто привечала Юру, вынужденного частенько прятаться от пьяного отца. Будучи взрослым человеком, рассказчик мучается от того, что не защитил слабого и обездоленного одноклассника: « биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».

Учитель. Может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?

Лена С. Вряд ли, но главное в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой. А наш герой не стремится к самоанализу, строгому суду своих мыслей и поступков. « И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы…» Он делает это лишь после того, как свершилось непоправимое: не выдержав второй раз унижения и недоверия, заканчивает жизнь самоубийством Юрка. Вот он-то ничего не забыл. Мне кажется, и вором он стал, делая вызов окружающим за свое безрадостное, одинокое детство. Что может быть страшнее одиночества и презрения в этот период жизни, не нужно никому говорить.

Ксения С. Хочется вспомнить поэта М. Лисянского:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души для времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый миг,

Когда они другим необходимы.

Вот если бы для Юрки хоть у кого-нибудь нашлись добрые слова: у одноклассников, у учителя, у семьи (странно и обидно, что никто из старших братьев его никогда не защитил) - не было бы трагедии.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему к рассказу « Рукавичка» мы взяли эпиграф из « Маленького принца» Антуана де Экзюпери «: Откуда я? Я из моего детства?»

Валя Б. Данный эпиграф следует понимать так: я как человек сложился в детстве. Оно сделало меня таким, каков я есть сейчас.

Настя Н. Я считаю, что на судьбу героев этого рассказа повлияли события, которые произошли с ними в детстве. Погибает Юрка, не сумевший до конца жизни пронести клеймо «вора», данное ему первым учителем. Позднее раскаяние испытывает рассказчик, не смогший противостоять толпе ни в детстве, ни в « роковые 90-е годы».

Жаль жителей деревни, которые « как крысы в бочке, зверели, вырывая пайку друг у друга», топившие « безысходность в горе». Наверное, благодаря « хорошим учителям », которые были в их детстве.

Учитель. Второй эпиграф взят из Библии: « Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Приводятся слова Иисуса, обращенные к книжникам и фарисеям, приведшим к нему блудницу: « Когда же продолжали Его спрашивать, Он, восклонившись, сказал им: « Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

Дима М. Это форма ответа на необъективную, недоброжелательную критику, на злословие, осуждение. Каждый человек грешен. И еще хочется вспомнить пословицу: « В чужом глазу и соринку найду, а в своем и бревна не вижу».

Денис Ф.Я считаю: то, что сделал Юрка, – это, конечно, грех. Но это может сделать любой маленький ребенок. Поэтому так зло наказывать его не стоило.

Света Н. Юрка, конечно, поступил неправильно. Но он рос в многодетной бедной семье и, конечно же, хотел принести домой рукавичку, чтобы порадовать своих младших братьев и сестер. Вспоминаются слова из известного кинофильма « Берегись автомобиля»: « Он, конечно, виноват, но он не виноват!»

Ксения С. Современный поэт Д. Голубков написал стихотворение, которое, я считаю, выражает главную мысль, которую нам хотел донести Александр Костюнин:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

Каждый человек – это целый мир, и рождается он на добрые дела.

Учитель. Спасибо, ребята, вам за ответы. Вы хорошо работали. И в заключение я бы хотела прочитать слова Валентина Распутина, рассказ которого вы вспоминали сегодня: « Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».

Переходим к следующей странице нашего устного журнала.


Третья страница журнала

« Сердце сердцу весть подает, сердце сердце чует» (Пословица)

Эпиграф:

Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков



Учитель. О чем рассказ « Совенок»?

Паша В. « Совенок» А. Костюнина – рассказ о детях и детстве, о дружбе.

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Валя Б. Я считаю, что Костюнин написал рассказ, в котором говорится о том, каким нельзя быть детству. Это рассказ - антидетство.

Учитель. Почему ты так думаешь? Докажи, прочти эпизоды из рассказа, подтверждающие твое мнение.

Валя Б.    Сначала мы видим дом, в котором живут дети, благоустроенный, утопающий в зелени. Но затем картина резко меняется:  « Уютная обитель была возведена… на месте бывшей помойки. При спешном строительстве нижние кирпичи укладывались прямо на сырую землю, они же служили фундаментом. Поэтому дом на глазах врастал в землю. Стены, потолок при движении вниз запаздывали, пол опускался быстрее. Между полом и стенами появлялись щели. Сперва небольшие. Их старательно заделывали цементным раствором, но они расширялись всё больше и больше… И уже никакие замазки не могли залатать бреши.     Это обстоятельство устраивало большинство исконных обитателей…Огромные серые крысы.

Они не были прописаны здесь, хотя проживали в доме на полных правах. Нас подселили к ним. Свалка, где они раньше безраздельно хозяйничали, стараниями горожан обрела крышу в виде нашего дома. Им стало теплее, сытнее, интереснее: ночью, в поисках пищи, они шмонали шкафчики на кухне; деловито копошились в помойном ведре; через прорехи в стенах с топотом носились из квартиры в квартиру, пробегая по телам спящих людей. Серые полчища пищали под полом, гужевались, устраивали оргии. В первые годы мы пробовали с ними бороться. Подсыпали в углы пищевую приманку с ядом. Крысы, в знак протеста, дохли под полом. Смрад в доме стоял такой – хоть на улицу беги!»

Лена С. Я согласна с Валей: в таких условиях жить нельзя. Но страшнее мне кажутся отношения между родными людьми, царящие в этом доме. Прежде всего это относится к матери Совенка. В самом начале рассказа мы узнаем, что «мать заплетала ей косички раз в неделю. Очень туго, чтоб не растрепались». Если мать любит свою дочку, она это делает в день несколько раз, испытывая от этого огромное удовольствие. Занимаясь устройством своей личной жизни, она совершенно забыла о своей дочери: « Совенок пошла в первый класс. Мать проводила её до школы один раз, на этом провожанья закончились». Еще безнравственнее следующий эпизод:

  « А у Раисы — в ночь-полночь «карусель»! За стеной только ещё пробасит мужской голос, только начнётся застольный перезвон гранёных стаканов, я точно знаю – сейчас соседка промурлычет:

     — Натуся, зайка, пойди погуляй! Поиграйся! — И Наташку, как бездомного котёнка, — за дверь. Да ещё бросит вдогонку: — Шапочку завяжи, чтобы ушки не надуло.

     Выйдешь на улицу покурить, встанешь у подъезда, поёживаясь от стылой вечерней слякоти. С тополей, тяжело кувыркаясь, облетают последние усталые листья. Они ложатся на землю и обретают покой. Свет зашторенных окон едва подсвечивает готовую к снегу скамеечку. И в темноте двора — прерывистое металлическое повизгивание: Совёнок качается на качелях. Этот одинокий скрип в черной тишине щемит душу.     Безотцовщина…»

Ася К.А меня потрясла сцена наказания девочки Жоркой, новым другом матери. « Наташка безутешно, горько плакала. Минутную ночную тишину разорвал пьяный рык:

- Ах ты падла!..

Громкий топот, частое шлепанье детских ножек.

     Истеричный плач Наташки грубо ворвался ко мне через брешь. Я старался не дышать, чтобы ничем не выдать своего присутствия. За стеной захлопали дверки кухонных шкафчиков, зашуршала бумага, и на пол что-то посыпалось, словно бусы порвали.

- Дядя Жора, я больше не буду! – умоляла Наташка.

- На колени вставай! Сбежишь – убью!

     Послышалась возня. Стараясь сдерживаться, девочка приглушённо мычала. Я, как чарами опутанный, уставился на жёлтую полосу света и вдруг увидел: из щели выскочила… крупная… сухая горошина… Покатилась по полу, уткнулась в мой тапок».

Саша С. Поражает то, что все слышат и молчат. Взрослые люди предпочитают остаться в стороне, боятся заступиться за девочку.

Дима М. Драматично показана дальнейшая судьба Совенка: « Говорили, серенький котёнок, которого Совёнок подобрала на улице, напрудил Жорке в кеду. А у того суд скорый: он на глазах у ребёнка схватил живой комочек и — об угол плиты. На мать руку поднял… Нервное потрясение оказалось настолько сильным, что девчонка потеряла дар речи. Сожитель у Раисы долго не загостился, а Наташка так и осталась немой».
Настя Н. А мне кажется, что, несмотря на обилие сцен жестокости, насилия, рассказ излучает свет и насыщен своеобразной грустной поэзией.

Учитель. Почему?

Настя Н. Потому что у Совенка есть настоящий друг. В отличие от рассказа « Рукавичка» всего лишь доброе участие одного человека, Сережи, превращает жизнь маленькой девочки, хотя бы на время, в сказку. Общение через перегородку вносит защищенность в жизнь девочки. Она не озлобилась (непутевая мать все равно самая ласковая), способна верить в добро, у нее есть мечта.  

« Наутро Серёжка, как всегда, дождался Совёнка во дворе, взял у неё из рук портфель, и они потянулись к школе. Заметил: сынишка вернулся с уроков встревоженный, потерянный. О причине догадывался, потому не расспрашивал. Забудется со временем…  (Как увидим дальше – не смог забыть).
     Вечером он взял любимую книгу, подушечку-думку, зашёл на кухню, поставил на пол лампу, выключил большой свет и лёг на тканый половичок. (От печки приятно потягивало теплом.) Я сел на пороге, закурил, с интересом посматривая на сынишку. Маруська — наша рыжая радость — поластилась к нему, растеклась на груди. По ту сторону пограничной стены кряхтела Совёнок, тоже устраиваясь поудобнее. (Видно, заранее условились!)
     — Давай я тебе вслух почитаю, — предложил сын».
 

Ася К. Общение через перегородку наполняет жизнь детей особым смыслом.
Рассказ буквально пронизан светом любви, добра и человеческого участия.

« Мой Серёжка каждое утро дожидался Совёнка во дворе, заботливо брал за руку, и они торжественно шествовали в храм науки. А то ещё тетрадки с домашним заданием посмотрит. Сын опекал её без понуждения, охотно. Она благодарно молчала в ответ».

Учитель. Оценкой нравственности в рассказе « Совенок» является совесть. Сережа руководствуется в своих поступках внутренним законом. Автора интересует внутренний мир души, ее страдания, боли, ее драмы, которые возникают под влиянием разных событий.

Ребята, как складываются дальнейшие отношения между героями рассказа «Совенок»?

Таня Ч. Рассказчик был рад переезду на новое место жительства. Постарался забыть своих соседей. Это не относится к его сыну, Сереже. Все годы он поддерживал, подставлял плечо друга Совенку. Она из девочки превратилась в девушку. Благодаря ему, она не пошла по стопам матери. Я уверена, что она будет хорошей женой и матерью. И следующие строчки это подтверждают: « Совсем не похожа на мать: светло-русая тяжёлая коса через плечо, тонкие аккуратные черты лица, покрасневшие щёки, смущённая улыбка. Бездонные, зелёные с карими крапинками глаза светились любовью к Сережке».

Учитель. Ребята, в этом произведении есть еще один герой – рассказчик, отец Сережи. Какой это человек?

Лена С. Мне трудно выразить свое отношение к нему. Это человек, у которого в характере присутствуют как положительные черты, так и отрицательные.

Учитель. Докажите словами из текста свое мнение.

Денис Ф. С одной стороны, видно, что ему нравится подружка сына. Это можно подтвердить словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передающими описание портрета Совенка: «махонькая», «девчушка», «косички», «ладошки».

Саша С. Мне не понятно, почему человек, который с лаской относится к девочке, может в течение долгого времени занимать позицию стороннего наблюдателя. Наблюдает, как качается на качелях Наташа, выброшенная на улицу родной матерью. Выносит категоричное суждение: « Судьба этой девочки была очевидна. На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Боится выдать свое присутствие, когда становится невольным свидетелем расправы над ней тюремщика Жорки. Может, придерживается распространенной в нашем обществе позиции: моя хата с краю - ничего не знаю? Не желает больше ничего о ней знать, когда удается сменить место жительства. Надеется, что все забудется, все перемелется… Не хочет, чтобы она стала женой сына: « Нам только невесты-инвалида не хватало».

Настя Н. В рассказе « Совенок» дети оказываются мудрее своих родителей. Они преподносят им уроки нравственности: « Своей искренностью, любовью, верой в чистое, светлое Совёнок покорила меня»    

Учитель. Ребята, какой же вывод мы должны сделать?

Таня Ч. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой и радостной. Бескорыстное добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

Дима М. Я хочу прочитать стихотворение Игоря Романова:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою

Доброты

И радость помоги найти кому-то.

Этому учит нас рассказ Александра Костюнина « Совенок».

Учитель. Переходим к следующей странице нашего журнала.


Четвертая страница

« Одно дыхание у всех…»

( По рассказу А. Костюнина « Орфей и Прима»)

Эпиграф: « …Потому что участь сынов человеческих

и участь животных одна; как те умирают,

так умирают и эти, и одно дыхание у всех,

и нет у человека преимущества перед скотом;

потому что все – суета!» (Екклесиаст, гл.3, стих19).


1. Вступительная беседа. Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. Костюнина « Прима и Орфей». Какие чувства вызвал он у вас?

- Чувство жалости. Было больно, оттого что погиб Орфей и щенята Примы.

- Кто виноват в гибели животных?

- Виноваты люди.

- Какие люди в этом рассказе?

- Люди жестокие, равнодушные. Для них деньги важнее всего.

- Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши слова.

2. Анализ рассказа « Прима и Орфей».

Выборочное чтение отрывков из текста.

Ася. « Объявление гарантировало «получение удовольствия от коммерческой охоты на зайца-беляка с русскими гончими». Поехал наудачу, заранее не условившись ни с кем. Лишь подгадал время года, самый конец октября, да свободные дни. Остальное решают деньги».

Валя Б. Фраза «Остальное решают деньги» меня насторожила. Уже в самом начале рассказа мы понимаем: если с помощью денег человек надеется получить все, что ему захочется, значит, придется жертвовать самым дорогим: любовью, милосердием, порядочностью, принципами. И подтверждение этому мы находим дальше в тексте: « Нет, не получится выехать, — твёрдо отрезал егерь. — Тропа эти дни была жёсткой. У выжлецов все лапы сбиты в кровь. Их утром не поднять. Дождь неприятной, как слова егеря, студёной струйкой скатился мне за воротник. «Торгуется», — сообразил я и предложил тройную цену. Фомич отвёл глаза».

Ученики читают далее: « Мы пошли в сторону ушедшего с гоном гончака, непрерывно окликая его. Наткнулся на выжлеца Фомич. Орфей лежал на краю поляны, на спине, задрав вверх дрожащие окровавленные лапы. Не скулил. Даже на это сил не было…

Выжлец ещё сделал попытку встать на ноги и снова повалился. Он устал

до крайности. Николай силой поднял его. Пёс, едва перебирая ногами, пошёл. Идёт, идёт и оглянётся. Убедится, что видим, подходит к кусту и валится на бок. Снова поднимаем, ставим на ноги, дальше идём. До машины оставалось метров пятьдесят. Орфей направился к кусту, хотел рухнуть, как вдруг оттуда ему пахнуло в нос свежим, дурманящим, животворящим запахом красного зверя.

А-ау! А-ау! А-ау!

И погнал. С азартом, страстно. Куда делась смертельная усталость?».

Учитель: Ребята, вы сказали, что люди в этом рассказе жестокие, равнодушные, расчетливые. Ради удовлетворения своих охотничьих страстей, они способны на преступление. А как изображает Александр Костюнин природу, животных?

Дима М. Собаки, в отличие от людей, в рассказе живут по законам природы. Любовь между Орфеем и Примой достойна уважения. Автор хотел сказать, что такие чувства должны быть между людьми. Никакие запреты и заслоны человека не способны запретить продолжить род Орфею и Приме.

Как бы предчувствуя беду, Прима накануне охоты пытается помешать людям: « Прима ворчала. Поводя белесой мордой, она что-то в сердцах выговаривала егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине. Путалась под ногами и скулила…»

Настя С. А мне бы хотелось прочитать строчки, в которых автор изображает материнские чувства Примы: « Но сука, похоже, не считала себя виноватой. Что ей до прибыли, до репутации хозяина и сорванных контрактов… Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз… Вся в себе. Набухшие розовые соски ее томились».

Учитель. Ребята, какая сцена в рассказе вызвала у вас особое чувство жалости, вашей беспомощности и возмущения по поводу того, что ничего нельзя изменить?

Лена С.Самая отвратительная и жестокая сцена - расправа хозяина над щенятами Примы. « Фомич, глухо матерясь, опустился на колени рядом с будкой и на ощупь стал вытаскивать тёплые комочки, один за другим, укладывая их в голубое эмалированное ведро, в котором обычно таскал еду для собак. Звериный вой суки будоражил ночную тьму. Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударяласьв неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить.

Щенки, безмятежно жмурясь, возёхались на дне ведра, сытые, притихшие,

не ожидая от жизни ничего, кроме хорошего…

Егерь наклонил стоявшую под стоком бочку с дождевой водой и залил ведро до краёв. Шевелящаяся живая масса с бульканьем скрылась. Лишь один из щенков, крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Николай берёзовым прутиком легонько притопил его. Свет «летучей мыши» сперва выхватывал под водой последние судороги щенка, потом жизнь затихла…

Малышей отнесли в выгребную яму, подальше от вольера, и зарыли».

Учитель: Ребята, какое стихотворение напомнила нам этот эпизод?

- Стихотворение Сергея Есенина « Песнь о собаке»

Настя Н. Пожалуй, в русской литературе никто еще так пронзительно не написал об убийстве животных, как Костюнин. Сергея Есенин в « Песне о собаке» ни слова не пишет, как хмурый хозяин расправился с ненужными щенятами. Мы догадываемся об этом по строчкам: « И так долго, долго дрожала/ Воды незамерзшей гладь». Здесь нет описания самого события, а у Костюнина в рассказе - целый эпизод расправы над преданной Примой и ее только что родившимися детенышами.

Учитель. Ребята, эпиграфом к этому рассказу мы выбрали строчки из Библии. Как можно соотнести их с рассказом « Орфей и Прима»?

Ксения С. В том мире, который создал Александр Костюнин в рассказе « Орфей и Прима» все живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, человека ли, растения ли. Из-за человеческой жадности и халатности, « авось обойдется», погибает красавец Орфей. Горе Примы - это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. Весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.

Саша С. В финале рассказчик тоже скорбит о гибели животных. Для него это урок нравственности. « С тех пор я не охотился с гончими… Не ведал я тогда, что Звезды не продаются! Звезды светят всем одинаково», - заканчивает он свою трагическую историю.

Учитель. Ребята, о каких звездах идет речь?

Ася К. Среди поверий наших предков есть такое: звезды, горящие в ночном небе, - это души людей, живущих на земле. В рассказе Костюнина человек и собака - дети одной матери - природы.

Учитель. Ребята, дома вам было предложено найти произведения литературы, в которых бы раскрывались вопросы, поднятые Александром Костюниным в рассказе « Орфей и Прима».

Павел В. Я прочитал стихотворение И. Северянина « В парке плакала девочка»:

В парке плакала девочка: « Посмотри-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Денис Ф. Я прочитал стихотворение П. Синявского « Щенок». Но в отличие от рассказа Костюнина, в котором щенят безжалостно уничтожают, потому что они появились не вовремя и не принесут хозяину деньги, это стихотворение доброе и учит, как надо жить в мире природы:

В нашем доме знают взрослые и дети

То, что я теперь счастливей всех на свете:

У меня на зависть всем собаководам

Есть собака удивительной породы.

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку водолаза

И на всех овчарок сразу.

Во дворе мы с ним всегда играем в мячик.

А когда сажусь я дома за задачки,

Мой щенок без дела тоже не скучает –

Туфли мамины по комнате гоняет.

Мы ходили с ним на выставку собачью.

Но обратно возвращались чуть не плача.

Потому что нам в комиссии сказали.

Что дворняжкам не положены медали.

Не дают щенку медали – и не надо!

Я куплю ему медаль из шоколада,

Я для друга ничего не пожалею,

Лишь бы хвостик завертелся веселее.

Учитель. Ребята, давайте эти добрым стихотворением закончим наше размышление по рассказу « Орфей и Прима». Давайте будем помнить, что у всех у нас одно дыхание.




Пятая страница журнала


Эпиграф: « Спешите делать добрые дела»

А. Яшин

1. Работа с выставкой детских работ. Раскрывается витрина иллюстраций. Учащиеся при подготовке к уроку иллюстрировали произведения А. Костюнина, а также выполняли рисунки по воображению. У каждого рисунка свой заголовок: « Символ доброты», « Как мы спасали мальков», « Птицы на моей кормушке», « Помогли бабушке», « Отдадим брошенных животных в хорошие руки» и т.п.

Учитель. Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, какие чувства вы испытываете после нашего урока-размышления по страницам произведений А. Костюнина? Что вам понравилось? Что показалось трудным? Что запомнилось? Кто лучше всех сегодня отвечал? Кто был самым активным?

Учитель. Ребята, урок на этом не заканчивается. Я просила, чтобы вы дома приготовили поделки. Я вижу на ваших партах салфетки, поделки из соломки и дерева, мягкие игрушки, выполненные вашими руками. Подарите их друг другу и улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок запомнится вам надолго. Всегда помните, что « лучше добрым на свете жить, злого в мире и так довольно».

Домашнее задание: Творческая работа.

Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.















































14