МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ТАМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Руководитель МО
_______/ Абдалова .О.Н./
Протокол №_____от
«____»________ 20__ г.
«Согласовано»
Заместитель
директора школы по УВР
________/Андреева Н.В /
«_____»________20 __г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Шикуева Г.А./
Приказ № _____ от
«_____»_______20 __ г.
Рабочая программа учебного курса
по литературе для 10 класса
Составила: Абдалова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
Тамир
2014 г
Паспорт рабочей программы
Тип программы
Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе к УМК для 10 класса Лебедева и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по литературе.
Программы: Лебедева и др.
Категория обучающихся
Учащиеся 10 класса МБОУ «Тамирская СОШ»
Сроки освоения программы
1 год
Объём учебного времени
102 часа
Форма обучения
очная
Режим занятий
3 часа в неделю
Концепция (основная идея) программы
Дидактические и методологические основы программы определяются приоритетами современной российской педагогики, а также целями и задачами преподавания литературы как школьной дисциплины. Это следующие приоритеты:
1.Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности,
веротерпимости и способности к диалогу. Принцип «сочувствия» как педагогический метод и результат деятельности.
2.Принцип самостоятельности мышления учеников.
3.Принцип «Учитель и ученик –единомышленники».
(Процесс обучения как диалог и совместный поиск учеников и учителя).
В основу данной программы положены следующие принципы дидактики и методики:
1.Принцип преемственности обучения с основной школой.
2.Принцип деятельностного обучения.
Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую
позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Так они могут в наибольшей мере проявить своё умение свободно оценивать литературное явление. При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности учеников, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал.
3. Принцип «Обучение параллельно с исследованием».
Индивидуальная и коллективная учебно-исследовательская деятельность школьников
реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах.
Данный вид учебной деятельности стимулируется и постоянно развивающейся системой научно-практических конференций учащихся. Внедрение этого принципа в школьную практику ставит перед учителем, преподающим литературу, новые задачи. В качестве исследователя по отношению к каждому разбираемому произведению литературы выступает прежде всего преподаватель литературы; он должен уметь анализировать произведение в самых неожиданных для себя направлениях прямо в классе, всесторонне привлекая к этому процессу школьников и учитывая самые разнообразные (нередко противоречивые) суждения, вместе с учениками искать ответы на возникающие у них вопросы.
4. Принцип индивидуализации образования.
Программа призвана реализовать основы вариативного преподавания
литературы в современной школе: учет степени мотивированности учащихся,
их уровня восприятия литературного произведения, возрастных особенностей, социальной психологии поколения.
5. Принцип «Литература –средство этического и эстетического воспитания».
Для успешного освоения дисциплины обучающийся принимает активное участие в обсуждении проблем и вопросов, демонстрируя при этом 2
умение пользоваться информацией из научной литературы, владение современными средствами информации и информационными технологиями (СМИ, Интернет) (информационные компетенции). В процессе освоения дисциплины школьники совершенствуют умения и навыки анализировать художественные тексты, анализировать образы героев, рассматривать жанровую
специфику литературы, совершенствуют умение оперировать литературоведческими понятиями (учебно-познавательные компетенции, в том числе продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность),
умение грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка),
четко, точно выражать свои мысли, вести диалог или полемику, писать самостоятельные исследовательские работы (письменные задания), навыки работы в группе, коллективе (коммуникативные компетенции). В ходе уроков значимым становится формирование важных для социально-адаптированной личности
компетенций социального взаимодействия: сообществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого и т.д. Ценностно-смысловые компетенции определяются воспитательными задачами литературы.
Актуальность, значимость курса
Литература–базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным
предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели литературного образования в средней (полной) школе на базовом уровне определены образовательным стандартом:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного
процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; 3формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Задачи обучения
На основании требований государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи обучения:
овладение фактическим содержанием программных художественных произведений, наиболее важных критических работ и исследований;
развитие разнообразных навыков анализа художественного текста;
усвоение теоретико-литературных понятий и сведений по истории литературы, формирование умения их применять;
совершенствование способности выявлять и осмысливать проблематику художественного произведения в историко-культурном, идейно-философском, духовно-нравственном контексте;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
совершенствование умения свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; навыка устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) ,небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
овладение спецификой развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя; отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
приобретение опыта систематического написания сочинений и письменных ответов на проблемные вопросы;
достижение хорошего уровня владения письменной речью умения грамотно, логично и убедительно излагать свои мысли.
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач и др.
Методы и формы обучения:
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
Уроки внеклассного чтения.
Система оценки достижений учащихся:
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных произведений; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий ,дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года
№ 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской
Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС
Тема 1: Введение - (3)
Общая характеристика русской классической литературы XIX века: Золотой век русской поэзии (первая треть столетия); эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе. Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века. Литература и духовная мысль второй половины Х1Х века. Славянофильство и западничество. Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности. Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
Тема 2: «А.Н.Островский»- (9)
Для чтения и изучения: «Гроза»
Для самостоятельного чтения: «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. «Певец Замоскворечья»: исследование физиологии купеческой жизни. Драма «Гроза» - анатомия страсти и греха. Трагедия Катерины в интерпретации критики ( Добролюбов, Ап.Григорьев, Д.Писарев, святоотеческая литература, современная критика ). Смысл названия произведения.
( Гроза – внешний фактор для страха или страх Божий?) Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».
Теория литературы: форма и содержание художественного произведения, конфликт, литературные роды: эпос, лирика, драма, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Тема 3: «И.С.Тургенев» - ( 11)
Для чтения и изучения: «Отцы и дети».
Для самостоятельного чтения: «Дворянское гнездо», «Записки охотника», «Рудин»
Духовный путь И.С.Тургенева: между западниками и славянофилами. Очерк жизни и творчества. Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева
( «Записки охотника» - обзор). Статья «Гамлет и Дон Кихот» как исследование типов личности (преамбула к написанию романа «Отцы и дети»). Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики Х1Х - ХХ вв. Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. Две дуэли. Базаров - «лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни Базарова. Композиция романа «Отцы и дети». Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова. Смысл финала романа «Отцы и дети». Внеклассное чтение. /Произведение Тургенева по выбору учителя/. Особенности поэтики творчества И.С.Тургенева.
Теория литературы: особенности эпоса как рода литературы, композиция, сюжет, поэтика, антитеза, контраст, «тайная психология», психологизм, система персонажей, художественный образ, художественное время и пространство, авторский замысел. .
Тема 4: «И.А.Гончаров» - (8)
Для чтения и изучения: «Обломов»
Для самостоятельного чтения: «Обрыв», «Обыкновенная история»
Творческий путь И.А.Гончарова. Три романа Гончарова. Особенности авторского замысла. Роман «Обломов» в контексте трилогии Гончарова. История создания. Илья Обломов и Андрей Штольц. «Свет» и «тени» в характере Обломова. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство реализации авторского замысла писателя. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, духовное содержание. «Восточное» и «западное» на страницах романа. Сон и пробуждение в жизни Обломова. Трагедия Обломова в интерпретации критики. Любовь и смерть Обломова. Особенности поэтики романа «Обломов» (роль художественной детали).
Теория литературы: художественная деталь, трилогия, колорит изображения, трагедия, трагическое, лирическое отступление, конфликт, автор- повествователь, рассказчик, персонаж, характер, тип, портрет, пейзаж, речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь
Тема 5: «Н.Г.Чернышевский» - (1)
Для чтения и изучения: «Что делать?»
Для самостоятельного чтения: «Пролог»
Духовные искания Чернышевского. Образ Чернышевского в литературе и искусстве (В.Набоков - роман «Дар» /4 главы/.) Эстетическая теория Чернышевского. Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» / утопия и антиутопия в русской прозе Х1Х века – предпосылки возникновения и литературные истоки. «Тайный» сюжет романа «Что делать?» Система персонажей в романе «Что делать?»
Теория литературы: система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя , утопия, антиутопия, проблематика, жанр, сюжет, фабула.
Тема 6: «А.А.Фет» - ( 4)
Для чтения и изучения: «Шепот, робкое дыханье...»,»Учись у них: у дуба, у березы…», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору), «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору)
Очерк жизни и творчества. «Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский).
Особенности поэтики лирики Фета. /+ Лирика как род литературы, ее особенности в аспекте образного восприятия действительности. Основные мотивы лирики Фета. Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
Теория литературы: тропы, язык художественного произведения, риторический вопрос, афоризм, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, изобразительно-выразительные средства : сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, звукопись: аллитерация, ассонанс.
Тема 7: « Ф.И.Тютчев» - (4 )
Для чтения и изучения: «Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Духовный путь Ф.И.Тютчева. Особенности поэтики лирики Ф.И.Тютчева. Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Тютчева. Философская лирика Тютчева. Пророчества поэзии Тютчева. Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл. Анализ поэтического текста.
Теория литературы: мотив, лейтмотив.
Тема 8: «М.Е.Салтыков-Щедрин» - ( 4)
Для чтения и изучения: «Сказки» ( по выбору учителя), «История одного города» ( в обзоре)
Для самостоятельного чтения: «Пролог»
Очерк жизни и творчества. Обзор творчества Салтыкова-Щедрина.( «Господа Головлевы», «История одного города»). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении. «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.
Теория литературы: «Эзопов язык», сатира, фигура умолчания, трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.
Тема 9: « Н.А.Некрасов» - ( 9)
Для чтения и изучения: «Кому на Руси жить хорошо», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».
Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова. Образ революционера-демократа в лирике Некрасова. Гражданская лирика Некрасова. Панаевский цикл. Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии. Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова. Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).Христианский или социалистический идеал? /семинар по поэме-эпопее Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»/. Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Теория литературы: эпопея
Тема 10: « Ф.М.Достоевский» - (10)
Для чтения и изучения: «Преступление и наказание»
Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»
Внеклассное чтение: Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: теория «сверхчеловека».
Духовная биография Достоевского. Концепция мира и человека в творчестве писателя. «Маленький человек» в творчестве Достоевского. «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе.
Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и духовные истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова. (Анализ эпизода.). Двойники Раскольникова. Евангельская символика в романе «Преступление и наказание». Гордая и смиренная жертвы (Сонечка и Дуня). Смысл эпилога романа «Преступление и наказание». История создания и проблематика романа «Идиот». Красота гибели и красота спасения в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». Воля человека в преодолении страстей в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». Идея человекобожия в романе «Бесы». Пророчества Ф.М.Достоевского в романе «Бесы»
Теория литературы: интерьер как средство характеристики персонажа
Тема 11: «Н.С.Лесков» - (3)
Для чтения и изучения: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Левша», «Однодум».
Слово о Лескове. Шекспировские страсти в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» / Литературная реминисценция и ее роль в художественном произведении – теория литературы / Грешники и праведники Лескова / «Очарованный странник», обзор творчества
Теория литературы : литературная реминисценция ( аллюзия) и ее роль в художественном произведении.
Тема 12: «Л.Н.Толстой» - ( 18)
Для чтения и изучения: «Война и мир»
Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы»
Жизнь Толстого. Духовный и художественный мир Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе. Наполеон и Кутузов как два смысловые полюса произведения. «Мысль семейная» в романе: Болконские, Ростовы, Курагины. Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Женские образы в романе «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Военные страницы произведения: философия истории. Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе. Изображение войны 1812 года в романе / «дубина войны народной» /.«Диалектика души» героев Л.Н.Толстого. «Ум ума» и «ум сердца». Мировое значение творчества
JI. Н. Толстого.
Тема 13: «А.П.Чехов» - ( 9)
Для чтения и изучения: «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви», «Дама с собачкой», «Душечка» и др. по выбору учителя, «Вишневый сад»
Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Чайка», «Дядя Ваня»
Очерк жизни и творчества. Особенности малой прозы Чехова. Рассказ «Ионыч». Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие тенденциозности изображения. Особенности поэтики. Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад». Символика названия комедии «Вишневый сад». К вопросу о жанре : «Вишневый сад» .Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
Тема 14: «Повторение» - (2)
Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века.
Учебно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
№ п/п
Наименование разделов курса, тем уроков
Кол. час.
Дата
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Предполагаемые результаты (УУД), основные требования к уровню подготовки учащихся
Формы и виды контроля
Примечание
1
Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.
Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)
3
Лекция с элементами беседы
Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века.
Повторение и обобщение ранее изученного.
Составление плана-конспекта, схематизация материала
А.Н.Островский 9
Знать основные этапы жизни и творчества писателя.
Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы.
2
Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»
1
Лекция с элементами беседы.
Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план
Тезисный план
;сравнительный
анализ текста
Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.
1
Работа с текстом, аналитическая беседа
Знать: понятие конфликт, тема, идея, композиция
Уметь: строить устные и письменные высказывания
11
Город Калинов и его обитатели.
1
Аналитическая беседа
Знать: понятие портрет, образ
Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей.
Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии
12-13
Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.
2
Проблемные задания, работа с текстом
Знать систему художественных образов
Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе.
Определить основные
этапы развития внутреннего конфликта
Катерины.
14
Сила и слабость характера Катерины
1
Беседа, работа с текстом
Знать систему художественных образов
Проанализировать образ героини.
Выразительное чтение; инсценировие;
анализ текста драмы;
ответы на проблемные
вопросы.
15
Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»
1
Развитие речи
Знать оценку произведения разными критиками
Конспект статьи Н.А.
Добролюбова «Луч
света в темном царстве»;
16
Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
1
Аналитическая беседа
Знать понятие «маленький человек», «говорящая фамилия»
Проследить, как Островский раскрывает тему талантливой личности.
17
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского
1
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Знать содержание и проблематику изученного произведения
Текст сочинения-
рассуждения
И.А.Гончаров
8
Знать основные этапы жизни и творчества писателя.
Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа.
18
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.
19
Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба.
1
Комбинированное
Знать содержание изучаемого произведения.
Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой.
20-21
Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа.
2
Проблемные задания, диалог
Знать приёмы сопоставительного анализа.
Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах поведения.
22
Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе)
1
Проблемные задания, аналитическая беседа
Знать приёмы сопоставительного анализа
Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа.
23
Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа.
1
Проблемные задания
Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера
24
Однотезисное сочинение по роману «Обломов»
1
Развитие речи
Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, сформулировать идею.
25
Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?»
1
Развитие речи
Выявить сходство и различия в оценке образа Обломова разными критиками.
И.С.Тургенев
11
Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника»..
Формирование умения анализировать художественное произведение.
26
Жизнь и творчество И.С.Тургенева
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
Иметь представления об основных фактах биографии И.С. Тургенева.
27
Сборник «Записки охотника»
1
Семинарское занятие
Знать понятие «цикл рассказов».
Познакомится с жанровым понятием цикла
28
Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа
1
Комбинированное
Знать содержание изучаемого произведения.
Дать представление об исторической основе романа.
29
Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
Знать систему художественных образов.
Проанализировать художественные образы главных героев.
30
Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
.
Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова
31
Кто истинные друзья и последователи Базарова?
1
Проблемные задания
Выявить роль второстепенных образов романа.
32
Дружба и любовь в жизни героев.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
Знать понятие психологического конфликта.
33
Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой.
34
Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
Выяснить, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя.
35
Конспект статьи Д.Писарева «Базаров»
1
Развитие речи
Знать основные взгляды критиков на образ Базарова.
36
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева
1
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Проверить и закрепить знания учащихся.
37
Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
1
Урок-лекция, презентации учащихся
Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя
38
Ф.И.Тютчев.
Жизнь и творчество.
1
Лекция с элементами беседы.
Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.
39-40
Мотивы лирики Тютчева
2
Семинарское занятие
Отработка умения анализировать стихотворение.
41
А.А.Фет. Жизнь и творчество
1
Лекция с элементами беседы.
Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.
42-43
Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
2
Семинарское занятие
Отработка умения анализировать стихотворение.
44-45
Сочинение по творчеству Тютчева и Фета
2
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Проверить и закрепить знания учащихся.
Н.А. Некрасов
9
Знакомство с личностью и творчеством Некрасова.
Формирование умения анализировать лиро-эпическое произведение.
46
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова
1
Лекция с элементами беседы.
Знать основные факты из жизни и творчества Н.А. Некрасова.
47
Тема любви в лирике Некрасова
1
Семинарское занятие
Знать образную природу словесного искусства.
Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразие.
48
Тема народа в творчестве Некрасова
1
Комбинированное
Уметь анализировать поэтический текст, выявлять средства выразительности.
49
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.
1
Комбинированное
Знать исторические сведения о крестьянской реформе 1861г.
Узнать историю создания поэмы.
50-51
Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники.
2
Аналитическая беседа, работа с текстом
Знать содержание произведения.
Раскрыть богатство, сложность мира русского крестьянина.
52
Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
Знать понятия «сатира» «образ». Познакомить с образами помещиков.
53
«Долюшка русская, долюшка женская…»
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
.
Проанализировать образ Матрены Тимофеевны
54
«Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы. Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова
1
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Знать, что такое стиль.
Выявить художественные особенности стиля Некрасова.
55
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество
1
Лекция с элементами беседы.
Знать основные факты из жизни и творчества Н.С. Лескова.
56-57
Повесть «Очарованный странник». Проверочная работа
2
Комбинированное
Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова.
М. Е. Салтыков-Щедрин.
4
58-59
Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор
2
Лекция с элементами беседы.
Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя.
Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании образов
60
Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева
1
Лекция с элементами беседы.
Знать содержание произведения.
Раскрыть образ Иудушки Головлева.
61
«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина
1
Комбинированное
Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей
Ф.М. Достоевский
10
Знакомство с этапами жизни и творчества Достоевского
62
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
1
Лекция с элементами беседы.
Знать основные факты из жизни и творчества Ф.М. Достоевского.
63-64
Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.
2
Комбинированное
Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями.
Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения.
65
Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
Раскрыть конфликт героя с миром..
Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта
66
«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
Показать важнейшую роль второстепенных героев.
67-68
Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова
2
комбинированное
Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь.
69
Женские образы романа. Проверочная работа.
1
комбинированное
Выявить роль и место в жизни Раскольникова женских образов романа.
70-71
Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского
2
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Проверить и закрепить знания учащихся
72-73
Лирика А.К. Толстого
2
Анализ лирического произведения
Знакомство учащихся с основными этапами творчества поэта.
Л.Н. Толстой
18
Знакомство учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, процессом становления его взглядов. Определение особенностей изображения Толстым человека на войне.
Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». Анализ идейной направленности основных эпизодов, центральных образов.
74-75
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
2
Лекция с элементами беседы
Знать основные факты из жизни и творчества Л.Н.Толстого
76
Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.
1
Комбинированное
Знать проблема образ, жанр, композиция..
Познакомить с историей создания романа. Раскрыть его своеобразие
77
Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
1
Лекция с элементами беседы
Знать понятие «художественная деталь»..
Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества
78
«Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых
1
Лекция с элементами беседы
Знать приемы анализа текста..
Раскрыть особенности изображения темы семьи в романе на приеме контраста
79
Изображение войны 1805-1807гг.
1
комбинированное
Знать отношение Л.Н.Толстого к войне..
Выявить идейно-художественные особенности изображения войны
80
«Надо жить, надо любить , надо верить»
1
комбинированное
Показать эволюцию образа Болконского.
81-82
«Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»
2
Лекция с элементами беседы
Знать содержание «военных глав».
Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их силу и слабость.
83
«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый
1
Лекция с элементами беседы
.
Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте
84
«Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)
1
Проблемные задания, беседа
.
Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона
85-86
Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов
2
Проблемные задания
Показать эволюцию образа Пьера Безухова.
87
Проверочная работа
1
Проверка ЗНК
Проверить и закрепить знания учащихся
88
Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
1
Лекция с элементами беседы
Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе.
89
Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого
1
Лекция с элементами беседы
Произвести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.
90-91
Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого
2
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Проверить и закрепить знания учащихся.
А.П.Чехов.
9
Лекция.
Знать основные факты из жизни и творчества А.П Чехова.
92
Жизнь и творчество.
1
Лекция с элементами беседы
Знакомство с этапами жизненного и творческого пути писателя.
93
Ранние рассказы.
1
Рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранней прозы.
94
Трилогия о любви.
1
Семинарское занятие
Анализ идейно-художественного своеобразия цикла рассказов
95
Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».
1
Сообщения, лингвистический анализ
Раскрыть трагизм повседневного будничного существования.
Знать тему и идею рассказа, композицию.
96
«Вишнёвый сад»- драма или комедия?
1
Комбинированное
Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы.
Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта
97
Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе.
1
Лекция с элементами беседы
Выявить своеобразие образов старшего поколения в пьесе.
98
Молодое поколение в пьесе.
1
комбинированное
Знать содержание действия, выяснить позицию автора.
99
«Россия- наш сад». Символика названия.
1
Лекция,конспект
Знать понятие «подводное течение».
Выяснить символичность пьесы.
100
Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова
1
Проверить и закрепить знания учащихся.
101
Итоговый урок по курсу 10 класса
1
Урок проверки знаний и умений
Проверить усвоение изученного материала, обобщить сведения о развитии и общественной роли русской литературы в XIX веке.
102
Резервный урок
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела и тем уроков
Кол. час.
Сроки прохождения
Причины несовпадения
По плану
Фактически
1
Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.
Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)
3
А.Н.Островский 9 2
Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»
1
Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.
1
11
Город Калинов и его обитатели.
1
12-13
Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.
2
14
Сила и слабость характера Катерины
1
15
Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»
1
16
Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
1
17
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского
1
И.А.Гончаров 8
18
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя.
1
19
Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба.
1
20-21
Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа.
2
22
Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе)
1
23
Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа.
1
24
Однотезисное сочинение по роману «Обломов»
1
25
Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?»
1
И.С.Тургенев 11
26
Жизнь и творчество И.С.Тургенева
1
27
Сборник «Записки охотника»
1
28
Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа
1
29
Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией.
1
30
Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе.
1
31
Кто истинные друзья и последователи Базарова?
1
32
Дружба и любовь в жизни героев.
1
33
Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ.
1
34
Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа
1
35
Конспект статьи Д.Писарева «Базаров»
1
36
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева
1
37
Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
1
38
Ф.И.Тютчев.
Жизнь и творчество.
1
39-40
Мотивы лирики Тютчева
2
41
А.А.Фет. Жизнь и творчество
1
42-43
Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
2
44-45
Сочинение по творчеству Тютчева и Фета
2
Н.А. Некрасов 9
46
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова
1
47
Тема любви в лирике Некрасова
1
48
Тема народа в творчестве Некрасова
1
49
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.
1
50-51
Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники.
2
52
Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
53
«Долюшка русская, долюшка женская…»
1
54
«Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы. Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова
1
55
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество
1
56-57
Повесть «Очарованный странник». Проверочная работа
2
М. Е. Салтыков-Щедрин. 4
58-59
Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор
2
60
Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева
1
61
«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина
1
Ф.М. Достоевский
10
62
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
1
63-64
Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.
2
65
Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.
1
66
«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.
1
67-68
Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова
2
69
Женские образы романа. Проверочная работа.
1
70-71
Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского
2
72-73
Лирика А.К. Толстого
2
Л.Н. Толстой 18
74-75
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
2
76
Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.
1
77
Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
1
78
«Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых
1
79
Изображение войны 1805-1807гг.
1
80
«Надо жить, надо любить , надо верить»
1
81-82
«Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»
2
83
«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый
1
84
«Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)
1
85-86
Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов
2
87
Проверочная работа
1
88
Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
1
89
Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого
1
90-91
Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого
2
А.П.Чехов. 9
92
Жизнь и творчество.
1
93
Ранние рассказы.
1
94
Трилогия о любви.
1
95
Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».
1
96
«Вишнёвый сад»- драма или комедия?
1
97
Тема «уходящего мира».
1
98
Молодое поколение в пьесе.
1
99
«Россия- наш сад». Символика названия.
1
100
Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова
1
101
Итоговый урок по курсу 10 класса
1
102
Резервный урок
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-методический комплект.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П.: «Глагол», 2000
Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. М.: «Экзамен», 2004
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс. В 2-х ч. М.: «ВАКО», 2005
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреж. В 2-х ч. М.: «Просвещение», 2002
Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: «Просвещение», 1997
Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе. М.: «Экзамен», 2005
Для учащихся:
-М,: Просвещение. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. -М,: Просвещение. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Практикум (ЕГЭ). –М : Просвещение. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч./ Под ред. В.И. Коровина. -М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение.Русская литература XIX века: Практикум: 10 класс / Под ред. В.И, Коровина. -М.: Просвещение.Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 класс: Хрестоматия художественных
произведений: В 2 ч. / Сост. В.П. Журавлѐв. -М.: Просвещение.Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.Русская литература XIX-XXвеков: В 2 т. Т.1: Русская литература XIX века.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 10
классе: Практическая методика: Книга для учителя.
-М.: Просвещение, 2002.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. -М.: Просвещение.
Золотарѐва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века.
10 класс. 1-е полугодие. -М.: Вако, 2003.Золотарѐва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX
века. 10 класс. 2-е полугодие. -М.: Вако, 2003.Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. -М.: Русское слово, 2008.
Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. -М.: Русское слово, 2008.
Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. -М.: Русское слово, 2007.
Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. -М.: Дрофа,2002.
Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и творчестве. -М.: Русское слово, 2007.
Кучина Т.Г., Леденѐв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс:
Методическое пособие. -М.: Дрофа, 2001.Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя.
-М.: Просвещение, 2004.Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. -М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.Г. Маранцмана. -М.: Просвещение.Марченко A.
Стартовый контроль по литературе в 10 классе.
1.Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?
2.Эпиграфом какого произведения является пословица «Береги честь смолоду»?
3.Дайте развернутый ответ на вопрос.
Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс
А1. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской литературе второй половины 19 века ?
А) сентиментализм Б) романтизм
В) просветительский реализм Г) критический реализм
А2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи
А) большой объём
Б) проблемно-тематическая энциклопедичность
В) показано значимое для нации историческое событие
Г) показаны идейно-нравственные искания личности
А3. Назовите первый роман И. А. Гончарова:
А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»
А4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:
А) авантюрный Б) социально-бытовой В) психологический
А5. Авторское отношение к Илье Обломову неоднозначно; тенденция идейного оправдания героя сказалась в
А) духовной и физической гибели Б) стремлении к поиску
В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки
А6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:
А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма
А7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:
А) духовной силы и смелости Б) духовной слабости и бессилия
В) моментного эмоционального порыва
А 8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?
А) возродил традиции предшественников в драматургии
Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии
В) построил здание Малого театра
А9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «. ..Вся моя повесть направлена
против...»
А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов
А10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?
А) смерть Базарова — приговор «детям», с которыми таким образом расправился автор
Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведенный порядок жизни и смерти —и пал его жертвой
В) передовые борцы почти всегда гибнут
А11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности
А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым
Г) посещение родителей
А12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?
А) использование сатирических приемов Б) в трактовке характеров героев
В) зло в финале сказки наказывается не всегда
А13. Сатира — это
А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому
Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка
В) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, порока человека или общества
А14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит
А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».
А15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:
А)очерк Б) сказание В)рассказ Г) повесть
А16. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова?
А) в изображении проблем и чаяний народа
Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа
В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.
А 17. Кому из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат слова, выражающие позицию автора: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить...»?
А) Соне Б) Катерине Ивановне В) Авдотье Романовне
А 18. Как Ф. М. Достоевский отвечает на поставленный им самим в романе «Преступление и наказание» вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью осчастливить людей, . при условии. Что для этого необходимо замучить всего лишь одно человеческое существо...»?
А) да Б) нет
А19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.
А20. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам ?
А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова
Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)
А21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?
А) гениальная личность способна повести за собой массы
Б) народ — главная движущая сила истории
В) фатум, высшая сила, определяет ход истории
А22. В чём состоит смысл заглавия романа
А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе
Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.
Часть 2
(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)
В1. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи»?
В2. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, с троящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».
В3. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
Часть 3
С1.Каковы основные темы поэзии Ф.И.Тютчева?
Перечень контрольных работ по модулям
Контрольный тест по теме «Литература 19 века».
1
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века
2
А.Н. Островский
Сочинение- рассуждение по творчеству Л.Н. Островского.
3
И.А. Гончаров
Сочинение- рассуждение по роману И.А. Гончарова «Обломов».
4
И.С. Тургенев
Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С. Тургенева
5
Н.Г. Чернышевский
6
Н.А. Некрасов
Анализ стихотворного текста «Внимая ужасам войны».
Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
7
Ф.И.Тютчев
Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
8
А.А. Фет
9
Л.Н. Толстой
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого»Война и мир»
10
Ф.М. Достоевский
Сочинение по романуФ.М. ДостоевскогоПреступление и наказание».
11
А.П. Чехов
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Л.П. Чехова