Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Учебно-тематический план
Всего в году – 68 часов
Введение 1
Устное народное творчество
3
Из древнерусской литературы
1
Из литературы ХVIII века
3
Из литературы XIX века.
29
Из литературы XX века.
20
Из зарубежной литературы.
10
Итоговый урок
1
ИТОГО
68
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)
Обрядовый фольклор (1ч)
Пословицы и поговорки. Загадки (2 ч)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)
«Повесть временных лет» «Сказание о белгородском киселе» (1 ч)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев (1 ч)
Иван Андреевич Крылов (2 ч)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (29 ч)
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч) «Узник». «И. И. Пущину». «Зимняя дорога». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел». «Дубровский».
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч) «Тучи». «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»
Николай Васильевич Гоголь (1 ч) «Старосветские помещики»
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч) «Бежин луг».
Федор Иванович Тютчев (2 ч) Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».
Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч) Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...».
[pic] [pic] Николай Алексеевич Некрасов (3 ч) Историческая поэма «Дедушка». «Железная дорога».
Николай Семенович Лесков (4 ч) «Левша».
Антон Павлович Чехов (2 ч) «Толстый и тонкий».
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 ч)
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;
А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17)
Андрей Платонович Платонов (1 ч) «Неизвестный цветок».
Александр Степанович Грин (2 ч) «Алые паруса».
Михаил Михайлович Пришвин (4 ч) «Кладовая солнца».
Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч) К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые»
Виктор Петрович Астафьев (2 ч) «Конь с розовой гривой».
Валентин Григорьевич Распутин (3 ч) «Уроки французского».
Николай Михайлович Рубцов (1 ч) «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Фазиль Искандер (1 ч) «Тринадцатый подвиг Геракла».
Родная природа в русской поэзии XX века (2 ч) А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Писатели улыбаются (1 ч) В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики».
Из литературы народов России (1 ч) Габдулла Тукай. Кайсын Кулиев.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч)
Мифы народов мира (1 ч) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгея», «Яблоки Гесперид
Геродот. «Легенда об Арионе» (1 ч)
Гомер «Илиада» и «Одиссея» (1 ч)
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (1 ч)
Фридрих Шиллер (1 ч) Баллада «Перчатка».
Проспер Мериме (1 ч) Новелла «Маттео Фальконе».
Марк Твен (2 ч) «Приключения Гекльберри Финна».
Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч) «Маленький принц»
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
практическое направление:
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
определять свой круг чтения и давать оценку литературному произведению;
находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, телевидение, ресурсы Интернета.
Перечень учебно-методического обеспечения
Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2009.
Коровина В. Я. Т. Литература 6 класс – М.: Просвещение, 2010.
Поурочные разработки по литературе 6 класс. Автор Н. В. Егорова.
Журналы «Литература в школе»
Фонохрестоматия к урокам литературы 6 класс.
Тематическое планирование.
Количество часов Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Дата
по плану
по факту
1.
Художественное произведение и автор: основные понятия. Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.
2.
Вн.чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
1
Знают определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка». Умеют заменять термины определениями
3.
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок
1
Знают теоретический материал по теме. Умеют в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
4.
Р.Р. Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»
1
Структурируют знания. Умеют в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи
5.
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
1
Знают определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
6.
Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.
1
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Знают понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Умеют анализировать басню, определять проблематику произведения.
7.
И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
1
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию. Определяют жанровые признаки басни; готовят сообщение по теме; читают по ролям.
8.
И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни.
1
Определяют основную и второстепенную информацию. Знают жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.); термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих). Умеют работать со статьей определять жанровые признаки басни
9.
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
1
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Знают факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; умеют определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
10.
А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.
1
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Знают, какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
11.
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Эпитет, метафора как средства создания художественных обрезов в лирике А.С.Пушкина
1
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Знают историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; умеют определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
12.
Вн.чт. А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести.
1
Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений. Знают сюжет и героев повести Пушкина, понимают позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества – самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; умеют анализировать роль эпиграфа, антитезы и случая в композиции повести.
13.
А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них
1
Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.
14.
А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. (гл. 1, 2, 3).
1
Выделяют и формулируют познавательную цель. Знают историю создания романа; понимают зависимость поведения человека от социальной среды; умеют составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев
15.
А.С.Пушкин. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. (гл.4 – 7).
1
Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста. Знают содержание анализируемых глав; умею анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе
16.
А.С.Пушкин. «Дубровский». Развитие понятия о композиции художественного произведения.
1
Определяют основную и второстепенную информацию. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Знают содержание анализируемых глав; понимают причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; умеют составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
17.
Р.Р. А.С.Пушкин. «Дубровский». Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. Строят логические цепи рассуждений.
18.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций
1
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Знают факты биографии, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимают, в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения. Умеют связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
19.
Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утес», «Листок», «На севере диком…».
1
Выделяют и формулируют проблему. Знают определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимают настроение стихотворений, определяют средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения
20.
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Подготовка к сочинению «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель. Знают определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимают основную мысль стихотворения; умеют определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности
21.
М.Ю. Лермонтов. Лирика. Двусложные и трехсложные размеры стиха
1
Знают определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; структурируют основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений. Определяют вид рифмы, способы рифмовки двусложных и трехсложных размеров стиха. Составляют план ответа проблемный вопрос
22.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора
1
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Знают биографию писателя; историю создания сборника «Записки охотника». Выстраивают монологическое высказывание; анализируют эпизоды
23.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа
1
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Определяют портреты героев как средство изображения их характеров; роль природы в рассказе.
24.
Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна.
1
Знают автора и факты его биографии, литературной деятельности; определяют понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимают стремление Тютчева остановить мгновение и запечатлеть его в слове; умеют объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Тютчева
25.
Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.
1
Определяют основную и второстепенную информацию; выразительно читают и анализируют стихотворения
26.
А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви». «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности
1
Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
27.
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева, А.А.Фета.
1
Знают определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимают, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;
28.
Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.
1
Прослушивают стихотворение; знают автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула»; понимают мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; связно рассказывают о поэте, отбирают материал в соответствии с поставленными вопросами
29.
Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
1
Знают определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); определяют средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль
30.
Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.
1
Знают содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимают, почему Некрасова волновала декабристская тема; выразительно читают лирическое повествование
31.
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
1
Знают автора и факты его биографии, литературной деятельности; определяют понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимают, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью; связно рассказывают о писателе, воссоздают портрет главного героя
32.
Н.С.Лесков. «Левша». Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести
1
Знают и понимают сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; выделяют приемы сказочного повествования, определяют их роль в произведении
33.
Р.Р. Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»
1
Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
34.
Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах»
1
Знают историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»; понимают, почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасение погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солдата Постникова спасти тонущего человека; идею рассказа, авторское отношение к герою; оценивают поступки героев, А.П.Чехова
35.
Вн.чт. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте
1
Знают содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимают смысл названия рассказа; умеют сопоставлять рассказы
36.
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора
1
Знают факты биографии писателя, содержание рассказа, определяют понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимают смысл названия рассказа; умеют делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
37.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике
1
Выразительно читают стихотворения; определяют родовую принадлежность лирического стихотворения, выявляют характерные признаки лирики; выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэтов и определяют их художественную функцию
38.
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова
1
Знают автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимают, почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышляют вместе с автором о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; отмечают сказочные и реальные моменты повествования, сравнивают сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определяют их общее и отличное
39.
А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении
1
Знают автора, факты его биографии, творческой деятельности; объясняют смысл понятия «феерия»; составляют тезисный план прочитанной статьи, находят в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализируют авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений
40.
А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении
1
Знают автора, факты его биографии, творческой деятельности; объясняют смысл понятия «феерия»; составляют тезисный план прочитанной статьи, находят в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализируют авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений
41.
М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти
1
Знают автора, содержание сказки-были; понимают смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; выделяют сказочные и реалистические моменты повествования, анализируют предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читают их и пересказывают
42.
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»
1
Понимают скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; понимают, что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; умеют находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их
43.
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.
1
Умеют подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; приходят к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу
44.
Р.Р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
1
Знают содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; умеют находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (как Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делают вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определяют цель сравнения и основание для сравнения; анализируют варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)
45.
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах- фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Н. К. Рыленков. «Бой шел всю ночь…». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне
1
Знают авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимают, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; выразительно читают, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств – от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
46.
Вн.чт. А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война
1
Знают автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; понимают, что истинная дружба – одно из самых ценных явлений жизни человека; составляют словесный портрет героя, анализируют характеры и поступки персонажей, соотносят изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа
47.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа
1
Знают автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»; выявляют авторское отношение к героям рассказа; выборочно рассказывают о детстве героев, анализируют эпизоды, прослеживают развитие действия, отбирают наиболее яркие эпизоды, отвечают на проблемные вопросы
48.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.
1
Знают определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки»; находят и анализируют лингвистические особенности речи героев рассказа; понимают, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении
49.
В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени
1
Знают автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимают, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; анализируют и сопоставлять эпизоды, делают выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя
50.
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению
1
Понимают скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; сопоставляют рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находят черты сходства
51.
Р.Р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г. Распутина»
1
Знают трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), создают собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью
52.
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике
1
Знают сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимают, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; интонационно передают песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывают образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносят названия стихотворений с их содержанием; определяют особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
53.
Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
1
Знают автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимают смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле; выражают впечатления от прочитанного, анализируют юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
54.
Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике.
1
Знают авторов, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока и С. Есенина передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; находят в стихотворениях поэта художественные средства языка, передающие состояние души лирического героя, определяют ключевые слова, характеризующие мироощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читают стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя
55.
А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики
1
Знают автора; понимают, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; выражают впечатления от прочитанного, устанавливают ассоциативные связи, выразительно читают, передавая интонационно чувства лирического героя
56.
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина
1
Знают содержание рассказа; понимают смысл его названия, анализируют характер Глеба Капустина, подтверждают свой ответ цитатами из текста, читают по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа
57.
Вн.чт. В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»
1
Знают содержание рассказа; понимают авторское отношение к героям рассказа – бабке Маланье и ее внуку Шурке; умеют в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулируют собственное отношение к персонажам
58.
Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла». «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
1
Знают определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимают смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; дают характеристику герою, анализируют его поступки
59.
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
1
60.
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
1
Знают понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»; понимают, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; определяют в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определяют их роль, дают характеристику героям, анализируют их поступки; выразительно читают, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха
61.
Вн.чт. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот».
1
Знают автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимают смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»; сравнивают героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносят содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражают авторское отношение к героям и свое собственное
62.
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести
1
Знают автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимают проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; соотносят жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определяют жанр произведения; соотносят содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивают переводы баллады и выявляют своеобразие каждого
63.
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении
1
Знают автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определяют понятия «новелла»; понимают смысл заглавия новеллы; рассказывают о героях, анализируют их поступки и поведение
64.
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.
1
Знают автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимают смысл высказывания Э.Хемингуэя; сравнивают поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия
65.
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического.
1
66.
А. де Сент- Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги.
1
Знают автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; определяют сказочные и реальные элементы сказки
67.
Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче
1
68.
Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
1
Определяют по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечают на вопрос проблемного характера, оформляют собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения