Урок-исследование Деталь как средство создания образа (по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок- Литература

Тип урока – урок-исследование

Класс – 9

Учитель – Паламарчук Татьяна Александровна


Тема: «Деталь как средство создания образов».

( По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Цели урока: 1. Раскрыть учащимся идейный замысел поэмы. Выявить приёмы описания быта и характеров помещиков. Определить внутреннюю логику создания образа, принципы его раскрытия. Обучить умению определять принципы типизации социальных явлений.

2. Развивать логическое, аналитико-синтезирующее мышление. Формировать умение наблюдать, делать выводы, составлять план ответа, цитировать произведение. Развивать умения исследовательской деятельности. Формировать навыки работы в группах и парах.

3. Воспитывать понимание здравого отношения к жизни, истинных ценностей, активную жизненную позицию. Воспитывать чувство ответственности.


Методы обучения: алгоритмических предписаний, исследовательский.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации помещиков, иллюстрации животных (кот, курица, собака, медведь, мышь), обобщающие таблички.







Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!

Н.В.Гоголь

Один за другим следуют у меня

герои, один пошлее другого: Манилов, Коробочка и так далее до Плюшкина.

Н.В.Гоголь


1. Организационный момент.

Объявление темы и задач урока. Эпиграфы к уроку.


2. Лекция учителя

Внимательно перечитывая текст первого тома, мы увидели, что автор неоднократно заставляет читателя задуматься об «истинном» предмете своей поэмы. Уже в её названии целый сгусток иносказательных смыслов. «Что за притча, в самом деле, что за притча эти мёртвые души?» - этот вопрос зазвучит открыто в конце поэмы. Для читателя слово притча должно стать указанием на иносказательность сюжета «Мёртвых душ». В произведениях церковной литературы словосочетание «мёртвая душа» употреблялось по отношению к людям, забывшим о Боге. «Много совершилось в мире заблуждений… Какие искривлённые, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избрало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…» - читаем мы в 10-ой главе поэмы. «Прямой путь» для Гоголя – это путь, указанный евангельским учением. Забвение законов Христа является главной бедой общества, человек, гордящийся своим умом и духовной чистотой, искажает подлинный дух этих законов, а значит стоит перед опасностью душевного «омертвления». В первом томе поэмы Гоголь показывает симптомы болезни всего общества, конкретные проявления начавшегося омертвения. Потеря нравственности, безразличие, кощунство, пошлость – вот, что называет Гоголь «омертвением души».

Историк и критик М.П.Погодин писал: «Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведёт своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя двери направо и налево, показывает сидящего в каждой комнате урода». Гоголь о своих героях говорил так: «…один за другим следуют у меня герои один пошлее другого…». Эта пошлость по Гоголю и есть «омертвение». Каков критерий «мертвенности»? В поисках ответа на этот вопрос попробуем понять, как Гоголь строит образы своих героев? Как посредством детали осуществляется раскрытие образов помещиков и соответственно замысла автора? При описании каждого из помещиков Гоголь идёт следующим путём: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика

Автор хотел показать всю Русь, все её пороки, недостатки и достоинства. Гоголь создал галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян. Посредством описания какой-либо детали автор указывает на особенности характера его героя.

3. Теория литературы.

Работа с термином «художественная деталь»

Деталь (от фр. detail-часть, подробность)-значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.п.

Гоголь – мастер детали. Он использует деталь как средство типизации и индивидуализации.

Принцип индивидуализации – раскрытие индивидуальных признаков, качеств. Принцип типизации – создание обобщённого образа.

4. Работа по теме урока через реализацию домашнего задания.

Учащиеся были разделены на группы (всего – 5). Каждая группа должна была подготовить характеристику образа помещика по следующему плану:

  1. описание деревни

  2. господский дом

  3. портрет хозяина

  4. интерьер жилища помещика

Группы учащихся для подготовки урока-исследования:

1-ая – Манилов

2-ая – Коробочка

3-я – Ноздрёв

4-ая – Собакевич

5-ая - Плюшкин

На столе учитель разложила иллюстрации с изображением животных:

кот, медведь, собака, курица, мышь.

Учащимся также предлагается выбрать цитаты из текста, относящиеся к

представляемому герою:

«Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан,

по словам пословицы»; «Эк её, дубинноголовая какая!»;

«Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный»;

«Эх наградил-то тебя бог! Вот уж точно, как говорят, не ладно скроен, да крепко сшит!.. , …сделался то, что называют человек-кулак»;

«Ой, баба!.. – Ой, нет!» - Конечно, баба!», «прореха на человечестве». Карточки с определениями: бессмысленность, пустота; тупость, суетливость, невежественность; безалаберность, подлость; душа «кощея бессмертного», «бес, а не человек»,

Каждая из групп характеризует своего помещика в соответствии с пунктами плана, цитируя произведение.

Рассказывая о помещиках, учащиеся должны включить в свой ответ доказательство по выбранным карточкам.

После того, как будет дана характеристика образов помещиков, учитель возвращает учащихся к началу урока и предлагает вывести критерии «мертвенности», т.е. выстроить график возрастания, дав определение каждому помещику,

Каков критерий «мертвенности»? Насколько оправдано именно такое расположение портретных глав? Чем хозяйственная Коробочка «мертвее» пустопорожнего болтуна Манилова? Почему Собакевич, заботящийся о своих крестьянах, появляется после безалаберного Ноздрёва? Почему галерею помещиков завершает Плюшкин?

Работа строится следующим образом: каждая группа уже выбрала определение героя, теперь учащимся нужно его озвучить и подвести итог.

Манилов – первая ступень «омертвения». Равнодушие, бездейственность

Казалось бы перед нами радушный хозяин, словоохотливый собеседник, любящий муж, отец. Но достоинства героя на поверку оказываются мнимыми: все его мысли, слова, поступки бессмысленны и пусты. Он прожектёр, в то время как «в доме его всегда чего-нибудь недоставало». Это человек, неспособный к переменам, равнодушный, бездейственный, то есть «мёртвый».

Коробочка – вторая ступень «омертвения». Тупость, суетливость, невежественность

В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Но Гоголь подчёркивает её тупость, невежественность. Автору важно подчеркнуть, что в реальной жизни умственная ограниченность может скрываться за иным обликом (домовитой хозяйки), и её омертвляющее воздействие не менее губительно.

Ноздрёв – третья ступень «омертвения». Безалаберность, подлость.

Мы отметили сравнение Ноздрёва с фольклорным героем. Гоголь показал, на примере Ноздрёва, как вылились эти качества в его современниках: активность русского человека, его молодость, сила, ум растрачиваются впустую. В Ноздрёве есть телесная сила и энергия, но за всем этим стоит совершеннейшая душевная пустота. Гоголь говорит, что первейшее проявление духовного начала в человеке у Ноздрёва опошлено: у Ноздрёва все друзья и «братья», но это не мешает ему иметь «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич – четвёртая ступень омертвения. Душа кощея бессмертного.

«Мёртвость» как результат вытеснения телесной жизнью жизни духовной.

Внешний облик Собакевича «крепкий и на диво стачанный». При этом «казалось, в этом теле совсем не было души, или она была…, как у бессмертного кощея». В случае с Собакевичем Гоголь говорит о существовании скрытой живой души. Автор намеренно сравнивает неживые предметы интерьера с живым образом Собакевича, тем самым подчёркивая, что у этого человека подменены понятия «живое» и «неживое».

Плюшкин – пятая ступень омертвения. «Бес, а не человек»

Этот образ значительно усложнён по сравнению с предыдущими. Если над Маниловым, Коробочкой, Ноздрёвым и Собакевичем мы смеёмся, то по отношению к Плюшкину возникают иные чувства: с одной стороны – жалость, с другой - презрение. Этот образ уже не сатирический, а трагический. В Плюшкине «омертвение» поражает гораздо более, чем в других персонажах, прежде всего потому, что здесь оно влечёт за собой буквальную невозможность продолжения жизни, разрушение всех её основ. Это единственный образ, где Гоголь знакомит нас с биографией героя. На примере жизни Плюшкина автор хочет показать, как происходит преждевременное старение души.


Слово учителя:

В лирическом отступлении начала шестой главы появляется биографическая тема автора, из которой читатель узнаёт о мечтательности и пылкости в юности и равнодушной безучастности его теперешнего состояния. Как это происходит, Гоголь писал в одном из черновых вариантов поэмы: «Незаметно пошлые привычки света, условия, приличия без дела движущегося общества…до того, наконец, все «го» опутают и облекут человека, что не останется его самого, а куча принадлежащих свету привычек и условий. А как попробуешь добраться до души, её уж и нет». Природа юного человека податлива (пример встречи Чичикова с губернаторской дочкой, 5гл.) Молодая девушка «теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где хочет засмеяться. Из неё всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь…». Вот это и произошло с Плюшкиным.


Вывод по аспекту исследования: критерий «мертвенности».

Человек растрачивает заложенные в него природные силы и возможности бесцельно и бездарно, постепенно превращаясь из просто равнодушного, бездейственного человека в глупого и безалаберного, затем в закостенелого, бесчувственного и, наконец, в совершенно «мёртвого» душевно.


  1. Проведение эксперимента.

Двое учащихся читают заранее подготовленные учителем фрагменты текста:

  1. текст Гоголя

  2. текст, лишённый гоголевских деталей.

Вывод по аспекту исследования: роль художественной детали в тексте поэмы.

Используя принцип индивидуализации в художественной детали, Гоголь создал пять портретов, пять характеров так непохожих друг на друга: «Какая разнообразная куча!» В то же время принцип типизации помог читателю раскрыть замысел автора: «Вся Русь явится в нём!»


7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание.

Подготовиться к диспуту по главе 11: «Чичиковы – это беда или надежда России?»


5