|
Начало литературной деятельности И.С. Тургенева. История создания рассказа Муму.Автор публикации: Котельникова О.А. Дата публикации: 2016-12-02 Краткое описание: ... [pic] Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Кировское Марксовского района Саратовской области 413084, Саратовская область, Марксовский район, с. Кировское, ул. Кировская 1. Телефон: (84567) 6-44-33; e-mail: [email protected] Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Начало литературной деятельности И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Выполнена учителем русского языка и литературы Котельниковой О.А. 2016год. Технологическая карта урока литературы в 5 классе Тема: Начало литературной деятельности И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Цель: формирование представлений о жизни и творчестве И.С. Тургенева, знакомство с историей создания рассказа «Муму», формирование представления о нравственном преображении Герасима. Задачи: -развитие умений и навыков анализа текста; -совершенствование умений выделять главное, давать оценку содержанию текста; -формирование коммуникативных навыков; -воспитание чувства сострадания. Форма урока: мастерская Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование: презентация. Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Приемы: диалог, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн, Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник/ Литература:
Сообщение темы мастерской 4 мин. Приветствует учеников Проверяет готовность к уроку. Объясняет, как будет проходить урок. Объявляет тему урока. Готовятся к уроку. Принимают правила работы на уроке Л –освоение правил поведения, формирование ответственного отношения к учению. М-владение основами контроля и самоконтроля 2. 2.1 Индуктор 2.2 создание творческого продукта. 2.3 Первичная социализация 6 мин. 1. Предлагает написать на листах слова "Свобода", "жестокость", "сострадание"(по рядам) и ответить на вопрос, что обозначают эти слова, подобрать слова, которые живут в этих понятиях (ассоциации), 2. Просит составить кластер, синквейн, небольшое стихотворение 3. Предлагает ребятам представить результаты своей работы. 1. Определяют слова, записывают на доске. 2. составляют кластер, выполняют любую творческую работу. 3. представляют результат работы Л –осознание нравственных качеств в жизни человека. М-умение использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей. П – умение создавать устные монологические высказывания, вести диалог 3. Разрыв 5 мин. 1. Предлагает подумать - Может ли жестокость пробудить в человеке сострадание, сочувствие. - Могут ли эти понятия быть связаны. 2. Просит рассказать о фактах биографии И.С. Тургенева, по материалам статьи учебника. (Учитель дополняет, приводит факты биографии Тургенева и его матери, дает понятие «крепостное право»)
1. Работают со словами, совещаются, высказывают предположения. 2. Отвечают на вопросы, сравнивают отношение к крепостным Варвары Петровны Тургеневой и И.С. Тургенева. Л- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, формирование осознанного отношения к истории. М – умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. П –умение вести диалог. 4. Обработка новой информации 11 мин. Физминутка. 1 мин 1.Знакомит с историей создания рассказа "Муму" и с реальной историей о дворнике Андрее, ставшего прототипом Герасима.(чтение с остановками, незаконченный текст). 2.После прочтения предлагает сформулировать вопросы, которые возникли у ребят в ходе прочтения рассказа. Вопрос записать в рабочий лист. 3. Просит ребят написать финал рассказа о дворнике Андрее или продолжить его устно. Предлагает реальный финал. 4. Задает ряд вопросов: - почему вы решили, что рассказ закончится именно так? -в чем различие между реальной историей и рассказом Тургенева 1.Слушают текст 2. Заполняют рабочий лист. 3. Зачитываю . 4. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Л – формирование целостного мировоззрения, уважение к прошлому, знание истории своего народа. Формирование нравственных чувств. М – умение планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных задач, определять способ действий, корректировать свои действия, умение организовывать учебное сотрудничество. П – умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, осмысленное чтение, создание письменного или устного высказывания, умение отвечать на вопрос по прочитанному тексту. 5. 5.1Корректировка творческого продукта 5.2 социализация 15 мин. Задает ряд вопросов на понимание и осмысление рассказа - какой из рассказов понравился вам больше? -почему автор изменил конец рассказа? (И.С.Тургенев показал победу Герасима не только над властью барыни, жестокостью дворовых, но и над собой, над своей привычкой повиновения и рабской покорности) -как выдумаете, какие события жизни Герасима являются главными в рассказе? -как эти события изменили его жизнь (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям Герасима. В финале он духовно свободный человек. Уходя в деревню, Герасим выражает протест против крепостного права. Немой Герасим — символ бесправного «немого» русского крестьянства. ) - как вы думаете, мог ли Герасим поступить по другому? Просит вернуться к словам, с которых начиналась работа на уроке и, если необходимо, изменить или что - то дополнить в своей работе. Письменно ответить на вопрос. "Почему для создания рассказа "Муму" Тургенев использовал реальную историю, связанную с его семьей" 1. Отвечают на вопрос учителя. Предполагают, высказывают свое мнение, аргументируют. 2. Предлагают новые варианты или подтверждают прежние. Л- формирование коммуникативной компетенции, осознание значения семьи в жизни человека, формирование нравственных чувств. М- корректировать свои действия в соответствии с ситуацией, умение формулировать, аргументировать, строить логическое рассуждение. П – понимание ключевых проблем произведения, понимание авторской позиции и личное отношение к ней. 6.Рефлексия. 3 мин. 5. Предлагает подвести итог урока; Чему научил вас сегодняшний урок? Что бы вы взяли для себя из рассказа "Муму"? Дайте оценку работе нашей мастерской?
Произносит заключительное слово (пр. 2) Л – формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания. М – владение основами оценки и самооценки Рабочий лист урока. Фамилия, имя участника мастерской: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Творческое задание 1 (стихотворение, синквейн, кластер) Творческое задание 2 (мини - сочинение) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самооценка деятельности: Словарик. 1. Аннибалова клятва – знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва. 2.Крепостное право - Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. 3.Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). 4.Прототип - конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для создания образа в литературе. Памятка Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: биография И. С.Тургенева «По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы. Сообщение учителя о крепостном праве На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве? Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ». Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак. Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму» Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права. Прототипами героев рассказа стали реальные люди Реальная история. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве. В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше! Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил. Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала. Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь. Рассказ «Муму» был написан в 1852 году Заключительное слово. И. С. Тургенев был непримиримым врагом крепостного права, жестокости, насилия над людьми; В основе рассказа "Муму" лежат реальные события, а прообразами героев рассказа являются реальные люди. На протяжении всего творческого пути Тургенев не забывал о своей клятве. Во всех своих произведениях он отражал реальную жизнь русского народа, показывая и тяготы и радости его жизни. Спасибо за урок. С вами было интересно. |
|