Рабочая программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



[pic]





Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..3

2. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………….4

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане……………………………5

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………………6

5. Содержание учебного предмета…………………………………………………….…......7

6. Тематический план ………………………………………………………...……………..12

7. Календарно-тематическое планирование …………………………………….............15

8. Критерии оценивания………………………………………………………………….....27

9. Описание учебно-методического обеспечения и

списка рекомендуемой литературы………………………………………..……………….32
















































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189  "Об утвержденииСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089.

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312.

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  12. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Русский язык”»

  13. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Русский язык”»

  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

  15. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  16. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015-2016 уч. год.

  17. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2014 – 2015 уч. году.

Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015-2016 учебный год


2. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического

  • вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Ведущая проблема изучения литературы в 10 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.


Место предмета «Литература»

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 10 классе, рассчитан на 35 учебные недели, 3 урока в неделю.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.

Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования.



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)

для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)

  • Данная программа рассчитана на 105 часа (год) по количеству учебных недель – 35.



4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы

и в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.

Содержание курса литературы 10 класса наиболее полно и максимально объективно отражает литературный процесс второй половины XIX века. В содержательном отношении данный курс рассматривает, как заявлено в программе, «основные потоки русской литературы XIX - XX веков как высокое патриотическое и гуманистическое единство, в основе которого лежит любовь к России и человеку

- главным и непререкаемым ценностям нашей культуры».

Литература первой половины XIX века представлена обзором творчества А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова,

Н.В .Гоголя, что позволяет расширить и углубить материал, изученный в 9 классе.

Литературный процесс второй половины XIX века представлен достаточно широко: творчеством А.Н. Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С Лескова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.



5. Содержание учебного предмета

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдольулиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.





Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Литература второй половины XIX века Введение

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике

1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

И.А. ГОНЧАРОВ

Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.





Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейнокомпозиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «8ИепИит1», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Явстретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

А.А. ФЕТ

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Н.С. ЛЕСКОВ

Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискаръ».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

А.К. ТОЛСТОЙ

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы

духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники». Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.















6. Тематический план

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Развитие речи

Домашнее сочинение

Контрольная работа

Классное сочинение

Внеклассное чтение

1

Вводный урок

1






2

Из литературы первой половины 19 века

11





1

3

Из литературы второй половины 19 века

84

11

3

1

3

2

4

Зарубежная литература второй половины 19 века

5





1

5


4

11

3

1

3

4

Обязательный минимум художественной литературы для изучения в 10 классе общеобразовательной школы

1. А.С.Пушкнн. Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «19 октября» 1825 гола, «Пророк», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Я вас любил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лег угасшее веселье...»), «Бесы», «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой..., «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Поэмы «Цыганы». «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин». Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии», «Пиковая дама».

2. Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души».

3. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Смерть поэта», «Дума», «Казачья колыбельная песня», «И скучно и грустно...», «Когда волнуется желтеющая пива...», «Есть речи значенье...», «Они любили друг друга так долго...», «Тучи». «Молитва» («Я, Матерь Божия...»), «Ангел» («По небу полуночи ангел летел...»), «Выхожу один я на дорогу...». Драма «Маскарад». Роман «Герой нашего времени».

4. М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлёвы» или «История одного города» (по выбору учителя и учащихся). Сказки («Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.).

5. И.А.Гончаров. Роман «Обломов».

6. И.С .Тургенев. Сборник рассказов «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору учащихся). Роман «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо» (по выбору учителя и учащихся).

7. А.Н.Островский. Дуама «Гроза» или «Бесприданница» (по выбору учителя и учащихся).

8. Н.А.Некрасов. Стихотворения «Современная ода», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...». «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

9. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Молчание!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Цицерон», «Последняя любовь», «Я встретил вас - и всё былое.. ». «Всё отнял у меня казнящий Бог...».

10. А.А.Фет. Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода-осень - куришь...», «Сияла ночь.

Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шёпот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...».

11. Н.СЛесков. Повесть «Очарованный странник».

12. Ф.М.Достоевский. Роман «Бедные люди» (обзор). Роман «Идиот» (обзор). Роман «Братья Карамазовы» (обзор). Роман «Преступление и наказание» (подробное изучение).

13. Л.Н.Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзор). Повесть «Казаки» (обзор).

Роман «Анна Каренина» (обзор). Роман - эпопея «Война и мир» (подробное изучение)

14. А.П.Чехов. Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Вишневый сад».





























7. Календарно-тематическое планирование

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы урока

Формы и

темы

контроля

Примечание

п/п

План.

Факт.




1

02.09


1.Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века)



2

03.09


Из литературы 1-йполовины 19-го века.12.
1.А С Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.



3

04.09


2. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило...», «Вновь я посетил...», «Элегия».



4

09.09


3. «Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина {«Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.



5-6

10.09,
11.09


4-5.Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Презентация


7

16.09


6. М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.

Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованного высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.



8

17.09


7.Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою...», «Молитва» и др. Ф&ииишсел'

Устный опрос


9

18.09


8 Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Презентация


10

23.09


9. Художественный мир Н.В. Гоголя.

Вн.чт.№1. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

Презенатция


11

24.09


10. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе



12

25.09


11. Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Повторение и обобщение по теме «Из литературы

1-й половины XIX века»



13

25.09


12. Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Устный опрос


14

30.09


Из литературы 2-й половины 19-го века.82
1.Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно- демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов



15





01.10





2. А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

Презентация,таблица


16









02.10











3. Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.




17

07.10


4. Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».



18

08.10


5. Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.



19

09.10


6.Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.



20

14.10


7. Образ Катерины в свете критики.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).



21

115.10


8. Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.



22

16.10


9. Р. р.№ 1 Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского

«Троза»

Беседа


23

21.10


10. Р. р. №2 Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»



24

22.10


11 . И.А. Гончаров. Личность и творчество.

Презентация,таблица


25

23.10


12.Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.



26

04.11


13. Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.



27

05.11


14. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».



28

06.11


15. Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)



29

11.11


16. Защита творческих проектов «Один день из жизни Обломова»

Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Презенатция


30

12.11


17. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Презентация


31

13.11


18. Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.



32

18.11


19.Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.



33

19.11


20. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.



34

20.11


21. Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Базаров и Аркадий.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения



35

25.11


22.. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).



36

26.11


23 Вн. чт №2. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Подготовка к сочинению.

Беседа


37

27.11


24. Р.р.№ 3 Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.



38

02.12


25. Р.р. № 4 Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.



39

03.12


26 . Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Презентация


40

04.12


27. Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.



41

09.12


28. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.



42

10.12


29. Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.



43

11.12


30. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

Презентация


44

16.12


31. Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.



45

17.12


32. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно - мифологические приемы построения сюжета поэмы.



46

18.12


33.Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).



47

23.12


34. Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.



48

24.12


35 Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).

Беседа


49

25.12


36. «Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.



50

13.01


37. Р. р.№ 5 Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

Беседа

Домашнее сочинение №1

51

14.01


38. Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

(«Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).



52

15.01


39. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природа. Драматизм звучания любовной лирики поэта. («Певучесть есть в морских волнах...» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева»



53

20.01


40 . Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.



54

21.01


41. А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образностилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта.», «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.).

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.



55

22.01


42. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально - мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта.

Тема любви в лирике А. А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.).



56

27.01


43. Р. р № 6 Любимые стихотворения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Устный опрос


57

28.01


44. Вн. чт. № 3. Лирика поэтов Х1Х века.

Беседа


58

29.01


45. Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.



59

03.02


46. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».



60

04.02


47. М.Е. Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика



61

05.02


48. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.



62

10.02


49. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина- сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке (Премудрый пескарь)



63

11.02


50. Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина



64

12.02


51. Р.р. №7. Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Беседа

Домашнее сочинение №2

65

17.02


52. А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. К Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» и др.).



66

18.02


53. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...» и др.).



67

19.02


54. Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий.

Презентация


68

24.02


55. Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».



69

25.02


56. «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи- имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Беседа


70

26.02


57. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Наташа Ростова и женские образы в романе.




71

02.03


58. Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.




72

03.03


59. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.



73

04.03


60. «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.



74

09.03


61. Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.



75

10.03


62. Философия вещей в романе «Война и мир» Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. Подготовка к сочинению.



76

11.03


63. Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого

Самост.работа


77

16.03


64. Р. р. № 8 Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»



78

17.03


65. Р. р. № 9 Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»



79

18.03


66. Защита творческих проектов «Ах, этот бал...»



80

23.03


67. Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.



81

24.03


68. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Презентация


82

25.03


69. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.



83

06.04


70. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.



84

07.04


71. Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

Беседа


85

08.04


72. Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».



86

13.04


73. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Устный опрос


87

14.04


74. Р. р. № 10 Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Беседа

Домашнее сочинение №3

88

15.04


75. Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе АЛ. Чехова. Р/К Таганрог - родина
А. П. Чехова, источник многих тем, сюжетов и образов его произведений.



89

20.04


76. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)



90

21.04


77. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости



91

22.04


78. Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.



92

27.04


79. Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

Презентация


93

28.04


80. Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе.



94

29.04


81. Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.



95

04.05


82. Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову».

Беседа,презентация


96

05.05


83.Р. р. № 11. Сочинение по творчеству А.П.Чехова



97

06.05


84. Контрольная работа№ 1 по теме «Русская литература 19 – го века».






98-99

100-101

102




11.05,12.05
13.05,18.05

19.05


Зарубежная литература 1-й половины 19-го века. 3
Вн.чт. № 4.
Ги де Мопассан. Новеллы «Ожерелье», « Пышка»
Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом».
А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».



103 - 105

20.05,
25. 05,
26. 05


Обобщение материала историко- литературного курса. Задание на лето















8. Критерии оценивания


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.



Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

  • Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

  • Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

  • Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

  • Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

  • Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

При оценке выполнения дополнительных заданий

рекомендуется руководствоваться следующим:

  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

  • Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

  • Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

  • Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

  • Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.


Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ


Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы


К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.


Критериями оценки содержания и композиционного

оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • - богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • - стилевое единство и выразительность речи;

  • - правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки


«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и

5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок



ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».


ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой.

Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.

Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие

ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками. Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету считается не аттестованным.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК

Условные графические обозначения

С недочеты в содержании (логические - Л и фактические Ф ошибки).

цитатного материала; -информации.

Р речевые недочеты. Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.

I – орфографические ошибки.

V – пунктуационные ошибки.

Г – грамматические ошибки

Выставление оценок: С – Р 0 – 2 «4»



9.Описание учебно-методического обеспечения и списка рекомендованной литературы
Учебное и учебно-методическое обеспечение для обучающихся
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2008г.

2. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. М. 2008г.

3. Кучина Т.Г. Школьный справочник. Литература. Я. 1998г.

4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М. 2004г.

5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений. М.,1995.

5. Тураев С.В.и Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. 1985г.

7. Электронное пособие «Литература. Энциклопедия».


Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя

 

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2008г.

2. Коровина В.Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11классы. М. 2010г.

3. Белокурова С.П. Сухих И.Н. Русская литература в 10 классе. Книга для учителя. М. 2008 г.

3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М. Вербум-М. 2004.

4. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.Н. Литература. 10 класс. Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. М. Просвещение, 2008г.

5. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М. 2007г.

6. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. М., Просвещение, 2008г.

7. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература. 10класс. Методические советы. М. Просвещение. 2000г.

8. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. М. 2003г.

9. Электронные пособия:

- «Энциклопедия. Пушкин. Жизнь и творчество»;

- «И.С.Тургенев. Страницы жизни»;

- «Уроки литературы в 10 классе».