КИМ по Промежуточной аттестации

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...







Контрольные работы

для проведения промежуточной аттестации по литературе

в 11 классе

(по программе В.Коровиной)









Составила

учитель русского языка и литературы

МБОУ Березовская СОШ № 1

Н.А. Белошапкина.





Итоговая контрольная работа по литературе

учении__ 9___ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)


Вариант 1

1.Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Пушкин Владимир Владимирович

Державин Николай Васильевич

Гоголь Гавриил Романович

Маяковский Александр Сергеевич

Шолохов Михаил Александрович

2. Определите жанры и авторов данных произведений (соедините стрелками)

Поэма «Тёмные аллеи» Пушкин

Баллада «Герой нашего времени» Бунин

Рассказ «Светлана» Лермонтов

Роман «Цыганы» Жуковский


3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин» Грушницкий

«Мёртвые души» Чичиков

«Герой нашего времени» Владимир Ленский

«Тоска» Игнатич

«Матрёнин двор» Иона


4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Б) ______________________- речь одного человека в художественном произведении.

В) ______________________- направление в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.


5. Кто первым из русских писателей ХХ века стал лауреатом Нобелевской премии? ____________________________________


6. Кого из русских писателей считают родоначальником сентиментализма в России?

А) М.Ломоносова Б) Н.Гоголя В) Н.Карамзина Г) А.Пушкина


7. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

А) Наталье Гончаровой В) Анне Керн

Б) Елизавете Воронцовой Г) Александре Осиповой


8. Укажите автора следующих строк:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна. __________________________________________


9. Продолжите известные пушкинские строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, ____________________________

_____________________________________

Из какого произведения Пушкина эти строки?

_________________________________________


10. Какие средства выразительности использовал С.Есенин в строке:

«Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»? ______________________________________________________________


11. Чей это портрет?

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

Укажите имя героини, название и автора произведения.

__________________ _________________________ __________________


12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое лирическое произведение, изученное в 9 классе, произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Итоговая контрольная работа по литературе

учении__ 9__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)


Вариант 2

1.Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Грибоедов Михаил Юрьевич

Ломоносов Антон Павлович

Лермонтов Михаил Васильевич

Есенин Александр Сергеевич

Чехов Сергей Александрович

2. Определите литературное направление и авторов данных произведений

Классицизм «Бедная Лиза» Пушкин

Романтизм «Фелица» Шолохов

Сентиментализм «Бахчисарайский фонтан» Карамзин

Реализм «Судьба человека» Державин


3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин» Александр Чацкий

«Мёртвые души» Надежда

«Горе от ума» Коробочка

«Тёмные аллеи» Шариков

«Собачье сердце» Татьяна Ларина


4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- небольшое стихотворение обычно печального содержания, проникнутого грустью.

Б) Выделяют обычно три рода литературы: ___________, ___________ и __________.

В) ______________________ - драматическое произведение, в котором высмеиваются общественные и частные недостатки.


5. Кто из русских поэтов XIX века был наставником наследника-цесаревича, будущего императора Александра II?_____________________


6. Первый психологический роман в русской литературе - это

А) «Евгений Онегин» Б) «Горе от ума» В) «Герой нашего времени»

Укажите имя создателя этой романа:_____________________________.


7. Лермонтова отправили в первую ссылку на Кавказ за написание стихотворения

А) «Смерть Поэта» В) «Прощай, немытая Россия»

Б) «Родина» Г) «Дума»


8. Укажите автора следующих строк:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь

__________________________________________


9. Вставьте пропущенные строки в стихотворение:

Науки юношей ____________,

___________старым подают.

В счастливой жизни ____________

В несчастный _____________ берегут.

Укажите название и автора стихотворения __________________________

_______________________________________________________________


10. Назовите художественный приём, который использует Гоголь в строке: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?»______________________________________________________


11. Чей это портрет?

«…темноволосая, чернобровая… красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой».


Укажите имя героини, название и автора произведения.

__________________ _________________________ __________________


12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое произведение, изученное в 9 классе, вам особенно понравилось и почему?




Итоговая контрольная работа по литературе

учени__ 9__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)

Вариант 3

1.Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Пушкин Александр Александрович

Державин Николай Васильевич

Гоголь Гавриил Романович

Блок Александр Сергеевич

Булгаков Михаил Афанасьевич

2. Определите жанры и авторов данных произведений

Ода «Горе от ума» Пушкин

Элегия «Властителям и судиям» Державин

Комедия «К морю» Карамзин

Повесть «Бедная Лиза» Грибоедов


3. Из каких произведений эти герои?

«Слово о полку Игореве» Кира

«Мёртвые души» Николай Алексеевич

«Судьба человека» Святослав

«Тёмные аллеи» Андрей Соколов «Матрёнин двор» Ноздрёв

4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- двусложный размер стиха с ударение на втором слоге.

Б) ______________________- направление в литературе Х1Х века, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

В) ______________________ - событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нём.


5. Кого из русских литераторов 18 века Екатерина 2 назвала «бунтовщиком хуже Пугачева»?

_______________________________________


6. Какой фразой заканчивается «Горе от ума»?

А) Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!

Б) Карету мне, карету!

В) Молчалины блаженствуют на свете!

Г) В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!


7. Какое произведение А.С.Пушкина входит в цикл «Маленькие трагедии»?

А) «Моцарт и Сальери» В) «Борис Годунов»

Б) «Кавказский пленник» Г) «Евгений Онегин»

8. . Укажите автора следующих строк:

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё», - его ли душе не любить её?»

______________________ Из какого произведения эта цитата? _______________________________________________________________


9. Вставьте пропущенные строки в стихотворение:

Духовной жаждою ____________,

В пустыне ________________я ______________,

И шестикрылый ____________________

На ___________________ мне явился.

Укажите название и автора стихотворения __________________________


10. Каким художественным приёмом воспользовался Гоголь, назвав своё произведение «Мёртвые души»?

а) антитеза б) эпитет в) оксюморон г) метафора


11. Чей это портрет?

«Он был среднего роста, стройный стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке… у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза…».

Укажите имя героя, название и автора произведения.

__________________ _________________________ __________________


12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое произведение в прозе, изученное в 9 классе, вам запомнилось больше всего и почему?

Итоговая контрольная работа по литературе

учени__ 10__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)

Вариант 1

Часть 1

1.Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Гончаров Иван Александрович

Толстой Фёдор Иванович

Салтыков-Щедрин Лев Николаевич

Тютчев Михаил Евграфович

2. Определите жанры и авторов данных произведений (соедините стрелками)

Повесть «Преступление и наказание» И.Тургенев

Рассказ «Очарованный странник» Н.Некрасов

Роман «Хорь и Калиныч» Н.Лесков

Поэма «Русские женщины» Ф.Достоевский


3. Из каких произведений эти герои?

«Гроза» Пётр Лужин

«Леди Макбет Мценского уезда» Гриша Добросклонов

«Война и мир» Катерина Измайлова

«Кому на Руси жить хорошо» Варвара Кабанова


4. Назовите статью Н.А.Добролюбова, посвященную роману

И.А. Гончарова «Обломов»

А) «Что такое обломовщина?»

Б) «"Обломов". Роман И.А. Гончарова»

В) «Асмодей нашего времени»

Г) «Когдаже придет настоящий день»


5. Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым в романе «Отцы и дети»?

а) дуэль не состоялась в) Кирсанов был ранен

б) Базаров был ранен г) Базаров был убит


6. Кому из героев «Преступления и наказания» дана такая характеристика?

Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. […] Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. […] Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то…

А) Разумихину Б) Порфирию Петровичу

В) Раскольникову Г) Мармеладову


Часть 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения

и выполните задания В1-В7, С1, С2.

Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

C'est bien aimable à vous, monsieur Pierre, dtre venu voir une pauvre malade*, - сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тётушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно,



весело улыбнулся, кланяясь маленький княгине, как близкой знакомой, и подошел к тётушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

– Вы не знаете аббата Морио? Он очень интересный человек... – сказала она.

– Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...

– Вы думаете?.. – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошёл послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошёл к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

*Очень мило с вашей стороны, мосье Пьер, что вы приехали навестить бедную больную (фр.).
Ответом к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

В1. Укажите жанр, к которому относится произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».


В2. Как называется средство создания образа героя, строящееся на описании его  внешности: «…массивный, толстый молодой человек с стриженою головой,   в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке»?


В3. Укажите фамилию Анны Павловны, хозяйки салона.


В4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


  

ПЕРСОНАЖИ

 

ФАКТЫ

А) 

Пьер Безухов

Б) 

Анна Павловна

В) 

маленькая княгиня


   

1) 

устраивает вечер в день Бородинского сражения

2) 

отдаёт подводы раненым в Москве

3) 

попадает в плен

4) 

умирает



В5. «Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению… так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку…» Как называется художественный приём, выделенный в этой цитате?


В6. Назовите город, в котором происходят описываемые автором события.


В7. Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде.


Дайте прямой связный ответ на вопросы С1, С2 (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к

произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С1. Почему Пьер резко выделяется среди других гостей Анны Павловны?


С2. Кто из героев русской литературы, подобно Пьеру Безухову, резко отличался от общества, в котором находился? Свой ответ обоснуйте с указанием авторов и их произведений.

Итоговая контрольная работа по литературе

учени__ 10__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)


Вариант 2


Часть 1

1.Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Островский Николай Алексеевич

Достоевский Афанасий Афанасьевич

Фет Александр Николаевич

Некрасов Фёдор Михайлович

2. Определите жанры и авторов данных произведений (соедините стрелками)

Стихотворение в прозе «Кому на Руси жить хорошо» А.Островский

Поэма-эпопея «Гроза» Н.Некрасов

Роман-эпопея «Воробей» И.Тургенев

Драма «Война и мир» Л.Толстой


3. Из каких произведений эти герои?

«Преступление и наказание» Лариса Огудалова «Бесприданница» Соня Мармеладова

«Война и мир» Марья Болконская

«Отцы и дети» Анна Одинцова


4. Назовите литературно-критическую статью , посвященную роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

А) «Мильон терзаний» И.Гончарова

Б) «После «Грозы» Островского А.Григорьева

В) «Асмодей нашего времени» М.Антоновича

Г) «Луч света в темном царстве» Н.Добролюбова


5. Кто из героев пьесы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?


а) Борис б) Кулигин в) Варвара г) Тихон

6. Определите, кто является автором следующих строк.


Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, -

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!


а) Ф. И. Тютчев б) А. А. Фет в) Н. А. Некрасов г) И. С. Тургенев

Часть 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения

и выполните задания В1-В7, С1, С2.

Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и

встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и

опустился на диван.

Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без

всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в

коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам

наконец... Что? как ты его находишь?

В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же

нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,

Евгений Васильич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой

туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой

балахон.

Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с

недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко

подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к

себе на минутку?

Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям,

но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в

тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые

полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять:

его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с

длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка

наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже

положил её обратно в карман.

Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным

голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные

белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.


(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)


В1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».


В2. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?


В3. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?


В4 . Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Евгений Базаров 1) получает ранение на дуэли

Б) Николай Кирсанов 2) женится на сестре Одинцовой

В) Павел Кирсанов 3) умирает от тяжёлой болезни

4) делает Фенечку законной женой


В5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством

художественной характеристики (например, отмеченные автором

базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?


В6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в

противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления,

используемый в художественном произведении?


В7. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой,

обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?


Дайте прямой связный ответ на вопросы С1, С2 (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к

произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?


С2. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между

представителями разных поколений и в чём эти произведения можно

сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?



Итоговая контрольная работа по литературе

учени__ 11__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)


Вариант 1

Часть 1

1.Соотнесите фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1) Бунин (А)Евгений Иванович

2) Мандельштам (Б) Иван Алексеевич

3) Замятин (В) Осип Эмильевич

4) Булгаков (Г) Михаил Афанасьевич

2. Соотнесите жанры и авторов данных произведений

1)Стихотворение (А) «Реквием» (Д) М.Шолохов

2) Рассказ (Б) «Тихий Дон» (Е) С.Есенин

3) Эпопея (В) «Один день Ивана Денисовича» (Ж) А.Ахматова

4) Поэма (Г) «Собаке Качалова» (З) А.Солженицын


3. Кто автор и герои указанных произведений?

1) «Вишнёвый сад» (А) Б.Лавренёв (Д) Бездомный

2) «Мастер и Маргарита» (Б) А.Чехов (Е) Ромашов

3) «Поединок» (В) М.Булгаков (Ж) Лопахин 4) «Сорок первый» (Г) А.Куприн (З) Говоруха-Отрок


4. Определите литературное направление (течение) и авторов данных произведений

1) Футуризм (А) «Старуха Изергиль» (Г) В.Маяковский 2) Неоромантизм (Б) «Как конквистадор в панцире железном» Д) Н.Гумилев

3) Акмеизм (В) «Облако в штанах» (Е) М.Горький


5. Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии


1)

С.Есенина 2) В.Маяковского 3) А.Ахматовой 4) А.Блока

6. Этот писатель не закончил даже гимназии, но был прекрасно образован благодаря своей силе и настойчивости. Большую часть жизни он провел в эмиграции во Франции, но постоянно писал только о России, только на русском языке. Главная тема произведений этого писателя – любовь. Назовите имя писателя.

1) А.Куприн 2) М.Горький 3) И.Бунин 4) В.Набоков


Часть 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения

и выполните задания В1-В7, С1, С2.

А к т е р . …Зачем вы живете? Зачем?

Б а р о н . Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!

А к т е р . Врешь! Буду орать!

Н а с т я (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!

Б а р о н . Какой смысл, леди?


С а т и н . Оставь их, Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы…пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...

К л е щ . Поманил их куда-то... а сам — дорогу не сказал...

Б а р о н . Старик — шарлатан...

Н а с т я . Врешь! Ты сам — шарлатан!

Б а р о н . Цыц, леди!

К л е щ . Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал...так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем... Вон князь...руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!

С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь

примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку

рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!

Б а р о н . Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

С а т и н . Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю! Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

(Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом _______ и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже

господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

«Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам — простор надобен!

Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (Смеется тихо.)

М.Горький «На дне»


 Ответом к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

B1 К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого

взят отрывок?


B2 Как звали «старика», о котором разговаривают персонажи (его имя

заменено в тексте пробелом


B3 Как называется разговор двух и более лиц в пьесе?


B4 Сатин в своем монологе противопоставляет ложь и правду. Как

называется в литературоведении противопоставление, контраст?


B5 Установите соответствие между тремя персонажами,

фигурирующими в отрывке, и их характеристиками (действиями). К

каждой позиции первого столбца подберите соответствующую

позицию из второго столбца.


ПЕРСОНАЖ ХАРАКТЕРИСТИКА (ДЕЙСТВИЕ)

А) Клещ 1) Читает книгу «Роковая любовь»

Б) Актер 2) Называет себя рабочим человеком, мечтает

В) Настя вырваться из ночлежки

3) Торгует пельменями на рынке

4) Сначала не может вспомнить любимые стихи,

а потом их вспоминает


В6 Как называется авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы (поднимая голову со стола, взмахивает руками)?


B7 Как называется небольшое высказывание персонажа в пьесе?


Дайте прямой связный ответ на вопросы С1, С2 (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к

произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


C1 Как бы вы объяснили реакцию персонажей на слова Сатина,

выраженную в самой большой ремарке отрывка?


C2 В каких еще произведениях так или иначе звучит вопрос «Зачем вы

живете? Зачем?» и как эти произведения перекликаются с пьесой

М.Горького «На дне»?
















Итоговая контрольная работа по литературе

учени__ 11__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)


Вариант 2

Часть 1

1.Соотнесите фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1) Шолохов (А)Анна Андреевна

2) Цветаева (Б) Марина Ивановна

3) Ахматова (В) Александр Трифонович

4) Твардовский (Г) Михаил Александрович

2. Соотнесите жанры и авторов данных произведений

1)Стихотворение (А) «А вы могли бы?» (Д) И.Бунин

2) Рассказ (Б) «Вишнёвый сад» (Е) С.Есенин

3) Пьеса (В) «Господин из Сан-Франциско» (Ж) А.Чехов

4) Поэма (Г) «Анна Снегина» (З) В.Маяковский


3. Кто автор и герои указанных произведений?

1) «Гранатовый браслет» (А) М.Горький (Д) Воланд

2) «Мастер и Маргарита» (Б) А.Куприн (Е) Ларра

3) «Старуха Изергиль» (В) М.Булгаков (Ж) Мелехов 4) «Тихий Дон» (Г) М.Шолохов (З) Желтков


4. Соотнесите литературное направление (течение) с его манифестом и представителем

1) Футуризм (А) «Наследие символизма и акмеизм» (Г) И. Северянин 2) Акмеизм (Б) «Пощёчина общественному вкусу» (Д) В.Брюсов

3) Символизм (В) «О причинах упадка и о новых (Е) С.Городецкий

течениях современной русской литературы»

5. О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

1)

о смерти Анны

2)

об убийстве Костылева

3)

о самоубийстве Актера

4)

о расправе Василисы над Наташей


6. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1)В. Хлебников 2) К.Бальмонт 3) ОМандельштам 4)Н. Гумилёв

Часть 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения

и выполните задания В1-В7, С1, С2.

Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А одново мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел.

Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.
Ни вся земля наша.

(А.И. Солженицын. Матрёнин двор.)


В1 Как зовут героя, от имени которого ведётся повествование?


В2 К какому эпическому жанру относится «Матрёнин двор»?


В3 Какое место в сюжете произведения занимает данный фрагмент?


В4 В третьем абзаце фрагмента (неодобрительные отзывы золовки о Матрёне) и в его финальной части (“…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”) использован один и тот же стилистический приём, при котором каждое последующее словосочетание или предложение усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать действия, мысли и чувства в развитии — от малого к большому, благодаря чему усиливается эмоциональность речи. Какой приём употреблён автором?


В5 Как называются восклицательные конструкции, использованные автором в шестом абзаце фрагмента и усиливающие эмоциональность высказывания?


В6 Как называется сниженная разговорная лексика (“за обзаводом”, “сударка”, “одново”, “дозвать” и др.), служащая для речевой характеристики золовки и употребляемая ею в отзывах о Матрёне?


В7 Содержание фрагмента показывает нам, что образы Матрёны и её золовки резко различаются между собой отношением к жизненным ценностям. Как называется такое противопоставление персонажей?


Дайте прямой связный ответ на вопросы С1, С2 (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к

произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


С1 Почему неодобрительные отзывы о Матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть “тот самый праведник”?

С2 Каким традициям русской литературы XIX века следовал А.И. Солженицын, поднимая нравственную проблему праведничества? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)































ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

9 КЛАСС

ВАРИАНТ 1

4. А ) БАЛЛАДА Б) МОНОЛОГ 3) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

5. БУНИН И.А.

6.В

7.В

8. ЛОМОНОСОВ

9. ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ,

ПОКА СЕРДЦА ДЛЯ ЧЕСТИ ЖИВЫ,

МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ

ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ.

(«К ЧААДАЕВУ»)

10. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

11. БЭЛА – «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - ЛЕРМОНТОВ


ВАРИАНТ 2

  1. А) ЭЛЕГИЯ Б) ЛИРИКА, ЭПОС, ДРАМА В) КОМЕДИЯ

  2. ЖУКОВСКИЙ В.А.

  3. В

  4. ПУШКИН

  5. НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ,

ОТРАДУ СТАРЫМ ПОДАЮТ.

В СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ УКРАШАЮТ

В НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ БЕРЕГУТ.

(ЛОМОНОСОВ, «ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ…»)

  1. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

  2. НАДЕЖДА – «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ» - БУНИН

ВАРИАНТ 3

4. А) ЯМБ Б) РЕАЛИЗМ В) ЗАВЯЗКА

5. РАДИЩЕВА А.Н.

6.А

7. А

8. ГОГОЛЬ, «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

9. ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ,

В ПУСТЫНЕ ЖАЛКОЙ Я ВЛАЧИЛСЯ,

И ШЕСТИКРЫЛЫЙ СЕРАФИМ

НА ПЕРЕПУТЬЕ МНЕ ЯВИЛСЯ.

(ПУШКИН, «ПРОРОК»)

10. В

11. ПЕЧОРИН – «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - ЛЕРМОНТОВ


10 КЛАСС

ВАРИАНТ 1


4.А

5.В

6.В

В1. РОМАН-ЭПОПЕЯ

В2. ПОРТРЕТ

В3. ШЕРЕР

В4. А3, Б1, В4

В5. СРАВНЕНИЕ

В6. ПЕТЕРБУРГ

В7. КОНФЛИКТ



ВАРИАНТ 2

4.В

5.Г

6.В

В1. РЕАЛИЗМ

В2. РОМАН

В3. ПОРТРЕТ

В4. А3, Б4, В1

В5. ДЕТАЛЬ

В6. АНТИТЕЗА, КОНТРАСТ

В7. ДИАЛОГ



11 КЛАСС

ВАРИАНТ 1

  1. 1Б, 2В, 3А, 4Г

  2. 1ГЕ, 2ВЗ, 3 БД, 4АЖ

  3. 1БЖ, 2ВД, 3ГЕ, 4АЗ

  4. 1ВГ, 2АЕ, 3БГ

  5. 4

  6. 3


В1. ДРАМА

В2. ЛУКА

В3. ДИАЛОГ, ПОЛИЛОГ

В4. АНТИТЕЗА

В5. А2. Б4, В1

В6. РЕМАРКА

В7. РЕПЛИКА


ВАРИАНТ 2

  1. 1Г, 2Б, 3А, 4В

  2. 1АЗ, 2ВД, 3БЖ, 4ГЕ


  1. 1БЗ, 2ВД, 3АЕ, 4ГЖ


  1. 1БГ, 2АЕ, 3ВД,


  1. 5. 3


  1. 6.3




В1.ИГНАТЬИЧ

В2. РАССКАЗ

В3. ФИНАЛ

В4. ГРАДАЦИЯ

В5. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

В6. ПРОСТОРЕЧИЯ

В7. АНТИТЕЗА


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ С1

Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на

авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку

зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои

мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

3 БАЛЛА

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на

авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку

зрения, не подменяет анализ пересказом текста,

но

при ответе не все тезисы убедительно обосновывает;

и/или допускает 1 фактическую ошибку

2БАЛЛА

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт прямого ответа на вопрос;

и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь

собственной точкой зрения;

и/или неубедительно обосновывает свои тезисы;

и/или частично подменяет анализ текста его пересказом;

и/или допускает 2 фактические ошибки

1БАЛЛ

г) экзаменуемый не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос;

и/или подменяет анализ пересказом текста;

и/или допускает 3 фактические ошибки и более

0 БАЛЛОВ

2. Следование нормам речи

а) допущено не более 1 речевой ошибки 1

б) допущено более 1 речевой ошибки 0

Максимальный балл 4



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ С2

Включение произведения в литературный контекст и

убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух

произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого

произведения

И

убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом

в заданном направлении анализа;

искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе

отсутствуют

4 БАЛЛА

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух

произведений и их авторов,

но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого

произведения / или убедительно обосновывает выбор одного

произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого

произведения

И

убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным

текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении

допускаются отдельные негрубые недочёты);

ИЛИ

экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух

произведений и их авторов,

обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во

всём убедительно)

И

убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным текстом

в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются

отдельные негрубые недочёты);

ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух

произведений и их авторов,

убедительно обосновывает выбор каждого произведения,

НО

допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений

с предложенным текстом в заданном направлении анализа / или

убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно

произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые

недочёты);

И/ИЛИ допускает 1 фактическую ошибку, в целом не искажая

авторской позиции

3 БАЛЛА

ИЛИ

указывает названия двух произведений и их авторов,

обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во

всём убедительно)

И

убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом

в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются

отдельные негрубые недочёты);

ИЛИ

указывает названия двух произведений и их авторов,

не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное

обоснование)

И

убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным

текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении

допускаются отдельные негрубые недочёты);

ИЛИ

указывает названия двух произведений и их авторов,

обосновывает выбор вух произведений (возможно, не во всём

убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного

произведения,

НО

не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном

направлении анализа;

ИЛИ

указывает название только одного произведения и его автора,

обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём

убедительно),

убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом

в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются

отдельные негрубые недочёты);

И/ИЛИ допускает 2 фактические ошибки, в целом не искажая

авторской позиции

2 БАЛЛА

г) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом

ИЛИ

указывает названия двух произведений и их авторов,

не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения /

или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное

обоснование)

И

неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным

текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта

заданного направления анализа;

ИЛИ

указывает название только одного произведения и его автора,

обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно)

и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным

текстом;

ИЛИ

указывает название только одного произведения и его автора,

не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное

обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение

с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при

сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции;

И/ИЛИ допускает 3 фактические ошибки

1БАЛЛ

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос;

ИЛИ даёт ответ, который содержательно не соотносится

с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;

И/ИЛИ указывает название одного произведения и его автора, но не

обосновывает свой выбор (или даёт неверное обоснование) и не

сопоставляет это произведение с предложенным текстом;

И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию;

И/ИЛИ допускает более 3 фактических ошибок

0 БАЛЛОВ

Максимальный балл 4БАЛЛА