Исследовательская работа ученицы 8 класса Фразеологизмы о пьянстве в русском языке

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Введение

1 АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Пословицы и фразеологизмы – элемент русской устной речи и наряду с другими устоявшимися разговорными формулами красят речь, делают ее образной.

Веками формировался их состав. Основа их возникновения едина – «Социальный, трудовой опыт, наблюдательность, острый ум русского народа, а также художественный свойства и возможности нашего языка».

Пословицы можно назвать исторической памятью народа.

Большая часть пословиц и фразеологизмов, которые были использованы в данном исследовании, отражает негативное восприятие пьянства русским народом, тем не менее это проблема остается одной из наиболее актуальных на сегодняшний день.

Осознавая всю тяжесть последствий, народ продолжает пить. Одна рюмка за здоровье, другая на веселье, третья на вздор, а максимальная медицинская доза, полностью соответствующая рекомендациям известных физиологов, медиков, способствующая хорошему настроению и улучшающая самочувствие – для мужчин – 50 грамм, для женщин -25.














2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основной задачей является изучение пословиц и фразеологизмов о пьянстве, классифицировать.

Объекты исследования – фразеологизмы и пословицы.

Предмет исследования – русские пословицы и фразеологизмы о пьянстве.


На первом этапе работы мы будем говорить о теории пословиц и фразеологизмов. На втором этапе работы собираем и классифицируем пословицы и фразеологизмы о пьянстве.

К заключительном этапе курсовой работы мы сделаем выводы: а) каких пословиц и фразеологизмов больше по классификаций?, б) каких пословиц и фразеологизмов больше: осуждающих пьянство либо прославляющих его?.


























Глава Ι

1. Русские пословицы и фразеологизмы

1.1 Свойства пословиц


Пословица – словесная формула, не связанная с каким – либо литературным или фольклорным произведением и вошедшая во фразеологию массовой речи, утверждение, вывод, совет, наказ – в форме ходящего афоризма. «Пословица к слову молвится».

Художественная природа пословиц определяет в значительной мере ее прочность, запоминаемость.

От пословиц нужно также отличать поговорку, которая приближается к идиоме, к ходовому обороту речи и не имеет резко выраженного учительного, дидактического характера. Поговорка – первая половина пословицы.

Паремиография – запись пословиц, собирание и издание их. Паремиография ведет свое начало от глубокой древности. Еще Аристотелю приписывали первые записи пословиц. Записями пословиц занимались греческие, александрийские и римские ученые.

Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль.




1.2 Свойства фразеологизмов

Фразеология – раздел науки о русском языке, изучающий сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски), их типы и функционирование в речи.

Словом «фразеология» обозначают также совокупность всех фразеологизмов, имеющихся в русском языке.

Фразеологизм- это самостоятельная номинативная единица языка, представляющая собой устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное фразеологическое значение и по функции соотносима с отдельными словами: как и слова, фразеологизмы служат наименованиями предметов, явлений, признаков, действий и состояний.

В состав фразеологии часто включают также пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Фразеологизмы в отличие от обычных лексических единиц, во-первых, сложны по составу, т.е. содержат несколько элементов, которые имеют единое значение. Их можно заменить одним словом. Фразеологизмы, как правило, имеют постоянство состава (нельзя заменить слово на другое). Фразеологизмы обычно обладают устойчивой грамматической формой.

Важный признак фразеологии – метафоричность, образность. Нужно подчеркнуть, что фразеологизм появляется в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для образно-эмоциональной их характеристики. Образуется фразеологизм в результате метафорического переноса, переосмысления значений свободных словосочетаний.

Фразеологические единицы русского языка – это микрообразы, языковые образные миниатюры. Н.М. Шанский характеризует их как «миниатюрные художественные произведения».

Эмоциональность фразеологии – это способность фразеологизма не только назвать предмет, явление, но и выразить определенные чувства и оценки автора.

Оценочность фразеологических единиц - качество, производное от их эмоционального значения. С точки зрения оценочности фразеологизмы можно разделить на две группы: фразеологизмы с позитивной оценкой и негативной.

Экспрессивность – это интенсивность проявления или признака.

Фразеологизмы, как и обычно слова, бывают многозначны. Есть фразеологизмы, обладающие только одним значением: прежде всего это фразеологические термины: точка опоры, центр тяжести, удельный вес. В публичной речи могут употребляться также в переносном значении.



1.3. Классификация по происхождению


Фразеологические обороты в зависимости от происхождения делятся на несколько групп.

1) Собственно русские фразеологизмы. К этой группе относятся и устойчивые словосочетания, и поговорки, и пословицы, и крылатые слова.

2) Славянские фразеологизмы

3) Цитаты из книг священного писания.

4) Фразеологизмы мифического происхождения

5) Фразеологические обороты, заимствованные из европейских языков. К этой группе относятся иноязычные фразеологизмы, употребляющиеся без перевода.

6) Фразеологические кальки и полукальки образуются в результате дословного перевода иноязычного оборота на русский язык. Калькируются фразеологические обороты, смысл которых мотивирован значениями слов, входящих в состав фразеологизма.












Глава ΙΙ

2.Отражение пьянства в русских пословицах и фразеологизмах

Русское пьянство. Хорошо известно, что это явление – одно из наиболее рельефных, отличительных черт русской натуры и его корни необычайно глубоки. Изучение пьянства как социально-культурного явления началось уже в древности.

Пословицы можно назвать исторической памятью народа. В них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства.

Однако пьянство как острая социальная проблема появляется лишь с возникновением цивилизации. Культура потребления спиртного в Древней Руси обыкновенное, то есть каждодневное, и употребление по случаю прихода гостей. Но поскольку, гостеприимство является одной из самых ярких черт русского характера, то можно предположить насколько часто случались такие “пьяные пирушки”.

В подтверждение этому находим массу пословиц: Святые угодники на пьяниц угодливы: что ни день, то праздник; Во хмелю что хошь намелю, а проснусь – отопрусь; Нет такого зелья, как жена с похмелья; То немудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито; У всякого праздника не без безобразника; У праздника два невольника: одному хочется пить, да не на что купить, а другого потчуют, да пить не хочется. Из приведенных выше пословиц видно, во-первых, что выпивали на Руси часто, причем поводом могло послужить любое, самое пустяшное событие, во-вторых, пьянство было распространенным явлением даже среди женщин, - все это свидетельствует об обыденности питья горячительных напитков. Уже к тому моменту водка является неотъемлемой частью русской жизни. Пословицы: Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке; Лучше знаться с дураком, чем с кабаком, - свидетельствуют о популярности кабаков в народе.

Помимо “Ханских” кабаков на Руси существовали боярские и монастырские питейные заведения. Они давались за выдающиеся заслуги. Следующие, - все это свидетельствует о том, что доход от продажи спиртного был поистине велик, поэтому при Иване Грозном утверждаются “Царевы кабаки”, которые становятся для государственного бюджета весьма прибыльной статьей дохода.

С хмелиной спознаться – с честью расстаться, - пьянство считалось естественным, будничным состоянием русских “…если видишь по улицам там и тут пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь внимания, как на явление самое обычное”.

Пословица: “Пить – казну веселить” очевидно, появилась тоже не случайно. Во времена Петра Первого поклонение Бахусу было одной из стратегий внутренней политики. История пестрит примерами о пропаганде винопития самим государем: “Петр виновного в нарушении приятельской беседы не терпел “…кто лишнее брал и других задирал”, заставлял пить штраф – кубка три – четыре вина или одного “орла” большой ковш такой же вместительности. Летом в летнем саду устраивались празднества, рослые гренадеры гвардии несли ушаты простой хлебной водки. За солдатами шли майоры и предлагали всем выпить по большой чарке за здоровье их полковника, от этой обязательной чарки не избавляли никого, даже дамы должны были выпить.

Яркое народное выражение: Пить – казну веселить, полностью подтверждается. Пьянство становится поистине народным бедствием, люди пропивают имущество, разоряются, а государство заинтересовано лишь в прибыли и закрывает глаза на бедственное положение крестьянства.

В пословицах: Лучше знаться с дураком, чем с кабаком; в кабаке родился, в вине крестился, - мы видим отношение народа к системе кабаков. С вином поводишься – нагишом находишься; Сам пьян, а дети голодны; Не жаль молодца ни бита, ни ранена – жаль молодца похмельного; На добро нет, а на вино везде дают; Муж пьет – полдома горит; жена пьет – весь дом горит, - пьянство воспринималось как явление негативное, приносящее горе семье человека пьющего, пускающего по миру семью, пропивая имущество и хозяйство.

Вином жажды не запьешь, разве больше наживешь, - здесь явно присутствует попытка уйти от реальности человеком, который пьет, и “жажда” употреблена лишь в качестве сравнения состояния. Имеется в виду способность алкоголя быстро снимать моральный и физический стресс, а вернее – притуплять его восприятие, психологическая потребность неустроенного в жизни человека в алкоголе как средстве забвения. Вино с разумом не ладит; Вино ремеслу не товарищ, - имеется в виду объективная потребность в алкоголе на ряде производств, где алкоголь служит как бы противоаллергическим, успокаивающим, “комфортным” средством, а потому потребляющий его рабочий испытывает просто облегчение, так что это обстоятельство ведёт к употреблению алкоголя новыми категориями людей, занятых в таких производствах, причём как раз вовсе не заведомыми пьяницами, а наоборот, теми, кто печется о своём здоровье, в том числе и женщинами, что неизбежно резко расширяет круг постоянных потребителей спиртных напитков.

На грош выпил, на пятак шали своей прибавил; Как пьян, так и капитан; а как проспится, и свиньи боится; Как бражки жбан, так всяк себе пан; Хватил браги, набрался отваги, - во-первых, это состояние радости, всеобъемлющей любви к людям – друзьям, врагам, полное раскрепощение, исчезновение всяческих комплексов, “развязывание языка”: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке; человек прибывает в ином мире, где нет зла, несправедливости. Тем самым человек уходит от реальности, в идеальный мир, в мир, где он может быть свободным, свободным от условностей, запретов, острых проблем.











2.1 Пословицы и фразеологизмы о пьянстве

Мы из словарей Даля В.И, Жукова В.П, Жукова А.В, Аникина В.П, Тихонова А.Н собрали 108 пословиц и 58 фразеологизмов про пьянство. И мы распределили их по группам.

Пословицы:

1.Разум и пьянство

Вино с разумом не ладит

Вино не красит, а ум гасит

Где умному горе -там пьяному грех

Глупый умного не любит, пьяный трезвого

Пьяного грехи, да трезвого ответ

Вино полюбил все позабыл

Вино уму не товарищ. Вино друг: обойдет вокруг

Выпьешь много вина, так поубавится ума

Вино входит - ум выходит

Хмель шумит, ум молчит

Не упиваясь вином, будешь покрепче умом

Не жаль вина - жаль ума

Вино-это пойлок к сумасшествию

Дали вина, так и стал без ума

Кто много пьет вина, тот скоро сойдет с ума

2. Группа, которая «ЗА» пьянство

Чай, кофе - не по нутру, была бы водка поутру

Чай не водка, много не выпьешь

Человека хлеб живит, а вино крепит

Без вина правды не скажешь

Чарка вина прибавит ума. Пей до дна, наживай ума!

Быть на свадьбе, да не быть пьяну – грешно

Пить пей, да дело разумей

Была бы водка, найдется глотка

Нет молодца сильнее винца

Страшно видится, а выпьется – слюбится.

Не пить, так на свете не жить

Тот не лих, кто во хмелю тих

Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет

Хмель в компанию принимает, а непьющего никто не знает



3. Преступление (драка) и пьянство

Честна свадьба гостыми, похороны слезми, а пьянство дракой

У всякого праздника не без безобразника

Где ни напьется, тут и подерется

Где опьянение, там и преступление

Напившись, мужик и за репу дерется

Вино вину творит. Не вина винит, а вино

Невинно вино, а проклято (а виновато) пьянство

Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке

За ковш, так и за нож, за чарку, так и за драку

От кабака до тюрьмы, прямая дорожка

На привычку есть отвычка

Пьяному гуляке недалеко до драки



4. Работа и пьянство

Хлеб на ноги ставит, а водка с ног валит

Вечером пьяница - утром лентяй

Работа денежку копит, хмель денежку топит

Не дело пьяной бабе коров доить

В работе руки дрожат, а чарку хорошо держать

Было ремесло, да хмелем поросло

Бригадиру грош цена, коль любитель он вина



5. Речь пьяного

Пьяный что малый: что на уме, то и на языке

Пойми пьяного речь, поймешь и свиное хрюканье

Рожь в поле не околица, пьяного речь не пословица

Хмельной, что прямой- рот нараспашку, язык на плече

Трезвого дума, а пьяного речь

Что трезвый ни скажет, то пьяный развяжет

Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа



6. Религия и пьянство

Пьяница совесть пропивает и Бога забывает

Святые угодники на пьяницу угодливы: что ни день, то праздник

Над пьяным и оборотень потешается

Иван пьет, а черт в стороне ему бьет

Смелым бог владеет, а пьяным черт качает

От пьяного и черт сторонится

Вина напиться – бесу предаться. В пьяном бес волен



7. Здоровье и пьянство

Кто в пивную шажком, затем болезнь бежком

Человеку вредит алкоголь, как шерсти моль

За чужое здравье выпиваешь – свое пропиваешь

Дорога через кабак - в больничный барак

Вино веселит, да от вина же и голова болит

От водки ноги; как колодки



8. Характер и пьянство

Пьян – храбрится, а проспится – свиньи боится

На грош выпил, на пятак шали своей прибавил

Как пьян, так капитан; а как проспится, и свиньи боится

Лихому человеку вина не надобно. Лихой и без хмелю лих

Как бражки жбан, так всяк себе пан

Хватил браги, набрался отваги



9. Семья и пьянство

Кто пьяницу полюбит, тот век свой погубит

Нет такого зелья, как жена с похмелья

Водка лучше метелки дом подметет

Муж пьет – полдома горит, жена пьет весь дом горит

Пьянство – души потопление, семейству разорение

Запьем, так избу запрем, а что в избе, в кабак отнесем



10. Дружба и пьянство

Кто с пьяницей поводится – без рубахи находится

При пире, при бражке – все дружки, при горе – кручине все ушли

Испила кума бражки, да и хватились рубашки

Пьяному и до порога нужна подмога

С пьяницей поводишься, нагишом находишься



11. Похмелье

Не хмель беда – похмелье

Не тот пьяница, кто пьет, а тот, кто опохмеляется

В воскресенье веселье, в понедельник похмелье



12. Добро и зло

На радостях запьешь, с горем об руку пойдешь

На добро нет, а на вино везде дают

Много пить – добру не быть. Пить до дна – не видать добра



13. Последствия пьянства

Выпил на грош, а рубль дебош

Водки выпил за копейку, а дури прибавилось на рубль

Пьяному море по колено, а лужа по уши

Вином жажды не запьешь, разве больше наживешь

Погибают больше людей в вине, нежеле в воде

В море водки и богатыри тонут

14. Местонахождение

Где запивать, тут и ночевать

Выпил две, да и не помнит где



15. Вне групп

Было бы вино, а пьяные будут

Он не пьет, только за ухо льет

Водка портит все, кроме посуды

Пить не пьет, а и мимо не льет

Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки

Пей за столом, не пей за столбом

Гули да гули, да и лапти обули – обрый пьяница и капли рад, а хмель не ручайся злое зелье не уйдет в землю

Шило в мешке, вина к в кишке не утаишь









Фразеологизмы:

1. Военные

Зарядиться

Быть на втором взводе

С мухой

Под мухой

Нарезаться

Так пьян, что через губу не переплюнет



2. Книжные

Вонзить в себя

Двинуть от всех скорбей

Писать мыслете

Нарезаться в достодолжном порядке

Разрешить вино и елей

Совершить возлияние Бахусу

Устроить опрокидонили опрокидонт



3. Фразеологизмы, используемые в просторечии

Нализаться

Как зюзя

Куликнуть

Хлебнуть лишнее

Ковырнуть

Нажраться

Надрызгаться

Дернуть

Дерябнуть

Долбануть

Дербануть

Дербалызнуть

Налакаться

Раздавить мерзавчика

Раздавит баночку

Хлебнуть малую толику

Садануть

Тюкнуть

Хлобыснуть

Царапнуть

Жахнуть

Зашибить дрозда

Задавит муху

Убить штуки три медведя



4. Каламбурные

Под шефе

Под шафе

Фрамбуаз

Насандалиться

Заложить за галстук



5. Степень пьяного

Пьяного

а) в доску

б) в дупель

в) в лом

г) вусмерть

д) до зеленых соплей

е) до потери пульса

ж) мертвецки пьян

з) вдребезги



6. Вне группы

Напился, как сапожник

Допился до чертиков

Язык размок

Язык ниткой перевязан

Лыка не вяжет

Язык в киселе

Под горлом дыра





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании мы изучили пословицы и фразеологизмы о пьянстве.

Мы решили поставленные нами задачи:

1) Изучили пословицы и фразеологизмы о пьянстве

2) Классифицировали их

Можно сделать следующие выводы:

* Что фразеологизмы, используемые в просторечье, больше чем в других стилях речи, так как простой народ находил единственное утешение на дне бутылки.

* Что пословицы группы

а) «Разум и пьянство» больше. Это объясняется тем, что разум человека разрушается пьянством. Поэтому люди и придумывали разного рода пословицы, чтобы предостеречь от разрушения самого ценного – разума человеческого.

б) «За» пьянство. Эта группа имеет преимущества потому, что пьянство –

отличительная черта русской натуры и его корни необычайно глубоки.

Культура потребления спиртного в Древней Руси обыкновенное, то есть каждодневное, и употребление по случаю прихода гостей. И еще можно добавить, что гостеприимство является одной из самых ярких черт русского характера.

в) «Преступление (драка) и пьянство». Преимущество этой группы в том, что пьянство ведет к дракам и ссорам. Его можно объяснить пословицей « Где опьянение, там и преступление»

Задача нашего исследования состояла в том, чтобы проанализировать на основе пословиц и фразеологизмов отношение русского народа к пьянству на протяжение нескольких веков.

Большая часть пословиц и фразеологизмов, которые были изучены в данном исследовании, отражает негативное восприятие пьянства русским народом, тем не менее, эта проблема остается одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Осознавая всю тяжесть последствий, народ продолжает пить. Одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья на вздор.



















Библиография


Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

Жуков, Анатолий Власович. Лексико-фразеологический словарь русского языка : около 1500 фразеол. единиц / А.В. Жуков .— М. : АСТ : Астрель, 2007 .— 603 с.


Жуков, Влас Платонович. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков .— 7-е изд., стер. — М. : Рус. яз., 2000 .— 544 с.



Русские поговорки и пословицы / Под ред. В.П. Аникина .— М. : Худож. лит., 1988 .— 431 с.


Русские пословицы и поговорки / Сост. К.Г. Берсеньева .— М. : Центрполиграф, 2004 .— 383 с.



Словарь русских пословиц : ок. 1000 единиц / В.М. Мокиенко [и др.] .— М. : Астрель : АСТ, 2007 .— 381 с.


Снегирев, Иван Михайлович. Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих пословицах .— М. : Терра, 1997 .— 352 с .


Телия, Вероника Николаевна. Русская фразеология : Семант., прагмат. и лингвокультурол. аспекты .— М. : Яз. рус. культуры, 1996 .— 284 с .



Фразеологический словарь русского языка : свыше 10 тысяч фразеологизмов / сост. А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова .— 4-е изд., стереотип. — М. : Рус. яз.- Медиа : Дрофа, 2008 .— 334, [2] с