Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 год № 1897.
Программа реализована в учебниках:
1. Литература: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 ч. Ч. 1 /Авторы-составители: Е.В.Ефремова, С.К.Бирюкова, А.М.Мансурова и др.-11-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013.
2. Литература: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 ч. Ч. 2 /Авторы-составители: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, А.М.Мансурова и др.-11-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013.
В программе реализован принцип этнокультуроведческого подхода к изучению произведений русской, зарубежной литературы и литературы народов России.
Количество часов по программе – 70, но количество часов по учебному плану школы- 70ч. (количество учебных недель в школе - 35). Количество часов в неделю на уроки русской литературы составляет 2 ч.
Специфика русской литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с определёнными стандартом целями изучения литературы.
Цели и задачи реализации учебного предмета в 7 классе:
1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный,
деятельностный подходы. В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития. Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.
Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану.
В Рабочей программе учтены различные формы урока:
Виды контроля:
- промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
выразительное чтение,
развёрнутый ответ на вопрос,
анализ эпизода,
составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,
составление сравнительной характеристики по заданным критериям,
викторины,
игры,
конкурсы,
сочинение синквейнов;
- итоговый (за полугодие):
сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,
тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося,
теоретико-литературные знания.
Методы обучения, предусмотренные программой:
наглядный,
словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
видеометод.
В 7 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений путём использования на уроках определённых методов и приёмов. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются также такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание простых видов творческих работ (отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, составление плана собственного устного и письменного высказывания), меньшее количество проблемных вопросов включается в содержание урока. Начинается использование проектных технологий, но применяются ещё и игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей
Основные виды устных и письменных работ по литературе в VII классе
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных, текстов, в том числе и выученных наизусть.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений.
Устный и письменный пересказ (изложение) — подробный, выборочный, сжатый — эпического произведения или отрывка из эпического произведения
Устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению (развернутый ответ на вопрос и характеристика литературных героев).
Рассказ о писателе на основании статьи учебника-хрестоматии и устного рассказа учителя.
Устное словесное рисование. Инсценирование художественных произведений.
Составление плана собственного устного и письменного высказывания.
Составление простого и сложного планов эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению на темы, связанные с общественно полезным трудом учащихся. Сочинения на основе личных впечатлений (о походе, экскурсии, работе на пришкольном участке и др.).
Устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведении изобразительного искусства, о просмотренном кинофильме или телепередаче (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).
Используемые технологии обучения:
Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год. В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 70 часа, по 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса
Введение – 1 ч.
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.
Устное народное творчество
Народная песня как выражение основ народного бытия, высших духовных ценностей.
Русские народные песни: песни крестьянских праздников, песни о рекрутской доле солдат-новобранцев, о казацкой и солдатской службе, о любви и семейной жизни.
«Береза моя, березонька!..», «По горам-горам по высоким...», «Уж ты сад, ты мой сад...». «Во лесу, лесу дремучем...».
Песни пародов Поволжья, Приуралья и Сибири: чувашская обрядовая лирическая песня «Птицы перелетные осенью улетают...»; мордовская семейно-бытовая песня «Яблоня»; марийские песни: «Берег Волги высок...», «Мы все родились...»; удмуртские лирические песни: «Как зеленый, ой, клен...», «У дороги ветвистая береза...».
«.Молитва Ульгеню», «Молитва Эрлику» (отрывки из алтайской былины «Алтай — Бучай»).
Отражение народного песенного творчества в современной поэзии (вариации Г. Айги на темы чувашских и татарских народных песен, чувашских и марийских народных песен, чувашских и удмуртских народных песен),
Теория литературы Жанровые особенности народных песен. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.
Из древнерусской литературы (1 ч)
Жития святых как произведения древнерусской литературы.
Особенности' литературного жанра жития: неторопливое повествование от 3-го лица, композиция из трех частей; традиционные признаки: раннее благочестие героя, дар чудотворения, подвиги, посмертные чудеса.
«Житие Преподобного Сергия Радонежского». Крепкая вера, кротость, трудолюбие, жертвенность, баззаветная любовь к родине, присущие Преподобному Сергию Радонежскому — защитнику Земли Русской,
Теория литературы. Жанр жития святых как один из распространенных жанров дневнерусской литературы.
Русская литература XIX века (42ч.)
Иван Андреевич Крылов – 2 ч.
Басни «Лжец», «Лисица и виноград».
Осмеяние человеческих пороков и недостатков общественной жизни в кратком рассказе — басне. Иносказательный сюжет, условные действующие лица. Поучительное значение и сатирическая направленность басен.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) И ее роль в изображении жизни.
Василий Андреевич Жуковский – 2 ч.
«Светлана», «К ней», «Вечер».
Баллада «Светлана» (в сокращении). Таинственное и романтическое в балладе. Отражение русского национального быта, верований, поэтических преданий.
Теория литературы. Первоначальное знакомство с жанром баллады.
Стихотворение «К ней». Лирическое стихотворение о любви. Своеобразие заглавия и его значение. «Чистый и священный» образ любимой. Особенность жанра стихотворения-гимна,
«Вечер». Неразрывная связь человека и природы. Нравственные ценности лирического героя и его предназначение.
Теория литературы. Олицетворение как художественное средство поэтической речи. Понятие о возвышенной лексике.
Александр Сергеевич Пушкин – 7 ч.
«Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»), «Дубровский». «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»), Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Прославление русского оружия, отваги русских солдат. Сопоставление образов Петра I и Карла XII как средство раскрытия их характеров и выражения авторского отношения к героям.
Теория литературы. Развитие понятия о метафоре.
Повесть «Дубровский». Критическое изображение барства, осуждение произвола и деспотизма. Сочувственное отношение к крестьянам. Характер протеста Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Благородство чувства Владимира Дубровского к Маше Троекуровой.
Теория литературы Особенности композиции повести. Роль диалогов в раскрытии характеров героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов – 6 ч.
«Парус», «Узник», .«Кавказ», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
«Узник». Мотивы одиночества, стремления к свободе. Сказочные мотивы в стихотворении. .
«Парус», Поэтическая картина природы. Жажда борьбы и свободы — основной мотив стихотворения.
«Кавказ». Любовь поэта к прекрасному горному краю. Пафос при выражении чувств. Образная система стихотворения. Кавказ в судьбе Лермонтова.
Теория литературы. Своеобразие поэтического языка лермонтовских стихотворений. Развитие понятия о стихотворной речи. Закрепление знаний о стихотворных размерах. Двусложные размеры стиха.
«Песня про царя Ивана Васильевича...». Картины русской жизни второй половины XVI в. Талантливое изображение кулачного боя на Москве-реке. Отношение Лермонтова к своим героям. Мастерство изображения царя-самодержца, Ивана Грозного, Особенность названия произведения. Женский образ в «Песне...».
Николай Васильевич Гоголь – 5 ч.
«Тарас Бульба» (в сокращении). Отражение в повести событий XV— XVII вв. — борьбы Украины за национальную независимость. Художественное изображение картины жизни и быта казачества, живущего в Запорожской Сечи. Героизм Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев, Остап и 'Андрий. Противопоставление как прием раскрытия их характеров.
Теория литературы. Характер персонажа произведения. Способы раскрытия характера литературного героя (портрет, поступки, речь, авторская характеристика, окружающая обстановка, пейзаж).
Иван Сергеевич Тургенев- 5 ч.
«Бежин луг», «Певцы» (из «Записок охотника»).
Рассказ «Бежин луг» (в сокращении). Изображение духовного мира крестьянских детей, их отношения к природе. Мастерство писателя в раскрытии характеров крестьян-подростков. Образ автора-рассказчика.
Рассказ «Певцы» (в сокращении). Вера Тургенева в талантливость русского народа. Художественное воссоздание состязания в пении двух певцов. Образ певца Якова. Авторское отношение к искусству народного пения.
Теория литературы. Первоначальное понятие о композиции рассказа. Развитие понятия о пейзаже (в художественном произведении).
Федор Иванович Тютчев – 1 ч.
«Еще шумел веселый день...».
Тютчев — поэт, певец русской природы. Лиризм и поразительная музыкальность стихотворения. Художественное мастерство поэта при передаче неразрывной связи человека с окружающим многообразием мира, при передаче всех звуков «жизни благодатной».
Теория литературы. Закрепление знаний об эпитете.
Александр Николаевич Островский – 3 ч.
Комедия «Свои люди — сочтемся». Жанр социальной комедии. Художественное мастерство драматурга в изображении быта и нравов купцов Замоскворечья первой половины XIX в. Критика низких чувств и поступков, противоречащих общественному идеалу. Своеобразие сюжета комедии. Изображение разрушительной силы денег, «безудержной жажды ба"рыща».
Образ купца Самсона Силыча Большова, стряпчего Рисположенского, приказчика Подхалюзина, Женские образы в комедии (Аграфена Кондратьевна, ее дочь Липочка, сваха Устинья Наумовна).
Сложность композиционной структуры пьесы. Современное звучание комедии.
Теория литературы. Первоначальное знакомство с жанром драмы. Комедия как один из видов драмы. Диалоги, монологи, реплики—средства обрисовки действующих лиц в драматическом произведении. Комическое и смешное в комедии.
Николай Алексеевич Некрасов – 4 ч.
«Мороз, Красный нос» (поэма; в сокращении). Изображение крестьянской жизни. Прокл, его трудолюбие, сила, выносливость. Судьба Прокла как отражение тяжелой жизни крестьян. Поэтический образ русской женщины. Мечты Некрасова о свободном и счастливом труде. Картины природы в поэме. Особенности композиции поэмы. Близость поэмы к фольклору.
Теория литературы. Понятие о поэме. Развитие понятия стихотворной речи. Трехсложные размеры стиха.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 2 ч.
«Премудрый пискарь», «Коняга».
Социальный и общественный характер сказок Салтыкова-Щедрина.
«Премудрый пискарь». Жизненная позиция премудрого пискаря. Аллегорический смысл названия сказки.
«Коняга». Роль вставного эпизода о двух сыновьях одного отца — Коняге и Пустоплясе — для понимания идейного содержания сказки, Аллегорический смысл названия сказки.
Общественное значение сатирических сказок Салтыкова-Щедрина для нашего времени.
Теория литературы. Развитие понятия о литературной сказке.
Афанасий Афанасьевич Фет – 1 ч.
«Это утро, радость эта...», «Вечер».
Воспевание поэтом красоты окружающего мира. Метафоричность и музыкальность его стихов.
«Это утро, радость эта...». Воспевание красоты русского пейзажа. Роль повтора указательного местоимения это для передачи лирического настроения.
«Вечер». Неразрывная связь утра, дня, вечера и ночи, быстро меняющееся состояние природы — выразительные художественные приемы дл^ передачи настроения лирического героя.
Теория литературы. Закрепление знаний о метафоре в поэтическом произведении. Цветовые эпитеты и их роль в создании лирического настроения.
Лев Николаевич Толстой – 4 ч.
«Детство», «Отрочество», «Юность» (в сокращении). Связь автобиографических повестей «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Способность героя к самоанализу и самооценке. Психологизм" писателя. Внутренний монолог героя как художественный прием воссоздания жизненных ситуаций,
Теория литературы. Жанр автобиографической повести.
Антон Павлович Чехов – 1 ч. -
«Хамелеон» (в сокращении). Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Смешное и грустное в рассказе.
Особенности развития действия. Смысл названия.
Теория литературы. Понятие о юморе. Развитие понятия о композиции. Понятие о сюжете.
Из русской литература XX века (14 ч)
Краткий историко-литературный обзор
Владимир Галактионович Короленко. – 2 ч.
«Слепой музыкант» (в сокращении). Сложность становления личности героя. Поиски героем своего предназначения. Искусство в жизни человека. Чистая и светлая любовь как одна из основ отношений между людьми. Проблема счастья в повести. Актуальность событий, изображенных в произведении.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном герое.
Максим Горький – 3 ч.
«В людях», «Челкаш», «Песня о Соколе».
«В людях» (фрагменты). Нравственное становление Алеши. Идейная и композиционная основа повести. Противостояние злу и несправедливости.
Действенный гуманизм произведения.
Теория литературы Понятие об автобиографической повести.
«Челкаш». Сюжет рассказа. Тема рассказа—ответственность человека за выбор жизненного пути — как одна из важнейших тем в литературе XX в. Челкаш и Гаврила как антиподы и единомышленники.
«Песня о Соколе». Героический пафос «Песни о Соколе». Композиция «Песни...» (роль обрамления, контрастность образов). Красочность и эмоциональность языка, особенности ритма. Символико-аллегорический смысл. Образы-символы (Сокол и Уж),
Теория литературы. Начальное понятие о символе.
Владимир Владимирович Маяковский - 1 ч.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.,.».
Маяковский — выдающийся русский поэт XX в. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского и отражение ее в стихотворении «Необычайное приключение...».
Теория литературы. Особенности лексических средств, ритма в поэзии Маяковского.
Андрей Платонович Платонов – 1 ч.
«Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.
Особенности языка произведения.
Теория литературы. Развитие понятия о языке художественного произведения.
Сергей Александрович Есенин –1 ч.
«Край любимый, сердцу снятся...», «Песнь о собаке», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»
Сострадание и милосердие «ко всему живому» на земле в стихотворениях поэта. Чувство любви к родине, к природе родного края.
Анна Андреевна Ахматова – 1 ч.
«Мужество», «Клятва».
Вера поэта в русский народ и его культуру. Масштабность и человечность подвига простого солдата.
Теория литературы. Развитие понятия об особенностях поэтической речи: ритме, рифме, сравнении, метафоре.
Валентин Григорьевич Распутин – 2 ч.
Уроки французского». Отношения между поколениями. Роль детства в жизни человека. Изображение трудной жизни села в годы' Великой Отечественной войны.
Образ учительницы Лидии Михайловны. Ее материнское участие в сложной судьбе ученика как нравственный урок человека, имеющего любящую душу и светлый ум.
Уроки нравственности в произведении.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном герое.
«Нарты» - 1 ч.
«Нарты» — эпические сказания народов Кавказа, имеющие свою историческую основу. Отражение в «Нартах» быта, характеров кавказских народов, реальных, хотя и давних событий.
Теория литературы. Элементы мифологического и мифического в «Нартах».
Коста Хетагуров – 1 ч.
«Охота на туров», «Перед памятником».
Художественное своеобразие изображения природы и обычаев осетинцев в рассказе «Охота на туров».
Значение творчества Хетагуррва в формировании и развитии осетинской литературы.
Тема поэта и поэзии в творчестве Хетагурова («Перед памятником»). История создания стихотворения. Тема ответственности человека за свои поступки.
Габдулла Тукай – 1 ч.
«Шурале», «Пушкину». Габдулла Тукай — поэт-просветитель. Гуманистические идеи в творчестве Г. Тукая. Любовь к традициям, обычаям и культуре своего родного' народа. Фольклорная основа поэмы.
Основная идея поэмы — родина славна прежде всего людьми умными и трудолюбивыми. Широкая известность балета композитора Ф. Яруллина «Шурале», созданного по мотивам поэмы Г. Тукая.
Из зарубежной литературы (4ч)
Гомер – 2 ч.
«Илиада», «Одиссея».
«Одиссея». Поэма, воспевающая мужество, целеустремленность, изобретательность в достижении цели. Боги и люди, фантастические элементы в поэме, необычность и привлекательность повествования о скитаниях Одиссея, Одиссей в отношениях к воинскому долгу, товарищам, семье.
В.А.Жуковский — переводчик поэмы.
Теория литературы. Закрепление знаний о жанре поэмы.
Жан-Батист Мольер – 1 ч.
«Мещанин во дворянстве» (в сокращении). Мольер как создатель «высокой комедии» классицизма; связь творчества драматурга с традициями эпохи Возрождения.
Сатирическое изображение аристократии, в пьесе, высмеивание псевдо-дворянских амбиций буржуа Журдена, Характер героя, его своеобразие. Клеонт как защитник человеческого достоинства независимо от социальной и сословной, принадлежности.
Теория литературы. Классицизм. Жанр комедии.
Фридрих Шиллер – 1 ч.
«Перчатка». Сюжет баллады. Драматизм повествования, живописность и простота речи. Образ молодого рыцаря, бесстрашно вошедшего в клетку льва и тигра. Роль заключительной фразы баллады.
Мастерство перевода баллады с немецкого языка русским поэтом В. А Жуковским.
«Шиллер — поэт благородных порывов». (А. Герцен)
Повторение – 2 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
текст изученного художественного произведения, событийную сторону (сюжет) и героев (в их взаимосвязи);
основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
находить элементы сюжета (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку) и объяснять их роль в изученном произведении;
определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в контексте;
различать эпические и лирические произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения — 120 — 130 слов в минуту;
пересказывать устно или письменно (изложение) — подробно, выборочно, сжато — эпические произведения или отрывки из них;
создавать (устно или письменно) сочинение-рассуждение по изученному произведению; давать развернутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;
составлять план собственного устного и письменного высказывания;
давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения);
пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.
4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка навыков чтения
Проверка навыков чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) в V—IX классах проводится на основе повседневных наблюдений за чтением учащихся и навыками работы с текстом.
Понимание содержания прочитанного определяется умением ученика ответить на вопросы или пересказать содержание текста.
Навыки чтения оцениваются следующим образом:
Оценка «5» ставится за правильное и выразительное чтение вслух, показывающее полное понимание читаемого (сознательное чтение), отвечающее основным нормам русского литературного произношения.
Оценка «4» ставится за сознательное и выразительное чтение вслух, но при этом допускаются одна -две ошибки в произношении слов и интонировании предложения.
Оценка «3» ставится за сознательное чтение при наличии трех—пяти ошибок в произношении слов и в интонировании предложений, при этом допускается запинка, исправляемая при перечитывании.
Оценка «2» ставится за чтение, не отвечающее основным требованиям (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения).
Оценка «1» ставится за чтение, обнаруживающее полную беспомощность и не отвечающее ни одному из предъявляемых к нему требований.
При оценке домашнего чтения требования более повышенные, чем при чтении текста без предварительной подготовки. При этом оценка снижается примерно на один балл
Оценивание тестов:
Из 20 вопросов
17-20 правильных ответов - 5
12-17 правильных ответов - 4
9-12 правильных ответов - 3
менее 9 правильных ответов – 2
Оценка грамматических знаний, умений и навыков
В V—IX классах оцениваются знания по грамматике, понимание сути грамматического явления, умение формулировать правило и применять его в практике речи. При этом берется во внимание полнота и правильность ответа, его речевое оформление.
Оценка «5» ставится за ответ, обнаруживающий умение ученика обстоятельно и правильно объяснить то или иное грамматическое явление (сформулировать грамматическое определение или правило), привести нужный пример, сделать самостоятельно грамматический разбор.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но
имеет одну -две неточности по содержанию или языку изложения, которые ученик исправляет самостоятельно или при незначительной помощи учителя.
Оценка «3» ставится за ответ, обнаруживающий неполное освещение вопроса и неумение привести нужные примеры, сделать полный грамматический разбор, содержащий как недочеты в передаче фактического материала, так и речевые ошибки.
Оценка «2» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части требуемого грамматического материала или неумение изложить его даже при помощи наводящих вопросов.
Оценка «1» ставится за ответ, обнаруживающий полное незнание или непонимание материала, изучаемого в классе.
Оценка письменной речи учащихся
Ответы на вопросы.
Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в IV—X классах. Этот вид работы в IV—V классах используется при проверке знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В VI—X массах, помимо этого, ответы на вопросы выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопросов, самостоятельно мыслить.
Вопросы для письменного ответа можно давать по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картин, а. также основные орфограммы и пунктограммы (два-три случая), изученные ранее.
Оценка изложений и сочинений Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или отдельный рассказ— в том и другом случае повествовательного характера (с V класса с некоторыми элементами описания, а в VII! и IX классах — и с элементами диалога). Тексты для изложений должны отвечать требованиям идейно-политического воспитания и содержанию учебной программы данного класса.
С помощью изложений проверяют умения раскрыть содержание темы, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические задания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.
Текст должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.
Примерный объем текстов для изложения;
в V классе —90—120 слов, в VI классе—120—170 слов, в VII классе —170— 220, в VIII—!Х классах — 220-320 слов.
При оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить тексты на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка.
Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Две оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.
Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема.
Учителю предоставляется право повышать оценку по русскому языку при увеличении объема сочинения на одну -две страницы. Превышение объема сочинения для выставления оценки «5» не принимается во внимание.
За самостоятельное и оригинальное сочинение с высоким уровнем речевого оформления учитель может повысить оценку на один балл.
Оценка обучающих работ
Нормы оценки, приведенные выше, относятся лишь к контрольным работам. Обучающие работы (различного рода упражнения, выполненные дома и в классе, предупредительные, объяснительные, выборочные диктанты, ответы на вопросы, пересказы, составление плана изложений, обучающие изложения, подготовка материала к сочинению) учитель оценивает в зависимости от степени сложности задания и подготовленности учащихся.
5) Произведения для заучивания наизусть:
А. С. Пушкин. «Горит восток зарею новой...» (со слов «Уж близок полдень...» до слов «,..и смерть и ад со всех сторон»).
И. А. 'Крылов. «Волк на псарне».
М. Ю. Лермонтов. «Парус».
И. С. Тургенев. Отрывок из рассказа «Муму» («Возвращение Герасима в деревню»),
Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос...» («Не вечер бушует над бором...»).
А. А, Фет. «Это утро, радость эта...».
С. А.' Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая...»
А. А. Ахматова. «Мужество»
Учебно-тематический план
Всего часов
1.
Введение.
1
2.
Устное народное творчество.
2
3.
Из древнерусской литературы.
2
4.
Из русской литературы XIX века.
42
5.
Из русской литературы XX века.
14
6.
Из литератур других народов России.
3
7.
Зарубежная литература.
4
8.
Повторение
2
Календарно-тематическое планирование
Количество часов
Планируемая
дата
Фактическая
дата
1.
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.
1
2.
Устное народное творчество. Песни крестьянских праздников. Песни о рекрутчине.
1
3.
Песни народов Северного Кавказа. Песни народов Урала и Поволжья
1
4.
Из древнерусской литературы. Житие преподобного Сергия Радонежского.
1
5.
Русская литература 19 века. И.А.Крылов. «Лжец», «Лисица и виноград». О басне.
1
6.
В.А.Жуковский «Светлана». Таинственное и романтическое в балладе.
1
7.
В.А.Жуковский. «К ней», «Вечер»
1
8.
А.С.Пушкин О поэме. «Полтава».
1
9.
А.С.Пушкин «Полтава». О метафоре
1
10.
А.С.Пушкин «Дубровский»
1
11.
А.С.Пушкин «Дубровский». Критическое изображение барства, произвола и деспотизма.
1
12.
Характер протеста В.Дубровского против беззакония и несправедливости
1
13.
Чистота и благородство отношений Дубровского и Маши. Особенности построения произведения.
1
14.
Развитие речи. Сочинение по повести
1
15.
Внеклассное чтение.
А.С.Пушкин «Повести Белкина».
1
16.
М.Ю.Лермонтов «Желание», «Узник». Мотивы одиночества, стремления к свободе.
1
17.
М.Ю.Лермонтов «Парус». Основной мотив стихотворения.
1
18.
М.Ю.Лермонтов «Кавказ». «Кавказу». Единство человека и природы.
1
19.
О лирике. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
1
20.
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1
21.
«Песня про … купца Калашникова»
1
22.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
1
23.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
1
24.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
1
25.
Анализ повести «Тарас Бульба». О литературном герое.
1
26.
Развитие речи. Сочинение «Два брата – две судьбы»
1
27.
И.С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе, миру.
1
28.
И.С. Тургенев «Бежин луг». Психологизм писателя в раскрытии характеров персонажей.
1
29.
И.С.Тургенев «Певцы». Мастерство автора в изображении народных характеров.
1
30.
И.С.Тургенев «Певцы». Роль рассказчика в произведении.
1
31.
Ф.И.Тютчев «Ещё шумел весёлый день».
1
32.
А.Н.Островский «Свои люди – сочтёмся».
1
33.
А.Н.Островский «Свои люди – сочтёмся».
1
34.
А.Н.Островский «Свои люди – сочтёмся». О комедии.
1
35.
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни.
1
36.
Прокл, его трудолюбие, выносливость. Судьба Прокла как отражение тяжелой жизни крестьян
1
37.
Поэтический образ русской женщины. Мечты Некрасова о счастливом и свободном труде.
1
38.
Трехсложные размеры стиха. О композиции.
1
39.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»
1
40.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Коняга»
1
41.
А.А.Фет «Это утро, радость эта…»
1
42.
Л.Н.Толстой «Детство». Ивины.
1
43.
Л.Н.Толстой «Отрочество»
Связь автобиографических повестей
«Детство» и «Отрочество»
1
44.
Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Способность героя к самоанализу и самооценке
1
45.
Л.Н.Толстой. «Юность». Какие открытия делает Николенька в жизни.
1
46.
А.П.Чехов «Хамелеон».
Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе. Очумелов и Хрюкин.
1
47.
О сюжете, юморе и сатире
1
48.
Русская литература 20 века. В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
1
49.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
1
50.
М.Горький «В людях». Нравственное становление Алеши.
1
51.
Идейная и композиционная основа повести.
1
52.
М.Горький «Челкаш».
1
53.
М.Горький «Песня о Соколе»
1
54.
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
1
55.
С.А.Есенин «Край любимый! Сердцу снятся…»
1
56.
С.А.Есенин «Песнь о собаке», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
1
57.
А.Платонов «Неизвестный цветок».
1
58.
А.А.Ахматова «Клятва». «Мужество». Своеобразие поэтических интонаций стихотворения.
1
59-60.
В.Г.Распутин «Уроки французского»
В.Г.Распутин «Уроки французского»
2
61.
Внеклассное чтение.
К.Г.Паустовский «Надпись на валуне». Совесть как высший суд поведения человека.
1
62.
Из литератур других народов России. Нарты. Как Сосурко добыл огонь.
1
63.
Коста Хетагуров «Охота на туров» Перед памятником.
1
64.
Габдулла Тукай «Шурале». «Пушкину»
1
65.
Зарубежная литература. Гомер «Одиссея»(фрагменты)
Боги и люди, фантастические элементы в поэме. В.А.Жуковский- переводчик поэмы.
1
66.
Гомер «Илиада»
1
67.
Ж.Б..Мольер «Мещанин во дворянстве»
1
68.
Ф.Шиллер «Перчатка»
Заключительный урок
1
69.
Повторение
1
70.
Повторение
1
Перечень учебно-методического обеспечения
Основной:
1. Ефремова Е.В., Бирюкова С.К., Мансурова А.М. и др. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 ч. Ч. 1 -11-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013.
2. Русина Н.С., Бирюкова С.К., Мансурова А.М. и др. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 ч. Ч. 2 - 11-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013.
Дополнительный:
1. Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Краткий справочник по русской литературе для учащихся старших классов / Н.Н.Будникова, Г.И. Полторжицкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 316, [1] с.
2. Генералова Н.С, Миронова Н.А.Все сочинения по литературе за 7 класс к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной «Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений» Учебно-методическое пособие / Н.С. Генералова, Н.А. Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 224 с.
3. Егорова Н.В. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении: 5-9 классы. – М.:ВАКО, 2011. – 288 с.
4. Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 7 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 240 с.
5. Миронова Н.А. Литература в таблицах: 5-11-й кл. : справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 126, [2] с.
6. [link] – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.