Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 105 часов учебного времени ( 3 часа в неделю)
Развитие речи – 17
Внеклассное чтение – 10
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля Промежуточный:
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества
Для учителя:
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
«Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997г.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс-105 часов (3 ч в неделю)
урока Тема урока
Кол-во уроков
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
ИКТ
Дата проведения
1
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека)
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Художественные открытия русских писателей – классиков.
Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.
Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.
Владение монологической и диалогической речью.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции.
2
Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы.
Национальное самоопределение русской литературы. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции.
3
А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка.
Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии
Знать о художественных открытиях Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
Уметь выразительно читать стихотворения;
Выступать с сообщениям на литературную тему.
ИКТ
4
Романтическая лирика А. С. Пушкина.
«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление
Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм
мировосприятия и его преодоление
Знать о художественных открытиях Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину
5
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .
«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Знать о художественных открытиях Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину
6
Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
Знать о художественных открытиях Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их .
Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках гуманизм и философскую глубину
7
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...».
«Вечные « темы и их философское осмысление в поэзии Пушкина ( любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия).
Знать о художественных открытиях Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину
Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках
8
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции.
Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I.
Уметь анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции.
9-10
РР
РР/1,2
Контрольная письменная работа по творчеству А. С. Пушкина.
Ответ на проблемный вопрос. Рассуждение по проблеме (проблемный вопрос по варианту ЕГЭ).
Тест.
Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.
Владение навыками создания собственного текста и его редактирования
11
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира М.Ю.Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием. Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их соотношении и взаимовлиянии. «Нет, я не Байрон, я другой...»
Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.
Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках
ИКТ
12
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;
Помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы М.Ю.Лермонтова.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать художественные произведения;
выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему.
13
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,
«Сон», «Завещание»
Расширить знания учащихся о лирическом герое. Понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать художественные произведения;
выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
14
Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...»
Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать художественные произведения;
выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
15
ВЧ 1
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Противостояние «красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и охладелого сердца.
Знать основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.
ИКТ
16-17
К
РР
РР/3,4
Проверочная работа по лирике Лермонтова.
Ответ на проблемный вопрос. Рассуждение по проблеме (проблемный вопрос по варианту ЕГЭ).
Тест.
Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно.
Владение навыками создания собственного текста и его редактирования изложить в письменной речи.
18
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Обзор. Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Уметь анализировать прозаическое произведение .
Свободная работа с текстом и дополнительной литературой
ИКТ
19
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы.
Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры
Характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина.
Уметь анализировать прозаическое произведение, интерпретировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции.
ИКТ
20
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода
Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Петербург в произведениях Пушкина и Гоголя.
Уметь устно нарисовать картину Невского проспекта, анализировать и интерпретировать текст повести , выявляя способы выражения авторской позиции.
Знать структуру анализа эпизода
21
ВЧ2
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы
22-23
РР
РР/
5,6
Проверочная работа по творчеству
Н. В. Гоголя
Ответ на проблемный вопрос. Рассуждение по проблеме (проблемный вопрос по варианту ЕГЭ).
Тест
Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.
Владение навыками создания собственного текста и его редактирования
24
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы
Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860 г. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Эволюция национального театра Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусоргского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»), «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии.
Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.
Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности .
Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу.
Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации.
ИКТ
25
И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.
Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Детство, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе.
«Фрегат «Паллада» - путевые заметки писателя. История создания романа «Обломов». «Обрыв» как последняя часть трилогии о старых и новых русских людях
Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).
Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.
Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
ИКТ
26
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову
Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская» обломовщина
Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.
Уметь развёрнуть, обосновать рассуждения, приводить доказательства
27
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе
«Головная» (рассудочная) и духовно- сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытания любовью» и её решение в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга). Музыкальные страницы романа
Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа.
28
Обломов и Штольц
Приём антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе Обломова. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное
Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции, позволяющие судить об отношении автора к героям;
Понимать, почему Обломов стал одним из типических героев русской литературы, как сочетается в данном образе общее и индивидуальное.
Уметь отбирать материал для сравнит. анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа
29
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
Роман «Обломов» в зеркале русской критики («Что такое обломовщина?» Н.А. Добропюбова, «Обломов» Д .И. Писарева, «Обломов», роман Гончарова» А.В. Дружинина)
Знать содержание статьи.
Уметь составлять план и конспект критической статьи.
Аргументировано отвечать на ??? проблемного характера
30-31
РР
РР/
7,8
Проверочная работа по творчеству
И.А.Гончарова
Ответ на проблемный вопрос. Рассуждение по проблеме (проблемный вопрос по варианту ЕГЭ).
Тест
Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.
Владение навыками создания собственного текста и его редактирования
32
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.
Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра. Островский – наследник Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя. Просмотр фрагментов из спектаклей и кинофильмов, снятых по мотивам пьес А.Н.Островского.
Знать основные моменты биографии писателя, сведения о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции; готовить сообщения об основных этапах биографии; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства (театр, кино).
ИКТ
33-34
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия
Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах Островского. Углубление понятий о драме как о роде литературы. Жанровое своеобразие, сочетание драматического , лирического и трагического начал.
Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.
Уметь характеризовать самодуров и их жертвы;
работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения;.
уметь анализироватьэпизод, выявляя способы выражения авторской позиции;
Уметь делать выписки из литературоведческих статей .
Уметь развёрнуто обосновывать суждения , приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику
ИКТ
35
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества
Урок-путешествие по городу Калин»Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе».
составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа;
Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народнопоэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги, инсценировать эпизоды пьесы; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
36
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.
Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира
Знать основные этапы развития внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их.
Уметь читать по ролям эпизоды пьесы; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера; найти информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тем
37
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Исполнение роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина-Косицкая, Тарасова
ИКТ
38
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»
Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы»)
Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
39-40
РР
РР/9,
10
Проверочная работа по творчеству А.Н.Островского
Ответ на проблемный вопрос. Рассуждение по проблеме (проблемный вопрос по варианту ЕГЭ).
Тест
Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.
Владение навыками создания собственного текста и его редактирования
41
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). История рода Лутовиновых и Тургеневых. Детство писателя. Главный дом усадьбы: кабинет Тургенева, его библиотека. Гости усадьбы (А. Фет, М. Щепкин, П. Киреевский, И.Аксаков, М. Савина). Парк Спасского-Лутовинова. Панорама жизни русской деревни. Окрестности села: овраг Кобылий Верх, Бирюков колодец, Бежин луг, Колотовка, Льгов и др. Спасское и его жители в произведениях Тургенева.
Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений.
Уметь делать сообщения.
Уметь найти информацию в источниках различного типа,систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему
ИКТ
42
Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.
История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Ориентировочная беседа, выясняющая уровень первичного восприятия учащимися текста романа (работа с портретами Кирсановых кисти художников П. Боклевского и К. Рудакова). Кирсановы как лучшие представители дворянства.
Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа.
Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики
Знать историю создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; в чём заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
43
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя
Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам. Сущность внутреннего конфликта в душе Евгения Базарова: «Я не нужен России… Нет, видно, не нужен».
Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками. Знать, в чём заключается сила и слабость нигилизма Базарова.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. Выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи
44
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым. Авторская позиция и способы её выражения.
Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.
Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений. Уметь сравнивать героев-антагонистов.
45
«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».
Базаров и его мнимые последователи. Эволюция отношений Базарова и Аркадия. Кукшина и Ситников как пародия на нигилизм
46
Любовь в романе «Отцы и дети»
Испытание любовью в романе.
Уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказов; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
Знать, как развиваются отношения Базарова с мнимыми последователями, почему герой обречён на трагическое одиночество.
Знать, как герои проходят испытание любовью, какую роль данное испытание в их судьбе.
Уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказов; аргументированно отвечать на ??? проблемного характера
47
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению
Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей». Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная -и всё-таки обречённая на погибель». Базаров в ряду других образов русской литературы
Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены; причины полемики, возникшей вокруг романа, мнения критиков и автора о фигуре главного героя.
Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария
Сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.
48-49
РР
РР/
11,12
Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Основные признаки текста. Использование цепной и параллельной связи в предложениях. Особенности абзацного членения текста
Уметь: давать ответ на проблемный вопрос, учитывая требования части С5 ЕГЭ по литературе; давать оценку письменной работе, руководствуясь предложенными критериями
50
РР/
13
Зачётная работа за первое полугодие
51
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость
Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобр.-выраз. средствах, о философском характере лирики поэта.
Знать особенности изображения поэтом мира природы. Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева; определять авторский стиль, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
____________________________
ИКТ
52
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»
Тютчев-политик и Тютчев-поэт («более всего я люблю Россию и поэзию»). Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта: край, благословенный «Царём небесным», и страна, где господствуют «растление душ и пустота
Знать, в чём заключается своеобразие лика России в творчестве Ф.И. Тютчева. Уметь сравнивать стихотворения Ф.И. Тютчева и М.Ю. Лермонтова, посвященные теме Родины, отмечая их сходство и различие; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произведения
53
Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)
Автобиографизм любовной лирики, предполагающий поэтизацию не событий, а переживаний. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Худ. своеобразие лирики Тютчева. Особенности композиционного построения стих-ий (повтор, антитеза, симметрия). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля
Знать, какую эволюцию претерпела в тв-ве Тютчева тема любви.
Уметь сравнить ст-я Тютчева, Пушкина, Лермонтова, посвящённые теме любви, отмечая их идейно-тематическое и жанровое сходство и различие; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения
54
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
Фет и теория «чистого искусства»
«Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху («кошмары, от которых давно и навсегда отделался»).
Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений, почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «служение чистой красоте».
Уметь анализировать стихотворения.
ИКТ
55
Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений А. Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения
Знать,какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии; в чём заключается художественное своеобразие лирики А. Фета. ' Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения А.Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка; выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения
56
ВЧ 3
А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
Жизнь и творчество А.К. Толстого. «Поэзия гармоничной мысли» (В. Соловьёв): основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики
Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого; в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение.
Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
ИКТ
57
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.
Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике, настоящее и будущее народа, предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонации плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала в произведениях поэта.
Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха; собирательный образ русского народа.
Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.
Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
ИКТ
58
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текст
59
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
Противоположность литературно-художественных взглядов Фета и Некрасова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова. Антикрепостнический пафос пушкинской «Деревни» и развитие темы «страданий народа» в некрасовской «Элегии». Монтажность композиции стихотворений как способ выражения авторской позиции. Многозначность финалов в произведениях Некрасова.
Знать, почему был неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «чистого искусства» о роли поэта и назначении поэзии; какой предстаёт в стихах поэта его Муза, почему Некрасов называет её задорной, «сестрой народа», «печальной спутницей печальных бедняков».
Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.
60
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
«Вечные» темы в поэзии Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Некрасова и «Денисьевский» цикл Тютчева.
Знать, какое развитие получила в лирике Некрасова тема любви, в чём заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла.
Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.
61
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».".
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр и т.д.). Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля
Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния.
Понимать, в чём заключается своеобразие её жанра (поэма-эпопея), проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы. Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова
Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника.
ИКТ
62
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства
Судьба «» в пореформенную эпоху.
Сатирические образы помещиков.
Трагическое и комическое нелепое начало, заложенные в крепостничестве (гл. «Последыш»). «Люди холопского звания» и их изображение в поэме.
Знать: в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?». Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование; анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова
63
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы
64
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
Фольклоризация худ.лит-ры.
Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, пословицы, поговорки, символика цифр). Особенности стиля
Понимать, в чём заключается своеобразие стиля поэмы.
Уметь анализировать текст поэмы.
65
Письменная проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова
66
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина (обзор). Проблематика и поэтика сказок.
Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.
Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания.
Понимать актуальность произведения
Уметь составлять исторический комментарий к тесту произведения.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
ИКТ
67
ВЧ
4
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников
Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели и приём анахронизма в романе. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории». Споры о жанре (памфлет, пародия на летопись, сатирическое изложение истории России, представленное в очерках, сатирический гротесковый роман).
68
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
Жизнь и творчество Толстого. Начало творческого пути. Духовные искания писателя, их отражение в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Педагогическая деятельность Толстого. «Литературные труды, потом семейные обязанности, потом хозяйство» - быт Ясной Поляны. Толстой в кругу литераторов (Тургенев, Дружинин, Некрасов). Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях Л.Н. Толстого. Трагическая параллель судьбы человека и жизни страны в эпоху, когда «всё переворотилось», в «Анне Карениной». Перелом в мировоззрении Толстого в 1880 гг. Философские и религиозные трактаты писателя. Уход из дома и смерть Толстого
Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.
Понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.
Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Уметь отбирать материал для киносценария, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании сценария; используя информационные компьютерные технологии, создать видеопроект о жизни и творчестве Толстого и осуществить его презентацию (по желанию учащихся)
ИКТ
69
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
«Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике. Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях Л.Н.Толстого.
Знать содержание«Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать тест произведения.
70
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.
История создания романа «Война и мир». Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 г., составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 гг. (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещенным дворянством - на почве общины и личной независимости).
Своеобразие жанра романа-эпопеи.
Черты семейной хроники в произведении.
Философско-публицистические и исторические рассуждения и их роль в романе.
Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира»
Символики заглавия романа.
Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя, его влияние на русскую и мировую литературу.
Знать историю создания и смысл названия романа.
Прототипы главных героев «Войны и мира». Понимать, какие проблемы, волнующие пореформенное русское общество, нашли отражение в романе «Война и мир»;что слово «мир» в названии романа символизирует и отсутствие войны и вражды, и весь свет (мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянскую общину, и единение людей всех сословий, и внутреннее состояние отдельного человека.
Уметь составлять развёрнутый план лекции учителя рецензировать сочинения на заданную тему.
Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи.
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации
ИКТ
71
Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.
Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий.
Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе, о «своём Тулоне» и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея (подслушанный разговор Наташи и Сони в Отрадном, сцена с дубом, спор с Пьером на пароме). Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.
Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; способы выражения авторской позиции.; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова.
Понимать, что, по мнению Толстого, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности, только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя.
Анализировать мотивы действий героя, давать оценку его поступкам, учитывая толстовский приём «диалектики души».
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.
72
Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.
Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «кара-таевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму
Знать: в чём заключается смысл поиска Пьером Безуховым нравственной правды; какое влияние оказало на мировосприятие Пьера его общение с Платоном Каратаевым, как изменилось отношение героя романа к «каратаевщине» на протяжении романного времени.
Видеть приём «диалектики души» в изображении П. Безухова
Понимать, что, по мысли Л.Н. Толстого, лучшие представители дворянского общества должны пройти через искание смысла жизни, дать оценку своим поступкам и окружающему их миру с позиции законов совести, чтобы прийти к нравственному идеалу «простоты, добра и правды».
Уметь отбирать материал для краткого пересказа или индивидуального сообщения с учётом цели учебного задания; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений, жизненных устремлений
73
Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью.
Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» главной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере. «Сущность её жизни - любовь»: нравственное кредо любимой героини Толстого
Знать:как в женских образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания Л.Н. Толстого; при помощи каких художественных средств(портрет, описание поступков, внутренние монологи и речевая характеристика в целом и др.) автор демонстрирует своё отношение к Наташе, княжне Марье, Элен и Соне.
Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.
Уметь отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений, манеры поведения
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
ИКТ
74
Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.
«Мысль семейная» в романе Толстого.
Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя.
Уметь анализировать эпизод.
75-76
Тема народа в романе «Война и мир».
Обращение к народу в поисках нравственного идеала.
Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Утверждение идеи единения как всеобщего нравственного идеала.
Знать взгляды Толстого на роль личности, народа в истории.
Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста
ИКТ
77
Кутузов и Наполеон.
Историзм в познании закономерностей общественного развития
Толстовская концепция истории. Роь личности в истории.
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов и Наполеон как два «нравственных полюса» романа «Война и мир».
Знать толстовскую концепцию истории.
Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
ИКТ
78
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого.
Причины войны 1805-07гг..
Заграничные походы русской армии.
Проблема истинного и ложного патриотизма.
«Военные трутни, мечтающие о выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписанной субординации» (Жерков, Друбецкой, Берг).
Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе»
Знать, каковы были причины, побудившие Россию поддержать союзников и выступить против войск Наполеона; что, по мнению Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку писатель даёт действиям и устремлениям «военных трутней» и истинных героев Отечества.
Понимать: что Шенграбен стал победой русских потому, что нравственная идея защиты своих собратьев одушевляла воинов и воля полководцев не препятствовала героическому порыву; Аустерлиц же превратился в катастрофу, ибо не может быть подвига вне истины, нет героизма без всеобщей веры в справедливость того дела, которое защищают, невозможна самоотверженность без свободы и самостоятельности действий.
Уметь: используя текст романа и исторические документы, составлять монтаж событий; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; проводить сравнительный анализ героев и событий, подчеркивая, какую роль в романе-эпопее «Война и мир» писатель отводит приёму антитезы
79
РР/
14
Урок развития речи. Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова»
Анализ эпизода эпического произведения, определение его роли в общей концепции романа Л.Н. Толстого. Сравнение текста художественного произведения с отрывком из воспоминаний Д.В. Давыдова
Знать, какова роль эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова» в общей концепции романа Л.Н. Толстого. Понимать, что гибель Пети - не только результат героического порыва юного патриота, но и наглядное свидетельство той цены, которую русскому народу пришлось заплатить за победу в Отечественной войне 1812 года.
Уметь анализировать эпизод в единстве формы и содержания, устанавливая его связь с общей композицией и идеей произведения; проводить сравнительный анализ эпизода романа и отрывка из воспоминаний с учётом жанровой специфики каждого из произведений
80
РР
15
Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир»
Анализ одного из эпизодов по выбору учащихся: «Приезд Николая Ростова домой из армии» (т. 2, ч. 1, гл.1); «Наташа в гостях у дядюшки» (т.2, ч. 4, гл. 7); «Молитва Наташи» (т. 3,ч. 1, гл. 18); «Смерть старого князя Болконского» (т.З, ч. 2, гл. 8); «Пьер в занятой французами Москве. Спасение девочки» (т.З, ч.З, гл. 33); «Красненское сражение» (т.4, ч.4, гл. 6)
Уметь анализировать эпизод в единстве формы и содержания, устанавливая его связь с общей композицией и идеей произведения, составлять план анализа и следовать логике данного плана при написании работы.
81
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Детские и юношеские впечатления, их влияние на выбор тем, характеристику образов, формирование мировоззрения писателя. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского. Дело петрашевцев и псевдоказнь на Семёновском плацу как начало духовного перелома в жизни писателя. Годы каторги. История создания «Преступления и наказания»: замысел и его воплощение. «Великое Пятикнижие» Достоевского
Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; формулировать вопросы и писать сочинение в жанре интервью Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
ИКТ
82
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского
Приёмы создания образа Петербурга в романе Ф.М. Достоевского (пейзаж, интерьер, цветопись). Панорама «Северной Пальмиры» и её отражение в произведениях русской литературы
Знать, какие художественные средства использует Достоевский, создавая образ Петербурга. Уметь объяснить символику, использованную учениками при разработке эскиза обложки или коллажа к «Преступлению и наказанию»; отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему; самостоятельно анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на традиции и новаторство писателя в создании образа города на Неве; сопоставлять художественный текст и иллюстрации к произведению, обращая внимание на способы передачи авторского отношения к предмету изображения
В процессе анализа романа уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки .
Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
ИКТ
83-84
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Р. Раскольникова
Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.
Знать, какое влияние на формирование теории Раскольникова оказали его наблюдения над жизнью «униженных и оскорблённых». Уметь: отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему; анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на приёмы создания образов «униженных и оскорблённых» в романе
Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов .
Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского»
ИКТ
85
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора.
Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.
Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа.
Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики
86
«Двойники» Раскольникова
Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета в романе. Мотив «двойничества» в русской литературе.
Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая сходство и различие их теоретических посылок
87
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в «Преступлении и наказании». Тема гордости и смирения в романе
Знать:какое место в «Преступлении и наказании» Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы.
Уметь: отбирать материал для выборочного пересказа; сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая сходство их судеб и различие мировоззрений; анализировать конкретный эпизод, определяя его роль в контексте всего романа
88
Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
Комментированное чтение эпилога, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания». Анализ снов Раскольникова, их роль в романе. Духовный перелом в жизни героя, возможность его воскресения и прихода к Истине. Роль внутренних монологов в романе
Знать: какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев «Преступления и наказания» помогают понять состояние души Родиона Раскол ьникова. Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи
89
РР/
16
Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Коллективная работа над развёрнутым планом сочинения на тему«Базаров и Раскольников: можно ли строить жизнь по теории?»
Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы
90-91
Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества».
Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании
Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.
Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа по заданной теме, анализировать и интерпретировать текст повести, связывая этапы развития сюжета с духовной эволюцией Ивана Флягина.
Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев .
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.
ИКТ
92
ВЧ 5
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
Особенности лесковской повествовательной манеры. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека («у них доброта преобладает над умом и выходит не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекает из натуры»).
93
ВЧ
6
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
94
А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»
Жизнь и творчество. Детство в Таганроге, гимназическая жизнь и учёба в Московском университете. Путешествие на Сахалин. Скромность Чехова-человека, нелюбовь его к афишированию себя, расчёт на чуткого и понимающего читателя. Литературный дебют. Спор с традицией изображения «маленького человека». Чехов и Художественный театр
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.П. Чехова; в чём заключается жанровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова.
Уметь в процессе инсценирования передать сущность авторского замысла, отразить особенности характеров персонажей, обратив внимание на их речевую характеристику.
ИКТ
95
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова
Знать, в чём заключается проблематика рассказов А.П.Чехова, как сочетается в его произведениях социальная сатира и вечные, общефилософские темы. Понимать, что центральное место в творчестве Чехова занимает проблема свободы и достоинства личности, способность человека противостоять грубой власти обстоятельств жизни.
Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».;
выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказе «Дом с мезонином».
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста
96
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова
Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».
97
Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова
Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни» Поиск информации по заданной теме.
Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
Понимать, что творчество Чехова представляет собой итог русской литературы XIX века и программу развития искусства в XX столетии.
98
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда
История создания и первой постановки пьесы. Люди, «заблудившиеся» во времени. Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс)
Знать историю создания; рекомендации Чехова актёрам и режиссёрам;
почему автор определил жанр «Вишнёвого сада» как лирическую комедию.
Понимать, в чём причина трагедии бывших хозяев сада, почему они не способны найти своё место в изменившейся действительности, что в произведениях Чехова, в отличие от предшествующей драматургии, не злая воля другого и не сам человек являются виновниками неудач - «источником печального уродства и горькой неудовлетворённости» является само сложение жизни.
Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.
Уметь развёрнуто обосновывать суждения, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
ИКТ
99-100
Будущее в пьесе«Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля
Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью». Символ сада.
Знать, какие художественные приёмы использует Чехов, создавая образ Ани Раневской;
своеобразие чеховского стиля;
значение образа сада.
Уметь проводить сравнительный анализ.
101
РР
17
Зачетная работа за второе полугодие. Письменный ответ на вопрос проблемного характера
Письменный ответ на один из вопросов проблемного характера: драмой или комедией вы могли бы назвать пьесу Чехова «Вишнёвый сад»; кто виновен в гибели вишнёвого сада; что роднит и что отличает Раневскую, Гаева, Симеонова-Пищика; кому из героев Чехова принадлежит будущее; губительна или живительна сила любви в чеховских произведениях; что преобладает в рассказах Чехова - смешное или трагическое; живут ли герои Чехова среди нас?
102
ВЧ/
7
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.
Уметь раскрыть особенности тяжёлой жизни простого народа, тему женской судьбы, образ горянки.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики
103
ВЧ/
8
«Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
Жизнь и творчество писателя. Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа в новелле. Неожиданность развязки
Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. Знать: основные факты жизни и творчества писателя; в чём заключается своеобразие сюжета и композиции новеллы «Ожерелье». Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать новеллу «Ожерелье», обращая внимание на то, какую роль Мопассан отводит психологическому анализу внутреннего мира героев
ИКТ
104
ВЧ ВЧ/
9,
10
Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»
Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы.
Знать особенности поэтического языка Рембо. Уметь раскрывать особенности поэтики.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста
105
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.
Нравственные уроки русской литературы XIX века.
Знать нравственные уроки русской литературы XIX века.
Уметь аргументированно отвечать на вопроы проблемного характера, доказывать свою точку зрения.