Урок русского языка : Авторские знаки в тексте

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ТЕМА: Авторские знаки в тексте.

ЛИСИЦЫНА ИРИНА ЮРЬЕВНА , учитель русского языка и литературы

Разделы:  [link]



Цели урока:

  • познакомить студентов с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;

  • создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности;

  • воспитывать чувства любви к классической литературе.

Оборудование урока: медиапроектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

Знаки препинания – это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему

рассыпатъся.

К.Паустовский

1. Организационный момент.

Введение в тему (слайд 1).

К.Паустовский в повести “Золотая роза” вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем...

И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова...

На следующее утро, – вспоминает К.Паустовский,– я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

Это чудо! – сказал я.– Как вы это сделали?

Да просто расставил правильно знаки препинания...”

Сообщение темы и цели урока (слайд 2)

Готовясь к экзамену по русскому языку, вы нашли ответ на вопрос, какова роль знаков препинания. Сегодняшний урок расширит ваше представление о пунктограммах, потому что его тема “Авторские знаки препинания”. Какова их роль? На этот вопрос мы ответим в ходе сегодняшнего урока, исследуя поэтические и прозаические тексты мастеров художественного слова. Попутно займёмся конспектированием текста на лингвистическую тему. Откроем тетради, запишем число, тему урока.

2. Подготовка к изучению нового материала. Аналитическая работа с поэтическим текстом (слайд3).

(Звучит музыкальная композиция)

В минуты душевного подъёма, тревожных раздумий, грусти и печали мы не раз брали в руки книги любимых поэтов и находили там строки, созвучные строю души, строки участия и сопереживания. Обратимся к поэзии Серебряного века. Мне кажется, что эти стихи будут вам понятны при кажущейся трудности прочтения. Я хочу предложить вам стихи моей любимой поэтессы Марины Цветаевой. Возможно, наши вкусы совпадут (слайд 4).

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.

У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у Марины Цветаевой. Например, стихотворение “Моим стихам, написанным так рано”. Давайте прочитаем его (слайд 5). Чтение стихотворения учащимися.

Ребята, почему трудно прочитать это стихотворение? (Ответы детей).

Да, без знаков препинания нельзя прочитать текст, соблюдая правильную интонацию.

(Обращение к эпиграфу урока). “Знаки препинания – это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться” – писал К.Паустовский.

Давайте расставим необходимые пунктограммы и объясним их постановку (работа у доски).

Ребята, вас ожидает сюрприз. По правилам школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но давайте проследим, как расставила знаки сама

Марина Цветаева (слайд 6).

Постановка тире и скобок здесь не случайна. Автор, намеренно используя эти знаки, хочет подчеркнуть значимость этих фраз.

3. Объяснение нового материала.

Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими. Какую роль они играют? Ответ на этот вопрос легко найти в нашем учебнике. Откроем книгу на странице 114 и исследуем материал, предложенный нам (работа с книгой).

Авторский знак привлекает внимание читателей:

выражает особую авторскую интонацию;
– имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;
– подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания
 (слайд 7, 8).

Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М.Горький).

(Запись предложения в тетради).

Запишем предложение Л.Леонова и расставим знаки препинания. Ещё стоят леса на Руси...но заметно не в прежнем количестве.
– Как вы расставили знаки препинания в этом предложении?

Автор поставил многоточие как показатель паузы. Оно разрывает плавность речи, создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.

4. Закрепление темы.

1 .Работа в группах.

Ребята, предлагаю поработать в группах. Для этого вам необходимо повернуться друг к другу (учащиеся работают в четвёрках по трём вариантам). Каждая группа получает задание (Приложение №1).
– Попытайтесь объяснить постановку авторских знаков. В помощь вам предлагается подборка ответов.

2. Работа у доски. Анализ заданий предложенных в карточке (слайды 9, 10, 11).

Ребята, все рассмотренные нами примеры взяты из стихотворений М.Цветаевой позднего периода. Авторская постановка тире присутствует в каждом стихотворении.

Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” – так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это “как удары сердца”. Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны (слайд 12)

5. Обобщение изученного материала.

Ребята, готовясь к написанию изложения, вы овладели навыками сжатия текста (слайд 13). А сжатое изложение не напоминает вам конспект?

Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало “обзор”.

При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника.

Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п.

1. Индивидуальная работа

Каждому из вас предложен текст об авторских знаках, попробуйте сжать его (работа ведётся по трём текстам). Воспользуйтесь памяткой.

Памятка.

1) Внимательно прочитайте текст.
2) Выделите ключевые слова и фразы.
3) Определите микротемы текста.
4) Сжато передайте содержание текста.
2. Анализ сжатых текстов у доски. Обсуждение способов сжатия
 (слайды 14,15,16).

6. Подведение итогов.

Ребята, какие знаки препинания мы называем авторскими?
– Какие авторские знаки используются чаще?
– С какой целью они используются автором (слайд 17)?

Да, авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.

7. Рефлексия.

Ребята, насколько легко вы отличаете авторские знаки от принятых знаков по правилу? Поднимите красную карточку, если считаете, что сумеете отличить авторский знак от других пунктограмм; зелёную — если затрудняетесь; жёлтую – если не различаете.

8. Домашнее задание

Ребята, в ходе сегодняшнего урока мы анализировали поэтические тексты М.Цветаевой. Хочется надеяться, что поэзия Серебряного века заинтересовала вас. Исследуйте тексты В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выпишите примеры использования в них авторских знаков (слайд 8).

Включается звукозапись песни А.Пугачёвой “Мне нравится...” на стихи М.Цветаевой.








ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


ВАРИАНТ 1


Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?


  1. Я знаю, нам дар – неравен.

Мой голос впервые – тих.

  1. Имя твоё – птица в руке.

  2. Далеко – в ночи – по асфальту – трость.

  3. Дверь настежь – в ночь – под ударом ветра.



Выбери верное объяснение авторского знака:

- используется для выражения жестких пауз;

- используется для чеканности слога;

- используется для выражения экспрессии;

- тире ставится между словами для обозначения внутренней связи между ними;

- может быть ритмомелодическим;

- для усиления противопоставления.

ВАРИАНТ 2


Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях.

Какую роль играют в них авторские знаки?


  1. Ты меня никогда не ославишь:

Моё имя – вода для уст!

Ты меня никогда не оставишь:

Дверь открыта, и дом твой – пуст!

  1. Мало – тебе - дня,

Солнечного огня!



Выбери верное объяснение авторского знака:


- используется для выражения жестких пауз;

- используется для чеканности слога;

- используется для выражения экспрессии;

- тире ставится между словами для обозначения

внутренней связи между ними;

- может быть ритмомелодическим;

- для усиления противопоставления.


ВАРИАНТ 3



Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?




  1. Дом – юности моей день.

  2. Наша совесть – не ваша совесть!

  3. У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят.



Выбери верное объяснение авторского знака:


- используется для выражения жестких пауз;

- используется для чеканности слога;

- используется для выражения экспрессии;

- тире ставится между словами для обозначения

внутренней связи между ними;

- может быть ритмомелодическим;

- для усиления противопоставления.

Составьте конспект по данному тексту.


Изучая историю письменности и, в частности, постигая совершенство русской классической литературы — от знаменитого «Слова о полку Игореве» до выдающихся произведении советской литературы, мы неизбежно столкнемся с проблемой восприятия читаемого текста. И это восприятие становится более эффективным или менее эффективным, в зависимости от того, умеем ли мы «читать» знаки препинания.

Естественно, что современный читатель, перелистывая «Житие протопопа Аввакума» или «Войну и мир» Л. Толстого, видит знакомые ему знаки препинания и воспринимает их соответственно усвоенным со школьной скамьи правилам.

Для нас странным кажется сочетание точки с запятой и тире, точки и тире. Не подгоняется под наши правила и запятая перед союзом и, соединяющим два однородных придаточных. Нужно ли «поправлять» Лермонтова, печатая его произведения сегодня? Безусловно, нет! Лермонтов должен оставаться Лермонтовым, во всем — в том числе и в пунктуации. Об этом очень разумно заботится наука текстология.

Составьте конспект по данному тексту

При некотором внимании к рукописному тексту И. С. Тургенева становится очевидными своеобразные достоинства его пунктуации и является понятным стремление автора выйти из прочных, но невыразительных рамок ее обычного употребления и приспособить знаки препинания к более точному выражению мысли и более естественному делению речи. Особенно удачно выработалась у Тургенева система употребления многоточий. Он употребляет в рукописи „Стихотворений в прозе" три вида многоточия: 1) две рядом стоящие точки (..), 2) три точки (...) и 3) четыре точки (....). Это употребление многоточий является, так сказать, параллелью к употребляемым нами для разных степеней раздельности речи знакам: запятая, точка с запятой и точка. Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась,— и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Составьте конспект по данному тексту.

Тире у М. Горького многозначно и емко. Тире может, например, стоять после сочинительного союза, разрывая интонационную плавность фразы и создавая тем самым эмоциональную напряженность и остроту, фиксируя прерывистость разговорной речи: Однако можно и поговорить, ну после; Призвали, уговорились и вдруг не надо!; Я имею бумаги... но они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и уснули!.

Роль интонационного разграничителя выполняет тире, поставленное после местоимения-подлежащего, даже в тех случаях, когда форма сказуемого не предполагает возможности постановки этого знака: Я — устал: пойду к себе; А я ничего не хочу, я отчаянный человек; Только ты никому ни словечка.

Тире между подлежащим и сказуемым вообще очень характерно для горьковского текста, причем это тире имеется обычно и в тех случаях, когда оно не рекомендуется правилами: Все ваши слова надоели; Красивые всегда смелы; Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они как звери!; Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.