Павел Васильев и Магжан Жумабаев: параллели жизни и творчества
Павел Васильев и Магжан Жумабаев - поэты трагической судьбы. Они оба были репрессированы, подвергнуты унижениям и гонениям, лишены права писать. П. Васильева расстреляли в 1937 году, М. Жумабаева – в 1938-м. Вернулись они к читателю почти в одно и то же время, но, к сожалению, оба посмертно. Павел Васильев был полностью реабилитирован в 1956 году. Магжан Жумабаев - позднее, уже в 1965 году. Но их объединяет не только трагическая судьба. Точек соприкосновения немало, но главное, пожалуй, то, что они стали достойными приемниками великих поэтов, классиков литературы, и сами сейчас являются классиками русской и казахской поэзии 30-х годов 20 века. Поэты явились продолжателями традиций с внесением своей неординарности, самобытности таланта, своих особых образов, присущих только их творчеству.
На примере судеб П. Васильева и М. Жумабаева еще раз убеждаешься, что великий талант и любовь к слову не могут быть забыты, и стихи, которые изымались и уничтожались при арестах, на протяжении десятилетий хранились в памяти народа.
Схожи были места, где начиналось поэтическое познание о мире. Их детство прошло в степи, раскинутой под «прочным казахстанским небом», и в целом впечатления от этого великого простора были одинаковыми. Они любили свой край, наполняющий яркими красками впечатлительную натуру будущих поэтов. Степь для них была «родительницей», «настоящей матерью»:
Родительница степь, прими мою,
Окрашенную сердца жаркой кровью,
Степную песнь! Склонившись к изголовью
Всех трав твоих, одну тебя пою!
(П. Васильев)
Степь и просторы, что глаз влекут,
Где колышется трава, шёлком звеня,
Горы высокие, где чистые родники текут,
Вот настоящая мать, родившая меня.
(М. Жумабаев)
Павел Васильев родился 23 декабря в 1909 году в городе Зайсане, но родной землей для него навсегда останется Павлодар. Именно Павлодарский край стал его «творческой колыбелью», именно в этом краю возникло желание рассказать миру о том, что так сильно взволновало душу. «Мой Павлодар, мой город ястребиный», «Сердечный мой, мне говор твой знаком, Я о тебе припомнил, как о брате…» - ласково вспоминал свою родину Павел Васильев. «О Сасыкколь! Ты для предков в былые года Щедрым являлся поильцем-кормильцем всегда. Всех укрывали, спасали, хранили от бед Два твоих дара бесценных – трава и вода» - так восхищается своими родными местами Магжан Жумабаев. Безграничная любовь к своей Отчизне, которая взрастила в них поэтов, пронизывает творчество и П. Васильева, и М. Жумабаева.
Магжан Бекенович Жумабаев родился 25 июня 1893 году в урочище Сасыккуль Сарыайгырской волости Петропавловского уезда. Уроженец этих мест, поэт Хамза Абдуллин, хорошо знавший их родословную, так поведал о семье Жумабаевых: «Отец Магжана, Бекен-ага, был крупного телосложения, красивый мужчина с большими и острыми глазами, округлым лицом и властным характером. Он тоже родился на берегах Сасыкколя в 1868 году. Жена Бекена, Гульсим-апай, родила ему семерых сыновей и двух дочерей. Но судьба их в последующем оказалась трагической. В тридцатых годах горе-активисты эпохи культа личности преследовали не только непревзойденного мастера поэтического слова, любимца казахской молодежи Магжана Жумабаева, но и всех его братьев и сестер, близких родственников. Два старших брата поэта – Муслим и Кахарман, младший его брат – Мухамеджан были арестованы в середине 1937 года как «враги народа». Мухамеджан отбыв долгие десять лет в лагере, вернулся в свой аул и умер, прожив 82 года. Другой брат поэта Салимжан жил в доме родителей, добывая в поте лица кусок хлеба, чтобы отец Бекен и мать Гульсим не умерли от голода. Но и Салимжан побывал дважды в тюрьме как родной брат «врага народа». Самые младшие братья Магжана – Калижан и Сабыржан – оставили родной дом в юношеские годы, нашли приют в городе Фрунзе. Умерли в горестные тридцатые годы обе сестры поэта».
Много горестных моментов пришлось пережить и семье Павла Васильева. Его отца, Николая Корниловича, арестовали осенью 39-го по обвинению в контрреволюционной агитации. Он отбывал наказание в Юргинских лагерях под Новосибирском, в СибЛАГе. И очень долго была неизвестна дата его смерти. Семья думала, что Николай Корнилович умер весной сорок первого года, так им сообщил человек, находившийся с отцом поэта в одном лагере. Уже гораздо позднее стало известно, что Николая Корниловича осудили в сентябре сорок первого в Новосибирске за контрреволюционную деятельность среди заключенных, и через десять месяцев расстреляли. Младшие братья Павла Васильева, Борис и Лев, ушли из жизни молодыми, первый – умер от болезни, второй – пропал без вести в годы войны. Мать поэта, Глафира Матвеевна, не смогла пережить такого горя. Она умерла в апреле 1943 года, в возрасте 55 лет. В живых остался лишь Виктор Васильев, младший брат поэта, вынесший все трудности, выпавшие на его долю: фронт, арест, нечеловеческие условия содержания в лагере: «Я прошел все: голод, холод, предсмертный ужас штрафных изоляторов и БУРов и дороги многоверстных таежных этапов…». Виктор Николаевич был вынужден оставить профессию учителя. Он устраивался на любую работу, где его только брали. Семью тоже пришлось создавать заново.
Трагическую судьбу П. Васильева и М. Жумабаева разделили верные спутницы жизни – их жены. Они дарили свою любовь, поддерживали в трудностях, добились посмертной реабилитации и не дали произведениям поэтов остаться в забвении.
Зулейха Жумабаева… Ее называли казахской декабристкой. Она скиталась по всем лагерям вслед за мужем, пытаясь облегчить его участь. «В одной из таких поездок Зулейха чуть не погибла. Место заключения мужа постоянно менялось и частенько приходилось метаться по незнакомым местам от одного населенного пункта к другому. И когда измученная, со сбитыми до крови ногами, с трудом нашла она место расположения лагеря, Магжан Жумабаев сказал ей такие слова: «Зулейха, родная, я хотел бы посадить тебя на плечи и донести до самой Мекки. Ты стала святой для меня…» - вспоминает внучка поэта, Улжан, которая воспитывалась у них в семье. Зулейха более двадцати лет хранила на чердаке архив мужа, веря в возрождение его поэзии. Наконец, 8 июля 1960 г. решением военного трибунала ТуркВО Магжан Жумабаев был посмертно реабилитирован. Несмотря на попытки Зулейхи познакомить читателей с творчеством мужа - в 1965 году она обратилась в редакцию журнала «Простор» - стихи тогда, к сожалению, не были напечатаны. Произведения поэта появились в журнале лишь спустя 23 года, в 1989 году. «Первая книга стихов Магжана Жумабаева обернулась счастьем для Зулейхи. Плача и прижимая книгу к себе, она сказала, что теперь и умирать не страшно. Через полгода ее не стало…» - вспоминает Улжан.
Верная спутница жизни Павла Васильева, Елена Вялова, была арестована как член семьи изменника родины и прошла все круги сталинского ада. После реабилитации приложила огромные усилия к возвращению творчества поэта, собирала по крупицам его произведения, и вместе с П. Л. Вячеславовым в 1957 году издала отдельной книгой первое посмертное собрание стихотворений и поэм П. Васильева.
Двух выдающихся поэтов Казахстана - П. Васильева и М. Жумабаева объединяет любовь к своей родине, к своим корням, преданность спутниц жизни, а также свобода мыслей, искренность чувств. В их произведениях буйство красок и образов и огромная потребность писать от сердца.
По указке петь не буду сроду,
Лучше уж навеки замолчать,
Не хочу, чтобы какой-то Родов
Мне указывал про что писать.
Чудаки заставить ли поэта,
Если он действительно поэт,
Петь по тезисам и по анкетам,
Петь от тезисов и от анкет.
(П. Васильев)
Слышишь судьба, не хочу подаяний!
Полною мерой отмерь мне страданий,
Жги на огне, в три погибели гни!
Если народ разбужу я стихами,
Горе отступит, и жаркое пламя
Высушит слезы, к чему мне они.
(М. Жумабаев)
2