Тема:
Претворение евангельского сюжета в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
Цели:
Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.
Воспитывать тактичность и уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.
Оборудование: мультимедиа система.
Практическое обеспечение: компьютерная презентация по повести Леонида Андреева “Иуда Искариот”
Эпиграф: “Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их неразрывно”. В.Л.Андреев.
I. Вступительное слово учителя
. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечно и сделало Вас еще добрее и чище…
Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах.
(Обращение к эпиграфу)
– Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.
II.Слово о Л.Н.Андрееве
Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.
III. Активизация учебной деятельности
Учитель. Ребята, используя все свои знания расскажите, что вы знаете об Иуде.
Предполагаемые ответы:
– Один из апостолов.
– Предал Иисуса.
– Ведал расходами Христа.
– Носил “Денежный ящик” для подаяний.
– По евангельским сюжетам, Иуда пошел к первосвященникам и предложил за 30 серебряников предать Христа.
– Иисус узнает об измене на тайной вечере.
– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте.
Узнав об осуждении Христа судом синедриона, о выдаче его Понтию Пилату, Иуда возвращает 30 сребреников своим нанимателем.
Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет повести. С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.
IV. В творческой лаборатории писателя.
Учитель. Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.
– Что узнали об Иуде из повести?
– Как к нему относились люди?
– Почему у него не было детей7
– Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?
Предполагаемый ответ.
Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – поносили его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.
В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…
Учитель. Какой прием использует автор, чтобы показать состояние Христа и учеников перед появлением Иуды?
Предполагаемый ответ.
Во-первых, автор сосредотачивает внимание не на противоречиях жизни, а на отражении их в сознании людей;
Во-вторых, на фоне “тяжелой природы” передан внутренний монолог Христа; память как бы пересекается с сиюминутными переживаниями.
V. Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.
– Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?
– Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.
– Ребята, кому из учеников Христа в повести отводится значимое место? Почему?
– Иоану, Петру, Фоме. На примерах из текста ребята доказывают это)
– Где происходят события, описанные в повести?
VI. Монологическое высказывание (Активизация межпредметных взаимодействии)
VII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента. Поцелуй Иуды
– О чем свидетельствует эпизод?
– Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)
VIII. Задание на осмысление текста.
– На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом.
– Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд.
– Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса?
Включите в рассказ выразительные средства из исходного текста, продумайте собственный комментарий эпизода.
– Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.
IX. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание).
– Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.
X. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.
(Чтение этого эпизода учителем) Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл человечества?
XI. Итог урока.
Учитель.
В.А.Сухомлинский с болью отмечал: “Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение душ… от потери веры. Становиться неверующим ни во что – это же страшно. Не верить в добро! Не верить в святыни! Значит, не верить самому себе!". Ребята, а какие образы-символы помогают нам найти эту веру для себя?
XIII. Домашнее задание.
– Подготовить проблемно-дискуссионное выступление “Л.Андреев и его повесть “Иуда Искариот”.
[link]