Рабочая программа по литературе 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

_____________/Филонова Б.Н.__/

Протокол № _1__

от «29»августа_2015_г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 19

___________/_Шелмакова Г.К.__/

«29__»_августа_____2015г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СШ № 19

__________/Меркулов В.В._____/

Приказ № ___

От « 01» сентября._2015_г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Дюжиковой Галины Викторовны

первая категория



по литературе

9 класс






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1___

от «29 августа____2015_ г.






2015 - 2016 учебный год

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 19

_____________/Шелмакова Г.К./

«29_»_августа__2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СШ № 19

_____________/Меркулов В.В./

«_01_»_сентября__2015 г.








Календарно-тематическое планирование уроков



Предмет Литература.

Классы 9

Учитель Дюжикова Г.В.

Количество часов: 102; в неделю: 3 ч.

Плановых контр. работ (диктантов) 3ч.,

контрольных сочинений-3

домашних сочинений-3

региональный компонент- 10



Планирование составлено на основе:

Программы по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, 5-11 класс (базовый уровень) авторы:В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2006г.

Учебник «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2013г.)

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2006 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2012г.).

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфика класса, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой.

Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета в данном классе целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как наглядный, практический, словесный, репродуктивный. В связи с этим предусмотрены компьютерные презентации и просмотр эпизодов художественных фильмов по произведениям.

Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления: сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.

Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Виды контроля:

Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика), выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

Итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.



Календарно-тематическое планирование

по литературе 9 класс


6

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению№1 по «Слову о полку Игореве».


Раздел Литература XVIII века (9ч)

7

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.


8

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.


9

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.


10

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Оценка собственного поэтического творчества в стихотворении «Памятник».


11

А.Н.Радищев. Биография писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.


12

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.


13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.


14

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению № 2 по теме «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).


15

Контрольная работа №1 по разделам «Древнерусская литература», «Русская литература 18 века».


Раздел Литература XIX века (53ч)

16

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.


17

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

Практическая работа №1: анализ лирического стихотворения.


18

«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.


19

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга.


20

«Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.


21-22

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».


23-24

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.


25

Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Практическая работа №2: анализ эпизода драматического произведения.


26

Критика. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»


27

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта.


28

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».


29

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.


30

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Практическая работа №3: анализ лирического стихотворения.


31

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.


32

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.


33

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.


34

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.


35

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.


36

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.


37

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.


38

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Философская критика начала 20 века. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин»


39

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.


40

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно».


41

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…».


42

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий».


43

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.


44

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.


45

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».


46-47

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».


48

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина


49

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина


50

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению № 3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


51

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обобщение ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.


52

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.


53-54

Система образов поэмы «Мертвые души». Практическая работа №4: анализ эпизода.


55

Образ города в поэме «Мертвые души».


56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.


57-58

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке В.Г.Белинского. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».


59

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.


60

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.


61-62

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.


63

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.


64

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовной конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его конфликт.


65

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.


66

«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.


67

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова).


68

Эмоциональное богатство русское поэзии (на примере стихов Некрасова, Тютчева, Фета). Контрольная работа №2 по разделу «Русская литература 19 века».


Раздел Литература XX века (26ч)

69

Многообразие жанров и направлений в русской литературе 20 века.


70

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.


71

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.


72

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров


73

Поэтика повести «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести.


74

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.


75

Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.


76

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.


77

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи.


78

Русская поэзия Серебряного века.


79

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен в стихотворениях «Ветер принес издалека…», «О,.весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.


80

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».


81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина.


82-83

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.


84

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.


85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках автора.


86

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.


87

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Трагические интонации в любовной лирике.


88

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.


89

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака.


90

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».


91

«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.


92-93

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 в.в.


94

Контрольная работа № 3 по разделу «Русская литература 20 века».


Раздел Зарубежная литература (6ч)

95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций.Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев


96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.


97

В. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».


98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.


99

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.


100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра.


Итоговое повторение (2 ч)

101

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.


102

Подведение итогов. Рекомендации для летнего чтения.







Содержание учебного материала.

Раздел I. Введение (1 ч)

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


Раздел II. Из древнерусской литературы (4 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.


Раздел III. Из литературы XVIII века (9 ч)

Характеристика русской литературы XVII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество.(Обзор)

«Властителям и судьям.». Тема несправедливости сильных мира сего «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертие поэта. « Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного политического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писатели.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)Широкое изображение российской действительности. Картинка крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть « Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести « Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сентиментализм (начальные представления).


Раздел IV. Из русской литературы XIX века (53 ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Образ.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» -пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. ( Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиций комедии. Картинка о комедии ( И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения « К Чаадаеву», « К морю», « Пророк», « Анчар», « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», « Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Одухотворённость, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»- противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Обзор содержания. «Евгений Онегин»- роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
 

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» - Ф.М. Достоевский; философская критика начала ХХ века; писательские оценки). 
«
Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражения их нравственных позиций в сфере творчества.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композицию Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и ундина». Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество.(Обзор).

«Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его

распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазия. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность» Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.

«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.




Раздел V. Из русской литературы XX века (26 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл. Названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-старика. Прием гротеска в повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий)

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родина и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?...», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэзии Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» (« Я встретил вас – и все былое…»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроение человека.

Раздел VI. Из зарубежной литературы(6 ч)


Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет не надейся приязнь служить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «Пьеса на все века» (А. Аникст.) общечеловеческое знаение героев Шекспира. Обзор Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиноество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например : «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движующая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Философско-драматическая поэма.

Итоговое повторение (2 ч)

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.


Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их доказывать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  1. Писать сочинение на литературную тему.

  2. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.



Учебное и учебно-методическое обеспечение


Для учащихся:

1. Аленкина С.Н. Рабочая тетрадь по литературе. 9 Класс –СПб .:Паритет, 2002

2. Зарубежная литература: 8-9 Классы: Учебник/Шайтанов И.О.,Сверлов М.И. под ред. И.О. Шайтанова. –М .: Просвещение, 2006.

3. Литература. 9 Кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.

В.Я. Коровина и др. –М.: Просвещение, 2013.

4. Литература, 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я и др.

Просвещение, 2008.

5. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе 9 кл.

В.Я. Коровина и др. –М.:Просвещение, 2006.


Для учителя:

1.Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя.- М, Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 Классе: Книга для учителя М.: Просвещение, 2008.

3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. –М.: Вербум-М, 2004.

4. Бельская Л.Л. Литературные викторины. –М.: Просвещение, 2005.

5. Зенина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 Классе. –М.: Просвещение 2006.

6. Коровина В.Я. Литература, 9 Кл.: Методические советы/ В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина.-М.: Просвещение, 2008.

7. Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве. –М.: Русское слово, 2001.

8. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. –М.: Русское слово, 2001.

9. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. –М.: Русское слово, 2000.

10. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе 9 кл. М.: Материк Альфа, 2004.

11. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. –М.: ВАКО, 2007.

12. Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. –М.: Русское слово, 2002.

13. Сахаров В.И. Русская драма как искусство слова. –М.: Русское слово, 2005.

16. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века.- М.: Материк Альфа. 2001

17. Якушин Н.Н. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. –М.: Русское слово,2000.