Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени М. Горького
с углублённым изучением английского языка»
Учебно-исследовательская работа
по литературе
Основы православия в семейном воспитании
Выполнила:
ученица 10 «А» класса
Вершинина Екатерина
Руководитель:
Уварова Елена Алексеевна,
учитель литературы
г. Арзамас, 2015 год
Аннотация
Как бороться со злом, жестокостью и насилием, бескультурьем и невежеством, эгоизмом, отсутствием взаимопонимания и уважения в семье? Вот вопрос наших дней. Время, которое мы переживаем, принято называть трудным в жизни России. Особую тревогу вызывает духовное состояние подрастающего поколения, которое по своему нравственному развитию на данном этапе стоит весьма невысоко. Только православная вера, опирающаяся на душу человека, поможет ему обрести внутренний стержень и избежать пороков, воспитать в себе высокоморальную и ответственную личность. Поэтому представленная работа посвящена рассмотрению вышеперечисленных проблем и поиску их возможных решений, исследованию влияния на семейное воспитание православной веры на примерах из классической литературы.
Введение
Что выше – счастье людей или выполнение законов,
предписываемых нашей совестью? Как бороться со злом и
насилием? – в этих вопросах боль и тоска нашего времени…
Это Гордиев узел, который разрубить суждено
только героями будущих времён.
Д.С. Мережковский
Если посмотреть вокруг себя, прислушаться к тому, что говорят и пишут в наши дни, то можно убедиться в том, что наша жизнь наполнена довольно печальными явлениями. В обществе на данный момент смещены нравственные и моральные ориентиры, а поступками людей руководит себялюбие – на мой взгляд, это главный и самый опасный порок современного общества. Каждый желает добра только самому себе, живет для собственного благополучия и счастья. Вот он – источник недовольства, вражды, неприязни, нетерпимости к ближнему, душевной чёрствости. Последствия таких злобных человеческих наклонностей в настоящее время часто приходится наблюдать: преступления против личности, грабежи и поджоги, равнодушие…. Это происходит из-за духовного бессилия, отчаяния, упадка веры в себя и в других, неверия в Бога. Поэтому только православная вера исправить создавшееся положение в обществе, воспитать человека как нравственную, достойную личность, приносящую пользу государству. Истоки воспитания в духе любви, добра, искренности, справедливости и милосердия лежат, прежде всего, на родителях, так как никто лучше семьи, окружающей ребёнка, не сможет развить в нём необходимые для будущей самостоятельной жизни качества, добрые начала и высокую нравственность, стремление к добру и отвращение к злу. Ведь с детства дети начинают думать, размышлять, ставить себя на место другого человека. Именно тогда родители должны познакомить их с классической литературой, способной помочь задуматься, понять, что есть религия, зачем она нужна и в чем её смысл. Ведь понятия православной веры, которая заключает в себе основы любви и добра, милосердия и патриотизма, необходимо формировать с ранних лет.
Объектом данного исследования стали произведения русской классической литературы, показывающие образцы семейного воспитания, основывающегося на азах православной веры.
Предметом изучения данной тематики является влияние православной веры и её основ на семейное воспитание.
Цель нашей работы заключается в следующем: показать на примерах из русской классической литературы влияние основ православной веры на воспитание детей в семье.
Задачи нашей работы:
1)изучить и проанализировать произведения русских классиков: В.И.Даля, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова; узнать, как может помочь классическая литература в воспитании ребёнка в духе любви, добра, милосердия;
2)определить само понятие «семейное воспитание, основанное на азах православной веры»; выявить в воспитании и формировании личности ребенка роль семьи, воспитывающей детей в духе православия;
3)найти преимущества (достоинства) семейного воспитания, основывающегося на православной вере;
4)выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе;
5)выявить причины неуважения, отсутствия взаимопонимания, конфликтов между родителями и детьми.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что семья, воспитывающая детей в духе православия и на примерах из художественной литературы, формирует каждого ребёнка как ответственного, высокоморального, настоящего человека. Такое воспитание может стать условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением.
В работе мы использовали следующие методы:
1)Анализ и синтез – изучение имеющейся научной литературы с целью всестороннего изучения темы работы, систематизация полученных данных.
2) Описание – фиксация средствами языка объекта исследования.
3) Подбор и просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу;
4) Дифференцированный подход – выявление различных сторон исследуемого явления.
5) Метод системного подхода – получение и изложение данных с помощью системы.
6) Принцип объективности – рассмотрение процесса в историческом контексте с учетом объективных закономерностей, с опорой на факты; изучение каждого явления в их многогранности и противоречивости.
7) Логический метод – получение из суждений-посылок истинные суждения-заключения.
Обзор литературы:
Для изучения теоретических основ исследования была использована энциклопедическая, справочная и художественная литература, а также источники сети Интернет.
1. Семейное воспитание. Роль в воспитании и формировании личности ребенка семьи, воспитывающей детей в духе православия.
Семья является одной из важнейших ценностей человека, ведь именно в семье человек растет и развивается. Маленький ребенок не рождается с готовым характером, интересами и склонностями – все свойства приобретаются и формируются от рождения до зрелости. Семья является его окружающим миром, первой единицей общества и главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Для ребенка семья это окружающие его близкие и родные люди: родители, бабушки и дедушки, сестры и братья и т.д. В зависимости от состава семьи и семейных отношений у человека формируются взгляды на мир, отношения с окружающими, то какую карьеру он будет строить и т.д. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, и поэтому так важно как будет воспитываться ребенок.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Родители дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Цель семейного воспитания - содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость.
Поэтому детей необходимо воспитывать в духе православной веры, которая заключает в себе основы любви, добра, милосердия, патриотизма.
Под «духовно-нравственным воспитанием», основывающемся на православии, понимают процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Поэтому, безусловно, православная вера является одним из факторов духовного воспитания детей в семье. Особенно это актуально сейчас.
Ведь в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Отчетливо видно, что в молодежной среде произошла утрата духовно – нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, принятые в христианском обществе.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Сотни тысяч беспризорных детей, потерявших родительский кров, обитают на улицах и в подвалах. Миллионы российских младенцев ежегодно убивают в утробе матери. Постоянно растет число разводов и суицидов. Нашему обществу грозит вымирание, если ситуация в семье останется прежней.
Сегодня, когда практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, а средства массовой информации стремятся извратить нормы отношений между мужчиной и женщиной, православная вера необходима как никогда.
2. Роль классической литературы в воспитании ребёнка в духе православия.
Велика роль книги в жизни человека. Она хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы, развиваться и совершенствоваться.
Ничего не может быть в плане воспитания детей лучше книги. Как жаль, что из наших семей ушло в далёкое прошлое домашнее чтение, обсуждение всей семьёй прочитанного, того, что взволновало в книге. Именно в такой атмосфере семейного единения будет полное доверие, открытость, сопереживание. Подобные отношения были в семьях русских классиков: В.И.Даля, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, и это, естественно, отразилось в их произведениях. Плавность русской речи, красота человеческой души и её стремление к доброму, положительное начало крепкого единства православной семьи - всё это есть в рассказах В.И Даля "Прадедовские ветлы", Л.Н.Толстого "Бедные люди", священника Петрова "Друг обездоленных».
Герои рассказа В.И.Даля "Прадедовские вётлы" полны любви друг к другу: мужа к жене, родителей к детям. Старшие почитаются младшими. Во всём этом видна твёрдая основа семьи - простой, крестьянской, где воспитываются двое детей, один из которых приёмный, но нет в доме различия между ними. Дети окружены заботой и лаской. "Ведь не слепой щенок это, а душа человеческая; надо порадеть, Христа ради, да, помолившись, Ему славу воздать", - так учил своих внуков старый дед. Его слова вошли в основу убеждений этой семьи. "Господствующим влиянием на детей бывает любовь и благодушие, а преобладающим примером - мир и кротость", - поучают родители своих детей. В этом заключена вся тайна воспитания.
Любви и состраданию к ближнему учит рассказ Л.Н.Толстого "Бедные люди". Именно они, "бедные люди" - муж и жена воспитывают своих пятерых детей, работают не покладая рук, рады, что "дети здоровы и нечего жаловаться", несмотря на то, что их чада "... и летом и зимой бегают босиком", "... и хлеб едят не пшеничный". В этой семье есть покой, забота друг о друге и любовь, и этим беднякам хватает сил, чтобы забрать в свой дом двух малолетних сирот. Не задумываясь о личном благополучии, они творят добрые дела и счастливы, что смогли помочь ближнему.
Простора для любви ищет и сердце героя в рассказе священника Петрова "Друг обездоленных". Всё есть у доктора Фёдора Петровича Гааза: дом, богатство, слава, честь, но не может он успокоиться, ищет смысл своей жизни и находит там, где в нём нуждаются, где требуются забота и помощь. Всё это он отдаёт тем, кто болен и телом и душой. В этих обездоленных людях забито всякое доброе чувство, они ожесточены равнодушием окружающих к их участи. Но и в них есть совесть и искра Божья. Герой старается любовью, нежным уходом и братской заботой о заключённых оживить человеческие чувства. Цель его - возродить людей духовно! Мы осуждаем тех, кто сделал много зла, но учил ли кто-нибудь их добру? Были ли мы жалостливы к ним?
Слушая или читая эти рассказы, ребёнок живёт с героями, сопереживает, задумывается о смысле жизни и делает для себя выводы. Человеческие характеры воздействуют на сознание ребёнка. Добрые впечатления от всего услышанного будут сопровождать его всю жизнь. В этом ценность таких чтений. Не стоит недооценивать этих минут, ведь не только развиваются ум и душа ребёнка - строятся отношения на основе любви, добра и взаимопонимания. Казалось бы, сейчас такое разнообразие ярких и привлекательных изданий, но стоит обратиться к русским классикам, и там найдутся ответы на все стоящие перед вами вопросы о вере, о душе, о милосердии. Вот в чём огромная ценность этих произведений.
Именно художественная литература воздействует на сознание ребёнка своими средствами, образами, картинами жизни и человеческими характерами. Это более всего соответствует детскому восприятию. Очень интересно об этом сказал В.Г.Белинский: "Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности; ему нужны образы, краски, звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы <…>. У вас есть нравственная мысль - прекрасно; не выговаривайте же её детям, но давайте её почувствовать, не делайте из неё вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести. Не говорите детям о том, чего они ещё не в состоянии понять своим умом; дайте им простое понятие о Боге < > старайтесь больше заставить детей полюбить Бога <""> во всяком благородном порыве, во всяком движении их младенческого сердца < ">. Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их любовью; будет любовь - не будет пороков. Любви, бесконечной любви! - всё остальное ничтожно <" >.
3. Преимущества (достоинства) семейного воспитания, основывающегося на православной вере.
Воспитание детей в духе православия огромное значение. Ведь вся последующая жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он мог бы стать духовно-здоровой личностью, - преданность воле Божией, любовь, смирение, милосердие, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру высшему, горнему.
Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть».
Как известно, на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери. В крестьянских семьях был обычай принимать страждущих, нищих и убогих, кормить их, предоставлять им место для ночлега. Примерами такого добродетельного воспитания явились множество святых угодников, имена которых веками хранились в памяти людей. Но, к сожалению, в 20 веке произошла катастрофа, которая сильно пошатнула те ценности и устои, которые являлись фундаментальными для русского общества. Революция, гражданская война, показали нам весь тот ужас, который произошел с народом, забывшим Бога. И с болью наблюдаешь, как уже живущие в 21 веке люди не учатся на ошибках своих предков. Младшие перестают уважать старших, ценить их, прислушиваться к их советам. Такие основополагающие понятия как любовь, милосердие, сострадание исчезают из сознания людей, а значит и подрастающего поколения, которое впитывает в себя все, что видит и слышит. Еще Цицерон говорил, что история является учительницей жизни. Смотря в прошлое, человеку дана возможность анализировать, а это значит избегать тех ошибок, которые приводили к страшным последствиям.
Поэтому актуальность выбранной для исследования темы очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало принятой нормой современного общества. Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети - это будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.
4. Проблемы семейного воспитания на современном этапе. Причины конфликтов, неуважения, отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми.
Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Он выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Разрушаются многолетние устои, ухудшаются нравы и человеческие отношения, забывается православная вера, способная помочь семье избежать многих проблем.
Чтобы решить данную проблему, надо осознать то, что истоки воспитания в духе любви, добра, милосердия лежат, прежде всего, на родителях, на семье. Её задачи - очеловечить и развить в ребёнке добрые начала и высокую нравственность, иными словами, - выработать иммунитет ко злу и стремление к добру, сформировать понятия православной веры, которая заключает в себе основы любви, добра, милосердия, патриотизма.
В ходе исследования я также выявила возможные причины конфликтов в семье, ухудшения отношений между родителями и детьми, вследствие которых становление доброй, милосердной, нравственной, настоящей личности ребёнка не происходит.
Среди наиболее веских причин неправильного воспитания в семье можно отметить следующие:
эгоизм;
равнодушие, безразличие;
завышенная самооценка;
нежелание считаться с мнением других членов семьи;
несовпадения интересов членов семьи;
несоответствие взглядов родителей на воспитание детей;
отсутствие должного контроля над поведением ребенка;
излишнее эмоциональное сосредоточение на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств;
невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится не на воспитание детей, а на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.);
обострение конфликтов между поколениями отцов и детей, которые день ото дня становятся напряженнее;
дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;
низкая культура общественной жизни, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;
высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин;
жилищные и материальные затруднения – все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций и т.д.
Перед нами лишь малый список причин, следствием которых является неправильное развитие личности. Но есть также и выход из данных ситуаций – православная вера, перерождающая семью и дарующая ей просветление ума и энергию воли.
Именно сейчас, как никогда, важно воспитывать детей в духе православия, освобождая их от недостатков, которые губят человеческую жизнь. Воспитывать так, как завещали наши предки: в чести и благородстве, в любви к ближнему, в почитании своих родителей, старших. Чтобы дети не превращались в не помнящих родства Иванов, чтобы помнили и добрые дедовские традиции, историю своего Отечества.
Семья должна научить ребёнка поддержать, утешить павших духом, внести искру света в души озлобленных и обездоленных; быть человеком, а не зверем на всяком месте. Такое великое дело лежит на родителях. Это и есть основа воспитания в духе православия. И если новое поколение будет воспитано настоящими людьми, творящими вокруг себя добро и борющимися со злом, то, может быть, действительно воцарится на Земле Божий рай.
Результаты работы:
1)изучены и проанализированы произведения русских классиков: В.И.Даля, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова; мы узнали, как может помочь классическая литература в воспитании ребёнка в духе любви, добра, милосердия;
2)определено само понятие «семейное воспитание, основанное на азах православной веры»; выявлена в воспитании и формировании личности ребенка роль семьи, воспитывающей детей в духе православия;
3)найдены преимущества (достоинства) семейного воспитания, основывающегося на православной вере;
4)выявлены проблемы семейного воспитания на современном этапе;
5)выявлены причины неуважения, отсутствия взаимопонимания, конфликтов между родителями и детьми.
Заключение
В данной работе были затронуты лишь некоторые актуальные проблемы семейного воспитания, рассмотрен вопрос о влияние православной веры и её основ на него.
Гипотеза исследования, выдвинутая во введении, подтвердилась: семья, воспитывающая детей в духе православия и на примерах из художественной литературы, формирует каждого ребёнка как ответственного, высокоморального, настоящего человека. Такое воспитание может стать условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением. Благодаря использованным методам, исследование удалось провести достаточно полно и функционально.
Список литературы
1. Где Бог, там и любовь: Сборник христианских рассказов русских писателей/Сост. А.Р. Ляху. Заокский: «Источник жизни», 2000. В числе рассказов: «Прадедовские ветлы» В.И. Даля, «Бедные люди» Л.Н. Толстого, «Друг обездоленных» священника Г.Петрова.
2. Шаров Ю.В. Проблема формирования духовных потребностей. М., 1969.
3. Духовный мир молодого человека и будущее России: Региональная межвузовская научно-практическая конференция 17-18 апреля 2003 г. Сборник статей. – Арзамас: АГПИ, 2003.
4. Пишель Р. История христианской церкви. М.,1900.
5. Мень А. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. Л., 1989.
6. Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991.
7. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия// Прибавление к Московским ведомостям. № 84. 1783.
8. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.
Интернет ресурсы:
[link] .
16