Конспект урока по русской литературе на тему Использование мифов в литературе и искусстве

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[link]  и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Овидий – древнеримский поэт, родился в 43 году до нашей эры в городе Сульмоне (Италия). Овидий принадлежал к семье не знатной, но богатой и уважаемой. Он учился в Риме у лучших риторов, совершил обязательное образовательное путешествие по Греции и Малой Азии. Его ждала блестящая карьера, но он посвятил себя поэзии. Очень быстро Овидий стал знаменит.

Младшими был я чтим не меньше,

Чем старшие мною,

Долго известности ждать

Музе моей не пришлось, -

так писал он о себе.

С 20-го года до н. э. до 8 года вышли 2 издания «Любовных элегий», поэма «Наука любви», а также имевшая громкий успех, но не дошедшая до наших дней трагедия «Медея» и другие.

Главное произведение Овидия – поэма «Метаморфозы» («Превращения») – было написано, когда в 8 году император Август отправил Овидия в ссылку на западный берег Черного моря, в город Томы (Румыния). Овидию сказали: «Ты виноват – тебя наказывают, а в чем виноват – ты сам должен понимать…» Все книги Овидия были изъяты из публичных библиотек, его просьбы о смягчении наказания не тронули ни императора Августа, ни его преемника Тиберия. В ссылке Овидий и умер, не перенеся разлуки с родиной.

В изгнании Овидий написал еще 2 сборника жалобных элегических посланий. Они были обращены к милости Августа, но просьбы поэта оказались тщетными.

Поэма «Метаморфозы» в 15 книгах, написанная гекзаметром, - самый большой поэтический свод мифологических сюжетов (около 250 эпизодов, на каждый их которых приходится от 1 до нескольких сотен стихов).

В первых 11 книгах представлен мир до Троянской войны; в 12-14 книгах – от Троянской войны до основания Рима; в 15 книге – от римского царя Нумы до Августа.

Сюжеты о превращениях рассказывают о возникновении звезд, зверей, растений, рек, родников, скал и людей.

В «Метаморфозах» любовь почти всегда связана со страданием.

Версии мифов, данные Овидием, оказали влияние на мировую литературу и искусство.

- Работа в группах.

Учащиеся делятся на 2 группы.

Первая группа получает задание прочитать отрывок из поэмы Гесиода «Труды и дни», посвященный «золотому веку», и выписать его основные черты. Можно подготовить иллюстрации к отрывку.

Вторая группа получает такое же задание на основе чтения отрывка из поэмы Овидия «Метаморфозы».

- Сравнительный анализ произведений.

Обе группы учащихся презентуют свой отрывок из поэмы, после чего проводится сравнительный анализ.

- Что общего в этих двух описаниях «золотого века» человечества?

- В чем различия?

Результат работы записывается в тетрадь в виде таблиц.

Сходство

Гесиод

Овидий

«Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою».

«Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди», они не работали.

«Недостаток был им ни в чем неизвестен. Большой урожай… сами давали собой хлебодарные земли».

«Все земля им сама приносила».

Обладали тучными стадами, собирали богатый урожай.

Собирали богатый урожай.

Различия

Гесиод

Овидий

Люди не старели, всегда были сильны.

«Сколько хотелось трудились». «Умирали, как будто объятые сном».

«В пирах они жизнь проводили».

Превратились после смерти в благостных демонов, охраняющих потомков.

Жили без судей.

«Кроме родных, никаких побережий не знали».

«Вечно стояла весна».

Не имели оружия, не знали военных упражнений.


IV. Применение. Формирование умений и навыков.

Самостоятельная работа.

Прочитать описания «серебряного века» у Гесиода и Овидия. Сравнить описания, сделать выводы о сходстве и различии. Записать результат в тетрадь в виде таблицы.


V. Этап информации о домашнем задании

1. Перечитать поэмы и составить рассказ о «медном» и «железном» веках.

2. Подготовить иллюстрации к рассказу.


VI. Этап рефлексии