Творческие работы. Эссе. Сочинение - монофон

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Бойко В.В., учитель

русского языка и литературы

ДРСМШИ для одаренных детей

Эссе


Литература и сетература


Лето, жара и духота, стойкие ассоциации с отпуском… А учительская натура снова и снова возвращается к перспективам и планированию нового учебного года. Методика не стоит на месте. Нужно осваивать самой, чтобы суметь заинтересовать и научить других. Скетч, фанфик, сиквел, приквел, интерквел, мидквел, триквел… А ведь это своеобразная школа вхождения в мир сетературы. И не стоит рассуждать, возможно ли в будущем широкое ее распространение. Она уже есть, она уже пользуется интересом. Это не оценивается категориями «плохо» или «хорошо».

Сеть Интернет раскрыла перед нами заманчивые средства и приемы, недоступные бумаге. И даже привычные способы работы с художественным текстом стали приобретать необычные формы. Это метаморфозы нашего времени: иллюстрации – в анимированные изображения еще и со звуковыми файлами, выделение нужных абзацев с помощью закладок и пометок - в гиперссылки и использование возможности нелинейного текста. А к интерактивности текста мы уже активно приобщаем учеников (читателей сегодняшнего и завтрашнего дня), обучая тем самым «…квелам».

В прошлом остались литературные клубы, литературные чтения и вечера. Сегодня активное общение идет в блогах: прекрасная возможность затронуть и текст, и личность автора, выразить собственные вкусы, поспорить с оппонентами. Специалисты утверждают, что это уже сформировавшийся факт коммуникативной среды, «рождающий соавтора».

Не стоит бояться нового, бессмысленно его отрицать. Это только кажется, что мы теряем читательские традиции. Ведь все новое рождается из великого старого, на его основе, напитавшись его силами и соками. Сетература - одно из таких новорожденных явлений. Ей никуда не деться от традиций и глубокой читательской культуры. Ведь туда приобщаются те, кто уже прошел путь знакомства с классикой. И не повлиять, не отразиться на этих личностях она не могла, хотя бы потому, что сетература как литературный вариант вызывает интерес, привлекает читателей и авторов.

Значит, у нас получается воспитывать читателей, формировать творческие личности, учить участников литературных (пусть и сетературных) блогов. А от традиционных корней никому никуда не деться.

Бойко В.В., учитель

русского языка и литературы

ДРСМШИ для одаренных детей

Эссе

Концепты русской культуры в жизни современного Донбасса

Жизнь современного Донбасса – это великое единство противоположностей: война и мир, жизнь и смерть, боль и праздники, отчаяние и надежда… Чем войдет в наше сознание это время? Каким сгустком? Что прочно закрепится в нашем ментальном мире? Вот мы и подошли к концепту. Ведь, по мнению лингвиста Ю. Степанова, «концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека».1

Концепт русской культуры начинается с русского языка. Постоянно изучая «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»2, погружаемся в саму русскую культуру и становимся причастными к ее продолжению. Русское СЛОВО – это целый мир, наполненный информацией, мыслью, чувством, вдохновением. И так же, как у Л. Толстого, сплавились воедино глубокая философия и обыденная жизнь героев, в нашем сознании размышления об утрате многих нравственных ценностей, и в то же время, о незыблемом понятии Отечества и семьи, долга и любви крепко переплелись с повседневными хлопотами.

Русская культура – это достояние мира, это и наше достояние. Так же, как музыка русского композитора С.С. Прокофьева. С его именем, читаемом на фасадах донецкой филармонии и Музыкальной академии, с его музыкой мы входим в русскую культуру и продолжаем ее, потому что «музыка начинается там, где кончается слово…» (Г. Гейне). И если мы стремимся к мощи и силе русской музыки, русской драматургии, русского языка, значит концепт русской культуры, этот «сгусток культуры» в нашем сознании невозможно уничтожить как аэропорт, который тоже носил имя русского композитора С.С. Прокофьева.

  1. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 42. (http://www.ec-dejavu.net/c/Concept.htm)

  2. Тургенев И.С. Русский язык. Стихотворение в прозе.






Бойко В.В., учитель

русского языка и литературы

ДРСМШИ для одаренных детей


Сочинение – монофон


Русская речь


Роскошна русская речь! Разливается реченькой, рычит разухабисто, рокочет раскатисто, рассыпается радужно.

Ровно, равномерно разносится разговор: разлагольствуют, разбираются, рассказывают. Ротозеи рты разинули, руки раскинули, рубашки расправили. Резонер разошелся. Рекламист решился резюмировать: рискнуть русистику реформировать. Ругательства рушить, риторику реставрировать, ресурсы ретиво рационализировать.

Реформаторы радуются, ревизию расхваливают. Реакционеры реванш разрабатывают, реформы расхаивают. Разногласие развивается.

Распускается, распространяется, расширяется реальная речистость. Реанимируются речевые реликвии, разрушаются рутинные ригоризмы, рождаются рекомендации.

Разбирайся, рассуждай, радуйся разноголосице, размышляй, разносторонне развивайся, радостно разговаривай!