Творческий проект Лингвистические сказки

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Создание лингвистической сказки средствами PowerPoint

Хейчиева Светлана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ямальская ШИ»

Внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» в учебный процесс – это одна из самых актуальных на сегодняшний момент образовательных инноваций. Благодаря данной модели обучение становится личностно-ориентированным, а программное обеспечение и технологии – доступными в любое время. Новый способ использования технологий в образовании открывает совершенно новые возможности для обучения, позволяя достичь не только более глубокого понимания и изучения материала, но и новых образовательных результатов. В ходе любого урока учитель, направляя школьников к ресурсам Интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации, оценку надёжности различных информационных источников, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одноклассниками, создание мультимедийных презентаций. Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Уникальность этой модели заключается в том, что она позволяет каждому ученику стать успешным.

Персональный мобильный компьютер ученика предназначен для использования школьниками и призван помочь учащимся и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Например, созданный нами проект «Создание лингвистической сказки средствами PowerPoint» является не только средством повышения уровня теоретической подготовки по разделам русского языка, формирования практических навыков, поддержания интереса к урокам русского языка, развитию речи и творческих способностей учащихся, но и технологическим инструментом освоения основных приемов создания качественных мультимедийных презентаций.

Под лингвистической сказкой понимается особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи. Наглядно изображая то или иное грамматическое или орфографическое правило, ребята составляют "сказочные" сюжеты, ориентирующие на овладение правил и орфографии, и пунктуации. Подобные "подсказки" порой очень важны и их не найдешь в учебниках.

Этапы работы над проектом

  1. Выбор темы проекта

Для создания мультимедийной презентации выбрана лингвистическая сказка «Как появилась приставка ПРЕ».

Действующие герои: приставка пере, Орфография, король Словообразование, другие приставки.

В проекте запланировано 6 сюжетов сказки на отдельных слайдах:

знакомство с королевством Орфографии (1 слайд) и ее жителями (2 слайд), возмущение приставки ПЕРЕ (3 слайд), рассказ о появлении новой приставки (4-5 слайды) и заключительный (6 слайд).


Рис. 1. Слайды презентации


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


  1. Подбор материала для презентации

В поисковой системе Яндекс нажимаем на вкладку «Картинки». Появляются картинки. В Меню устанавливаем соответствующий размер, нажав на флажок: большие, средние, маленькие. Затем выбираем Тип файла: PNG. Именно этот Тип позволяет вставить картинку на слайд презентации без фона.


  1. Оформление презентации

Выбираем фон слайда (картинка сказочное королевство). Затем выбранные картинки (персонажи сказки) вставляем в фоновый слайд. Чтобы видеть, что они говорят, делаем выноски: Вставка/Фигуры/Выноски. Выноски могут появляться и исчезать благодаря анимации. Эффекты анимации задаются следующим образом: Анимация/Добавить анимацию. Доступно четыре типа анимации: анимация входа, выделения, выхода и путей перемещения. Для тонкой настройки анимации потребуется открыть панель Область анимации (Анимация/ Область анимации).

Рис.2 Лента с инструментами анимации

[pic]

[pic]

Показ презентации должен происходить автоматически, поэтому всю анимацию настраиваем не по щелчку мыши, а по идущей либо С предыдущим, либо После предыдущего эффектом. Для выносок используем анимацию входа и выхода для того, чтобы одновременно видеть на экране только одну фразу говорящего персонажа.

[pic]  

Некоторые персонажи перемещаются по слайду. Сделано это при помощи анимации пути перемещения (Анимация/Добавить Анимацию/Пути перемещения/ Пользовательский путь).

В качестве дополнительной анимации, можно использовать уже готовые анимированные картинки в формате GIF. Тогда персонажи не будут стоять на одном месте. Например, на последнем слайде вставлен анимированный колобок.

Работа по настройке анимации – сложный процесс, так как можно легко запутаться, если на слайде много эффектов.

4.  Организация автоматического перехода слайдов

Переход от одного слайда к другому тоже должен происходить автоматически. Настройка осуществляется при помощи ленты «Переходы».

Рис. 3. Лента переходов


[pic]

Устанавливаем флажок около пункта «После» с указанием времени. Также можно выбрать на ленте красивый эффект для перехода.

  1. Озвучка персонажей. Вставка музыки

Для записи озвучки персонажей используем встроенную в программу Power Point возможность звукозаписи Вставка/Звук/Записать звук. Записанный звук вставляем в области анимации между с эффектом входа и выхода для выноски и выбираем Начало/С предыдущим. Для записи используются наушники с микрофоном. Роли распределяются между учащимися, которые озвучивали персонажей. 

  1. Сохранение презентации в видеофайл

Возможность сохранения презентации в видеофайл появилась в версиях Power Point 2010, 2013. Выполняется данная команда так: Файл/Сохранить как/ Выбор места сохранения/ Тип файла: Видео Windows Media Video (ВидеоMPEG-4)/ Сохранить.


Будущее – за новыми технологиями, инновационными моделями образования. Современный компьютер – это мощный инструмент получения знаний и развития мышления учащегося. Задача учителя – научиться правильно использовать ИКТ в учебной деятельности.