Толстикова Н.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7, г. Черногорск, Республика Хакасия.
Конспект урока «К простоте возвращаться – зачем?»
( « Сложности» поэтического мира З.Н.Гиппиус», 11 класс.)
Методология:
Тип урока-урок изучения нового материала ( по В.В.Гузееву).
Форма учебного занятия- практикум ( два урока)
Задачи:
1.Образовательные: совершенствовать навыки филологического анализа поэтического текста.; формировать навыки сопоставления образов поэтического текста и образов произведений живописи художников-авангардистов.
2. Развивающие: развивать креативные способности и аналитические навыки; работать над развитием учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся.
3. Воспитательные: приобщать обучающихся к духовной культуре, вечным общечеловеческим ценностям на основе прочтения и осмысления поэтических произведений З.Н.Гиппиус.
Оформление учебного занятия: учащиеся работают в группах ( четыре группы).
На доске портреты З.Н.Гиппиус, на экране – текст стихотворения « Сложности».
На столах обучающихся разложены тексты стихотворений: « Все кругом», «Комиссар»,
« Знайте!». « Улицы. Фонарь. И я», « Домой».
Технология: личностно- ориентированное обучение( арт-технология).
В структурировании урока основополагающими являются следующие принципы:
- принцип преемственности и актуализации имеющихся у обучающихся знаний о поэтическом тексте;
- принцип интеграции: живопись( репродукции картин А.М.Родченко « Побеждающее Красное», В.В.Кандинский « Композиция №7», Л.С.Попова « Пространственно-силовое построение»,А.А.Осмеркин « Натюрморт с черепом ».
Данному уроку предшествует урок « Портрет поэта», на котором учащиеся знакомятся с биографией З.Н.Гиппиус, мировоззрением поэтессы, обзорно знакомятся с творчеством.
Ход урока. 1. Интрига.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на портреты З.Н.Гиппиус. Утонченная и обворожительная, эпатажная и экстравагантная, …но, к сожалению, не понятая современниками, не разгаданная нами, потомками. Почему?
Учащиеся говорят, что поэзия З.Н.Гиппиус сложна, порой, непонятна, ее нужно « расшифровывать».
Учитель ( или подготовленный ученик) читает стихотворение « Сложности»:
К простоте возвращаться- зачем?
Зачем -я знаю, положим.
Но дано возвращаться не всем.
Такие , как я, не можем.
Сквозь колючий кустарник иду,
Он цепок. Мне не пробиться…
Но пускай упаду,
До второй простоты не дойду,
Назад –нельзя возвратиться
- Давайте попытаемся понять поэтический мир , в котором жила Муза поэтессы, который Зинаида Николаевна трепетно оберегала от глаз случайных, попытаемся понять
« сложности» этого мира, и тогда, может быть, нам удастся открыть для себя великую поэтессу Серебряного века.
2.Опора на прошлый опыт ( воспоминание).
Учитель. Пусть отправной точкой для нас будет пространство и время, в которое жила поэтесса. Назовите, пожалуйста, поэтов, которые отразили в своих произведениях свое время.
Учащиеся называют А.С.Грибоедова( « Горе от ума»), А.С.Пушкина (« ЕвгенийОнегин»),
М.Ю.Лермонтова (« Дума»), А.А. Блок ( Двенадцать»)…Далее обучающиеся делают вывод о том, что время- главный сквозной образ в литературе.
3.Формирование образа.
Учитель. А сейчас обратимся ко времени и пространству, в котором жила поэтесса.
Давайте прослушаем стихотворение «Все кругом», написанное в 1904 году, когда Зинаиде Николаевне было 35 лет. Обратите внимание на то, что это пример авангардной поэзии
(читает подготовленный ученик., текст произведения у каждого учащегося) , попытаемся выразить свои чувства , а также « нарисовать» образ времени.
Следует эмпирическое чтение, «вчитывание». Прием: учащиеся работают с поэтическим пространством стихотворения, фиксируя чувства, ассоциации, мысли, пытаются создать образ времени. Возможно заполнение таблицы: в первой графе- чувства,ассоциации, мысли, а во второй - цитаты.
« Все кругом»
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное.черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничножное,
Непереносное, ложное,ложное!
Но жалоб не надо; что радость в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.
1904 год.
Учащиеся отмечают,что произведение вызывает чувство отчаяния.,боли, хочется глотнуть свежего воздуха. Автор воссоздает буржуазно- мещанскую среду; лирический герой-автор страдает, не принимает всего происходящего: время «страшное», « ложное», « хамское», « трупно-холодное», « тайно-блудливое», «грязное».
Оно давит , душит героя. Экспрессия стихотворения настолько сильна, что в воображении рисуются сюрреалистические образы времени- монстра.
Так задыхаться от своего времени будет в последние годы жизни А.А.Блок, но надежда
( как всегда у большого поэта) есть , и последние строки оптимистичны: «… Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.», поэтому стоит жить.
4. Анализ.
Аналитическое прочтение стихотворения. Исследование через синтез.
Учитель предлагает дифференцированное задание:
1. Найти поэтические « сложности» поэзии З.Н.Гиппиус: смысловое ядро стихотворения, образ лирического героя, автора, тропы, стилистические фигуры, композицию, жанр.
2.Учащимся, которые любят рисовать, учитель предлагает при помощи цвета показать состояние лирического героя, автора ( прием синестезии).
При ответе учитель предлагает использовать попс-формулу ( прием, помогающий развить монологическую речь: позиция, обоснование, пример, суждение).
На данном этапе мыслительная деятельность является одновременно исследовательской, научной, художественной.
Учащиеся отмечают, что произведение необычно: напоминает поизведения Д.Хармса (ОБРИУТ-ы) ,экспрессивные эпитеты помогают автору выразить тему текста, последние строки выводят на проблематику; стихотворение состоит из прилагательных и наречий,это поток чувств, монолог автора, который слит с лирическим героем; в стихотворении нет привычной композиции, она размыта; по своему жанру напоминает сонет. Две последние строчки- вывод.
Выступают учащиеся –художники.
Учитель.З.Н.Гиппиус истово верила в революцию 1917 года. даже занялась политической деятельностью, но с началом красного террора разочаровалась в происходящем.
Учащимся предлагается аналитическое прочтение стихотворений: 1 группа- «Комиссар», 2 группа-« Улица. Фонарь. И я.», 3 группа- « Домой», « Как он».
Учитель предлагает выразить свои чувства, ассоциации, найти поэтические «сложности»:
« Комиссар».
Комиссар! Комиссар!
Отрастил ты брюхо.
Оттого-то наш народ
Душит голодуха.
Комиссар! Комиссар!
Эй. Не зарывайся.
Не спасет тебя ЧЕ-Ка,
Сколько ни старайся.
Комиссар! Комиссар!
Нам с тобой не внове.
Мы теперь -не дураки,
Попил нашей крови.
Комиссар! Комиссар!
Трусишь, милый? Вольно!
Наших баб нацеловал,
А теперь-довольно.
Комиссар! Комиссар!
Пуля- много чести.
На веревке повиси,
На своей невесте! ( 1919г)
Учащиеся. 1 группа.Учащиеся обращают внимание на экспрессивный повтор, метафору: («веревка-невеста» ); антитезу ( в контексте): «пуля-честь»; жанр стихотворения- частушка, так любимый народом жанр, поэтому стиль речи- разговорный: «отрастил ты брюхо, душит голодуха. попил нашей крови, не зарывайся.» В тексте много восклицательных предложений- это голос народа, его , несмотря ни на что, не заглушить. В нем и смелость , и дерзость, и вызов власти. С народом сливается лирический герой и сам автор.
Учитель. Если брать стихотворения З.Н.Гиппиус этого периода, то в них сформулировано поэтическое кредо поэта: « сердце, как игла».Стихотворения пронизывает внутренняя сила , устремленность к идеалу, безуспешные поиски истины.Особенно пронзительно этот мотив звучит в стихотворении «Улица. Фонарь .И я.».
Читает ученик.
Улица. Фонарь .И я.
Под фонарем круг.
В круге ,со мною, друг
А друг-это я сам.
Светит фонарь.
Часы бегут.
Простор. Уют.
Я. Круг. И фонарь.
1926год.
Учащиеся.2 группа. Кажется, что отчаяние от происходящего вокруг достигло апогея, даже голод можно пережить, если есть вера ( учащиеся вспоминают стихотворения: «Рай», « Знайте!»,- написанные в 1918 году), но у лирического героя-автора сил-то и нет, он задыхается. В этом стихотворении нет ни одного эпитета, только существительные
( констатация фактов), местоимения ( сам герой) и один глагол: « часы бегут», время неподвластно власти, оно идет. Жизненный круг замкнулся: в нем только герой да свет фонаря как высший свет. Конечно, это стихотворение было навеяно стихотворением большого друга З.Н.Гиппиус.
Учитель. В этом же 1926 году поэтесса эмигрирует в Париж.
На происходящее вокруг откликались не только поэты, очень активно отражали происходящее художники, особенно авангардисты. Давайте убедимся в этом.
На экране репродукции художников: А.М.Родченко « Побеждающее Красное», В.В.Кандинский « Композиция №7», Л.С.Попова « Пространственно-силовое построение»,А.А.Осмеркин « Натюрморт с черепом ».
Учащимся предлагается всмотреться в репродукции , выразить свои чувства, подумать над тем, как при помощи цвета и образов художник рассказал о времени и себе в этом времени.
Учитель предлагает учащимся еще одно задание: найти репродукцию, которая бы отразила идейный смысл вашего стихотворения, а стихотворения «Все кругом» предлагается 3 группе. Каждая группа должна защитить свое решение.
Учащиеся. Стихотворение « Все кругом» идейно близко репродукции В.В.Кандинского « Композиция №7», а также репродукции Л.С.Поповой « Пространственно-силовое построение»; стихотворение « Комиссар» созвучно репродукции А.М.Родченко
« Побеждающее Красное» ( красное доминирует, но половину этого красного круга покрыла тень), стихотворение « Улица. Фонарь. И я» по проблематике созвучно с репродукцией А.А.Осмеркина « Натюрморт с черепом ».
Учитель. К сожалению, и в эмиграции, несмотря на большую общественную работу: З.Н.Гиппиус руководила интеллектуально-литературным обществом « Зеленая лампа», …но все-таки поэтесса не нашла своего идеала, той истины, к которой стремилась. В этом трагедия Серебряного века.
Одно из последних произведений поэтессы звучит как приговор( читает учитель или ученик):
« Домой».
Мне о земле
болтали сказки:
« Есть человек. Есть любовь».
А здесь -
Лишь злость. Личины. Маски.
Ложь и грязь. Ложь и кровь.
Когда предлагали мне родиться-
Не говорили, что мир такой.
Как же
Я мог
Согласиться ?
Ну , а теперь- домой!
Домой! (1938г)
Учащиеся 3 группы.
В этом стихотворении мы обратили внимание на еще одну сложность поэтессы: лирический герой- мужчина, навеное, потому, что стихи «неженственны», в них так много боли, страданий, часто они напоминают плачи, приговоры. Сложность поэзии еще ив том, что произведения философские по содержанию Повтор « домой» иносказателен: дом там, где ты любим, у Творца. Там гармония, истина бытия. Здесь же чаша боли и страданий испита до дна.
У З.Н.Гиппиус стихотворения многожанровые: есть произведения- молитвы( « Как он»), в них программа жизни, тот идеал, к которому стремилась поэтесса:
Преодолеть без утешенья,
Все пережить и все принять.
И в сердце даже на забвенье
Надежды тайной не питать,-
Но быть, как этот купол синий,
Как он , высокий и простой,
Склоняться любящей пустыней
Над нераскаянной землей. 1938 г.
5. Действие.
Учитель.Такому талантливому поэту, конечно, было чему научить молодых поэтов, для которых Зинаида Николаевна была легендой.В течение многих лет в эмиграции З.Н.Гиппиус проводила у себя дома в Париже знаменитые «Воскресники», на которые приглашала знаменитых поэтов и писателей.
Заранее подготовленная группа учащихся представляет инсценировку такого «Воскресника». Участвуют обучающиеся, которые сами пишут стихи. Диалог З.Н.Гиппиус с начинающими поэтами составляют учащиеся, они же готовят интерьер.
Стихи учащихся:
Грачев Иван, студент ХГУ.
Одиночества люди боятся.
К одиночеству люди стремятся.
Одиночество-это борьба.
Одиночество-это судьба.
***
Моя жизнь-это только игра,
Моя жизнь есть ирония и мгла,
Моя жизнь экибаны букет.
Моя жизнь без тебя только бред.
Дьякова Ольга, студентка ТУСУР.
Спасибо ,Господи, за небо голубое,
За звезды ясные,что вижу перед сном.
За выбор , что всегда передо мною,
За теплый и уютный дом.
Особенно за то, что я могу любить!
И пусть моя любовь неразделима…
За то, что я могу любимой быть…
Пусть даже я его и не любила…
Струкова Ольга, студентка ФСГУ.
Тишина, паром усталый.
Золотистая заря.
Берег будто бы хрустальный,
И колеблется вода.
Солнца луч, лучи рассвета,
Светом все озарено,
Может, это и край света,
Но до края далеко.
Небо тонет в этой речке,
Золотом горят леса,
Что-то слепит очень сильно
Мысли, чувства и глаза.
Свет пронзает наши души,
И повсюду огоньки,
Это лучики-улыбки
Исчезающей зари.
Учитель. Если бы нам удалось переместиться в пространстве и времени, то З.Н.Гиппиус была бы довольна такими потомками.
6. Проповедь.
Мы с вами говорили о талантливом поэте Серебряного века З.Н.Гиппиус, для анализа вам были предложены философские стихи. Может быть, они покажутся вам мрачноватыми, щемящими сердце и душу( кстати, любимый писатель Зинаиды Николаевны Ф.М. Достоевский), но , страдая, поэтесса стремилась внушить другим надежду, завещала жить со светлой душой, мечтать , верить, и в этом черпать силу:
Апельсинные цветы.
Оберегайтесь, убегайте
От жизни легкой пустоты
И прах земной не принимайте
За апельсинные цветы.
Поверьте, встречи нет случайной,-
Как мало их средь суеты!
И наша встреча дышит тайной.
Как апельсинные цветы.
Вы счастья ищете напрасно,
О, вы боитесь высоты.
А счастье может быть прекрасно,
Как апельсинные цветы.
Любите смелость нежеланья,
Любите радости молчанья,
Неисполнимые мечты,
Любите тайну нашей встречи,
И все несказанные речи,
И апельсинные цветы.
1897год.
8. Рефлексия. Учащиеся с учителем подводят итог урока, говорят о том, удалось ли им преодолеть « сложности» поэтического мира З.Н.Гиппиус и открыть для себя безгранично талантливого поэта.
9. Домашнее задание.
1.Записать все « сложности», которые удалось тебе найти в поэзии З.Н.Гиппиус.
2. Творческое задание. Его предлагается выполнить на выбор:
а). написать сочинение –эссе « Все кругом»( о нашем времени);
б). представить себя художником-авангардистом и нарисовать портрет нашего времени.
.« Декадентская Мадонна или белая Дьяволица», урок литературы по творчеству З.Н.Гиппиус.11 класс.
Начало урока.Интрига.
Учитель:
- О Зинаиде Николаевне много писали, спорили, дискутировали. Больше того, она часто становилась « притчей во языцах», так как была « вызывающе не как все».
И.А.Бунин называл ее « прекрасным ангелом», А.А.Блок- «единственной», Н.И.Венгеров - « белой Дьяволицей», символисты- «декадентской Мадонной», а Троцкий-« последней ведьмой в русской литературе, чертовой куклой».
Так кто же она, З.Н.Гиппиус? Какой она останется у Вас в памяти?
Опора на прошлый опыт учащихся (воспоминание).
Урок « Изобразительно-выразительные средства русского языка». 5 класс.
Каждому ученику дается осенний листок.
Учитель:
- Перед нами обычный осенний листок, который подарила нам волшебница по имени Осень. Напишите, пожалуйста, в таблице ,с чем Вы можете сравнить осенний листок: листок- кораблик, монетка, парус…
После обсуждения работ учащихся привожу отрывок из эссе В.П.Астафьева
« Падение листа». В этом произведении осенний лист сравнивается с человеческим сердцем.
Произведение с философским подтекстом, заставляет учащихся размышлять о смысле человеческой жизни.