Г.Т.Баскакова,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Лабинский медицинский колледж», г. Лабинск
Анализ лирического произведения
Статья посвящена анализу лирического стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии». Дается полный анализ творческой истории стихотворения, служащим средством познания воображения, исканий и раздумий поэта.
Ключевые слова: лирическое произведение, любовная лирика, поэтичность образов, стихотворный размер, чувства.
Преподаватель литературы в процессе обучения студентов в СПО имеют дело со стихотворными произведениями. Необходимо, чтобы он сам осознавал и сумел показать обучающимся способ выражения авторской мысли в стихотворениях. Проблема эта подсказана современным направлением анализировать лирические произведения в единстве формы и содержания. Лирика – это тот поэтический род, который нередко создает у читателя ощущение непосредственного, безыскусственного выражения авторских эмоций. Её склонны воспринимать как непосредственный отклик поэта на те или иные факты его биографии.
В первую очередь это относится к лирике любви. Обращение к ней пробуждает интерес у студентов к тому, кто она, та женщина, к которой обращены слова любви. Поэтому так важно в процессе анализа лирического произведения показать обучающимся, что автор выражает субъективную точку зрения на происходящее. В любовной лирике центральной темой произведения становится любовь во всех ее проявлениях: счастливая и несчастная, уже пережитая, или только зарождающаяся. Любовная лирика — один из наиболее красивых жанров, который передает удивительный мир человеческих чувств и любовных переживаний. Любовная лирика — это жизнь, переданная романтическими образами. В ней студенты смогут найти то, что созвучно их сердцам. «У лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Лирическое произведение должно предстать как некий поэтический итог работы воображения, исканий и раздумий поэта. Большое значение имеет поэтому ознакомление обучающихся с материалами творческой истории лирических произведений.
Следует обратиться к творческой истории стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» (1829). Оно потрясает читателя своей непосредственностью, сиюминутностью (как будто все — и в природе, и в душе поэта — происходит сейчас, в данный момент). Однако стихотворение было создано не вдруг. Творческая история его обстоятельно изучена пушкинистом С. М. Бонди, который показал, что в процессе создания произведения менялось направление мысли поэта. В ранней редакции, например, преобладал мотив воспоминаний, что и определило его эмоциональную окраску. Первоначально стихотворение состояло из четырех четверостиший и носило более интимный характер. Интересно, что, отбросив две строфы и превратив стихотворение в восьмистишие, поэт придал ему подчеркнуто завершенный характер. Материалы творческой истории этого и других стихотворений («Осень», «Вновь я посетил» и др.) помогут студентам осознать, какой сложный путь проделывает мысль поэта от первых впечатлений, первых ощущений к богатейшему художественному содержанию завершенного лирического произведения.
Неожиданным для обучающихся окажется и тот факт, что, при всей доскональной изученности биографии Пушкина, до сих пор не удается точно установить, к кому обращены полные любви слова поэта в стихотворении «На холмах Грузии». И это не случайно: поэт как бы намеренно убирает биографические сигналы. Разумеется, можно указать на ряд стихотворений Пушкина, в которых биографические вехи расставлены совершенно открыто («К К***» — «Я помню чудное мгновенье», «Для берегов отчизны дальной», «Вновь я посетил» и др.), но и в этом случае поэт переводит поэтическую мысль из плана биографического в план общечеловеческий.
Очевидно, при анализе лирического произведения в центре внимания должно находиться движение поэтической мысли. Это отнюдь не предполагает пересказывания стихотворного текста, но требует проникновения в сложную систему сцеплений всех компонентов произведения, в котором нет не только нейтральных ритмов и звуков.
Попробуем проследить движение поэтической мысли в стихотворении «На холмах Грузии»:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Малый размер стихотворения, к которому пришел Пушкин в результате творческой работы,— одна из особенностей лирики как поэтического рода, способствующая созданию предельной концентрированности мысли и ощутимой завершенности ее.
Стихотворение начинается с описания природы. Однако изобразительных, зримых деталей в этом описании, в сущности, нет («лежит ночная мгла», «шумит Арагва»). Зато особую роль в создании настроения играют масштабность и поэтичность словесных образов, синтаксическая и ритмическая плавность, интонационная завершенность двух первых стихов, их отделенность от последующих, ощутимые паузы в конце стихов. Все это дает возможность почувствовать значительность того, что совершается в природе и в человеке. Открытость и широта пространства («На холмах Грузии»); мгла, не гнетущая, не тревожная, а естественная («ночная мгла»), несущая успокоение и гармонию; ночь, дающая человеку возможность погрузиться в себя; вечный шум воды, не нарушающий ночного покоя; поэт наедине с природой и с самим собой — так рождается особая эмоциональная атмосфера углубленного созерцания, внутренней сосредоточенности, возвышения над случайным и преходящим.
В общении с прекрасной и вечной природой поэту открывается нечто неожиданное, даже парадоксальное в мире человеческих чувств («Мне грустно и легко; печаль моя светла», рифмуются и тем самым объединяются, казалось бы, исключающие друг друга явления: «мгла» — «светла»); проясняются непреходящие человеческие ценности. Одна из этих ценностей — любовь. Одновременно меняется ритмико-синтаксический строй стихов, которые благодаря повторам создают впечатление непрерывности в движении чувств и мыслей («печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой...»). Тройной повтор с усилением («одной тобой») выражает постепенное нарастание чувства и постепенное осознание его единственности и всепоглощающей силы. Лирическая мысль завершается не в конце стихотворной строки, а внутри ее. Пауза от этого становится более отчетливой и значимой. Она заставляет читателя остановиться, еще и еще раз вдуматься в сказанное поэтом, проникнуться его чувством.
Кажется, этим можно было бы завершить стихотворение. Однако так не произошло. Мысль поэта продолжает свое движение сквозь лабиринт чувств. Всепоглощающая любовь не снимает сложного душевного состояния (унынье остается: «унынья моего Ничто не мучит, не тревожит»). Любопытно, что в одном из вариантов стихотворения вместо слова «унынья» появляется слово «мечтанья», но в окончательном тексте поэт снова возвращается к первоначальному варианту — «унынья». Но тем не менее любовь помогает обрести чувство счастья, душевное равновесие и гармонию с миром.
В финале стихотворения поэт как будто всецело находится во власти нахлынувших эмоций. Но вот появляется слово, казалось бы, неожиданное в данном поэтическом контексте, слово с ярко выраженным логическим значением — «оттого», выделенное синтаксически и ритмически (оно появляется фактически уже после кажущейся завершенности предыдущей мысли, начинает в конце стиха новую мысль, ломает ритмическую плавность, резкость его подчеркивается мужской рифмой). Это слово, создавая перелом в движении лирической темы, подводит к своеобразной лирической кульминации, к разрешению, к философскому заключению, которое вбирает в себя все пережитое и продуманное и принимает форму поэтического афоризма. В нем через опыт собственной жизни открывается и утверждается любовь как закон истинно человеческого бытия:
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
В таком тяготении к завершенности, исчерпанности сказывается характерное для лирики движение от непосредственного переживания, сиюминутного впечатления к широким поэтическим обобщениям, к постижению глубинных процессов совершающихся в мире человеческих чувств.
Список литературы
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1930). – М.: Изд-во: Правда, 1967.-С.359-363.
Гинсбург Л.Я. О лирике. 2-е изд.- М. – 1997. – С. 8.
Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. –М., 1981, с.143-159.
Пушкин А.С. Сборник произведений в 3-х томах.