РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
6 КЛАСС
2015-2016 учебный год
Составлена на основе:
программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю, 35 рабочих недель.
Учебно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
Количество часов: всего 105, в неделю 3часа Контрольная работа-3, тест-2,зачёт-2,сочинение-5,развитие речи-4,внеклассное чтение-13
Планирование составлено на основе примерной программы, утвержденной МО и НРФ.
Учебник:Литературы 6 класс. Авторы: В.П.Полухина,В.Я.Коровина,В.П.Журавлёв,В.И.Коровин в двух частях. Издательство Москва «Просвещение».2013г
Раздел II. Учебно-тематический план.
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
4
Из древнерусской литературы.
1
Из русской литературы XVIII века
5
Из русской литературы XIX века.
4
Из русской литературы XX века.
29
Из литературы народов России
1
Зарубежная литература.
17
Заключение
7
Всего часов
105
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Муха».
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Из литературы народов ближнего зарубежья .Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. К.Кулиев.Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…»
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов. «Партизан».Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва 2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел». К. Ф. Рылеев. «Державин». Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины». Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес». М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан». И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас». Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода». В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет». М. Твен. «История с привидением». О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун». Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь: работать с книгой определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания. Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение.2013г
Для учителя: Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Планируемый результат
освоения материала
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
Введение
1
В дорогу зовущие, или Литература открывает мир
1
Усвоение новых знаний
Знать: о роли книги в жизни человека;
уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2-3
Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые песни. Колядки. Масленич-
ные песни.Весенние и летние песни
1
Комбинированный
Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; Уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику
4
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора
2
Комбинированный
Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога;
Уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
5
Вн. чтение. «В чем красота русского фольклора?»
1
Внеклассное чтение
Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6
Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».
1
Комбинированный
Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формированиивсей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю;
Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА
7
Русская басня.
И.И.Дмитриев.
Слово о баснописце. Басня «Муха»
1
Комбинированный
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
8
И .А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Осёл и Соловей»
1
Комбинированный
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения
9
Басни А.И. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик»
1
Комбинированный
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
10
Урок Вн. чт.по басням И.А. Крылова «Баснописец, каких не было».
1
Внеклассное чтение
Знать:
биографию И.А.Крылова;
жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);
Уметь:работать со статьей учебника;
определять жанровые признаки басни;
рассказать о жизни и творчестве И.А.Крылова;
готовить сообщение по теме;
читать по ролям.
11
Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?».
1
Развитие речи
Уметь обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА
12
А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
1
Комбинированный
Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях;
Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
13
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
1
Комбинированный
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; Уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять
14
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
1
Комбинированный
Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
15-16
Вн.чт. Двусложные размеры стиха. Художественно-изобразительные средства языка.
2
Усвоение новых знаний
Знать: определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа»,«стих»; Уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения
17
Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
1
Усвоение новых знаний
Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды;
Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.
18
Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
1
Комбинированный
Знать: содержание анализируемых глав;
Уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.
19
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
1
Комбинированный
Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; Уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
20
Сюжет и композиция романа «Дубровский»
1
Комбинированный
Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;
Уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова – смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе
21-22
Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
2
Развитие речи
Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы;
Уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения
23
Вн.чт «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»
1
Внеклассное чтение
Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви;
Уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев
24
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина(
1
Контрольный урок
Уметь работать с тестами, давать развёрнутый ответ на вопросы
25
М..Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника
1
Комбинированный
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;
Уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
26
Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты
1
Комбинированный
Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
Уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
27
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»
1
Комбинированный
Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений,
Уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты
28-29
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей
2
Усвоение новых знаний
Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;
Уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их
30
Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»
1
Комбинированный
Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; Уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.
31
32
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
Ф.И. Тютчев. «Листья»,
Ф.И. Тютчев.Мысль о всеобщем законе природы в стихотворениях «С поляны коршун поднялся…» «Неохотно и несмело»,
2
Комбинированный
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;
Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
33-34
А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них-у дуба,у берёзы…»
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;
Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
35-36
Н.А.Некрасов. Слово о поэте.Стихотворение «Железная дорога».
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора;
Уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами
37
Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
Комбинированный
Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
Уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы.
38-39
Вн/чт. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»
2
Внеклассное чтение
Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема;
Уметь: выразительно читать лирическое повествование
40
Трехсложные размеры стиха
1
Усвоение новых знаний
Знать: определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;
Уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений
41
Итоговый тест по творчеству М.Ю.Лермонтова,Ф.И.Тютчева,А.А.Фета,И.С.Тургенева,Н.А.Некрасова.
1
Урок контроля
Уметь работать с тестами, давать развёрнутый ответ на вопросы
42-43
Н.С. Лесков. Слово о писателе.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;
Уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя
44
Народ и власть в сказе о Левше.
1
Комбинированный
Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти,
Уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе
45
Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»
1
Комбинированный
Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции;
Уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении
46
Урок контроля. Контрольная итоговая работа (Развернутые ответы на вопросы) по сказу Н.С. Лескова.
1
Комбинированный
Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
47
Вн/чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».
1
Внеклассное чтение
Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»;
Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасение погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солдата Постникова спасти тонущего человека; идею рассказа, авторское отношение к герою; Уметь оценивать поступки героев, А.П.Чехова, выявлять в них общее
48-49
А.П. Чехов.
Слово о писателе.
Смех в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»
2
Комбинированный
Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа;
Уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
50
В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»
1
Комбинированный
Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа;
Уметь: сопоставлять рассказы.
51
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.Баратынский, Я.П.Полонский,
А.К.Толстой
1
Комбинированный
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;
Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи , определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
52
Из литературы народов России. Г.Тукай “Родная деревня”,”Книга”
1
Урок изучения нового материала
Знать: автора и факты его био¬графии, литера-турной деятельно¬сти; определение понятий «лирика», «лирический ге¬рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
53-54
А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;
Уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
55
56
А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Авторское отношение к героям повествования
2
Усвоение новых знаний
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования;
Уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное
57
М.М.Пришвин
Философская притча «Кладовая солнца».
1
Усвоение новых знаний
Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; Уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать
58
Тропа Насти
1
Комбинированный
Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью;
Уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их
59
Тропа Митраши.
1
Комбинированный
Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания;
Уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу
60
Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.
1
Развития речи
Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;
Уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (как Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)
61
«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести
1
Комбинированный
Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для
писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь;
Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться
62
В.Ч. Рассказ
Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...»
1
Внеклассное чтение
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, что истинная дружба одно из самых ценных явлений жизни
человека;
Уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа
63-64
Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне.
2
Комбинированный
Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков;
Уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
65-66
В.П.Астафьев. Слово о писателе.
Рассказ «Конь с розовой гривой»
2
Комбинированный
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа;
определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;
Уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы
67
Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
1
Развитие речи
Знать: содержание рассказа, последовательность раскрытия темы;
Уметь находить в тексте описания образов героев, отбирать эпизоды для сочинения, делать вывод, определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения
68
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»
1
Усвоение новых знаний
Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь»,
«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;
понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;
Уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя
69-
70
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Смысл названия рассказа
2
Комбинированный
Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия;
Уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства
71
Урок контроля.
Классное сочинение по произведениям
В.Астафьева и В.Распутина
1
Урок контроля.
Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение),
Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью
72
Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ
«Срезал»
1
Усвоение новых знаний
Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия,
Уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа
73
В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»
1
Внеклассное чтение
Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке;
Уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам
74
75
Ф.А.Искандер.
Слово о писателе.
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
2
Усвоение новых знаний
Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
Уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
76
Вн.чт. В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»
1
Урок внеклассного чтения
Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения
77
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения.
1
Комбинированный
Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;
Уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя
78
С.А.Есенин. Стихотворения о родине.
1
Комбинированный
Знать: автора стихотворении, определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,
близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; Уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)
79
А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты
1
Усвоение новых знаний
Знать автора; понимать, как в
одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность;
Уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя
80
Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.
1
Усвоение новых знаний
Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова;
Уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
81
Вн.чт.К.Кулиев.Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа.
1
Внеклассное чтение
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;
Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи , определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
82-83
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
2
Комбинированный
Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;
Уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки
84
Урок-конкурс «Олимпийские игры»
1
Комбинированный
Знать:содержание изученных мифов.
Уметь:делать анализ эпизода
85
Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе
1
Внеклассное чтение
Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.);
Уметь составлять художественный рассказ о
герое
86-87
Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»
2
Усвоение новых знаний
Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;
понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; Уметь определять в тексте средства худ-й выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха
88
Обобщающий урок по теме «Мифы Древней Греции».
1
Обобщающий урок
Знать:содержание изученных мифов,
Уметь:давать характеристику героя
89-90
В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;
Уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное
91-92
И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя;
Уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого
93-94
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение
95-96
В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»
2
Урок ознакомления с новым материалом
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя;
Уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия
97-98
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча
2
Усвоение новых знаний
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей;
Уметь определять сказочные и реальные элементы сказки
99
Обобщающее повторение по произведениям зарубежной литературы
1
Комбинированный
Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения
100
«Что изменило во мне изучение
литературы в 6 классе?»
Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Урок развития речи
Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью
101-102
Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса.
Работа над ошибками.
2
Урок контроля
Уметь правильно давать ответы на вопросы тестовых заданий закрытого типа.
103
Итоговый урок-праздник: «Путешествие по стране Литературии».
Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Урок закрепление
Повторение пройденного материала за курс 6 класса
104-105
Итоговое занятие
2
Урок закрепление
Рекомендации на лето
Приложение
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
1. Где и когда родился А С Пушкин?
2. Как звали няню А.С.Пушкина?
3. Где находится Царскосельский Лицей, в котором учился Пушкин?
4. Чем интересно было открытие Лицея?
5. Каков был девиз Лицея?
6. Какой знаменитый русский поэт присутствовал на выпускном экзамене по русской словесности, где Пушкин читал свои стихи?
7. Каким размером написано стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Составьте схему стихотворного размера.
8. Чем заканчивается произведение А.С.Пушкина «Дубровский»?
Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
2 вариант
1. Как звали родителей, сестру и брата А.С.Пушкина?
2. Кто из родственников способствовал поступлению Пушкина в Лицей?
3. Когда состоялось открытие Лицея?
4. Какое образование давал Лицей?
5. Назовите имена и фамилии трех самых близких лицейских друзей Пушкина?
6. Какое стихотворение читал А.С.Пушкин на выпускном экзамене по русской словесности?
7. Каким размером написано стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Составьте схему стихотворного размера.
8. С какой речью Владимир Дубровский обратился к своим крестьянам в конце произведения?
Как вы думаете, прислушались ли крестьяне к советам Дубровского после того, как он их покинул?
Критерии оценивания: Соотношение % выполнения тестовых заданий пятибалльной системе:
80% и более – оценка «5»; 60 -79% - оценка «4»; 40-59% - оценка «3»; 0-39% - оценка «2».
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова
1.Определите размер стихотворения, напишите название и автора
1 вариант 2 вариант
Неохотно и несмело Ночевала тучка золотая
Солнце смотрит на поля… На груди утёса-великана…
2.Что такое композиция?
3.Определите фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога», в котором изображён пейзаж.
а)Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах.
б)Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно – покой и простор! – Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
в)Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты.
4.Расположите по порядку сюжетно-композиционные элементы литературного произведения.
а)развязка б)кульминация в)развитие действия г)завязка
5.Главной задачей поэта в стихотворении «Железная дорога» было показать:
а)процесс строительства б)картины народной жизни во время строительства
в)социальную несправедливость и свою веру в духовные силы народа-труженика
6.Кто произносит в стихотворении эти слова? Вот ваш народ – эти термы и бани, Чудо искусства – он всё растаскал!
а)автор б)Ваня в)генерал
7.Как называется рассказ И.С. Тургенева, входящий в «Записки охотника» о мальчиках в ночном. Сколько было мальчиков, как их звали?
8.Найдите и выпишите эпитет Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
9.Назовите автора, название, найдите метафоры, эпитеты, определите размер, рифму
Тучки небесные, вечные странники, Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
10.Что такое метафора, эпитет? Какие виды рифм вы знаете.
Критерии оценивания: Соотношение % выполнения тестовых заданий пятибалльной системе:
80% и более – оценка «5»; 60 -79% - оценка «4»; 40-59% - оценка «3»; 0-39% - оценка «2».
Письменная работа по рассказу Н.С. Лескова «Левша»
. Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? Что такое сказ?От какого лица ведется повествование? Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа? Найдите и прочитайте цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова. Как они образуются? Какова роль необычных слов? Как автор изображает Александра Павловича и Платова?Как изображается жизнь царской семьи? Как изображается левша? Как описывается работа трех мастеров – оружейников?Как жители Тулы пытались узнать, в чем заключается «страшный секрет»? Зачем Платов взял с собой в Петербург левшу? Как показан Платов в этом эпизоде
Критерии оценивания: Соотношение % выполнения тестовых заданий пятибалльной системе:
80% и более – оценка «5»; 60 -79% - оценка «4»; 40-59% - оценка «3»; 0-39% - оценка «2».
Пояснительная записка к итоговой работе по литературе в 6-ом классе за 2015- 2016учебный год
Преподавание данного курса осуществляется по Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2013)
Обучение в 6-м классе ведется по учебнику для общеобразовательных учреждений «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений». В 2 ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.-М.:Просвещение, 2015.
Промежуточная аттестация по литературе в 6 классе проводится в форме теста(4 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ЕГЭ, что является пропедевтикой подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах.
Требования к уровню подготовки учащихся: По окончании 6 класса учащиеся должны знать:
авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;
основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.
По окончании 6 класса учащиеся должны уметь:
характеризовать героев произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и происходящими в нем событий; анализировать образ, применяя при этом портрет героя, характеризуя его поступки;
стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;
использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе;
находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль;
отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения.
Комментарии по выполнению заданий и их оценке и времени выполнения
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -7 баллов. На выполнение части А – отводится 5-10 минут.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется от 1 до 3 баллов, в зависимости от типа задания. Максимальное количество балов – 6. Примерное выполнение задания 10 минут.
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-5 предложений.
Балл
1. Содержание ответа (сочинение)
Работа соответствует теме и заданию.
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания.
1
0
2. Речевое оформление ответа (сочинения)
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения.
Допущена одна логическая ошибка.
Допущено более 1 логической ошибки.
Точность и выразительность речи.
Однообразие грамматического строя речи.
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи.
2
1
0
2
1
0
3. Грамотность.
Соблюдены орфографические нормы.
Допущена 1 ошибка.
Допущено более 1 ошибки.
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка).
Допущены 1-2 ошибки.
Допущено более 2 ошибок.
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет).
Допущены 1-2 ошибки.
Допущено более 2 ошибок.
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок).
Допущены 1-2 ошибки.
Допущено более 2 ошибок.
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
Максимальное количество баллов за часть С
13
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 6 класс
А-1. К какому жанру относятся «Двенадцать подвигов Геракла»?
миф 2.легенда 3.сказание 4.сказка
А-2. Каков основной смысл «Сказания о Белгородском киселе»?
Изображение стойкости русских людей
Прославление ума и находчивости русских людей
Прославление князя
Изображение воинской мощи русских
А-3. К кому А.С.Пушкин в своём стихотворении обращается:
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»?
В.А.Жуковский 2. В.К.Кюхельбекер 3. А.А.Дельвиг 4. И.И.Пущин
А-4. Какая тема объединяет стихотворения М.Ю.Лермонтова
«На севере диком», «Листок», «Утёс»?
Красота природы 2.Родина 3.Одиночество 4.Дружба
А-5. Левша в произведении Лескова символизирует:
Крепостное крестьянство
Русскую интеллигенцию
Русский народ
Русское дворянство
А-6. Произведение Грина «Алые паруса» относится:
К фантастическим произведениям
К реалистическим произведениям
К романтическим произведениям
К приключенческим произведениям
А-7. Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:
Лидия Михайловна
Людмила Михайловна
Мария Ивановна
Анастасия Прокопьевна
В-1. Какие тропы в данном отрывке использует А.Фет?
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май…
В-2. Назовите роды литературы.
В-3. Назовите жанр по данному определению:
литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
С-1. Что сближает главных героев произведения А.Грина «Алые паруса»?
Время выполнения части С – 15-20 минут.
Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 26 баллов, время выполнения – 40 минут.
Система оценки ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы учащиеся постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0-40% - оценка «2».
Вариант А-1
А-2
А-3
А-4
А-5
А-6
А-7
В-1
В-2
В-3
1
1
2
4
3
3
3
1
метафора, эпитет
эпос, лирика, драма
пьеса
2
4
2
3
4
3
2
3
олицетворение, метафора
басня
/_ _ _дактиль
_ / _амфибрахий
_ _ _/ анапест
3
2
2
3
2
2
1
4
олицетворение, эпитет, сравнение
/ _ хорей
_ / ямб
композиция
4
1
1
4
1
3
4
1
метафора, олицетворение, эпитет, сравнение
повесть
сказ
Ключи к тестам: