Мультимедийный материал «Планирование к учебнику «Литература. Русская классика», 9 класс. Беленький Г.И. Учебник для 9 класса в двух частях. Под ред. Беленького Г.И. – 7-е изд., - М., «Мнемозина», 2007 год (материалы для подготовки презентаций, иллюстрации к произведениям, аудиозаписи, портреты писателей и поэтов, расположенные в порядке изучения тем) [link]
16.11
интегрированный урок
Чтение текста романа «Евгений Онегин»
Презентация
31
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
18.11
теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа
По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
32
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
21.11
характеристика героя
С.215-232, изучение материала
33
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
23.11
характеристика героини
С. 323-236, сравнительная характеристика героинь
34
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
25.11
содержание произведения
Выучить наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
35
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
28.11
идея произведения, лирические отступления в романе
С. 236-240, пересказ,
36
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
30.11
Подготовиться к контрольной работе
37
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
2.12
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос
прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению
38
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.
5.12
Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Написание сочинения, прочитать с.199-214
39
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества
7.12
основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблема.
Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,
40
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
9.12
основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы
1) стр. учебника 250-262;
2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
41
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
12.12
основные мотивы лирики поэта.
1) стр. учебника (263—279).
2) Принести на урок тексты стихотворений:
"К. н.и. "Я не достоин, может быть"
"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"
"Она была прекрасна, как мечта"
"Я не унижусь пред тобою"
"К" "прости! — мы не встретимся боле"
"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
42
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
14.12
анализировать текст на.лексическом уровне
Выучить стих наизусть (по выбору)
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
43
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
16.12
выделять смысловые части текста
«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.
44
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе
19.12
понятия роман, психологический роман
читать главу "Максим Максимыч".
Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?
Каким видит Печорина Максим Максимыча?
Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?
Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?
Как меняется форма повествования, его характерная 17тональность?
Учебник — стр. 288 — 311.
45
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
21.12
Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей
1) Стр. Учебника — "Печорин и Максим Максимыч".
2) Чтение "Тамань".
Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?
46 - 47
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
23.12
26.12
психологический портрет героя в системе образов
Чтение повести «Княжна Мери»,
повести "Фаталист»
48
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
28.12
" ст. Белинского о Герое…"
—Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?
— В чем беда Печорина?
— Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?
Где автор более сурово осуждает свое поколение?
49
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
13.01
С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)
50
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
16.01
понятия реализм и романтизм
1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.
51
Классное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
18.01
Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
52
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.
20.01
страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Аналитическое чтение 1-6 глав
53
«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
23.01
композиционные особенности, жанровое своеобразие
54
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
25.01
анализ эпизода
Анализ эпизода; презентация
55
Образ города в поэме «Мертвые души»
27.01
анализ эпизода
Подготовить вопросы - тест для проверки знания содержание поэмы
56
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
30.01
анализ эпизода
План характеристикики Чичикова, с 344-350
57
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме
1.02
Изобразительные средства языка
Наизусть лирическое отступление о Руси
58
Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского.
Тест по поэме
3.02
Чтение критической статьи
59
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Свои люди - сочтёмся». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
6.02
творческая биография писателя, содержание произведения.
«Бедность не порок». Чтение статьи.
Презентация
60
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Свои люди - сочтёмся». Комедия как жанр драматургии
8.02
Комедия как жанр
Чтение статьи учебника.
61
(Внеклассное чтение)
Из поэзии XІX века
Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии
10.02
уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
«Белые ночи». Мое представление о главном герое.
Презентация
62
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».
13.02
Развитие понятия о повести
Изучить материал лекции, дать развёрнутые ответы на вопросы.
63
Тема одиночества человека в странном мире ночей.
15.02
Дать характеристику главным героям, ответить на вопросы
64
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
17.02
Подобрать рабочий материал по теме сочинения
65
Р. Р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
20.02
Дописать сочинение
66
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии.
22.02
особенности автобиографического произведения
Чтение ст. о Л.Толстом, с.3-10; инд. обзор содерж. трилогии
Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь». Подготовить пересказ.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
67
«Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.
24.02
Прочитать полный текст главы «Comme il faut». Составить вопросы для анализа главы.
68
Подлинные и мнимые ценности жизни.
27.02
приёмы психологического самоанализа
Прочитать рассказы А.П. Чехова «Тоска» «Счастье», «Человек в футляре»
69
А.П. Чехов. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.
1.03
Рассказ как жанр литературы, подтекст
Подготовиться к контрольному тестированию по русской литературе 19 века.
70
Контрольный тест по русской литературе 19 века
3.03
Прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи»
Презентация
71
Из русской литературы XX века
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
6.03
Понятие импрессионизма в искусстве изобразительно-выразит. средства.
Худож.пересказ истории любви, с.55-59
Презентация
72
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
8.03
*Прочит. повесть «Собачье сердце»
73
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
10.03
определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.
«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.
Отметить сатирич. приемы в повести
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
74
М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.
13.03
Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190
75
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
15.03
композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя
Выделить особенности языка Шолохова в рассказе
портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий, песни военных лет.
76
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины
17.03
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
Прочит. рассказ «Матренин двор», с.241-277
77
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
20.03
Композиция рассказа
Отв. на вопросы презентация
Презентация
78
79
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
22.02
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
3.04
художественное своеобразие рассказа
Письм. ответ на вопрос: “О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?
Подготовиться к контрольной работе
80
Контрольная работа по произведениям XX века.
5.04
Решение тестов
Выучить наизусть стихотворения;
81
«Серебряный век» русской поэзии.
7.04
основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства.
В чем уникальность «Серебряного века»?
С.61-72, выразительное чтение и анализ любимых стихотворений
Портреты поэтов «серебряного века».
Презентация
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
82
А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
10.04
содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)
Презентация
83
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта.
12.04
конспектирование
Своеобразие ритма, интонации.
Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95)
Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе
Презентация
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
84
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского
14.04
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Анализ стихтв., с. 107-109
Презентация
85
Маяковский о труде поэта
14.04
Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.107-109); эссе
86
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики
19.04
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение, с.124-128; публика-ция (буклет)
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
87
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
21.04
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выуч. наизусть (на выбор, с.124-128)
88
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики.
24.04
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Анализ стихотворений, с.161-165
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
89
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
26.04
Основы стихосложения
Выраз. чтение, с.141-144; эссе
Презентация
90
Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
28.04
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)
91
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
2.05. ИНТ
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выраз. чтение, с.201-206
Презентация
92
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта
3.05
Анализ стих-й, с.221-223
Презентация
93
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
5.05
Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226)
94
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX веков. Подготовка литературно-музыкальной композиции.
ИНТ
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение, с.286-296
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
95
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков.
8.05
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Подготовиться к зачетному занятию
96
Зачетное занятие по русской лирике XX века
10.05
Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века.
Решение тестовых заданий
97
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца.
11.05. ИНТ
античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
С.303-314
Презентация
98
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
12.05
выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.
С.315-325
99
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.
15.05
основные факты из жизни Шекспира
*Анализ эпизода
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
100
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
17.05
С.335-346
101
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия.
18.05 ИНТ.
раскрывать
мотивы поступков героев
Сочинение-миниатюра
Презентация
102
Фауст как вечный образ мировой литературы. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра.
19.05
Теория литературы
103
Байрон «Шильонский узник».
22.05
Выполнение
тестов
104
Повторение изученного. Основные признаки направлений литературы.
24.05
Теория литературы
105
Итоги года и задание для летнего чтения.
25.05 ИНТ.
Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.
оценивания
Параметры
Оценка
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы;
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания публикации (буклет)
отлично
4 балла
хорошо
3 балла
требуется доработка
Содержание
Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.
Наличие дидактичес-кой информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.
Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.
Дизайн
Эффективно использовано пространство, ярко пред-ставлен иллюстративный материал, публикация легко читается.
Публикация легко чи-тается, но простран-ство использовано не совсем эффективно.
Неэффективно использо-вано пространство, бед-ный иллюстративный материал.
Максимальная оценка – 10 баллов
Критерии оценивания коллективной работы над проектом
«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.
«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.
«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.
«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
Литература
Новые государственные стандарты школьного оразования. М., «Аст – Астрель», 2004
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. (Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся). – М., «Вербум – М», 2004.
Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература 19 века. 9 класс» под ред. Беленького. – М., «Мнемозимна», 2003.
Литература. Русская классика. В 2-х частях.9 класс. Под ред. Г.И..Беленького – М., «Мнемозина, 2003.
Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 век. 9 класс. – М., «ВАКО», 2003
КИМ Литература. Аттестация по всем темам 9 класс, - М., «ВАКО». Составитель Е.С.Ершова, 2010.
Медиаресурсы - СД
Уроки литературы 5-11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005
Репетитор по литературе. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005
Библиотека электронных наглядных пособий по литературе для 8-11 классов. «Дрофа» - ЗАО « IC» - ЗАО «НКПЦ Формоза – Альтаир» РЦИ Пермского ГТУ, Москва, 2004
4