Конспект урока:Мир детства в стихотворении «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ». Анализ стихотворения. (5 класс ФГОС)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


38. Тема: Мир детства в стихотворении «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ». Анализ стихотворения.

5 класс лит-ра 08.12.16

Цели: познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, рифму, создавать письменные высказывания, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные УУД:

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя, постановка целей.

II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»*.

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.

Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.

Учитель. Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?

Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...»). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».

1. Беседа по вопросам.

– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)

– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

Чем закончилось неожиданное представление?

– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

Примечание. На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст. (Комментированное чтение.)

Вопросы для анализа:

Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

«О, милые плуты!» – с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...».)

Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?

Кого автор называет балованными детками?

Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)

Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин – житель города Вологды.

Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной – мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

Как вы думаете, почему?

Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)

Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство – это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.



4