Комедия «Горе от ума» : художественный метод.
1. Художественный метод - особый тип образного видения мира и отражения действительности, особый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя :
принципы художественного отбора;
способы художественного обобщения;
принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;
принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.
Основные методы – реалистический и нереалистический ( например, романтизм, сентиментализм и др.)
2. Реализм в России ( литературные формы).
Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Черты:
стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;
универсальность в изображении человека;
историческая точка зрения на жизнь.
3. Этапы развития реализма в России :
- просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);
- «синкретический» реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического ( Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);
- критический реализм – обличительная направленность , решительный празрыв с романтической традицией ( Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др );
- социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.
4. Метод и герой Грибоедова.
Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.
ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:
отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность и неразрешимость конфликта, то есть «открытый финал»);
переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму ( вершинная – с одним главным героем);
характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;
мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;
переосмысление романтического конфликта «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;
построение пьесы на основе двух сюжетных линий ( любовная и социально-политическая);
отсутствие крупных переломных событий;
афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.
современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.
ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:
обширные монологи, не способствующие развитию действия;
традиционное количество актов – 5;
наличие «трех единств» ( времени, места и действия), с нарушением единства действия;
-
наличие «говорящих» фамилий и имен ( Молчалин, Скалозуб, Софья и др);
наличие традиционных амплуа ( Лиза – субретка: подруга и служанка главной героини).
ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ ОТ УМА»:
герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;
в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА И ОБЩЕСТВО».
3. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.
1). КОМЕДИЯ - жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.
ПРИМЕЧАНИЕ: «Горе от ума» - комедия характеров.
2). КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой – смех.
3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:
прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге ( 2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);
( 3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);
Фарсовая сцена общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским ( 4 действ., 20 явл).
прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга . ( Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов - от франц. слова «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости.
Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. ( Тугоуховский – глух, Молчалин – подчеркнуто немногословен, Скалозуб – не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья – мудрость, Чацкий – звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев – философ-западник, признанный сумасшедшим. )
4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.
Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях. Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке. Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл. В глазах общества Чацкий – человек опасный ( «карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.
Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» ( термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Базаров.