Дмитриева Ю. Л.,
преподаватель русского
языка и литературы
ГПОУ «Горловский техникум
пищевых технологий и торговли»
Проблема Творца и творимого в романе Булгакова М. «Мастер и Маргарита»
Рассматривая заявленную в теме проблему, следует сказать, что в романе представлено три «мира» Творцов, которые представляют собой некую иерархию, которую схематически можно представить как треугольник с тремя ярусами: верхний – Творец-Бог, средний Творец-Литератор (представители МАССОЛИТа в произведении), нижний – Творец-Не литератор. Причем эти миры существуют параллельно и в сознании представителей среднего и нижнего не пересекаются, хотя на деле взаимопроникают друг в друга. Предлагаю сначала рассмотреть их изолированно друг от друга.
Представляет мир Творца- Не литератора является Мастер. Аргументируем это утверждение. В тексте романа впервые знакомимся мы с ним в психиатрической клиники, куда попадает Иван Бездомный (литератор, входящий в состав МАССОЛИТа). Мастер говорит о том, что «историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев и занимался переводами». Позже он начал сочинять роман о Понтии Пилате. Итак, Мастер никогда не принадлежал к литераторам и их организациям, он был совершенно чужой для той среды человек, которому даже по образованию не полагалось творить. Да еще творить без присмотра без заказа на соответствующую тему, без «чуткого руководства». Однако этот человек является творцом своего собственного маленького художественного мира, причем ценность творимого им оценивается только самим творцом и его подругой. По сути дела творимый Мастером мир частично становится реальностью для двух человек, начинает жить вместе с ними своей жизнью в маленьком микрокосмосе. Если обратить внимание на воспоминания Мастером о том периоде, то можно убедиться в верности сказанного выше: «Ах, это был золотой век! Совершенно отдельная квартирка, и еще передняя и в ней раковина с водой, маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущем к калитке. … так, вот – диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик… Ах, какая у меня была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу…». Сотворенный Мастером роман влияет на его судьбу, судьбу Маргариты, критика Латунского и Ивана Бездомного, что доказывает материальность его творения. Однако, когда роман выходит за пределы микрокосма, т.е. когда Мастер пытается издать свое творение, подняться на уровень Творцов-Литераторов, его туда не допускают, поскольку он не выполняет канонов этой своеобразной «секты».
Теперь рассмотрим средний мир и его представителей, действительно ли они творцы? Булгаков М. описывает эту среду начиная с заседания в Грибоедове: этот ресторан, где всегда подают только лучшее и недорого, эти дачи на Клязьме, которых слишком мало, а желающих слишком много, этот новый многоэтажный дом с респектабельными квартирами, эти споры о том кто больше выгадает. По сути в романе не сказано ни одного слова о сути творчества этих людей, автор только называет их: беллетрист Бескудников, поэт Двубратский, московская купеческая сирота, ставшая писательницей и сочиняющая батальные морские рассказы под псевдонимом «Штурман Жорж», Глухарев-сценарист новеллист Попрыхин, критик Абабаков. Это те, кто именуют себя творцами художественных миров на заказ партии, поставленные на конвейер творцы, которые создают свои произведения в кратчайшие сроки, чтобы выгадать удачную командировку на юга, или заслужить право на дачу за Москвой, или иные привилегии. Однако мы не видим творческого процесса, влияния их творений на судьбы людей. Это стая хищников, готовых разорвать чужака на части, лишь бы не упустить своего. Мы склонны квалифицировать этот мир «Творцов-Литераторов» как псевдомир, хотя и в нем попадаются действительно Творцы. Например, Иван Бездомный – поэт, создавший произведение, выбивающееся из ряда конвейерных творений, способное повлиять на людей, способное обрести свою судьбу, материальность. Это доказывают такие строки из романа: «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он писал, – но Иисус у него получился, ну, совершенно живой, некогда существовавший Иисус…». Как видим, Ивану удалось создать свой мир, более того, этот мир не был выдумкой, безжизненной схемой, он был полон жизни и живых людей, он жил своей жизнью и по своим законам, он мог влиять на людей и выбивался из общего стандартного обезличенного ряда.
А теперь перейдем к рассмотрению верхнего иерархического яруса. Творец-Бог в произведении не представлен как отдельный герой, однако о нем говорят, пытаясь найти доказательства его существования. Мы можем судить о нем по его творениям. Например, та же нечистая сила во главе с Воландом. В нашем полярном представлении о мире, это олицетворение зла, однако, внимательно приглядевшись к их поступкам, мы видим, что они расставляют все на свои места, вносят иррациональность в четко выстроенный рациональный мир, творцами которого есть люди, они помогают найти свою дорогу Маргарите и Мастеру, наказывают прохиндеев (дядюшку Берлиоза, Лиходеева, доносчика Римского и других), т.е. они претворяют в жизнь Его замыслы. Существование этого высшего уровня и Бога-Творца по утверждению Воланда не нуждается в доказательствах и вере: «А не надо никаких точек зрения. Просто он существовал, и больше ничего».
Итак, мы рассмотрели выделенные нами три уровня, а теперь посмотрим как они переплетаются друг с другом, хотя в романе герои и отрицают это.
Первая точка пересечение – имя Иешуа (Иисус). Он представлен как часть той силы, которая творит (мы отталкиваемся от триединой концепции христианского божества: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух), он является главным героем произведения поэта Бездомного, принадлежащего к среднему миру Литераторов и Мастера, скромного историка, не вхожего в этот мир.
Вторая точка пересечения – столкновение нечистой силы, Ивана и Мастера. Описанные события показывают сумму взаимодействия факторов, которые приводят к тому, что эти три мира творцов соприкасаются, давая возможность увидеть их и переосмыслить свои взгляды, однако это удается не всем: литераторы остаются в своем мире, продолжая искать рациональное объяснение всему случившемуся, оставаясь атеистами (что, по моему мнению, не дает им стать полноценными Творцами, поскольку отрицая возможность акта творения мира чем-то высшим, они отрицают собственную возможность сотворить новый живой мир, который воплотится в этом, повлияет на судьбы, обретет некую материальность, свою историю), Мастер наоборот предпочел созданный мир, в котором он все угадал, точнее постиг в акте творения, Иван смог соприкоснуться со всеми мирами и отринуть талант Демиурга, усомнившись в своих силах.
Итак, в произведении одной из основных является проблема Творца, представленная на трех уровнях, которые можно выстроить как иерархично, так и указать на их пересечение, проникновение друг в друга.